Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2023 года <адрес>
Пермский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Овчинниковой Е.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием истца по средствам ВКС ФИО1, представителя ответчика ГУФСИН России по <адрес> и ФКУ СИЗО № ГУФСИН России по <адрес> – ФИО3 по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании по средствам видеоконференцсвязи гражданское дело по иску ФИО1 к ответчику ФКУ СИЗО № ГУФСИН России по <адрес>, ГУФСИН России по <адрес> о признании бездействия незаконным, взыскании пенсии по инвалидности, расходов на оформление паспорта, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ СИЗО № ГУФСИН России по <адрес>, ГУФСИН России по <адрес> о признании бездействия руководства ФКУ СИЗО № ГУФСИН России по <адрес> выразившееся в не оформлении ему паспорта в период с мая 2020 года по ноябрь 2020 года; в принуждении самостоятельного изыскания денежных средств на оформление паспорта; о взыскании денежных средств за утрату пенсии по инвалидности в период с мая 2020 года по ноябрь 2020 года в размере 51 360,42 рублей, расходов на оформление паспорта в размере 1 600 рублей, взыскании морального вреда в размере 15 000 рублей.
В обосновании заявленных требований указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец содержался под стражей в ФКУ СИЗО № ГУФСИН России по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истцу была установлена третья группа инвалидности, однако в период с ДД.ММ.ГГГГ по декабрь 2020 при обращении в Пенсионный Фонд Российской Федерации <адрес> (межрайонный) не мог получать назначенные пенсионные выплаты по инвалидности в виду отсутствия документа подтверждающего личность (паспорта). При обращении в социальную защиту ФКУ СИЗО № ГУФСИН России по <адрес> для получения паспорта за счет средств федерального бюджета, с последующим вычетом денежных средств, отказывали, указывая на отсутствие денежных средств на его личном счете в размере 1 600 рублей, необходимых для оформления паспорта (госпошлина и фотографии). После поступления денежных средств на личный счет истца от знакомого в октябре 2020 года, истцу в ноябре 2020 сделали паспорт, однако первая пенсионная выплата была зачислена лишь в декабре 2020 года на лицевой счет в ФКУ СИЗО № ГУФСИН России по <адрес>. В виду того, что руководство ФКУ СИЗО № ГУФСИН России по <адрес> отказывало истцу в получении паспорта, истец не мог обратиться в Пенсионный Фонд Российской Федерации <адрес> (межрайонный) с целью получения пенсионных выплат по инвалидности за ранний период. О нарушении прав оформления паспорта и пенсионного обеспечения истцу стало известно только в июне 2023 года.
Протокольным определением Пермского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУФСИН России по <адрес>, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (л.д. 35-36).
Истец ФИО1 участвовал в судебном заседании по средствам ВКС, на заявленных требования настаивал, по доводам, изложенным в исковом заявлении, также пояснил, что он является инвалидом с ДД.ММ.ГГГГ и ему положена государством гарантированная пенсия. Паспорт был им утерян еще в 2018 до его задержания. С заявлением об утере паспорта в органы полиции не обращался. Считает, что паспорт должен был ему оформлен за счет государства. Моральные страдания выразились в том, что он был лишен социальной гарантии на пенсию в течении пяти месяцев.
Представитель ответчиков ГУФСИН России по <адрес> и ФКУ СИЗО № ГУФСИН России по <адрес> ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась в полном объеме, по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. Пояснила, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в СИЗО № ГУФСИН России по <адрес> в статусе обвиняемого, данный статус по Закону N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в действующей на тот момент редакции не предусматривал оформление паспорта обвиняемым за счет средств государства. ФИО1 данная информация доводилась до сведения. СИЗО занималось оформлением документов истца для направления в пенсионные органы для назначения пенсионных выплат. Бездействия органов СИЗО по не оформлению паспорта и пенсионных выплат не имееся.
Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, возражений не представлено.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со статьей 7 данного Федерального закона изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел относятся к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Согласно статье 15 данного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Из статьи 16 данного Федерального закона следует, что в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Права подозреваемых и обвиняемых перечислены в статье 17 данного Федерального закона, часть 4 которой устанавливает, что подозреваемые, обвиняемые, содержащиеся под стражей, имеют право на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, содержался в ФКУ СИЗО № ГУФСИН России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со статусом «обвиняемый», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением приговора в законную силу со статусом «осужденный».
По прибытии ФИО1 в учреждение в его личном деле отсутствовал паспорт гражданина Российской Федерации, в связи с его утратой до задержания самим ФИО1 Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
На момент поступления в учреждение ФКУ СИЗО № ГУФСИН России по <адрес> ФИО1 инвалидности не имел, в период нахождения в учреждении ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была установлена третья группа инвалидности.
ФИО1 обращался с заявлением о назначении пенсии в Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное), однако данное заявление было возвращено, в связи с тем, что заявление может быть принято к рассмотрению только при наличии документа, удостоверяющего личность заявителя (паспорта или временного удостоверения личности).
Как следует из пояснения истца и не опровергается представителем ответчика, ФИО1 обращался с заявлением о помощи в оформлении пенсии по инвалидности.
В целях организации получения паспорта ФИО1 специалистом по социальной работе организовано фотографирование и распечатка фотографии на паспорт ФИО1, а также направлялись запросы в ОУФМС России по <адрес> в <адрес>, следователю СЧ ГСУ ГУ МВД России по <адрес>. Также было разъяснено, что на лицевом счете ФИО1 не имеется денежных средств для оплаты государственной пошлины при оформлении паспорта, в связи с чем предложено позвонить родственникам, знакомым для зачисления денежных средств на лицевой счет.
При поступлении денежных средств на личный счет ФИО1 в ФКУ СИЗО № ГУФСИН России по <адрес>, он обратился с заявлением о снятии денежных средств для восстановления паспорта. ФКУ СИЗО № ГУФСИН России по <адрес> был направлен пакет документов, для оформления паспорта, в дальнейшем для оформления пенсии по инвалидности, в связи с чем, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена социальная пенсия по инвалидности и в последующем произведены соответствующие выплаты.
В части доводов ФИО1 по вопросу бездействия администрации исправительного учреждения по вопросам восстановления паспорта гражданина Российской Федерации установлено из предоставленных материалов дела, что администрацией исправительного учреждения проводилась работа с целью оказания содействия в получении документа, удостоверяющего личность.
В части доводов ФИО1 по вопросу самостоятельного изыскания денежных средств за счет средств федерального бюджета на оформление паспорта, установлено, что Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений": часть вторая статьи 17 дополнена пунктом 7 следующего содержания: подавать через администрацию следственного изолятора заявление о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации с приложением всех необходимых документов. Администрация следственного изолятора осуществляет прием указанных заявления и документов и их направление в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, для оформления паспорта гражданина Российской Федерации. Оформленный паспорт гражданина Российской Федерации передается администрации следственного изолятора для приобщения к личному делу подозреваемого или обвиняемого. В случае отсутствия денежных средств на лицевом счете подозреваемого или обвиняемого расходы, связанные с оформлением паспорта гражданина Российской Федерации, осуществляются за счет средств федерального бюджета.".
Таким образом, действующая редакция в спорный период времени не предусматривала процедуру, связанную с оформлением паспорта гражданина Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что оснований к удовлетворению требований истца не имеются, поскольку не опровергают правомерность действий ФКУ СИЗО № ГУФСИН России по <адрес> по проведению мероприятий по оформлению паспорта гражданина РФ в отношении ФИО1
С учетом добытых и исследованных в судебном заседании материалов дела, оснований для признания незаконным бездействия сотрудников ФКУ СИЗО № ГУФСИН России по <адрес>, взыскании неполученной пенсии, взыскании компенсации морального вреда, расходов на оформление паспорта, у суда не имеется, в связи с чем, требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлена отсрочка от уплаты государственной пошлины при подаче иска до рассмотрения дела по существу.
Учитывая, что доступ истца к правосудию был обеспечен, с него как участника судопроизводства после рассмотрения и разрешения гражданского дела по существу не может быть снята установленная для всех и подлежащая исполнению в равной степени обязанность уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах, с ФИО1 подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 3 018,41 рублей (по требованиям неимущественного характера: 300 рублей по бездействию выразившееся в не оформлении паспорта + 300 рублей по бездействию выразившееся в принуждении самостоятельного изыскания денежных средств на оформление паспорта + 300 рублей по компенсации морального вреда) + по требованиям имущественного характера 51 360,42 рублей).
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования истца ФИО1 о признании незаконным бездействия ФКУ СИЗО-6 ГУФСИН России по <адрес> в не оформлении паспорта удостоверяющего личность, незаконные действия ФКУ СИЗО-6 ГУФСИН России по <адрес> по принуждению самостоятельно изыскания денежных средств на оформление удостоверения личности, взыскании пенсии по инвалидности за период с мая 2020 по ноябрь 2020 в размере 51 360,42 рублей, взыскании расходов на оформление паспорта в размере 1600 рублей, взыскании компенсации морального вреда в размер 15 000 рублей оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере 3 018,41 рублей в доход местного бюджета.
На решение в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Пермский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья Е.В. Овчинникова
подлинник подшит
в гражданском деле №
Пермского районного суда <адрес>
УИД 59RS0№-56