№
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 мая 2023 года пгт. Кромы
Судья Кромского районного суда <адрес> Давыдова Д.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по <адрес> Свиридова Ю.А. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 12.9 КоАП РФ в отношении ФИО1 и ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы,
установил:
постановлением заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по <адрес> Свиридова Ю.А. № от ДД.ММ.ГГГГ Воробьева Е.В признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 12.9 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с постановлением, Воробьева Е.В. обратилась в суд с жалобой, просила отменить постановление, как незаконное и необоснованное. Кроме того, просила восстановить процессуальный срок для подачи жалобы на постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по <адрес> Свиридова Ю.А. № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанное постановление не получала.
В судебное заседание Воробьева Е.В., будучи извещенной о месте и времени надлежащим образом, не явилась, ходатайств об отложении не заявляла.
Заместитель начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по <адрес> Свиридов Ю.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу положений статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (часть 4 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В судебном заседании установлено, что копия постановления заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по <адрес> Свиридова Ю.А. № от ДД.ММ.ГГГГ направлена ФИО1 по адресу: <адрес> получена адресатом ДД.ММ.ГГГГ (почтовый идентификатор 30299176339521).
Согласно положениям статей 30.3 и 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по делам, перечисленным в части 3 статьи 30.3 названного Кодекса, - пяти дней со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.
В случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток, а постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - по истечении пяти дней после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (статьи 30.3, 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) (пункт 29.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Таким образом, постановление заместителя начальника ИАЗ ЦАФАП ГИБДД УМВД России по <адрес> Свиридова Ю.А. № от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Жалоба на постановление с ходатайством о восстановлении срока подана привлекаемым к административной ответственности лицом в Болховский районный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока.
Из материалов дела, в том числе из самой жалобы, следует, что постановление Воробьевой Е.В. было направлено по надлежащему адресу.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1339-О, в силу части 1 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Уважительными причинами являются обстоятельства, не зависящие от воли лица, имеющего право обжалования, которые объективно препятствовали своевременной подаче жалобы или исключали ее.
По смыслу приведенных положений, для восстановления срока обжалования постановления являются только уважительные причины его пропуска, и таковыми могут признаваться любые причины, которые объективно препятствовали своевременному совершению соответствующего процессуального действия, и не могли быть преодолены по независящим от заинтересованного лица обстоятельствам.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 777-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 900-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1174-О и др.).
Применительно к производству по делам об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами, таким федеральным законом является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Определяя правила обжалования постановления по делу об административном правонарушении, указанный Кодекс устанавливает срок, в течение которого может быть подана жалоба на постановление по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 30.3), а также допускает возможность восстановления указанного срока в случае его пропуска по ходатайству лица, подающего жалобу (часть 2 статьи 30.3).
Само по себе установление десятидневного срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении обусловлено необходимостью обеспечения стабильности и определенности публичных правоотношений, в том числе в сфере исполнительного производства - в целях создания условий для правильного и своевременного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Такое регулирование корреспондирует задачам производства по делам об административных правонарушениях, к числу которых относится не только всестороннее, полное и объективное, но и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также обеспечение исполнения вынесенного постановления (статья 24.1 КоАП РФ).
Учитывая, что копия обжалуемого постановления направлена Воробьевой Е.В. своевременно и по надлежащему адресу, указанному самой Воробьевой Е.В. в жалобе, получена ею, уважительных причин для восстановления срока не представлено, суд приходит к выводу об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы на постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по <адрес> Свиридова Ю.А. № от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, довод жалобы о том, что постановление должностного лица Воробьевой Е.В. не получено, судом не принимается, так как он опровергается материалами дела.
Руководствуясь ст. 30.1-30.3, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
определил:
в восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы на постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по <адрес> Свиридова Ю.А. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 5 ст. 12.9 КоАП РФ – отказать.
Определение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Кромской районный суд <адрес> в течение десяти суток со дня вручения или получения копии определения.
Судья Д.Н. Давыдова