Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-8/2024 (3а-1310/2023;) ~ М-693/2023 от 20.04.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                             20 марта 2024 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Булацкой В.П.,

с участием представителя административного истца Старостина П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 3а-8/2024 (3а-1310/2023) по административному исковому заявлению Карягина В.И. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском о пересмотре и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества:

- земельного участка с кадастровым номером , площадью 7895 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты придорожного сервиса, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 1 314 440 рублей, согласно отчету об оценке , составленному 15.04.2023 ООО «Современные технологии оценки»;

- земельного участка с кадастровым номером , площадью 3051 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты придорожного сервиса, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 566 014 рублей, согласно отчету об оценке , составленному 15.04.2023 ООО «Современные технологии оценки»;

- земельного участка с кадастровым номером , площадью 4 955 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты придорожного сервиса, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 919 240 рублей, согласно отчету об оценке , составленному 15.04.2023 ООО «Современные технологии оценки».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанных земельных участков, кадастровая стоимость которых определена по состоянию на 01.01.2022 в размере 3 579 987 рублей 75 коп., 1 460 788 рублей 29 коп., 2 322 259 рублей 85 коп. соответственно. Установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости каждого объекта, что подтверждается отчетом об оценке, чем нарушаются права и законные интересы административного истца, поскольку налоги исчисляются исходя из кадастровой стоимости объектов.

В судебном заседании представитель административного истца Старостин П.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске. При этом, дополнил, что с результатами судебной экспертизы ознакомлен и не оспаривает выводы эксперты.

Административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, а также заинтересованные лица ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», администрация муниципального района Сергиевский Самарской области, администрация сельского поселения Сергиевск муниципального района Сергиевский Самарской области, УФНС России по Самарской области, извещенные о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не представили.

В письменном отзыве на иск с учетом дополнительных пояснений ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что рыночная стоимость каждого земельного участка, определенная в заключении эксперта ООО «Центр оценки и судебной экспертизы», находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты.

Заинтересованные лица администрация м.р. Сергиевский Самарской области администрации сельского поселения Сергиевск м.р. Сергиевский Самарской области в письменных возражениях на иск от 03.05.2023 и от 05.05.2023 просили отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку усматривается необходимость в проверке отчета об оценке, исходя из расхождений между рыночной и кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Администрация сельского поселения Сергиевск муниципального района Сергиевский Самарской области в письменном ходатайстве от 19.03.2024 просила рассмотреть дело в отсутствии представителя, указав об отсутствии возражений против удовлетворения заявленных требований с учетом экспертного заключения, выполненного ООО «Центр оценки и судебной экспертизы».

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.

Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:

- земельный участок с кадастровым номером , по почтовому адресу ориентира: <адрес> площадью 7895 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты придорожного сервиса,

- земельного участка с кадастровым номером , по почтовому адресу ориентира: <адрес> площадью 3051 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты придорожного сервиса,

- земельного участка с кадастровым номером , по почтовому адресу ориентира: <адрес> площадью 4 955 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты придорожного сервиса.

В сведения ЕГРН в январе и феврале 2023 года внесена информация о кадастровой стоимости, утвержденной приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2181 от 25.11.2021 по состоянию на 01.01.2022, в отношении объекта с кадастровым номером в размере 3 579 987, 75 рублей, с кадастровым номером в размере 1 460 788, 29 рублей, с кадастровым номером в размере 2 322 259, 85 рублей.

Административный истец, являясь собственником указанных объектов, обязан уплачивать земельный налог. Налоговой базой для исчисления налога является кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Установление кадастровой стоимости каждого земельного участка в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера земельного налога.

Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 20.04.2023 обратился с настоящим административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.

В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости равной рыночной их стоимости является обоснованным.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении каждого объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке от 15.04.2023 независимой оценочной организацией ООО «Современные технологии оценки» об определении рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 объектов:

с кадастровым номером в размере 1 314 440 рублей,

с кадастровым номером в размере 566 014 рублей,

с кадастровым номером в размере 919 240 рублей.

В судебном заседании 15.06.2023 представителем административного истца представлен доработанный отчет об оценке от 15.04.2023 независимой оценочной организацией ООО «Современные технологии оценки» об определении рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 объектов:

с кадастровым номером в размере 2 029 984 рублей,

с кадастровым номером в размере 931 878 рублей,

с кадастровым номером в размере 1 386 964 рублей.

При этом, уточнения заявленных административных исковых требований по выводам специалиста в доработанном отчете не поступило.

Определением суда от 15.06.2023 по инициативе заинтересованного лица ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено эксперту ООО «Агентство оценки «Самэкс-Групп» с постановкой вопроса о рыночной стоимости каждого земельного участка на дату оспариваемой кадастровой оценки.

Заключением эксперта Поповым В.В. экспертного учреждения ООО «Агентство оценки «Самэкс-Групп» определена рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2022 земельных участков: с кадастровым номером в размере 2 889 570 рублей, с кадастровым номером в размере 1 327 185 рублей, с кадастровым номером в размере 1 972 090 рублей.

В целях оказания содействия в предоставлении доказательств по делу стороне административного истца, не согласившегося с заключением эксперта ООО «Агентство оценки «Самэкс-Групп», определением суда от 10.10.2023 по делу назначена повторная судебная экспертиза.

Заключением эксперта № 41/2023-СЭ от 01.03.2024 ООО «Центр оценки и судебной экспертизы» рыночная стоимость определена рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2022 земельных участков: с кадастровым номером в размере 2 810 225 рублей 25 коп., с кадастровым номером в размере 1 086 003 рубля 45 коп., с кадастровым номером в размере 1 763 732 рубля 25 коп.

Возражений, замечаний относительно выводов повторной судебной экспертизы представителем административного истца и иными участвующими в деле лицами не заявлено.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

С учетом установленных сомнений в отчете об оценке от 15.04.2023 оценщика ООО «Современные технологии оценки» в части использования объектов аналогов в районах, соответствующих населенному пункту Сергиевск, определяя плотность населения по личному опыту, и в заключении эксперта Попова В.В. экспертного учреждения ООО «Агентство оценки «Самэкс-Групп» в части использования объектов аналогов различного назначения без корректировки к виду разрешенного использования объектов оценки, в также позиции стороны административного истца, суд не принимает данные документы в качестве доказательства рыночной стоимости каждого рассматриваемого объекта.

Оценив заключение повторной судебной экспертизы, суд полагает, что данное заключение отвечает требованиям относимости и допустимости доказательств, исходя из следующего. Экспертом производился осмотр объектов оценки. Экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости каждого рассматриваемого объекта, подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости.

При таких обстоятельствах, суд принимает в качестве допустимого доказательства рыночной стоимости рассматриваемых объектов заключение эксперта ООО «Центр оценки и судебной экспертизы».

Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки каждого объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости равной их рыночной стоимости подлежат удовлетворению частично, то есть по выводам повторной судебной экспертизы.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 20.04.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск Карягина В.И. удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества – земельных участков по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022

- с кадастровым номером в размере 2 810 225 рублей 25 коп.,

- с кадастровым номером в размере 1 086 003 рубля 45 коп.

- с кадастровым номером в размере 1 763 732 рубля 25 коп.

Датой подачи заявления в суд считать 20.04.2023.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 01.04.2024.

Судья                            И.А. Щетинкина

3а-8/2024 (3а-1310/2023;) ~ М-693/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Карягин В.И.
Ответчики
Правительство Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
УФНС России по Самарской области
Администрация муниципального района Сергиевский Самарской области
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
ГБУ СО "ЦКО"
Админристрация сельского поселения Сергиевск муниципального района Сергиевский Самарской области
Попов В.В.
Старостин П.В.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
20.04.2023Регистрация административного искового заявления
21.04.2023Передача материалов судье
25.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
25.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Судебное заседание
15.06.2023Судебное заседание
07.09.2023Производство по делу возобновлено
07.09.2023Рассмотрение дела начато с начала
25.09.2023Судебное заседание
02.10.2023Судебное заседание
10.10.2023Судебное заседание
11.03.2024Производство по делу возобновлено
20.03.2024Судебное заседание
01.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
21.05.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
13.06.2024Судебное заседание
27.06.2024Судебное заседание
12.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее