Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-956/2024 (33-14637/2023;) от 11.12.2023

Судья: Бегишева Н.В. Гр. дело № 33-956/2024 (№ 33-14637/2023)

(Номер дела в суде первой инстанции 2-1343/2023)            

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 января 2024 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Соболевой Ж.В.,

судей Чирковой И.Н., Житниковой О.В.,

при ведении протокола помощником судьи Туроншоевой М.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 20 сентября 2023 года, которым постановлено:

«Уточненные требования ФИО1 к ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес>, УФСИН России по <адрес> о перерасчете выслуги лет для назначения пенсии – оставить без удовлетворения»,

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда ФИО8,

УСТАНОВИЛА:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчикам ФКУ ИК-3 УФСИН России по <адрес>, УФСИН России по <адрес> о перерасчете выслуги лет для назначения пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном боевых действий. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в условиях чрезвычайного положения на территории Северной Осетии и Чеченской республики. В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ и приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ, указанный период службы подлежит зачету в выслугу лет из расчета один месяц за три месяца службы, для начисления пенсии. Однако ответчик в зачислении указанного периода в льготном исчислении отказывает. Истец с данным отказом не согласен.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, ФИО1 просил засчитать в выслугу лет, из расчета 1 день службы за 3 дня службы, для начисления пенсии, период участия в боевых действиях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, засчитать в выслугу лет, из расчета 1 день службы за 3 дня службы, для начисления пенсии, период участия в боевых действиях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать право на получение пенсии по выслуге лет, обязать УФСИН России по <адрес> зачесть указанные периоды для льготного исчисления пенсии.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на то, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", которым предусмотрен зачет в выслугу лет и трудовой стаж для назначения пенсии один месяц военной службы за три месяца; не принято во внимание, что Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 896 "О зонах вооруженных конфликтов" к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта отнесено выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996г.; Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054 "О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях" также было предусмотрено засчитывать военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудникам уголовно-исполнительной системы Министерства Юстиции РФ время непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в срок военной службы в воинских званиях на льготных условиях - один месяц военной службы за три. При этом суд не учел, что в его военном билете имеется запись, что период военной службы подлежит включению в льготном исчислении.

В суд апелляционной инстанции ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявил.

Представитель ответчиков – ФИО6, против доводов апелляционной жалобы возражала, просила оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили.

В силу статьи 327 и статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, исходя из следующего.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, регулируется Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1).

В статье 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона, в частности лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 данного закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого закона, определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от ДД.ММ.ГГГГ, военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

На основании пункта 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.

В пункте 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5481/1-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" указано на то, что при применении части 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4328-1 в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, период участия в контртеррористической операции во время прохождения службы по призыву засчитывается сотруднику органов внутренних в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.

Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, за подписью военного комиссара <адрес> ФИО7, выданной ветерану боевых действуй ФИО1 - сержант, заместитель командира взвода, проходил службу в условиях чрезвычайного положения на территории Северной Осетии и Чеченской Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в составе в/ч 3737.

Данное обстоятельство также подтверждается военным билетом ПН , выданным Новокуйбышевским городским военным комиссариатом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, удостоверением ветерана боевых действий серии РМ от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ГУВД <адрес>.

Согласно записи в военном билете, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходил службу на территории Северной Осетии и Чеченской Республики в условиях чрезвычайного положения. В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ и приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в выслугу лет из расчета один месяц за три месяца службы для назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, принимал участие в боевых действиях.

Письмом ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете выслуги лет с учетом пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5481/1-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", ФИО1 отказано.

Согласно ответу УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 период военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Северной Осетии и Чеченской Республики – службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации для назначении пенсии по линии ФСИН России подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.

Истец, считая свои права нарушенными, обращаясь в суд с вышеуказанным иском, ссылался на наличие записи в военном билете, указывал на то, что в спорный период проходил службу на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, непосредственно принимал участие в боевых действиях, в связи с чем просил об удовлетворении заявленных требований.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о зачете периода службы в зоне вооруженного конфликта в выслугу лет в льготном исчислении, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истец проходил службу по призыву, основания для зачета спорного периода в льготном исчислении для назначения пенсии, отсутствуют.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, который соответствует правовой позиции Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в определениях от ДД.ММ.ГГГГ N 83-КГ14-14, от ДД.ММ.ГГГГ N 83-КГ14-14, от ДД.ММ.ГГГГ -КГ15-7.

Как было указано выше, в силу статей 1, 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1, абзаца 1 пункта 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 941, пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5481/1-1, льготный порядок включения в выслугу лет (из расчета 1 день за 3 дня) периодов выполнения служебно-боевых задач в Северо-Кавказском регионе предусмотрен только для лиц, проходящих службу по контракту.

Ни указанными нормативными актами, ни иными нормативными актами, на которые ссылается истец в жалобе, не предусмотрено включение в тройном размере в выслугу лет для назначения пенсии по линии ФСИН России периодов выполнения служебно-боевых задач в Северо-Кавказском регионе военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Эти периоды подлежат включению в выслугу лет только в календарном исчислении.

Довод апелляционной жалобы о том, что Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054 "О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях" (признан утратившим силу Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 860) не содержит разграничения прав на льготное исчисление выслуги лет военнослужащих срочной службы по принципу прохождения службы по призыву либо по контракту, юридического значения не имеет, так как данный правовой акт не определяет порядок льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2778-О указал, что п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 941 предусматривает календарный порядок зачета периодов прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в выслугу лет (кроме отдельных периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях), установление различного порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии в зависимости от того, осуществлялась военная служба на профессиональной, контрактной основе либо по призыву, основано на объективных критериях, абз. 1 п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 941 - будучи элементом правового регулирования, направленного на обеспечение реализации пенсионных прав соответствующих категорий граждан, - не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителя.

В связи с изложенным мнение истца о том, что наличие справки военного комиссара <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении им военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в условиях чрезвычайного положения на территории Северной Осетии и Чеченской Республики, может являться основанием для удовлетворения его требований, является ошибочным.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил требования истца, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм закона и не могут служить основанием для отмены решения суда.

При таких обстоятельствах, у судебной коллегии отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 20 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33-956/2024 (33-14637/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Дербеденев А.В.
Ответчики
ФКУ ИК-3 УФСИН России по Самарской области
УФСИН России по Самарской области
Другие
представитель истца-Анашкин Д.А.
Военный комиссариат Самарской области по городу Новокуйбышевск
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
12.12.2023[Гр.] Передача дела судье
23.01.2024[Гр.] Судебное заседание
02.02.2024[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2024[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее