Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-3590/2022 от 12.09.2022

УИД:

Дело № 2-3590/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2022 года Кировский районный суд города Перми в составе судьи Селиверстовой О.Ю., при секретаре Королько Л.И.

с участием истца Смирнова А.П., представителя ответчика Булычевой И.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по иску Смирнова А.П. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

установил

Смирнов А.П. обратился в суд с иском к ГУ –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Перми (с учетом уточнения требований в ходе рассмотрения дела) о признании незаконными действий ответчика по снижению с 01 сентября 2020 года размера пенсии., возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии с 18 октября 2004 года с учетом наличия требуемого стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости 20 лет.

В обоснование заявленных требований указал, что с 18 октября 2004 года является получателем досрочной пенсии по старости в соответствии с п.1 пп.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

15 сентября 2020 года пенсия была зачислена в меньшем размере на 1045,04 руб. После обращения в пенсионный орган, ему было разъяснено, что при проверке материалов пенсионного дела в августе 2020 года обнаружена ошибка, в связи с недоработкой программно-технического комплекса в 2010 г. автоматически неправомерно были применены сниженные требования к общему трудовому стажу: расчет стажевого коэффициента был произведен из требуемого общего трудового стажа до 01.01.2002 - для мужчин не менее 20 лет, ошибка привела к завышению размера пенсии и подлежит устранению в соответствии п.4 ст.28 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По мнению истца, из расчета пенсии ему необоснованно исключили определенные периоды трудового стажа (вредные условия труда), что недопустимо, а также признали перерасчеты страховой пенсии в 2005 году неправильными. Однако данные действия являются незаконными, поскольку закон обратной силы не имеет. Кроме того, согласно выписке из лицевого счета и трудовой книжки на 31.12.2001 года истцом был выработан требуемый для выхода на пенсию трудовой, в том числе специальный, стаж. Таким образом, имела место не «ошибка», а незаконное, необоснованное снижение размера ежемесячного пенсионного обеспечения.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2022 года, ранее вынесенные по делу - решение Кировского районного суда г. Перми от 8 июля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 20 сентября 2021 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 3 февраля 2022 г., которыми требования Смирнова А.П. оставлены без удовлетворения, отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Кировский районный суд г. Перми в ином составе суда.

Определением суда от 27 сентября 2022 г. в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика - ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г.Перми (межрайонное) на ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ в Пермском крае.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по доводам изложенных в исковых заявлениях.

Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился, полагает, что доводы истца о перерасчете стажа основаны на неправильном толковании норм материального права, поддержала доводы, приведенные по делу ранее, кроме того полагает, что истцом пропущен срок исковой давности для предъявления требований о перерасчете размера пенсии с 18 октября 2004 года.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

С 1 января 2015 года порядок реализации права на страховые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, устанавливает Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Закон № 400-ФЗ).

До 01 января 2015 года отношения в сфере пенсионного обеспечения регламентировались Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 173-ФЗ), в частности, статья 30 Закона №    173-ФЗ, нормы которой регламентируют исчисление расчётного пенсионного капитала до 1 января 2015 года - на основании статьи 30 Закона № 173-ФЗ осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал. Расчётный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав может определяться по выбору застрахованного лица в порядке, установленном пунктами 3 или 4 статьи 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального Закона №173-Ф3, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 Федерального Закона №173-Ф3, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 производится из общего трудового стажа и заработка застрахованного лица, имевших место до этой даты. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается не свыше 1,2.

С 01.01.2002 на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионном фонде Российской Федерации.

Таким образом, размер трудовой пенсии по старости определяется на основе результатов оценки пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 (статья 30 закона № 173-ФЗ), сумм валоризации (статья 30.1 закона № 173-ФЗ), а также сумм уплаченных страховых взносов после 01.01.2002.

Как следует из материалов дела, Смирнову А.П., с 18.10.2004 года назначена пенсия по старости согласно положений Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон № 173-ФЗ о трудовых пенсиях). Пенсия назначена досрочно на основании пункта 1 части 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ о трудовых пенсиях.

Распоряжением от 27.08.2020 года Смирнову А.П. произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости с 01.09.2020 бессрочно, размер пенсии составил 17212,11 руб., в том числе страховая пенсия – 11 525,86 руб., фиксированная выплата (с учетом повышения) 5686,25 руб., размер пенсии снижен. Основанием для вынесения распоряжения и перерасчета пенсии послужила обнаруженная пенсионным органом ошибка, допущенная при перерасчете страховой пенсии по старости с 01.01.2010 года, в связи с недоработкой программного комплекса «АС-пенсия».

В письме от 20 октября 2020 г. УПФР в Кировском районе г. Перми Смирнову А.П. разъяснен механизм перерасчета его пенсии и допущенной пенсионным органом ошибки, а также указано, что данная ошибка привела к переплате Смирнову А.П. пенсии в период с 1 января 2010 г. до 31 августа 2020 г. в сумме 97 212,35 руб.

Не согласившись с указанными действиями пенсионного фонда, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.

По состоянию на 01.01.2002 специальный стаж Смирнова А.П., составил 6 лет 2 месяца 16 дней, что менее полной продолжительности специального стажа, установленной пунктом 1 части 1 статьи 27 закона № 173-ФЗ (10 лет для мужчин).

На момент назначения пенсии (18.10.2004) у истца, достигшего возраста 51 года, имелось 09 лет 01 день специального стажа, в связи с чем 18.10.2004 года назначена досрочная пенсия.

Согласно части 3 статьи 30 закона № 173- ФЗ о трудовых пенсиях для оценки пенсионных прав застрахованного лица на 01.01.2002 должен быть определен расчетный размер трудовой пенсии.

Для вычисления расчетного размера применяется стажевый коэффициент, который рассчитывается двумя способами:

- для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, стажевый коэффициент составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

- для лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 закона № 173-ФЗ), стажевый коэффициент составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 закона № 173-ФЗ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20.

Первый вариант расчета стажевого коэффициента применяется при назначении пенсии по общим основаниям, второй - для досрочной пенсии при условии полной выработки требуемой продолжительности специального стажа. Данная норма применяется при оценке пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002, следовательно, во втором варианте слова «имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости» означают, что такой стаж должен иметься по состоянию на 01.01.2002. Таким образом, поскольку к 01.01.2002 у истца имелось только 6 лет 2 месяца 16 дней специального стажа, то расчет стажевого коэффициента по части 3 статьи 30 закона № 173-ФЗ должен осуществляться исходя из общего трудового стажа, а не специального, и составляет 0,59 (0,55+ (29-25) х 0,01).

Следовательно, доводы истца о неправильном исчислении стажа на момент назначения пенсии основаны на неверном толкованиии норм, регулирующих спорные правоотношения, и в частности касающихся вариантов исчисления размера страховой пенсии, предусмотренных ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Приведенный истцом рас чет стажевого коэффициента (0,64) не может быть признан судом обоснованным, так как по состоянию на 01.01.2002 требуемая продолжительность общего и специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии отсутствовала.

Приведенный пенсионным органом в материалах дела текущий расчет пенсии истца выполнен с учетом всех уплаченных после 01.01.2002 страховых взносов, валоризации пенсионного капитала, коэффициентов индексации на дату назначения пенсии и сведений, содержащихся в выписке индивидуального лицевого счета, с учетом правильного применения стажевого коэффициента. Расчет судом проверен, признан обоснованным и соответствующим положениям действующего законодательства, фактов исключения при расчете пенсии специального стажа судом не установлено, пенсионные права истца учтены в полном объеме, с учетом имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного Фонда РФ документов о стаже и заработке.

Учитывая изложенное, а также, что в ходе рассмотрения дела не нашел своего подтверждения факт нарушения ответчиком положений законодательства при оценке пенсионных прав истца, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет размера назначенной пенсии с учетом наличия требуемого стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости 20 лет со дня назначения пенсии.

Истец просит признать незаконными действия пенсионного органа по снижению размера пенсии, указывая на недопустимость ухудшения имущественного положения пенсионера путем снижения его пенсионного обеспечения.

Суд полагает, что данные доводы иска заслуживают внимания.

Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) производится устранение данной ошибки.

Из пояснений пенсионного органа следует, что в 2010 году Смирнову А.П. в связи с переходом на новый программный комплекс был ошибочно применен стажевый коэффициент исходя из наличия у истца по состоянию на 01.01.2002 полной продолжительности специального стажа, который, как установлено судом, на указанную дату отсутствовал.

В связи с обнаружением ошибки Пенсионным фондом произведен перерасчет пенсионных прав истца с учетом положений действующего законодательства с 1 сентября 2020 г., размер пенсии значительно снижен, при этом вина истца в неправильном исчислении пенсионным органом размера пенсии отсутствует.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "О страховых пенсиях" целью данного федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле, приведенной в части 1 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова", далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П).

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П).

Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвертый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П).

Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

Из приведенных норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и изложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчете размера пенсии. При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчету пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом и другие значимые обстоятельства.

Из материалов дела следует, что Смирнов А.П. родился в 1953 году, длительное время с 1 января 2010 г. (более 10 лет) получал пенсию по старости в ошибочном, как полагал ответчик, размере, его право на пенсионное обеспечение должно реализовываться в соответствии с принципами поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, в связи с чем одностороннее изменение УПФР в Кировском районе г. Перми размера страховой пенсии по старости в сторону уменьшения при обнаружении технической ошибки, существенно нарушило пенсионные права истца и повлияло на его материальное положение. При этом судом не установлено оснований полагать, что в действиях истца имеются какие-либо виновные действия, приведшие к завышению размера пенсии в 2010 г.

Суд приходит к выводу, что действия органов Пенсионного фонда Российской Федерации по снижению Смирнову А.П. размера пенсии с 01 сентября 2020 года являются незаконными, и иск в указанной части подлежит удовлетворению, пенсия истцу должна выплачиваться с 1 сентября 2020 г. в прежнем размере, в том числе в дальнейшем с учетом производимых индексаций и перерасчетов, предусмотренных законодательством РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Признать незаконными действия органов Пенсионного фонда Российской Федерации по снижению Смирнову А.П. размера пенсии с 01 сентября 2020 года.

Требования Смирнова А.П. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (ИНН 5904084719) о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии с 18 октября 2004 г. учетом наличия требуемого стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости 20 лет, - оставить без удовлетворения.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми.

Судья О.Ю. Селиверстова

2-3590/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Смирнов Анатолий Павлович
Ответчики
Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
Суд
Кировский районный суд г. Перми
Судья
Селиверстова Ольга Юрьевна
Дело на странице суда
kirov--perm.sudrf.ru
12.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
12.09.2022Передача материалов судье
12.09.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.09.2022Предварительное судебное заседание
27.09.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.11.2022Предварительное судебное заседание
08.11.2022Судебное заседание
15.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
05.12.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
23.01.2023Судебное заседание
26.01.2023Судебное заседание
21.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
12.02.2024Дело оформлено
12.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее