Дело (УИД) №21RS0019-01-2021-000674-20
Производство №12-74/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
20 октября 2021 года г. Ядрин
Судья Ядринского районного суда Чувашской Республики- Чувашии Иванов Н.Г.,
с участием:
правонарушителя Иванова С.В.,
защитника - адвоката Степанова А.В., по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев жалобу правонарушителя Иванова С.В. на постановление государственного лесного инспектора – заместителя министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым Иванов С.В., <данные изъяты>, привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
установил:
Постановлением государственного лесного инспектора – заместителя министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ гр. Иванов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, правонарушитель Иванов С.В. обратился с жалобой, в которой просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ.
Жалоба мотивирована тем, что данное постановление вынесено в его отсутствие, в связи с чем считает срок обжалования он не пропустил, так как получил постановление по почте ДД.ММ.ГГГГ. Постановление необоснованное и незаконное, так как должностным лицом проводившим проверку в процессе привлечения к административной ответственности были допущены нарушения в части требований к ее проведению, а также не были выяснены все обстоятельства дела. Так, согласно п. 62 приказа Росприроднадзора от 06.07.2020 N 783 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора", проверка проводится на основании приказа о проведении проверки, подготовленного в соответствии с типовой формой распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (зарегистрирован Минюстом России 13.05.2009, регистрационный N 13915), с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 24.05.2010 N 199 (зарегистрирован Минюстом России 06.07.2010, регистрационный N 17702), от 30.09.2011 N 532 (зарегистрирован Минюстом России 10.11.2011, регистрационный N 22264), от 30.09.2016 N 620 (зарегистрирован Минюстом России 24.10.2016, регистрационный N 44118). В данном случае должностное лицо не ознакомило его с приказом о проведении проверки, заблаговременно не уведомило о внеплановой проверке, и как следует из материалов дела, отсутствует такой приказ о проведении внеплановой проверки. При вынесении постановления от 08 сентября 2021 года в качестве доказательства, подтверждения указан акт осмотра лесного участка КУ ЧР «Лесная охрана» Минприроды Чувашии от 12 августа 2021 года, фото и другие материалы. Данный акт осмотра составлен должностным лицом в его отсутствие и он не ознакомлен с этим актом. В связи с этим он не был согласен с протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и намеревался выразить свое несогласие при рассмотрении данного протокола в Минприроде ЧР. Однако, надлежащим образом не был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, так как определение государственного лесного инспектора он получил лишь ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым конвертом о направлении определения и информацией отслеживания почтовой корреспонденции. Должностными лицами не были истребованы с него пояснения по поводу нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в предусмотренном законом порядке, тем самым он был лишен права на принесение своих возражений относительно административного правонарушения. Выводы, указанные в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ о самовольном занятии лесного участка на земельном участке с кадастровым номером №, где расположен объект недвижимого имущества с кадастровым номером № – нежилое здание «дом конторы цеха деревообработки» в выделе 19 квартала 45 Засурского лесничества Ядринского лесничества Минприроды Чувашии гражданином Ивановым С.В. по состоянию ДД.ММ.ГГГГ противоречит имеющимся доказательствам, так как на данный объект имеется у него имеется свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, которое никем не оспорено. Указанное в постановлении обстоятельство о наличии на прилегающем к данному зданию земельном участке, расположенном в выделе 19 квартала 35 Засурского участкового лесничества Ядринского лесничества, оборудованной автомобильной стоянки, со снятием плодородного слоя почвы размером 60 на 19 м., площадью 1140 кв. м. ничем не подтверждено, так как никакой хозяйственной либо предпринимательской деятельностью в данном здании не имеется.
В ходе судебного заседания правонарушитель Иванов С.В. и защитник - адвокат Степанов А.В., по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, поддержали свою жалобу в полном объеме по мотивам, указанным в жалобе.
Выслушав доводы этих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении под номером №, представленного Минприроды Чувашской Республики на 36 листах, судья приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 46-ФЗ)
Из материалов дела об административном правонарушении под номером № в отношении Иванова С.В. следует, что постановление государственного лесного инспектора – заместителя министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ вынесено на основании рассмотрения протокола об административном правонарушении № ЛО-004-2021 от ДД.ММ.ГГГГ, которое составлено с указанием на акт осмотра лесного участка КУ ЧР «Лесная охрана» Минприроды Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ и фотографий к нему.
Согласно п. 62 приказа Росприроднадзора от 06.07.2020 N 783 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора", проверка проводится на основании приказа о проведении проверки, подготовленного в соответствии с типовой формой распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (зарегистрирован Минюстом России 13.05.2009, регистрационный N 13915), с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 24.05.2010 N 199 (зарегистрирован Минюстом России 06.07.2010, регистрационный N 17702), от 30.09.2011 N 532 (зарегистрирован Минюстом России 10.11.2011, регистрационный N 22264), от 30.09.2016 N 620 (зарегистрирован Минюстом России 24.10.2016, регистрационный N 44118).
В материалах административного дела отсутствует распоряжение о проведении какой-либо проверки, а так же об ознакомлении Иванова С.В. с таким распоряжением и актом осмотра лесного участка КУ ЧР «Лесная охрана» Минприроды Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного в отсутствие Иванова С.В., который имеет в собственности объект недвижимого имущества с кадастровым номером № – нежилое здание «дом конторы цеха деревообработки», о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации 21-21-44/001/2014-579, на данном осмотренном земельном участке.
При наличии таких обстоятельств по делу, по составлении протокола об административном правонарушении № ЛО-004-2021 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Иванова С.В., который не согласился с данным протоколом, должностному лицу следовало опросить Иванова С.В. по обстоятельствам, указанным в нем, с соблюдением требований ч.4 ст. 28.2 КоАП РФ. Данное требование административного законодательства не выполнено. У Иванова С.В., как лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не истребовано объяснение и при рассмотрении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления от ДД.ММ.ГГГГ, так как он не был извещен о рассмотрении государственным лесным инспектором – заместителем министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в надлежащем порядке.
Как следует из материалов административного дела, согласно отчета об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором извещение было направлено Минприродой Чувашии получателю ФИО4
Суд приходит к выводу, что имеющееся в материалах дела объяснительная от имени Иванова С.В., датированная «ДД.ММ.ГГГГ.» не соответствует требованиям ст. 28.2 ч.4 КоАП РФ, так как в ней отсутствуют данные должностного лица, разъяснение прав и обстоятельства получения, и данная объяснительная получена до составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, когда Иванову С.В. разъяснялись права и обязанности, предусмотренные ст.ст. 24.4, 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По требованиям ст. 28.2 ч.4 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться с позиции соблюдения требований закона при их получении. Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а свидетели при этом не были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложного показания по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ст. 29.10 КоАП РФ привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения (в том числе событие административного правонарушения и вина лица, привлекаемого к ответственности, в его совершении), его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи КоАП РФ.
Событие должно быть описано конкретно, с указанием обстоятельств совершения виновного деяния (действия, бездействия). Поскольку наличие вины лица, привлекаемого к административной ответственности, должно быть установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении как признак состава правонарушения, все обстоятельства, связанные с наличием вины, а также доказательства, подтверждающие ее наличие, административный орган обязан отразить в постановлении по делу об административном правонарушении.
По данному делу, выводы должностного лица, указанные в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ о самовольном занятии лесного участка на земельном участке с кадастровым номером №, где расположен объект недвижимого имущества с кадастровым номером № – нежилое здание «дом конторы цеха деревообработки» в выделе 19 квартала 45 Засурского лесничества Ядринского лесничества Минприроды Чувашии гражданином Ивановым С.В. по состоянию ДД.ММ.ГГГГ противоречит имеющимся доказательствам, так как на данный объект имеется у Иванова С.В. свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Так же не опровергнуты доводы Иванова С.В. об отсутствии его вины в совершении действий по оборудовании автомобильной стоянки, со снятием плодородного слоя почвы размером 60 на 19 м., площадью 1140 кв. м. на прилегающем к данному зданию земельном участке, расположенном в выделе 19 квартала 35 Засурского участкового лесничества Ядринского лесничества, указанное в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ.
Изложенное свидетельствует о рассмотрении государственным лесным инспектором – заместителем министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Иванова С.В. по ст. 7.9 КоАП РФ, без выполнения требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о полном и всестороннем выяснении всех обстоятельств дела, что не позволило должностному лицу должным образом проверить и достоверно установить наличие или отсутствие состава административного правонарушения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление государственного лесного инспектора – заместителя министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в отношении Иванова С.В. по ст. 7.9 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 30.3, 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление государственного лесного инспектора – заместителя министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о признании Иванова С.В. виновным в совершении административного правонарушения в области лесного законодательства, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ отменить и дело вернуть на новое рассмотрение в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Н.Г. Иванов