Решение
именем Российской Федерации
12 сентября 2022 года город Улан-Удэ
Улан - Удэнский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Фомичева А.Н., при секретаре Темниковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-67/2022 по исковому заявлению командира войсковой части 11111 о взыскании с военнослужащего войсковой части 22222 <данные изъяты> Кузнецова Ивана Николаевича суммы причиненного ущерба в размере 3088 рублей 88 копеек,
установил:
Как следует из искового заявления командира войсковой части 11111, в ходе работы в 2022 году в воинской части комиссии Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации был установлен факт несвоевременного снятия с котлового довольствия военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, убывавших на стационарное лечение в федеральное государственное казенное учреждение «439 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации.
Так, по вине ответчика, возглавлявшего подразделение воинской части – <данные изъяты> – ввиду несвоевременного снятия с котлового довольствия военнослужащих: Ю.И.С. в период с 18 по 21 января 2019 года и с 13 по 17 февраля 2019 года, а также П.С.И. в период с 11 по 12 февраля 2019 года были излишне оплачены услуги по организации их питания в общей сумме 3088 рублей 88 копеек.
Лица, участвующие в деле и их представители: представитель истца – войсковой части 11111 – Ким В.Ю. и представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельные требования – начальника филиала № 1 федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» Котова Т.С., третье лицо на стороне истца, не заявляющеех самостоятельные требования – начальник Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Сухопутным войскам) Козлов Д., а также ответчик Кузнецов И.Н. в судебное заседание не прибыли, ходатайствуя, каждый, о рассмотрении дела в их отсутствие.
При этом, ответчик Кузнецов И.Н. в поданных в суд письменных возражениях указал о непризнании иска ввиду возложения обязанностей по постановке и снятию военнослужащих <данные изъяты> на их непосредственных начальников, а также ввиду сдачи им с 5 февраля 2019 года дел и должности в связи с переводом к новому месту военной службы.
Исследовав письменные доказательства, военный суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» под прямым действительным ущербом понимаются, помимо иного, излишние денежные выплаты.
В соответствии с приказами командующего войсками Восточного военного округа от 29 октября 2018 года № и командира войсковой части 11111 от 3 декабря 2018 года №, <данные изъяты> Кузнецов И.Н. был назначен на воинскую должность командира <данные изъяты> войсковой части 11111, и с 1 декабря 2018 года зачислен в списки личного состава.
Согласно пунктам 44 и 45 Руководства по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июня 2011 года № 888 (далее – Руководство), под услугами по организации питания понимаются поставка, подвоз, хранение продуктов, приготовление и раздача горячей пищи, обслуживание питающихся по установленным нормам продовольственного обеспечения в соответствии с условиями государственного контракта. При этом, получатель услуг обеспечивает своевременную постановку на питание (снятие с питания) военнослужащих, ежедневно (не позднее 16.00) письменно (за подписью начальника штаба воинской части или его помощника) сообщает исполнителю услуг сведения о количестве питающихся в столовой на следующий день с разбивкой по приемам пищи, в последний рабочий день недели - о количестве питающихся в столовой на выходные (праздничные) дни.
Пунктами 5 и 9 приведенного Руководства также предусмотрено, что военнослужащие зачисляются на продовольственное обеспечение приказом командира воинской части. Основанием для их зачисления на продовольственное обеспечение являются рапорт военнослужащего, старшего воинской команды, командира подразделения. Военнослужащие снимаются с продовольственного обеспечения на основании приказа командира воинской части об убытии с выдачей им аттестатов военнослужащего.
Согласно статье 145 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495, командир роты является непосредственным организатором обучения и повседневного воспитания личного состава. Он обязан, помимо иного, своевременно обеспечивать военнослужащих роты положенным довольствием, вести учет личного состава роты, всегда точно знать его численность по списку, налицо и в расходе, руководить ротным хозяйством.
Таким образом, поскольку ответчик был назначен на должность командира <данные изъяты>, в отношении подчиненного ему личного состава он был обязан осуществлять действия по постановке и снятию военнослужащих с котлового довольствия путем подачи в соответствующие службы войсковой части 11111 рапортов.
Как следует из акта от 20 июля 2022 года № выездной проверки отдельных вопросов финансово – экономической и хозяйственной деятельности, проведенной в отношении войсковой части 11111 Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации, были установлены факты несвоевременного издания приказов и исключению с продовольственного обеспечения военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, при их убытии на излечение в военный госпиталь, что привело к завышению объемов оказанных услуг по питанию личного состава.
Согласно приложению № 11 к Акту в группе боевого управления <данные изъяты> Ю.И.С., поставленный на котловое довольствие в военный госпиталь 18 января 2019 года, с котлового довольствия в войсковой части 11111 был снят лишь 21 января 2019 года, в связи с чем ущерб составил стоимость трех сутодач в сумме 1158 рублей 33 копейки.
Он же 13 февраля 2019 года был поставленный на котловое довольствие в военный госпиталь, а с котлового довольствия в войсковой части 11111 был снят лишь 17 февраля 2019 года, что повлекло ущерб в размере стоимости четырех сутодач в сумме 1544 рубля 44 копейки.
<данные изъяты> П.С.И. был поставленный на котловое довольствие в военный госпиталь 11 февраля 2019 года, а с котлового довольствия в войсковой части 11111 был снят лишь 12 февраля 2019 года, что повлекло ущерб в размере стоимости одной сутодачи в сумме 386 рублей 11 копеек.
Факты снятия указанных военнослужащих в приведенные в приложении № 11 временные промежутки с котлового обеспечения в воинской части в связи с убытием в военное лечебное учреждение и последующей постановки на котловое довольствие по возвращении с лечения подтверждаются приказами командира войсковой части 11111 от 18 января 2019 года №, от 12 февраля 2019 года № и от 6 марта 2019 года №.
На основании совокупности приведенных доказательств суд приходит к выводу, что несвоевременное снятие военнослужащих, убывших на излечение в военный госпиталь, с котлового довольствия является действительным ущербом, поскольку влечет для воинской части излишние денежные выплаты за оказание неполученной, в действительности, услуги по организации питания военнослужащих, отсутствующих на момент ее оказания в воинской части. В этой связи соответствующий вывод, сделанный должностными лицами Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации в приведенном акте от 20 июля 2022 года №, является обоснованным.
При разрешении вопроса о наличии вины ответчика в причиненном ущербе, в судебном заседании установлено следующее.
Как видно из заключения о возмещении ущерба, данного врио заместителя командира войсковой части 11111 по тылу капитаном А. Серяпиным, и приказа командира войсковой части 11111 от 24 июня 2022 года № 304 причинение воинской части ущерба в связи с завышением объемов оказанных услуг по питанию рядовых Ю.И.С. и П.С.И. имело место по вине командира <данные изъяты> <данные изъяты> Кузнецова И.Н., в связи с чем он подлежал привлечению к ограниченной материальной ответственности путем взыскания с него причиненного по его вине материального ущерба в сумме 3088 рублей 88 копеек.
Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине ущерб.
Как видно из приказов Министра обороны Российской Федерации от 11 января 2019 года № и командира войсковой части 11111 от 11 февраля 2019 года №, Кузнецов И.Н., в связи с назначением его на новую воинскую должность, 5 февраля 2019 года сдал дела и должность и с 18 февраля 2019 года был исключен из списков личного состава войсковой части 11111.
Следовательно, ввиду сдачи им с 5 февраля 2019 года дел и должности, ответчик утратил как права, так и обязанности командира <данные изъяты>, в связи с чем не имел полномочий по решению вопросов о постановке либо снятию военнослужащих группы с котлового довольствия.
Довод Кузнецова И.Н. о том, что после 5 февраля 2019 года он рапорта по поводу личного состава <данные изъяты> не подавал, представителем истца не опровергнут.
Более того, согласно сообщению командира войсковой части 11111, поступившему в военный суд с входящим номером ЭП-1650 12 сентября 2022 года, рапорта командира <данные изъяты>, поданные в 2019 году по вопросам постановки личного состава на довольствие, уничтожены по истечении сроков их хранения; рапорта Кузнецова И.Н. о сдаче дел и должности в воинской части не имеется, как и не имеется сведений о том, кто исполнял обязанности командира <данные изъяты> после сдачи ответчиком дел и должности с 5 февраля 2019 года.
Изложенное позволяет суду прийти к выводу, что представителем истца, в нарушение требований части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не доказаны факты подачи именно Кузнецовым И.Н. рапортов, повлекших позднее снятие с котлового довольствия рядовых Ю.И.С. 17 февраля 2019 года и П.С.И. 12 февраля 2019 года, что свидетельствует об отсутствии вины ответчика в причинении ущерба в данной части.
Что же касается обстоятельств снятия с котлового довольствия рядового Ю.И.С. 21 января 2019 года, то, как на день помещения указанного военнослужащего в военный госпиталь – 18 января 2019 года, так и на день его снятия, в соответствии с приказом командира войсковой части 11111 от 18 января 2019 года №, с котлового довольствия в воинской части с 22 января 2019 года, Кузнецов И.Н. исполнял свои должностные обязанности командира <данные изъяты>.
Более того, на день помещения Ю.И.С. в военный госпиталь ответчик находился при исполнении служебных обязанностей, поскольку в предоставленный ему основной отпуск за 2019 год убыл, как это видно из приказа командира войсковой части 11111 от 21 января 2019 года №, лишь 20 января 2019 года.
Вопреки доводам Кузнецова И.Н., вверенная ему группа боевого управления, как это подтверждается сообщением командира войсковой части 11111, в своем составе каких – либо подразделений не имеет и является самостоятельным подразделением, возглавляемым ее командиром.
Несмотря на то, что фактические обстоятельства причинения ущерба имели место в феврале 2019 года, днем обнаружения ущерба, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», является день, когда командир (начальник) узнал или должен был узнать о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим, что в данных конкретных обстоятельствах соответствует дню получения командиром войсковой части 11111 акта от 20 июля 2022 года № – 25 июля 2022 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии условий, предусмотренных статьей 3 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», для привлечения ответчика, в соответствии со статьей 4 упомянутого Федерального закона, к ограниченной материальной ответственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной ежемесячной надбавки за выслугу лет.
С учетом изложенного, иск командира войсковой части 11111 к <данные изъяты> Кузнецову И.Н. о привлечении к ограниченной материальной ответственности военный суд признает подлежащим частичному удовлетворению в сумме 1158 рублей 33 копейки, а в остальной части на сумму в 1930 рублей 55 копеек – отказывает в удовлетворении иска.
Поскольку иск судом удовлетворен, хотя и частично, а истец от уплаты государственной пошлины при подаче иска освобожден, государственная пошлина, в силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию с ответчика Кузнецова И.Н. в местный бюджет, то есть бюджет городского округа «Город Улан – Удэ».
При этом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации минимальный размер государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера установлен в 4 процента от суммы иска, но не менее четырехсот рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации военный суд
решил:
Иск войсковой части 11111 – удовлетворить частично.
Взыскать с Кузнецова Ивана Николаевича в пользу войсковой части 11111, путем зачисления на счет филиала № 1 федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», 1158 (одну тысячу сто пятьдесят восемь) рублей 33 копейки.
Взыскать с Кузнецова Ивана Николаевича в доход городского округа «Город Улан – Удэ» государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) рублей.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-ой Восточный окружной военный суд через Улан – Удэнский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.
председательствующий А.Н. Фомичёв