Дело № 2-5617/2022
УИД 11RS0001-01-2021-017012-31
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Некрасовой О.С.,
при секретаре Катаржновой Ю.Д.,
с участием истцов Костина Н.А., Усовой Л.П., адвоката Строганова Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре
28 сентября 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Костина Ильи Анатольевича, Костина Николая Анатольевича, Усовой Любови Павловны к Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились с исками к Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа в здание железнодорожного вокзала города Сыктывкара, о взыскании в пользу каждого из истцом по 20 000 рублей компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что истцы являются инвалидами. В здании железнодорожного вокзала не соблюдаются положения действующего в Российской Федерации законодательства, не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов.
В ходе рассмотрения дела судом истцами указано на необходимость возложения на ответчика обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа Костина И.А., Костина Н.А., Усовой Л.П., являющихся инвалидами, в здание железнодорожного вокзала, путем выполнения, работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в указанное здание, определенных заключением эксперта АНО «БТЭ при ТПП РК» № 071/5-2/00205.
В судебном заседании Костин Н.А., Усова Л.П. поддержали заявленный иск, указали на отсутствие возможности беспрепятственного доступа в здание железнодорожного вокзала, истец Костин И.А. в суд не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела судом, представитель ответчика в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в суд возражения по существу заявленного иска.
С учетом положении п.п. п. 63, 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015г. № 25, надлежащего извещения участников процесса о месте и времени рассмотрения дела, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что Костин И.А., Костин Н.А., Усова Л.П. являются ..., относится к маломобильной группе населения, используют технические средства реабилитации-коляски.
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» ((ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) является собственником здания, в котором расположен железнодорожный вокзал г. Сыктывкара.
20 мая 2021 года истцы выехали на железнодорожный вокзал г. Сыктывкара. В ходе осмотра обнаружили отсутствие возможности беспрепятственного доступа инвалидов в здание. Указывают в т.ч., на несоответствия нормам действующего в Российской Федерации законодательства оборудования пандуса, отсутствие колесоотбойника, нарушения при оборудовании тактильных наземных указателей, в оборудовании двери и санитарной комнаты.
Статьями 2 и 7 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституционные права граждан инвалидов и маломобильных групп населения также закреплены в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.
Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
В части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Повышение уровня социальной интеграции инвалидов и реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры является одним из основных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.
Правительством РФ установлен Перечень национальных стандартов и сводов правил о безопасности зданий и сооружений, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение упомянутого Технического регламента (ч. 1 ст. 6 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений). В этот Перечень включен, например, СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"
В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений (Определения Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 года N 689-О-О, от 24 октября 2013 года N 1632-О).
Как усматривается из материалов дела, истцы являются инвалидами первой группы передвигаются на креслах-колясках, предоставили доказательства в обоснование заявленных требований, в т.ч., фотоматериалы.
Доводы истцов подтверждены заключением эксперта АНО «БТЭ при ТПП РК» ... Н.И. № 071/5-2/2022, из которого следует, что имеется техническая возможность оборудовании здания железнодорожного вокзала Сыктывкара, принадлежащего ОАО «Российские железные дороги» и расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова, д 1а, в соответствии с действующими нормами законодательства РФ в целях беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения
При проведении экспертного обследования экспертом выявлены следующие нарушения:
На центральном крыльце отсутствуют колесоотбойники по двум сторонам пандуса; Поручни пандуса на центральном крыльце выполнены из труб диаметром 50,56 мм, должны быть не более 50 мм;
Окончания поручней пандусов на центральном крыльце не параллельны поверхности; Высота парных поручней пандуса на центральном крыльце различная, высота нижнего ~ 0,69 м, верхнего ~ 0,88 м; должны быть 0,7 и 0,9 м соответственно; Поручни пандуса на центральном крыльце подвижны, отсутствует прочное крепление;
Поручни на нижнем марше лестниц центрального входа и медицинского пункта выступают менее 350 мм, должны быть не менее 600 мм.
Поручни лестниц центрального входа и медицинского пункта выполнены из труб диаметром 50,77 мм, должны быть не более 50 мм.
Высота поручней лестничных маршей центрального крыльца и медицинского пункта различна на разных участках от 8,88 до 0,92 м., должна быть 0,9 м;
На лестничных маршах центрального крыльца и медицинского пункта ширина проступей от 0,28 до 0,3 м; высота ступеней различна от 0,14 до 0, 24 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты, ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м (или кратно) этим значениям, высоту ступеней - 0,12 до 0,15 м. • На центральном входе маркировка двери в форме круга установлена только на одном уровне и на недопустимой высоте — 1,54 м; должна быть на двух уровнях на высоте 0,9-1,0 м и 1,3-1,4 м.
Тактильные наземные указатели деформированы, изношены;
Конусы на тактильной плитке на перроне, а также шуцлинии на тактильных плитках направления движения- сбиты, тактильно не прощупываются;На выходе к перрону установлен тактильный указатель с конусами в линейном порядке (должен быть в шахматном), а также без соблюдения расстояния 300 мм, от препятствия.
Свободная зона с боку от унитаза составляет 700 мм, при реконструкции должна быть 750 мм;
При выявленных параметрах санитарной кабины дверь при входе в нее должна быть с автоматическим доводчиком и с дистанционным управлением от кнопки расположенной вблизи зоны пересадки на унитаз; Высота чаши унитаза 450 мм, должна быть 520 мм;
Двери в санузел (вход из коридора) открываются с трудом, функция задержки доводчика продолжительностью не менее 5с не выполнена.
Наименование выявленных нарушений и наименование ремонтно-строительных работ, которые необходимо произвести для их устранения сведены в таблицу № 2.
Наименование выявленных нарушений |
Пункты нормативной документации(чему не соответствует |
Перечень ремонтно-строительных работ, необходимых для приведение в соответствие с установленными требованиями для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения |
п. 5.1.16
СП 59.13330.2020 |
Установить колесоотбойники на пандусах (возможно с помощью понижения ригеля). | ||
Поручни пандуса на центральном крыльце выполнены из труб диаметром 51 мм. |
п. 5.1.5 ГОСТ 51261 |
Привести поручни пандуса в нормативное состояние в соответствие с указанными | |
Окончания поручней пандусов на центральном крыльце не параллельны поверхности. |
п. 5.2.6.2 ГОСТ Р 51261 |
требованиями. | |
Высота парных поручней пандуса на центральном крыльце различная, высота нижнего ~ 0,69 м, верхнего ~ 0,88 м. |
п. 5.1.16 СП 59.13330.2020 |
||
Поручни пандуса на центральном крыльце подвижны, отсутствует прочное крепление. |
п. 5.1.11 ГОСТ Р 51261 |
||
2 |
Поручни на нижнем марше лестниц центрального входа и медицинского пункта выступают менее 300 мм. |
п. 5.1.13 СП 59.13330.2020, п. 5.2.7.2 ГОСТ Р 51261 |
Привести поручни пандуса в нормативное состояние в соответствие с указанными требованиями. |
Поручни лестниц центрального входа и медицинского пункта выполнены из труб диаметром 51 мм. |
ГОСТ Р 51261 п. 5.1.5 |
||
Высота поручней лестничных маршей центрального входа и медицинского пункта различна, на разных участках от 0,88 до 0,92 м. |
п. 5.1.13 СП 59.13330.2020 |
||
На лестничных маршах центрального крыльца и медицинского пункта ширина проступей различна от 0,28 до 0,3 м; высота ступеней различна от 0,14 до 0,24 м. |
п. 5.1.12 СП 59.13330.2020 |
Привести ступени в нормативное в соответствие с указанными требованиями. | |
На центральном входе маркировка двери в форме круга установлена только на одном уровне и на недопустимой высоте — 1,54 м. |
п. 6.1.16 СП 59.13330.2020 |
Установить на дверном блоке яркую контрастную маркировку в соответствие с указанными требованиями. | |
3 |
На выходе к перрону установлен тактильный указатель с конусами в линейном порядке (должен быть в шахматном), а также без соблюдения расстояния 300 мм, от препятствия. |
Таблица 3 п. 6 ГОСТ Р 52875 |
Установить тактильные наземные указатели в соответствие с указанными требованиями. |
Тактильные наземные указатели деформированы, изношены; Конусы на тактильной плитке на перроне, а также шуцлинии на тактильных плитках направления движения- сбиты, тактильно не прощупываются. |
||
4 |
Свободная зона с боку от унитаза не нормативная, составляет 700 мм. |
п. 6.3.6 СП 59.13330.2020 |
Дверь должна быть с автоматическим доводчиком и с дистанционным управлением от кнопки расположенной от вблизи зоны пересадки на унитаз. |
п. 6.3.6 СП 59.13330.2020 |
Выполнить перенос поручня в соответствие с указанными требованиями. |
Высота чаши унитаза не нормативная, составляет 450 мм. |
Приложение Г рис. Г.4 ГОСТ 51261 |
Установить дверь в соответствие с указанными требованиями. |
Двери в санузел открываются с трудом, функция задержки доводчика продолжительностью не менее 5с не выполнена. |
п. 6.1.5, п.6.4.3 СП 59.13330.2020 |
Поднять чашу унитаза на нормативную высоту. |
Оборудовать дверь доводчиком с функцией задержки продолжительностью не менее 5с, в соответствие с указанными требованиями. |
Суд принимает во внимание в качестве достоверного доказательства по делу экспертное заключение АНО «БТЭ при ТПП РК» № 071/5-2/00205 поскольку оно составлено экспертом, имеющим необходимый опыт работы; содержащиеся в заключении выводы являются полными, объективными. Экспертиза проведена лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед нею вопросов, полно, объективно, достаточно ясно; эксперт Василевская Н.И. предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не исполняется обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание железнодорожного вокзала г. Сыктывкара.
Положения Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры носят императивный характер и исключений относительно времени постройки и конструктивных особенностей здания не содержат.
Тот факт, что здание возведено до введения в действие СНиП 35-01-2001 и Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009 г. "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", правового значения не имеет, поскольку согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, … должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства ответчика следует обязать обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в принадлежащее ему здание.
С учетом представленных сторонами объяснений и даты вынесения решения, объема работ, суд полагает возможным установить срок для проведения требуемых работ – в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда
Оснований для увеличения указанного срока суд не усматривает.
Доводы ответчика об отсутствии должного финансирования не подтверждены допустимыми доказательствами и не являются основаниями к отказу в удовлетворении исковых требований по настоящему делу.
Доводы ОАО «РЖД» о частичном устранении нарушений требований законодательства, производстве ремонтно-строительных не подтверждены допустимыми доказательствами. У суда не имеется оснований указывать в решении суда, что оно является исполненным. Данные доводы ответчика могут быть учтены в порядке исполнения судебного постановления.
Суд полагает возможным обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда обеспечить беспрепятственный доступ Костина Ильи Анатольевича, Костина Николая Анатольевича, Усовой Любови Павловны, являющихся инвалидами, в здание железнодорожного вокзала, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова д. 1а, путем выполнения, в соответствии с требованиями действующего в Российской Федерации законодательства, работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в указанное здание, определенных заключением эксперта АНО «БТЭ при ТПП РК» № 071/5-2/00205.
Рассматривая заявленные истцами требования о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к таким способам защиты гражданских прав относится компенсация морального вреда.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Поскольку факт нарушений прав истцов в ходе рассмотрения настоящего дела судом установлен, Костин И.А., Костин Н.А., Усова Л.П. имеют право на компенсацию морального вреда.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, учитывая обстоятельства причинения вреда истцам, длительность нарушения их прав, степень нравственных страданий истцов, их индивидуальные особенности, как инвалидов, требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу о возможности возложения на ответчика гражданско-правой ответственности в виде обязанности компенсировать каждому из истцов моральный вред в размере по 10 000 рублей.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда обеспечить беспрепятственный доступ Костина Ильи Анатольевича, Костина Николая Анатольевича, Усовой Любови Павловны, являющихся инвалидами, в здание железнодорожного вокзала, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Морозова д. 1а, путем выполнения, в соответствии с требованиями действующего в Российской Федерации законодательства, работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в указанное здание, определенных заключением эксперта АНО «БТЭ при ТПП РК» № 071/5-2/00205.
Взыскать с Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в пользу Костина Ильи Анатольевича, ..., 10 000 рублей компенсации морального вреда
Взыскать с Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в пользу Костина Николая Анатольевича, ..., 10 000 рублей компенсации морального вреда.
Взыскать с Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в пользу Усовой Любови Павловны, ..., 10 000 рублей компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный
Суд Республики Коми в течение месяца с о дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.С. Некрасова
...