Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-136/2023 от 03.08.2023

МССУ № 36 Свердловского судебного

района г. Костромы Леонтьева О.А.                        

(Дело № 2-695/2023)

УИД 44MS 00036-01-2023-000876-81

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 11-136/2023

03 октября 2023 года                         г. Кострома, пр-т Мира, д. 51

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

судьи Комиссаровой Е.А.

при секретаре П.Н.,

рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Костромской области на решение мирового судьи судебного участка № 36 Свердловского судебного района г. Костромы от 02 июня 2023 года по гражданскому делу по иску прокурора Кологривского района Костромской области в интересах И.В. к Департаменту здравоохранения Костромской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов

установил:

Прокурор Кологривского района Костромской области, выступающий в интересах И.В., обратился к мировому судье с иском к Департаменту здравоохранения Костромской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, указав что в ходе проверки по обращению И.Ю., было установлено, что И.В., имеет диагнозы ...». Для лечения И.В. лечащим врачом ... г. Шарья, где он проходила обследование, рекомендован прием в том числе таких лекарственных препаратов как .... 2 раза в день утром и вечером, «..., что подтверждается выпиской от <дата>, также данные диагнозы и лечение подтверждено выписным эпикризом ОГБУЗ «КОГВВ» от <дата>. Данными лекарственными препаратами, на основании действующего законодательства (Постановление Правительства № 890 от 30.07.1994г., Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.09.2022г. № 639н ), И.В. должна обеспечиваться бесплатно. Однако, несмотря на направление заявок, И.В. не была обеспечена указанными препаратами в период: июль 2022г., октябрь 2022г., декабрь 2022г., январь-март 2023г. и была вынуждена приобретать их за свой счет. Просят взыскать с Департамента здравоохранения как главного распорядителя и получателя средств областного бюджета в пользу И.В. денежные средства в размере 8 372руб.

Решением мирового судьи судебного участка № 36 Свердловского судебного района г.Костромы от <дата> иск прокурора Кологривского района Костромской области удовлетворен. С Департамента здравоохранения Костромской области в пользу И.В. взысканы денежные средства, затраченные на приобретение лекарственных препаратов в размере 8372 руб..

Не согласившись с данным решением, представитель департамента здравоохранения Костромской области Пекишев П.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В жалобе указал, что согласно п. 12 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного совместным приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 г., за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства и прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. В соответствии с п. 14 Порядка при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724). В п. 19 Порядка установлено, что в случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения. Ответчиком в суд первой инстанции были предоставлены счета на И.В. за 2022 год и за истекший период 2023 года, из которых следует, что все рецепты, выписанные И.В. в ОГБУЗ «Кологривская районная больница», и предъявленные в аптечную организацию, обслужены. Кроме того, ответчиком были предоставлены доказательства, подтверждающие наличие лекарственных препаратов, необходимых И.В. на складе ГУЛ «Костромская областная аптечная база». Таким образом, департаментом здравоохранения Костромской области были выполнены все возложенные на него функции по организации обеспечения И.В. лекарственными препаратами. Мировым судьей судебного участка Свердловского судебного района г. Костромы при разрешении спора применены положения приказа Минздрава России от 29.09.2022 № 639н в отношении лекарственных препаратов Апиксабан, Аторвастатин и Бисопролол. Однако, судом первой инстанции не был исследован вопрос о включении данных лекарственных препаратов в соответствующий стандарт медицинской помощи, поскольку в силу положений ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона. НЕ соблюдение медицинской организацией порядка назначения пациенту лекарственных препаратов, не включенных в стандарт медицинской помощи, не порождает у департамента здравоохранения Костромской области обязанности по организации обеспечения лекарственными препаратами, назначенными с нарушением порядка их назначения.

В судебном заседании представитель департамента здравоохранения Костромской области Пекишев П.В. апелляционную жалобу поддержал по доводам, изложенным в ней.

Помощник прокурора Кологривского района Костромской области Кораблева Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель ОГБУЗ «Кологривская районная больница» в судебном заседании не участвует, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.

Истец И.В. в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена.

Выслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 327.1, 335.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в суде апелляционной инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что И.В., 21.11.21г. перенесла инфаркт мозга и ей поставлены диагнозы: .... Для лечения И.В. лечащим врачом ...» г. Шарья, где она проходила обследование, рекомендован прием, в том числе, таких лекарственных препаратов как .... 2 раза в день утром и вечером, ... мг., что подтверждается выпиской от <дата>, также данные диагнозы и лечение подтверждено выписным эпикризом ОГБУЗ «КОГВВ» от <дата>, ОГБУЗ «Кологривская РБ» в Департамент здравоохранения Костромской области направлены заявки на обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан на 2022 2023 год, в частности на обеспечение И.В., в том числе и на июль 2022 года, октябрь 2022 год декабрь 2022 года и январь-март 2023 года подобные заявки подавались.

В соответствии со ст. 2, 20, 38, 39 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей в иных случаях установленных законом.

Статьей 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (далее - Федеральный закон № 323) установлено, что основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи Правительство РФ постановлением от 28.12.2021 № 2505 (в редакции от 14.12.2022) утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, которая предусматривает обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи. В пятом разделе названной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства №, 890 от 30.07.1994. В соответствии с данным Перечнем лица перенесшие Инфаркт миокарда в бесплатном порядке по рецептам врачей обеспечиваются, лекарственными средствами, необходимыми для лечения данного заболевания.

Приказом Министерства здравоохранения российской Федерации от 29.09.2022 № 639н утвержден перечень лекарственных препаратов для медицинского применения в целях обеспечения в амбулаторных условиях лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, в течение 2 лет с даты постановки диагноза и (или) выполнения хирургического вмешательства.

В данный перечень вошли такие препараты как Апиксабан, Аторвастатин и Бисопролол.

Аналогичные лекарственные препараты содержались в Перечне утвержденном Приказом Минздрава России от 24.09.2021 N 936н, действовавшем до момента принятия приказа Минздрава России от 29.09.2022 № 63 9н.

Таким образом, указанными выше нормативными актами закреплено право лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, в течение 2 лет с даты постановки диагноза и (или) выполнения хирургического вмешательства на обеспечение вышеназванными лекарственными препаратами бесплатно.

Вместе с тем, указанными лекарственными препаратами И.В. в июле 2022 года, октябре 2022 года, декабре 2022 года и январе-марте 2023 года, обеспечена не была, что подтверждается объяснением заведующей аптеки «Губернская» г. Кологрив К.Т. от <дата>, в связи с чем, И.В. была вынуждена приобрести в аптеках г. Кологрива в июле 2022 года, октябре 2022 года, декабре 2022 года и январе-марте 2023 года.

Так, И.В. <дата> приобретен препарат .... в количестве упаковки по 30 таблеток на сумму 93 руб., препарат «... количестве 1 упаковки по 30 таблеток на сумму 200 руб., <дата> приобретен препарат .... в количестве 1 упаковки по таблеток на сумму 2553,80 руб., <дата> приобретен препарат .... в количестве 1 упаковки по 30 таблеток на сумму 97 руб., приобретен препарат «Бисопролол» 5 мг. в количестве 1 упаковки по 30 таблеток на сумму 95 руб., препарат ... в количестве 2 упаковок по 30 таблеток на сумму 190 руб., <дата> - препарат .... в количестве 1 упаковки 60 таблеток на сумму 2548,20 руб., <дата> - препарат .... в количестве 1 упаковки по 30 таблеток на сумму 89 руб., <дата> -препарат .... в количестве 1 упаковки по 30 таблеток на сумму 92 руб., «... в количестве 1 упаковки по 60 таблеток на сумму 2414 руб. а всего на общую сумму 8 372 руб. 00 коп., что подтверждается кассовыми чеками из аптек.

Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).

В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

В соответствии с п. 25 Положения Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50% за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1).

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2).

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Мировой судья пришла к выводу о том, что Департаментом здравоохранения Костромской области не исполнены возложенные на него обязанности по обеспечению гражданина бесплатно необходимыми медицинскими препаратами, чем И.В. причинен ущерб в размере 8372 руб., поскольку она самостоятельно приобретала необходимые медицинские препараты.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований не согласиться с данными выводами.

Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

Исходя из данного конституционного положения, законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается посредством предоставления медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно п. 2 ст. 19 Закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.    

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Поскольку материалами дела подтверждено несение истцом расходов на самостоятельное приобретение медицинских изделий, исковые требования о взыскании данных убытков подлежали удовлетворению.

Размер задолженности судом проверен и объективно подтвержден, иск удовлетворен в пределах исковых требований, по которым возбуждено гражданское дело.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права применительно к установленным обстоятельствам дела, а потому не могут служить основанием к его отмене.

Апелляционная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судом и не получили правовую оценку.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, что в силу ст.ст. 330, 335.1 ГПК РФ не является основанием для отмены решения суда. Нормы материального права применены судом верно, с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства. Решение суда является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 329 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л :

Решение мирового судьи судебного участка № 36 Свердловского судебного района г. Костромы от <дата> по гражданскому делу по иску прокурора Кологривского района Костромской области в интересах И.В. к департаменту здравоохранения Костромской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата, оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента здравоохранения Костромской области без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия

Кассационная жалоба, может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через мирового судью судебного участка № 36 Свердловского судебного района г. Костромы в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Судья

11-136/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Кологривского района КО
Илик Вера Николаевна
Ответчики
Департамент здравоохранения КО
Другие
ОГБУЗ "Кологривская районная больница"
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Комиссарова Елена Александровна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
03.08.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
04.08.2023Передача материалов дела судье
07.08.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
03.10.2023Судебное заседание
06.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2023Дело оформлено
20.10.2023Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее