Дело № 2-644/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2019 года г. Чита
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Григорьевой Л.М.,
при секретаре судебного заседания Чуносовой М.О.,
с участием истцов Золотарева Е.В., Золотаревой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотарева Е.В. , Золотаревой Н.И. , действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Золотарева Г.Е., Золотарева И.Е. и Золотарева В.Е. к администрации городского округа «<адрес>», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Министерству финансов Российской Федерации о признании права на получение единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, и выплате недостающей части,
УСТАНОВИЛ:
истцы обратились в суд с вышеназванным иском, просили суд признать право на получение единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, и выплате недостающей части.
В обоснование заявленных требований указано, что истцы являются собственниками двух квартир № расположенных по адресу: <адрес>, постоянно проживают в этих квартирах, имеют регистрацию, данные квартиры попали в зону подтопления в связи с паводком, вызванном сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края. Вся их семья была включена в списки на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в размере 50000 рублей на каждого члена семьи, которую они получили в размере 250000 рублей, однако считают, что они имеют право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, в связи с чем просят взыскать недостающую сумму в размере 50000 тысяч рублей на каждого члена семьи, а всего 250000 рублей.
В судебном заседании истцы Золотарев Е.В., Золотарева Н.И., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Золотарева Г.Е., Золотарева И.Е. и Золотарева В.Е., исковые требования по вышеизложенным доводам поддержали, просили их удовлетворить.
При подготовке дела к судебному разбирательству в качестве соответчиков привлечено Министерство финансов Российской Федерации, администрация городского округа «Город Чита», в качестве третьих лиц ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, УМВД России по Забайкальскому краю.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, от представителя по доверенности поступил отзыв на иск.
Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края, надлежаще извещенный о дате и месте слушания дела, в настоящее судебное заседание не явился, от представителя по доверенности поступил отзыв на иск, просила рассмотреть дело без своего участия.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации, надлежаще извещенный о дате и месте слушания дела, в настоящее судебное заседание не явился, от представителя по доверенности поступил отзыв на иск, просил рассмотреть дело без своего участия.
Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя.
Третье лицо ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, надлежаще извещенное о дате и месте слушания дела, в настоящее судебное заседание не явилось.
Третье лицо УМВД России по Забайкальскому краю в судебное заседание не явилось, ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие.
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с абзацем первым статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункт «г, д» пункта 2 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
При этом 30 мая 2018 года постановлением Правительства РФ № 627 введен в действие п. 2.1 Правил, согласно которому выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Таким образом, право на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации, признается за гражданами, которые на момент возникновения чрезвычайной ситуации проживали и были зарегистрированы по месту жительства в жилых домах, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 2.1 Правил (введен в действие постановлением Правительства РФ № 627 от 30 мая 2018 года) критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования."
Согласно п. 1.1 вышеназванных Правил к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Под частичной утратой имущества первой необходимости понимается приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования. Под полной утратой имущества первой необходимости приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти данные могут устанавливаться объяснениями сторон, показаниями свидетелей, письменными доказательствами, заключением эксперта.
Судом установлено, что постановлением губернатора Забайкальского края от 09.07.2018 г. № 45 в связи с выпадением большого количества осадков, приведшим к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, с 09 июля 2018 года на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Из пояснений истцов, данных суду, письменных материалов дела следует, что истцы Золотарев Е.В., Золотарева Н.И., Золотарев Г.Е., Золотарев И.Е. и Золотарев В.Е. проживают одной семьей по адресу: <адрес>
В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что квартиры по вышеназванному адресу, попали в зону подтопления в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Из материалов дела следует, что истцы Золотарева Н.И., Золотарев Г.Е., Золотарев И.Е. и Золотарев В.Е. зарегистрированы по адресу: <адрес>. Золотарева Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ, Золотарев Г.Е. с ДД.ММ.ГГГГ, Золотарев И.Е. и Золотарев В.Е. с ДД.ММ.ГГГГ, а истец Золотарев Е.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>
Согласно представленных в материалы дела актов обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов Забайкальского края в июле 2018 года, составленных 14 июля 2018 года комиссией, имущество первой необходимости по адресу: г. <адрес> утрачено частично.
Поскольку имущество по адресу: <адрес>, действительно утрачено частично, а истец Золотарев Е.В. имеет регистрацию именно по данному адресу и финансовую помощь за частичную утрату имущества получил, то в иске Золотареву Е.В. следует отказать.
Однако из представленного акта по адресу: <адрес>, усматривается, что принадлежавшее истцам имущество первой необходимости, перечень которого рекомендован к использованию письмом от 3 октября 2014 г. N 2-4-87-24-7 Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), утрачено полностью.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истицы Золотарева Н.И., Золотарев Г.Е., Золотарев И.Е. и Золотарев В.Е. имеют право на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, а поскольку истцам ранее была выплачена финансовая помощь за частичную утрату имущества первой необходимости, то им необходимо выплатить недостающую часть в размере 50000 рублей на каждого члена семьи, а всего в сумме 200000 рублей.
В исковых требованиях к ответчику в лице Министерства финансов Российской Федерации следует отказать.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить частично.
Признать за Золотаревой Н.И. , Золотаревым Г.Е. , Золотаревым И.Е. и Золотаревым В.Е. право на получение единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать администрацию городского округа «Город Чита» включить Золотареву Н.И. , Золотарева Г.Е. , Золотарева И.Е. и Золотарева В.Е. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Золотаревой Н.И. , Золотареву Г.Е. , Золотареву И.Е. и Золотареву В.Е. финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере недостающей части по 50000 рублей каждому, а всего в сумме 200000 рублей, при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
В удовлетворении требований Золотарева Е.В. отказать.
В исковых требованиях к ответчику в лице Министерства финансов Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Л.М. Григорьева