Дело №
УИД №
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 14 сентября 2023 г.
Индустриальный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Костаревой Л.М.,
при секретаре Устюговой Г.Н.,
с участием представителя истца – прокурора Манохиной Ж.В.,
представителя третьего лица Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии <адрес> Спренгель А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ООО «Химпромторг» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,
у с т а н о в и л:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ООО «Химпромторг» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства.
В обоснование исковых требований указал, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Химпромторг» (далее - ООО «Химпромторг», Общество). В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Общества является подготовка строительной площадки, дополнительным видом деятельности является добыча камня, песка и глины, торговля оптовая прочими строительными материалами и изделиями. ООО «Химпромторг» владеет лицензией на право пользования недрами ПЕМ 80067 TP с целью геологического изучения, разведки и добычи песка и гравийно-песчаной смеси на Придорожном участке в <адрес> края. Лицензия предоставлена ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее - Правила), санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования. Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в её границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 25 Правил). Между тем, для Придорожного участка, эксплуатируемого ООО «Химпромторг», до настоящего времени санитарно-защитная зона не установлена. В целях устранения нарушений законодательства Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой директору ООО «Химпромторг» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении вышеназванных нарушений законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения до настоящего времени не устранены. Отсутствие установленной и утвержденной санитарно-защитной зоны напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, недропользования, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
На основании изложенного, истец просит возложить на ответчика - общество с ограниченной ответственностью «Химпромторг» (ИНН/ОГРН: №) обязанность установить и утвердить санитарно-защитную зону для Придорожного участка, разрабатываемого на основании лицензии на право пользования недрами ПЕМ № TP, установить срок для исполнения - 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивает в полном объеме, согласен на вынесение заочного решения.
Ответчик ООО «Химпромторг» в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежаще.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии <адрес> Спренгель А.И. в судебном заседании доводы исковых требований поддерживает в полном объеме, просит иск удовлетворить.
Третье лицо Управление Роспотребнадзора по <адрес> в судебное заседание своего представителя не направило, в письменном ходатайстве представитель просит рассмотреть дело в отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.
Суд, принимая во внимание наличие надлежащего извещения ответчика, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие по имеющимся в деле письменным доказательствам, в порядке заочного производства.
Выслушав представителей истца и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п.5,6 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
В соответствии с ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с п.2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
На основании части 3 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами (статья 52).
В соответствии с п.3 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Из пункта 1.5 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 предусмотрено, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (пункт 4.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03).
Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (п.25 Правил).
На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что ООО «Химпромторг» владеет лицензией № на право пользования недрами, целевым назначением которой является геологическое изучение, разведка и добыча песка и гравийно-песчаной смеси на придорожном участке в <адрес>, участок имеет статус горного отвода, срок окончания лицензии – ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-15).
Решением и.о. Березниковского межрайонного природоохранного прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ в целях проверки исполнения природоохранного законодательства, установлено провести проверку в отношении ООО «Химпромторг», срок проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
В соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным помощником Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Мингалеевой М.А. в присутствии директора ООО «Химпромторг» С.В. проверкой установлено, что в нарушение п.2, ст. 69 ФЗ-7 производственные площадки организации не поставлены на гос. учет, нет санитарно-защитной зоны на участке карьера (л.д.10-13).
Согласно ответу ООО «Химпромторг» № от ДД.ММ.ГГГГ на требование № от ДД.ММ.ГГГГ Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры, ООО «Химпромторг» осуществляет добычу песка и песчано-гравийной смеси на Придорожном участке на основании лицензии №. С целью соблюдения природоохранного законодательства ООО «Химпромторг» заключены с ИП Д.С. Договор №/и от ДД.ММ.ГГГГ на проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработки нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ, их сопровождение до получения положительного заключения в ФБУЗ «ЦГиЭ по <адрес>» и до получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора по <адрес>, а также по разработке плана мероприятий по регулированию таких выбросов, и сопровождению плана мероприятий по их регулированию в Государственной инспекции по экологии и природопользованию по <адрес>, и Договор №/и от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение комплекса работ/услуг с целью установления санитарно-защитной зоны на Палашерском участке вплоть до получения у главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя утверждение границ СЗЗ. Таким образом, ООО «Химпромторг» проводятся необходимые мероприятия по постановке объекта на государственный учет ОНВОС и по установлению санитарно-защитной зоны (л.д.22).
Согласно справке о результатах проверки исполнения ООО «Химпромторг» природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Химпромторг» владеет лицензией на право пользования недрами № с целью геологического изучения, разведки и добычи песка и гравийно-песчаной смеси на Придорожном участке в <адрес> края. Лицензия предоставлена ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки установлено, что ООО «Химпромторг» не направляло заявления в контролирующий орган для установления санитарно-защитной зоны карьера. Для карьера, эксплуатируемого ООО «Химпромторг», до настоящего времени санитарно-защитная зона не установлена. Установлено, что в ходе осуществления производственной деятельности ООО «Химпромторг» эксплуатирует источники, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (транспортные средства для добычи и транспортирования недр). По результатам проверки полагают необходимым: в адрес директора ООО «Химпромторг» внести представление об устранении выявленных нарушений; направить материалы проверки в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> для решения вопроса о привлечении ООО «Химпромторг» к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ; направить материалы проверки в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию <адрес> для решения вопроса о привлечении ООО «Химпромторг» к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ (л.д.23-28).
ДД.ММ.ГГГГ Березниковским природоохранным прокурором Безруких В.С. в адрес ответчика ООО «Химпромторг» внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране недр, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об охране атмосферного воздуха (л.д.29-35).
Согласно письменному уведомлению ООО «Химпромторг» от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения представления прокурора принято следующее решение: привлечь главного инженера ООО «Химпромторг» Шишмакова С.А. к дисциплинарной ответственности в связи с выявленным фактом совершения дисциплинарного проступка главным инженером ООО «Химпромторг» Шишмаковым С.А., выразившемся в том, что он в процессе добычи песка и песчано-гравийной смеси Обществом на Придорожном участке не надлежащим образом исполнял свои должностные обязанности, что привело к нарушению Обществом требований законодательства об охране недр, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об охране атмосферного воздуха; в установленном законном порядке поставить ООО «Химпромторг» на учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду; принять меры по устранению нарушения минимальных норм добычи нерудных материалов, согласно условий Лицензии и Плана развития горных работ в 2021году, и не допускать таких нарушений в будущем. В рамках договорных сроков: провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработку нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ, получить положительные заключения в ФБУЗ «ЦГиЭ по <адрес>» и положительного санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении Роспотребнадзора по <адрес>, а также разработать план мероприятий по регулированию таких выбросов, урегулировать указанный план в Государственной инспекции по экологии и природопользованию по <адрес>, выполнить комплекс работ/услуг с целью установления санитарно-защитной зоны на Придорожном участке вплоть до получения у главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя утверждение границ СЗЗ, ускорить исполнение ИП Мироновым Д.С. обязательств по Договору №/и от ДД.ММ.ГГГГ и Договору №/и от ДД.ММ.ГГГГ. О результатах проведенных мероприятий поэтапно докладывать Природоохранному прокурору (л.д.36)
Согласно сообщению ООО «Химпромторг» № от ДД.ММ.ГГГГ на уведомление прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, за период 2021 г. лицензионные условия в части минимального объема добычи полезных ископаемых обществом соблюдены; в 2022 г. в связи с СВО Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Правительства РФ «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022г.» предусмотрено приостановление добычи нерудных материалов и приостановление деятельности контрагентов; в 2023г. лицензионные условия объема добычи будут соблюдены» и на сегодняшний день половина этого объема уже добыта. Обществом выполнен комплекс работ по установлению санитарно-защитной зоны на Придорожном участке, однако его утверждение у главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации не возможно без договора аренда лесного участка, срок действия дорого истек. В данный момент идет переоформление договора аренды лесного участка, после его заключения сразу будет установлена и утверждена санитарно-защитная зона (л.д.37).
Обращаясь в суд, истец указывает, что представление прокурора рассмотрено и удовлетворено ответчиком, однако нарушения до настоящего времени не устранены, для Придорожного участка, эксплуатируемого ООО «Химпромторг», санитарно-защитная зона не установлена.
Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение факт бездействия со стороны ответчика ООО «Химпромторг», доказательств иного ответчиком не представлено (ст.56 ГПК РФ)
При этом учитывая, что ООО «Химпромторг» осуществляет деятельность по разведке и добыче песка и песчано-гравийной смеси на Придорожном участке, предоставленном в пользование по лицензии, суд исходит из того, что отсутствие установленной и утвержденной санитарно-защитной зоны напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, недропользования, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
На основании изложенного, на ООО«Химпромторг» подлежит возложению обязанность установить и утвердить санитарно-защитную зону для Придорожного участка, разрабатываемого на основании лицензии на право пользования недрами №
С учетом требований ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - в течение 1 года с даты вступления решения суда в законную силу. Указанный срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
В силу ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300.
Руководствуясь ст.ст.198,199, 235-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Химпромторг» (ИНН/ОГРН: №) обязанность установить и утвердить санитарно-защитную зону для Придорожного участка, разрабатываемого на основании лицензии на право пользования недрами №, установить срок для исполнения - 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Химпромторг» (ИНН/ОГРН: №) госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.М. Костарева