Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-118/2024 (2-3264/2023;) ~ М-1038/2023 от 27.02.2023

Российская федерация

Центральный районный суд <адрес>

Дело №2-118\2024 УИД 54RS0010-01-2023-001592-54                         <адрес> к
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
19 января 2024 г.

Центральный районный суд <адрес> в составе:

            судьи Зининой И.В.
при участии:
           помощника судьи Фещенко М.А.
           представителя истца Лобова Е.В.
           представителя мэрии <адрес> Жабина А.А.
           представителя администрации <адрес> Демченко О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маковеевой Р. М. к мэрии <адрес>, администрации <адрес> о признании права на заключение договора социального найма, понуждении к заключению договора социального найма на жилое помещение, подлежащее предоставлению при расселении из аварийного жилого помещения,

у с т а н о в и л:

    Маковеева Р.М. обратилась в суд с иском к мэрии <адрес> и просила обязать ответчика предоставить истца жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 36,7 кв.м. взамен аварийного и непригодного для проживания.

    В ходе судебного разбирательства представитель истца в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменил предмет иска и просил признать за Маковеевой Р.М. право на заключение с ней договора социального найма, обязать мэрию <адрес> заключить с Маковеевой Р.М. договор социального найма на жилое помещение общей площадью не менее 36,7 кв.м. взамен аварийного и непригодного для проживания, при расселении ветхого и аварийного жилья в рамках реализации региональной адресной программы <адрес>.

    Также в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация <адрес>.

    Кроме того, в ходе судебного разбирательства представитель истца в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказался от требования к мэрии <адрес> о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 36,7 кв.м. взамен аварийного и непригодного для проживания.

    В соответствии с определением суда от ДД.ММ.ГГГГ данный отказ был принят судом.

В обоснование своих требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ Мирзажанову М.Х. и Маковеевой Р.М. согласно ордеру, а также распоряжению администрации <адрес> в пользование была предоставлена <адрес>, общей площадью 36,7 кв.м. После смерти Мизажанова М.К., произошедшей ДД.ММ.ГГГГ, к истцу в силу статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации перешли все права нанимателя жилого помещения. Истец свое право на приватизацию жилого помещения не использовала. Спорное жилое помещение является аварийным и непригодным для проживания, и соответственно не подлежит приватизации. Поскольку истец занимает жилое помещение на условиях социального найма, то вправе требовать заключения договора социального найма в отношении жилого помещения, которое будет предоставлено взамен аварийного и непригодного для проживания.

Истец в судебное заседание не явились, извещалась судом надлежащим образом.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и дал соответствующие пояснения.

Представители ответчиков администрации <адрес> и мэрии <адрес>, в судебном заседании исковые требования не признали и дали соответствующие пояснения.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что решением Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Маковеевой Р.М. было отказано в удовлетворении иска к мэрии <адрес> о признании права собственности на жилое помещение.

Указанным решением было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак между Мирзажоновым М.К. и Маковеевой Р.М. был заключен брак.

Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ совместное заседание администрации и профсоюзного комитета Новосибирской дистанции пути постановило двух комнатную <адрес> в <адрес> предоставить в качестве служебной Мирзажонову М.К.

Согласно контрольному талону к служебному ордеру от ДД.ММ.ГГГГ Мирзажонову М.К.ю была предоставлена двухкомнатная <адрес>, площадью 36,8 кв.м. на семью их двух человек, включая жену Маковееву Р.М.

ДД.ММ.ГГГГ Мирзажонов М.К. умер.

<адрес> в ДД.ММ.ГГГГ был передан в муниципальную собственность на основании распоряжения Департамента имущества и земельных отношений администрации <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Также судом было установлено, что положения Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма распространяются на правоотношения между Маковеевой Р.М. и мэрией <адрес>. При этом судом установлено, что Маковеева Р.М. занимает жилое помещение – <адрес>, общей площадью 36,7 кв.м.

В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, судебным постановлением было установлено, что Маковеева Р.М. занимает <адрес> на условиях социального найма. При этом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Статья 40 Конституции Российской Федерации, гарантирующая каждому гражданину право на жилище, запрещает произвольное лишение граждан их жилища.

Часть 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации предусматривает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

    В силу пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищных законодательством.

Согласно статье 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: 1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; 3) жилое помещение признано непригодным для проживания.

В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после ДД.ММ.ГГГГ, она утверждается на период до ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; 3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы; 4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств; 5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, - часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение (часть 3 указанной статьи).

Как было установлено в ходе судебного разбирательства <адрес>, в Региональную адресную программу <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ, не включен.

    Вместе с тем, в полномочия администрации <адрес> входит предоставление муниципальной услуги по заключению договора социального найма.

Как следует из заявления Маковеевой Р.М. от ДД.ММ.ГГГГ, она просила заключить с ней договор социального найма на <адрес>.

Действительно, ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> отказала Маковеевой Р.М. в заключении договора социального найма на <адрес>, в связи с отсутствием данного жилого помещения в реестре муниципального имущества <адрес>.

В отношении <адрес> Маковеева Р.М. с заявлением о заключении договора социального найма не обращалась.

Таким образом, право Маковеевой Р.М. на заключение договора социального найма не нарушено.

Кроме того, решением Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Маковеева Р.М. занимает <адрес> на условиях социального найма.

С учетом изложенного, требование истца о признании права на заключение договора социального найма не подлежит удовлетворению.

Что касается требования к мэрии <адрес> о понуждении к заключению договора социального найма на жилое помещение, которое будет предоставлено взамен аварийного и подлежащего сносу, то суд полагает, что оно также не подлежит удовлетворению.

Так, как уже указывалось судом, <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы, не включен. Мэрией <адрес> какие-либо действия по расселению граждан из указанного аварийного дома не производились. Соответственно права Маковеевой Р.М. на заключение договора социального найма в отношении будущего жилого помещения, подлежащего предоставлению в рамках расселения аварийного дома подлежащего сносу, в настоящее время не нарушены.

    С учетом изложенного, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

р е ш и л:

    В удовлетворении иска Маковеевой Р. М. к мэрии <адрес>, администрации <адрес> о признании права на заключение договора социального найма, понуждении к заключению договора социального найма на жилое помещение, подлежащее предоставлению при расселении из аварийного жилого помещения отказать.

    Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                И.В.Зинина

2-118/2024 (2-3264/2023;) ~ М-1038/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Маковеева Раиса Михайловна
Ответчики
администрация Калининского района г.Новосибирска
Мэрия города Новосибирска
Суд
Центральный районный суд г. Новосибирска
Судья
Зинина Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
centralny--nsk.sudrf.ru
27.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2023Передача материалов судье
06.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.04.2023Предварительное судебное заседание
15.05.2023Судебное заседание
16.08.2023Судебное заседание
19.09.2023Судебное заседание
02.11.2023Судебное заседание
13.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Судебное заседание
19.01.2024Судебное заседание
26.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2024Дело оформлено
22.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее