К делу № 2-1604/2022
23RS0012-01-2022-002088-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Горячий Ключ 05 сентября 2022 года
Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Величко Ж.П.
при секретаре Васюковой И.Ф.
с участием ст. пом. прокурора г. Горячий Ключ Алексеевой О.С.
представителя администрации МО город Горячий Ключ и управления образования МО город Горячий Ключ Калустовой А.А.
директора МБОУ ООШ № 12 Машногорского В.В.
представителя Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Яковенко Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г.Горячий Ключ в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Горячий Ключ об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности населения, профилактике терроризма,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Горячий Ключ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации муниципального образования город Горячий Ключ об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности населения, профилактике терроризма.
В обоснование искового заявления указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране жизни и здоровья, о безопасности пребывания несовершеннолетних в образовательных учреждениях, в ходе которой в деятельности администрации муниципального образования город Горячий Ключ и муниципальных бюджетных образовательных учреждений выявлены нарушения Федеральных законов от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иных нормативных актов.
В ходе проводимых в 2021 году проверок с привлечением отдела надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по Краснодарскому краю в городе Горячий Ключ в ряде образовательных учреждений выявлялись нарушения Свода Правил «Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 06.04.2021 № 20 и Свода Правил «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации», установленными Приказом МЧС России от 20.07.2020 № 539 (СП 6.13130.2021; СП 486.1311500.2020), что явилось основанием для внесения главе муниципального образования город Горячий Ключ представления «Об устранении нарушений законодательства о безопасности несовершеннолетних, о противодействии терроризму, пожарной безопасности» от 18.08.2021.
По результатам рассмотрения представления запланированы мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений.
Вместе с тем, часть имевшихся нарушений до настоящего времени не устранена ввиду того, что у образовательных учреждений отсутствуют денежные средства на их устранение, а финансирование образовательных организаций на вышеуказанные цели со стороны учредителя - не обеспечено.
Как показала проверка, в помещениях МБОУ ООШ № 12 электропроводка систем противопожарной защиты, в том числе линии слаботочных систем, не выполнены огнестойкими, не распространяющими горение кабелями с медными жилами, что является нарушением п. 6.2 СП 613130.2021.
Кроме того, вопреки п. 4.4 СП 486.1311500.2020, чердаки здания и сооружения класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 не защищены системой противопожарной сигнализации.
В соответствии с Уставом МБОУ ООШ № 12 образовательная организация является некоммерческой организацией, муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, осуществляющим в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.
Учредителем и собственником имущества является муниципальное образование город Горячий Ключ.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждений осуществляется в виде субсидий из городского бюджета.
Учитывая вышеизложенное, финансирование мероприятий по выполнению требований законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, об образовании в части финансирования работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности отнесено к полномочиям администрации муниципального образования город Горячий Ключ.
Наличие вышеуказанных нарушений, которые не устраняются на протяжении длительного времени, а также непринятие в полном объеме мер, направленных на обеспечение требований законодательства о пожарной безопасности в муниципальных учреждениях, создают предпосылки для угрозы жизни и здоровью обучающихся, свидетельствует о неисполнении в полном объеме администрацией города вопросов местного значения в сфере образования, а также не способствует созданию безопасных условий пребывания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Данные обстоятельства, в силу требований ст. 45 ГПК РФ служат основанием для обращения прокурора в суд для защиты интересов неопределенного круга лиц.
Прокурор г. Горячий Ключ просил суд обязать администрацию муниципального образования город Горячий Ключ обеспечить финансирование и выполнение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, профилактике терроризма в МБОУ ООШ № 12 в срок до 31.12.2022 путем: замены электропроводки систем противопожарной защиты, в том числе линий слаботочных систем, с использованием огнестойких, не распространяющих горение кабелей с медными жилами; оснащения чердаков зданий и сооружений классов пожарной опасности Ф1.1 системой противопожарной сигнализации.
Принимавший участие в судебном заседании помощник прокурора г.Горячий Ключ Алексеева О.С. уточнила исковые требования в части и просила суд обязать администрацию МО город Горячий Ключ обеспечить финансирование и организацию выполнения работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, профилактике терроризма в срок до 31.12.2022 года. На удовлетворении уточненных исковых требований настаивала, по основаниям, изложенным в тексте искового заявления.
Представитель администрации МО город Горячий Ключ, а так же представитель управления образования МО город Горячий Ключ по доверенности Калустова А.А. в судебном заседании против удовлетворения уточненных исковых требований не возражала, при этом пояснила, что работы по устранению выявленных нарушений ведутся.
Представитель Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Горячий Ключ по доверенности в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении прокурора г. Горячий Ключ.
Директор МБОУ ООШ № 12 Машногорский В.В. в судебном заседании не возражал против иска, пояснил, что они ведут работу по устранению выявленных нарушений.
Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, считает правильным исковое заявление удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Профилактика пожаров представляет собой совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, когда в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений.
Согласно п. 6.2 Свода Правил «Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 06.04.2021 № 20 (далее - СП 6.13130.2021), электропроводки систем противопожарной защиты, в том числе линии слаботочных систем, должны выполняться огнестойкими, не распространяющими горение кабелями с медными жилами.
В силу п. 4.4 Свода Правил «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации», установленными Приказом МЧС России от 20.07.2020 № 539 (далее - СП 486.1311500.2020), в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1 следует защищать системами противопожарной сигнализации автоматическими установками пожаротушения все помещения независимо от площади, включая чердаки.
В судебном заседании установлено, что ходе проводимых в 2021 году проверок с привлечением отдела надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по Краснодарскому краю в городе Горячий Ключ в ряде образовательных учреждений выявлялись нарушения вышеуказанных правил и требований (СП 6.13130.2021; СП 486.1311500.2020), что явилось основанием для внесения главе муниципального образования город Горячий Ключ представления «Об устранении нарушений законодательства о безопасности несовершеннолетних, о противодействии терроризму, пожарной безопасности» от 18.08.2021.
По результатам рассмотрения представления запланированы мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений.
В ходе проверки проведенной прокуратурой города Горячий Ключ установлено, что часть имевшихся нарушений до настоящего времени не устранена ввиду того, что у образовательных учреждений отсутствуют денежные средства на их устранение, а финансирование образовательных организаций на вышеуказанные цели со стороны учредителя - не обеспечено,
Так установлено, что в помещениях МБОУ ООШ № 12 электропроводка систем противопожарной защиты, в том числе линии слаботочных систем, не выполнены огнестойкими, не распространяющими горение кабелями с медными жилами, что является нарушением п. 6.2 СП 613130.2021.
Кроме того, вопреки п. 4.4 СП 486.1311500.2020, чердаки здания МБОУ ООШ № 12 и сооружения класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 не защищены системой противопожарной сигнализации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ).
В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 2, Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействию терроризму» (далее – Закон № 35-ФЗ) одними из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии с п. 1, п. 13, п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского округа отнесено: составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, его утверждение, исполнение и осуществление контроля за исполнением; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений.
В соответствии с Уставом МБОУ ООШ № 12 образовательная организация является некоммерческой организацией, муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, осуществляющим в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.
Учредителем и собственником имущества является муниципальное образование город Горячий Ключ.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждений осуществляется в виде субсидий из городского бюджета.
Учитывая вышеизложенное, финансирование мероприятий по выполнению требований законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, об образовании в части финансирования работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности отнесено к полномочиям администрации муниципального образования город Горячий Ключ.
Суд находит обоснованными доводы истца о том, что наличие вышеуказанных нарушений, которые не устраняются на протяжении длительного времени, а также непринятие в полном объеме мер, направленных на обеспечение требований законодательства о пожарной безопасности в муниципальных учреждениях, создают предпосылки для угрозы жизни и здоровью обучающихся, свидетельствует о неисполнении в полном объеме администрацией города вопросов местного значения в сфере образования, а также не способствует созданию безопасных условий пребывания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Бездействие администрации муниципального образования город Горячий Ключ в части финансирования выполнения работ по устранению нарушений пожарной безопасности в муниципальных образовательных организациях влечет за собой нарушение прав обучающихся, число которых постоянно меняется, что не позволяет определить круг лиц, чьи именно права нарушены.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора г. Горячий Ключ о понуждении администрации МО город Горячий Ключ устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности населения, профилактике терроризма.
Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Уточненные исковые требования прокурора г.Горячий Ключ в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Горячий Ключ об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности населения, профилактике терроризма, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования город Горячий Ключ обеспечить финансирование и организацию выполнения работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, профилактике терроризма в МБОУ ООШ № 12 в срок до 31.12.2022 года путем:
- замены электропроводки систем противопожарной защиты, в том числе линий слаботочных систем, с использованием огнестойких, не распространяющих горение кабелей с медными жилами;
- оснащения чердаков зданий и сооружений классов пожарной опасности Ф 1.1 системой противопожарной сигнализации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Горячеключевской городской суд.
Судья-