УИД: 22RS0031-01-2023-000274-09
Дело № 2-236/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2023 года |
с. Кытманово |
Кытмановский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи М.Г.Ермизиной М.Г., при секретаре Тюкиной Ю.В., с участием заместителя прокурора Рыгалова Д.С., помощника прокурора Швебель Ю.Н., представителя ответчика- Администрации Кытмановского района Алтайского края Котова К.М., действующего на основании доверенности от 07.12.2022, представителя ответчика Администрации Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края Масаевой Е.В., действующей на основании решения Совета депутатов Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края № 43 от 27.12.2021, представителя привлеченного к участию в деле в качестве соответчика ГУП ДХ АК « Северо-Восточное ДСУ» Добротворской В.В.,действующей на основании доверенности № 46 от 20.02.2023, представителей третьих лиц на стороне ответчиков МБДОУ д/с « Малинка» Черновой И.С., МУП « Кытмановские тепловые сети» Неудахина А.В,, представителя Алтайского филиала ПАО « Ростелеком» Попова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кытмановского района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кытмановского сельсовета Кытмановского района, Администрации Кытмановского района Алтайского края о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения: установить дорожные ограждения перильного типа вблизи филиала №2 МБДОУ детский сад «Малинка» с.Кытманово (ул.Советская, 57, с.Кытманово),
УСТАНОВИЛ:
Процессуальный истец обратился в Кытмановский районный суд с иском к Администрации Кытмановского сельсовета, о понуждении устранить нарушения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, установить дорожные ограждения перильного типа вблизи филиала №2 МБДОУ детский сад «Малинка» с.Кытманово (ул.Советская, 57, с.Кытманово); Администрации Кытмановского района о понуждении выделить денежные средства на указанные цели.
В обоснование иска процессуальный истец указал, что органом прокуратуры в ходе проверки соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, выявлено, что на территории с. Кытманово расположено образовательное учреждение - филиал № 2 МБДОУ детский сад «Малинка» с. Кытманово (ул. Советская, 57, с. Кытманово), которое имеет непосредственный выход на обустроенные участки улично-дорожной сети с усовершенствованным асфальтобетонным покрытием, относящиеся к ведению администрации Кытмановского сельсовета.
В соответствии с положениями Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.ст.14, 15) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории сельского поселения является вопросом местного значения муниципального района, однако органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Соответствующее Соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения (Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации) с уровня муниципального образования «Кытмановский район» на уровень муниципального образования «Кытмановский сельсовет» заключено 29.10.2021. Данное соглашение действует и в настоящий момент.
Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования Кытмановский сельсовет, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации на его территории находятся в ведении муниципального образования Кытмановский сельсовет.
В соответствии со ст.4 ФЗ «О безопасности дорожного движения», законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, к данным правоотношениям, помимо изложенного выше, применяются положения ГОСТа Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст (далее по тексту - ГОСТ Р 52289-2019).
Согласно требованиям п. 8.1.1. ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденном Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст на автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют боковые дорожные ограждения, в том числе временные, прошедшие испытания в соответствии с ГОСТ 33129 или ГОСТ Р 52721.
В соответствие с п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2019 удерживающие пешеходные ограждения ( перила) применяют у внешнего края тротуара на мостовом сооружении или насыпи высотой более1 метра.
Удерживающая способность перил должна быть не менее 1, 27 кН.
Ограничивающие пешеходные ограждения применяют:
-перильного типа или сетки на разделительных полосах шириной менее1 метра между основной проезжей частью и местным проездом -напротив остановок общественного транспорта с подземными или надземными пешеходными переходами в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 метров в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей;
-перильного типа у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, а так же на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел/ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел/ч- при запрещенной остановке или стоянке.
Установлено, что не обеспечен безопасны доступ несовершеннолетних пешеходов в образовательное учреждение :отсутствуют дорожные ограждения перильного типа вблизи филиала МБДОУ детский сад « Малинка» с.Кытманово ( ул. Советская, 57 с. Кытманово).
Таким образом, органами местного самоуправления, обязанными осуществлять содержание автомобильных дорог в соответствии с действующим законодательством, не реализуются делегированные им полномочия в сфере обеспечения охраны жизни, здоровья граждан, а так же снижения показателей аварийности, детского дорожно-транспортного травматизма и социальной защищенности граждан.
В этой связи, возникшая ситуация требует принятия неотложных мер по устранению выявленных нарушений.
20.01.2023 в адрес главы Кытмановского района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. Вместе с тем до настоящего времени требования прокурора должным образом не исполнены, меры по устранению нарушений предприняты не были.
Действуя в защиту прав неопределенного круга лиц, в целях предупреждения и профилактики дорожно-транспортных происшествий, прокурор обратился в суд с данным иском.
В предварительном судебном заседании процессуальный истец основание иска уточнил: ссылаясь на п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 « Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения» просил установить ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа, проходящие вдоль детского учреждения.
В судебном заседании процессуальный истец на удовлетворении заявленных уточненных исковых требованиях настаивал, со ссылкой на п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств"полагал иск обоснованным, подлежащим удовлетворению; нарушения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения. Согласно акту выявления недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 24.10.2023 МО МВД Росси «Кытмановский» выявлено: по ул. Советская, 57, на нерегулируемом пешеходном переходе в непосредственной близости от образовательного учреждения МБДОУ детский сад «Малинка» отсутствуют пешеходные ограждения. С учетом установленных в ходе рассмотрения гражданского дела обстоятельств отнесения автомобильной дороги по ул. Советская с. Кытманово к дорогам местного значения, процессуальный истец выразил отказ от заявленных исковых требований к ГУП ДХ АК « Северо-Восточное ДСУ», поскольку обязанность организации дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения лежит на органе местного самоуправления - администрации Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края, а при недостаточности бюджетных средств обязанность дополнительного межбюджетного финансирования возлагается на Администрацию Кытмановского района Алтайского края.
В настоящее время контроль администрации Кытмановского сельсовета за исполнением требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения надлежащим образом не организован, меры по обеспечению безопасности дорожного движения в полном объеме не приняты.
В процессе рассмотрения гражданского дела процессуальный истец предмет иска неоднократно уточнял и в окончательной редакции просил суд признать незаконным бездействие Администрации Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края по непринятию мер по обеспечению безопасного доступа несовершеннолетних пешеходов в МБДОУ детский сад «Малинка» (ул. Советская, 57, с. Кытманово);обязать Администрацию Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края принять меры по обеспечению безопасного доступа несовершеннолетних пешеходов в МБДОУ детский сад «Малинка» (ул. Советская, 57, с. Кытманово), а именно:
- установить пешеходные ограждения, в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 по ул. Советская с противоположной стороны автодороги МБДОУ детский сад «Малинка» от пешеходного перехода в сторону с. Тогул: 14 м. - прерывание, 36 м. - ограждение; по ул. Советская с противоположной стороны автодороги МБДОУ детский сад «Малинка» от пешеходного перехода в сторону г. Заринск: 20 м. - прерывание, 15 м. - ограждение, 6 м. - прерывание, 9 м. - ограждение. По ул. Советская со стороны МБДОУ детский сад «Малинка» от пешеходного перехода в сторону с. Тогул: 32 м. - ограждение, 7 м. - прерывание, 11 м. - ограждение; по ул. Советская со стороны МБДОУ детский сад «Малинка» от пешеходного перехода в сторону г. Заринск: 42 м. - ограждение, 8 м. - прерывание; обязать Администрацию Кытмановского района Алтайского края выделить денежные средства для проведения указанных выше мероприятий, установить ответчикам срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании процессуальный истец на удовлетворении заявленного иска настаивал по его основанию.
Представитель ответчика Администрации Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края Масаева Е.В., возражая против удовлетворения заявленных ( уточненных) исковых требований прокурора, указала, что в рамках переданных Администрацией Кытмановского района полномочий по решению вопросов местного значения, включая организацию дорожной деятельности на территории поселения, требуется дополнительное финансирование заявленных в иске мероприятий. С учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающихся порядка формирования бюджета, необходимости проведения закупок и заключения контрактов, а так же времени, необходимого непосредственно на проведение работ по устранению недостатков, считает необходимым установить более длительный срок для исполнения решения суда, не менее 2 лет.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика -Администрации Кытмановского района Алтайского края Котов К.М., возражая против заявленных процессуальным истцом требований о понуждении Администрации Кытмановского района профинансировать заявленные мероприятия по установке пешеходных ограждений перильного типа указал, что в рамках заключенного соглашения между муниципальным образованием Кытмановский район и сельским поселением Кытмановский сельсовет полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения переданы Администрации Кытмановского сельсовета.
Согласно порядка межбюджетного финансирования комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Кытмановского района Алтайского края доводит до органа местного самоуправления поселения уведомление о бюджетных ассигованиях, о лимитах бюджетных обязательств в соответствии с Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета муниципального района. В переделах доведенных лимитов денежные средства перечисляются Администрации Кытмановского сельсовета для исполнения полномочий местного значения, Указанные обязательства Администрацией Кытмановского района за 2023 год исполнены в полном объеме, что исключает ответственность Администрации по дополнительному финансированию мероприятий в области дорожной деятельности. Для выделения дополнительных бюджетных средств необходимо соблюдение бюджетного законодательства: подача заявки на дополнительное софинансирование, утверждение бюджета, что требует дополнительных временных затрат.
При указанных обстоятельствах заявленный процессуальным истцом срок является явно недостаточным, а дополнительные требования удовлетворению не подлежат.
Кроме того, согласно распоряжения № 67-р от 06.03.1995 года участок автомобильной дороги Мартыново-Тогул -Залесово ( дорога федерального значения), проходящая по ул. Советская с.Кытманово, не относится к ведению администрации Кытмановского сельсовета, передана в Кытмановское ДРСУ, в настоящее время находится в ведении ГУП ДХ Алтайского края.
При указанных обстоятельствах к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечен комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Кытмановского района Алтайского края.
Кроме того, с учетом возражений представителя ответчика об отнесении указанного участка дороги по ул. Советская к дорогам регионального значения, к участию в деле в качестве третьего лица, а затем соответчика привлечен ГУП ДХ Алтайского края "Северо-Восточное дорожно-строительное управление»; в качестве третьего лица на стороне ответчика КГКУ "Алтайавтодор" как собственник автомобильной дороги Мартыново-Тогул-Залесово; в качестве третьих лиц на стороне ответчика ООО « Зариснкая сетевая компания», ПАО « Ростелеком», МУП « Кытмановские тепловые сети» в связи с нахождением на указанном участке дороги протяженных и линейных объектов.
Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора на стороне ответчика, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Кытмаовского района Алтайского края, КГКУ "Алтайавтодор", ООО « Зариснкая сетевая компания», ПАО « Ростелеком», МУП « Кытмановские тепловые сети» для разбирательства дела не явились, надлежаще извещены, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщили, об отложении не ходатайствовали.
С учетом мнения участвующих в деле лиц, суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, полагал возможным рассмотреть гражданское дело по существу при данной явке.
Участвуя в предварительном судебном заседании 10.08.2023, представитель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Кытмановского района Алтайского края Донских Т.А., возражая против заявленных исковых требований о возложении обязанности по финансированию расходов на устранение выявленных недостатков в сфере обеспечения безопасности дорожного движения вблизи филиала № 2 МБДОУ детский сад « Малинка» с.Кытманово за счет межбюджетных трансфертов пояснила, что в рамках Соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, заключенного с Администрацией Кытмановского сельсовета 21.12.2022,которое действует в настоящее время, на организацию дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, выделена сумма 2 121 400 руб.
При формировании бюджета Администрацией поселения никаких заявок на софинансирование бюджетных расходов, связанных с установлением перильных ограждений с обоснованием необходимости предоставления дополнительных бюджетных средств муниципального района поселению не было подано; необоснованное выделение дополнительных средств в рамках межбюджетных отношений противоречит процессу межбюджетного регулирования, регламентируемому Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Возражая против заявленных ( уточненных исковых требований) в письменном отзыве на иск и в судебном заседании представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика ГУП ДХ Алтайского края « Северо-Восточное дорожно-строительное управление» Добротворская В.В., указала на отсутствие правовых оснований для возложения ответственности по устранению выявленных недостатков на Северо-Восточное ДСУ, поскольку указанный участок дороги не относится к ведению ГУП ДХ.
ГУП ДХ АК « Северо-Восточное ДСУ» является подрядной организацией по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального назначения, действует в рамках заключенных Государственных контрактов.
27.12.2022 между ГУП ДХ АК « Северо-Восточное ДСУ» и КГКУ « Алтайавтодор» был заключен договор Государственный контракт № 08172000003220170000001 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Алтайского края и искусственных дорожных сооружений на них в северо-восточной зоне в 2023-2024 годах.
В соответствии с п.1.1 Государственного контракта ГУП ЛХ АК « Северо-Восточное ДСУ» обязано выполнять работы по содержанию автомобильных дорог ( Приложение № 1 к контракту -перечень дорог) согласно с требованиями нормативно-технических документов, обязательных при выполнении дорожных работ по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений, предъявляемыми к состоянию проезжей части, обочин, обустройству дороги, организации и обеспечению безопасности движения, земляного полотна, искусственных сооружений, снегозащитных лесопосадок, придорожной полосы, а так же в соответствии с природоохранными мероприятиями и действующими санитарными нормами; и по необходимости другие виды работ согласно Классификации работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
В соответствии со ст.7 Закона Алтайского края от 14.09.2006 № 98-ЗС « О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Алтайского края» орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления государственным имуществом управляет и распоряжается имуществом, находящимся в государственной собственности Алтайского края, закрепляет за органами государственной власти Алтайского края, краевыми государственными унитарными предприятиями, краевыми казенными предприятиями, краевыми государственными учреждениями ( автономными, бюджетными, казенными) имущество на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Автомобильная дорога по ул. Советская в с. Кытманово Кытмановского района Алтайского края не находится в оперативном управлении Кравеого государственного казенного учреждения « Управление автомобильных дорог Алтайского края», а состоит в перечне дорог местного значения на территории муниципального образования « Кытмановский сельсовет» ( Решение Совета депутатов Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края № 55 от 20.12.2013), следовательно, вышеуказанная автомобильная дорога не входит в перечень обслуживаемых автомобильных дорог ГУП ДХ АК « Северо-Восточное ДСУ»; ГУП ДХ
Таким образом, по мнению представителя соответчика надлежащим ответчиком по делу является Администрация Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края, а заявленные процессуальным истцом исковые требования к ГУП ДХ удовлетворению не подлежат.
Аналогичной позиции придерживается привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, КГКУ « Управление автомобильных дорог Алтайского края ( КГКУ « Алтайавтодор»).
В письменных возражениях на иск представитель третьего лица указал, что Постановлением Администрации Алтайского края от 27.04.2009 № 188 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
В указанный перечень входит автомобильная дорога общего пользования регионального значения 01К-14 « Мартыново-Тогул-Залесово», проходящая, в том числе, по территории Кытмановского района Алтайского края ( порядковый номер в перечне -429).
Согласно устава КГКУ « Алтайавтодор» осуществляет функции оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственными сооружениями на них, обеспечивает безопасное и бесперебойное движение транспортных средств по автомобильным дорогам.
Автомобильная дорога « Мартыново-Тогул -Залесово» расположена за пределами населенного пункта с.Кытманово, что подтверждается паспортом автомобильной дороги, проектом организации дорожного движения, сведениями публичной кадастровой карты.
Поскольку указанная дорога к ул. Советская отношения не имеет, учитывая. что данная дорога регионального значения поворачивает вправо после съезда с моста и идет в обход с.Кытманово, ГУП ДХ АК « Северо-Восточное ДСУ» в лице филиала « Кытмановский» не является ответственным лицом за содержание дороги местного значения по ул. Советская.
При указанных обстоятельствах после исследования в судебном заседании государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог от 27.12.2022; приложения к нему; схему прохождения автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения по с.Кытманово; проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу К-14 « Мартыново-Тогул-Залесово»; данные публичной кадастровой карты процессуальный истец от заявленных исковых требований к ГУП ДХ АК « Северо-Восточное ДСУ» отказался; на удовлетворении заявленных исковых требований к Администрации Кытмановского сельсовета. Администрации Кытмановского района Алтайского края настаивал по основанию иска, с учетом его изменения.
Выслушав процессуального истца, возражения представителей ответчиков, третьих лиц, мнение специалистов, исследовав материалы дела, дополнительно представленные письменные доказательства, с учетом произведенного осмотра на месте, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с положениями ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 2, 12, Федерального закона № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 3, 13 Федерального закона № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ( далее по тексту ФЗ № 257-ФЗ) полномочия в области дорожной деятельности, установленные ч.1 ст.13 ФЗ № 257 -ФЗ, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов. ( ч.2 ст.13 ФЗ № 257-ФЗ).
Статья 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ № 196-ФЗ) устанавливает, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу ст.2 ФЗ № 196-ФЗ дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Статья 3 указанного закона закрепляет, что дорожная деятельность - есть деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, при этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с положениями Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( далее по тексту ФЗ № 131-ФЗ) (ст.ст.14, 15) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории сельского поселения является вопросом местного значения муниципального района, однако органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела Соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения от 29.10.2021; дополнительно представленного по запросу суда Соглашения о передаче полномочий по решению вопросов местного значения от 21.12.2022, утвержденного решением Кытмановского Совета народных депутатов Алтайского края № 45/4 от 21.12.2022, следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения» Кытмановский сельский совет» и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации передана с уровня муниципального образования «Кытмановский район» на уровень муниципального образования «Кытмановский сельсовет».
Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования Кытмановский сельсовет, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации на его территории находятся в ведении муниципального образования Кытмановский сельсовет.
Согласно порядка расчета межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета муниципального образования Кытмановский район Алтайского края в бюджет муниципального образования Кытмановский сельсовет на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения на 2023 год лимит бюджетных обязательств составляет 2 121 400 руб.
В соответствии со ст.4 ФЗ № № 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, к данным правоотношениям, помимо изложенного выше, применяются положения ГОСТа Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст (далее по тексту - ГОСТ Р 52289-2019).
На территории с. Кытманово расположено образовательное учреждение - филиал № 2 МБДОУ детский сад «Малинка» с. Кытманово (ул. Советская, 57, с. Кытманово). Указанное образовательное учреждение имеет непосредственный выход на обустроенные участки улично-дорожной сети, которые имеют усовершенствованное (асфальтобетонное) покрытие, относящиеся к ведению администрации Кытмановского сельсовета.
В соответствии с требованиями п. 8.1.1. ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденном Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст на автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют боковые дорожные ограждения, в том числе временные, прошедшие испытания в соответствии с ГОСТ 33129 или ГОСТ Р 52721.
В соответствие с п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 ограничивающие пешеходные ограждения применяют:
а) перильные или сетчатые на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок маршрутных транспортных средств с пешеходными переходами в разных уровнях с проезжей частью в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей;
б) перильные на газонах шириной 1 м и менее, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766), или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону:
1) от всех регулируемых наземных пешеходных переходов;
2) нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц:
- проходящих вдоль детских учреждений;
- местах концентрации ДТП, связанных с наездом на пешехода;
- где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.
Протяженность ограничивающих пешеходных ограждений допускается уменьшать до начала остановочной площадки, если в пределах 50 м находятся остановки маршрутных транспортных средств, и прерывать эти ограждения на ширину въездов (выездов) на прилегающие территории.
С целью установления обстоятельств соблюдения (несоблюдения) законодательства в области безопасности дорожного движения вблизи дошкольного образовательного учреждения, включая наличие ( отсутствие) ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа, отсутствие ( наличие) тротуара, остановок маршрутных транспортных средств, выездов( въездов) на прилегающие территории и т.п.определением судьи Кытмановского районного суда Алтайского края от 03.10.2023 был назначен и проведен с участием представителей сторон, привлеченных к участию в деле специалистов начальника ОГИБДД МО МВД России «Кытмановкий» Толстова А.А., заместителя главы Администрации Кытмановского района Мокрякова С.А., осмотр участка местности (дороги) вблизи филиала №2 МБДОУ детский сад «Малинка» с.Кытманово (ул.Советская, 57, с.Кытманово), с измерением предполагаемой протяженности ограничивающего пешеходного ограждения с учетом его уменьшения до начала остановочной площадки, а так же перерыва ограждения на ширину въездов выездов) на прилегающие территории; по результатам осмотра была составлена схема и акт обследования дороги.
Согласно акта выявления недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 24.10.2023 начальником Госавтоинспекции МО МВД России «Кытмановский» выявлено: на участке у здания МКДОУ детского сада « Малинка» по ул. Советская, 57, на нерегулируемом пешеходном переходе (ГОСТ 32944-2014 « Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы» в непосредственной близости от образовательного учреждения МБДОУ детский сад «Малинка» отсутствуют пешеходные ограждения.
Также были произведены замеры мест установки ограждений в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019:
- по ул. Советская с противоположной стороны автодороги МБДОУ детский сад «Малинка» от пешеходного перехода в сторону с. Тогул: 14 м. - прерывание, 36 м. - ограждение; по ул. Советская с противоположной стороны автодороги МБДОУ детский сад «Малинка» от пешеходного перехода в сторону г. Заринск: 20 м. - прерывание, 15 м. - ограждение, 6 м. - прерывание, 9 м. - ограждение;
- по ул. Советская со стороны МБДОУ детский сад «Малинка» от пешеходного перехода в сторону с. Тогул: 32 м. - ограждение, 7 м. - прерывание, 11 м. - ограждение; по ул. Советская со стороны МБДОУ детский сад «Малинка» от пешеходного перехода в сторону г. Заринск: 42 м. - ограждение, 8 м. - прерывание.
Установлено, что не обеспечен безопасный доступ несовершеннолетних пешеходов в образовательное учреждение: отсутствуют дорожные ограждения перильного типа вблизи филиала № 2 МБДОУ детский сад «Малинка» с. Кытманово (ул. Советская, 57, с. Кытманово).
Таким образом, в силу вышеприведенных материальных норм к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Администрация Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края является субъектом дорожной деятельности в отношении дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности на них, органом управления, осуществляющим организацию деятельности в указанной сфере.
В соответствии с вышеприведенными требованиями ГОСТ на участке дороги, проходящей вдоль детского образовательного учреждения, должны быть установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги в обе стороны от нерегулируемого пешеходного перехода; требования ГОСТ, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, не носят рекомендательный характер и не могут применяться по усмотрению лица.
Выявленные прокуратурой Кытмановского района Алтайского края в ходе проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения при содержании дорог, находящихся на территории МО « Кытмановский сельсовет» (представление от 20.01.2023) нарушения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения на объекте проверки, указанные выше, а так же обязанность организации дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения на органе местного самоуправления - Администрации Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края нашли свое подтверждение при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Учитывая, что органами местного самоуправления, обязанными осуществлять содержание автомобильных дорог в соответствии с действующим законодательством, не реализуются делегированные им полномочия в сфере обеспечения охраны жизни, здоровья граждан, а также снижения показателей аварийности, детского дорожно-транспортного травматизма и социальной защищенности граждан, заявленные процессуальным истцом исковые требования ( с учетом уточненного искового заявления) подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание вопросы бюджетной обеспеченности необходимых мероприятий, учитывая, что в соответствии порядком предоставления межбюджетных трансфертов, действующего в рамках заключенного Соглашения о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, иные межбюджетные трансферты из бюджета района бюджетам поселений предоставляются, помимо прочего, в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Алтайского края и нормативными правовыми актами Кытмановского района, требования процессуального истца о понуждении Администрации Кытмановского района Алтайского края при недостаточности выделяемых бюджетных средств в рамках заключенного Соглашения, профинансировать указанные мероприятия по установке пешеходных ограждений перильного типа, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
С учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающихся порядка формирования бюджета, суд считает необходимым установить срок для устранения выявленных нарушений в течение 2 лет со дня вступления в законную силу настоящего решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кытмановского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц ( с учетом изменения предмета иска) к Администрации Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и понуждении принять меры по обеспечению безопасного доступа несовершеннолетних пешеходов в МБДОУ детский сад « Малинка» ( филиал № 2) путем установки пешеходных ограждения в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019; понуждении Администрации Кытмановского района Алтайского края выделить денежные средства для проведения указанных мероприятий в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда по делу, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края принять меры по обеспечению безопасного доступа несовершеннолетних пешеходов в МБДОУ детский сад «Малинка» филиал № 2 ( ул. Советская, 57 с.Кытманово:
-установить пешеходные ограждения в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 по ул. Советская с противоположенной стороны автодороги МБДОУ детский сад «Малинка» от пешеходного перехода в сторону с. Тогул : 14 метров- прерывание, 36 метров- ограждение; по ул. Советская с противоположной стороны автодороги МБДОУ детский сад « Малинка» от пешеходного перехода в сторону г. Заринск: 20 метров -прерывание, 15 метров -ограждение, 6 метров- прерывание, 9 метров- ограждение; по ул. Советская со стороны МБДОУ детский сад « Малинка» от пешеходного перехода в сторону с. Тогул: 32 метра -ограждение;7 метров-прерывание, 11 метров -ограждение; по ул. Советская со стороны МБДОУ детский сад « Малинка» от пешеходного перехода в сторону г.Заринск: 42 метра-ограждение, 8 метров- прерывание.
Обязать Администрацию Кытмановского района Алтайского края профинансировать указанные мероприятия по установке пешеходных ограждений перильного типа.
Установить срок для совершения вышеуказанных действий в течение 2 (Двух) лет со дня вступления в законную силу настоящего решения.
В удовлетворении иных заявленных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 1 (Одного) месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Г.Ермизина
Дата вынесения решения суда в окончательной форме 14.11.2023 года.