Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 февраля 2024 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при помощнике Булацкой В.П.
с участием прокурора Колчиной Е.Е.
с участием представителя административного истца по доверенности Кияйкина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-261/2024 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «АРМ-С» о признании недействующим нормативного правового акта в части,
У с т а н о в и л :
Общество с ограниченной ответственностью «АРМ-С» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включении в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №
Требования обоснованы тем, что нежилое здание не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, указанное здание имеет наименование столовая, в 2022 году и по настоящее время используется для питания детей в столовой ДОЦ «Тихие озера» в период каникул. Ранее решением Самарского областного суда от 21 января 2022 года был признан недействующим пункт 16176 Перечней на 2019-2021 годы в части включения в них указанного здания. Включение указанного объекта в Перечень на 2022 год влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Кияйкин А.В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений Самарской области представило письменные возражения, сославшись на то, что объект недвижимости имеет наименование «столовая», в техническом паспорте более 20% помещений предназначено для размещения объекта общественного питания, спорный объект передан ООО «Космос» за плату во временное пользование.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области приказом от 22 октября 2021 года № 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год.
В указанный Перечень включено нежилое здание с кадастровым номером № (пункт 15349).
Приказ министерства от 22 октября 2022 года № 2233 официально опубликован на сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на
официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью «АРМ-С» на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером № площадью 256,1 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание имеет назначение – нежилое, наименование- здание столовой с кухней литер В.
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования <адрес> Земельный участок принадлежит на праве собственности ООО «АРМ-С».
Согласно технического паспорта на здание столовой с кухней, выполненного МУП «Бюро технической инвентаризации Красноярского района по состоянию на 29.05.2002 года, полученного судом путем направления запроса в порядке электронного взаимодействия, в здании на площади 256,1 кв.м расположены склад овощной, склад сыпучих продуктов, камеры холодильные, тамбур, варочный цех, моечные, заготовительный цех, овощной, туалет, бытовая комната, душевая, мясной цех, обеденный зал.
Аналогичный технический паспорт представлен ГУП Самаркой области «Центр технической инвентаризации».
В соответствии с Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 1515 от 21.09.220 года услуги общественного питания предусматривают изготовление продукции общественного питания, создание условий для потребления и реализации продукции общественного питания и иной пищевой и непищевой продукции (покупные товары) как на месте изготовления, так и вне его по заказам; понятия "потребитель" и "исполнитель" применяются в настоящих Правилах в значениях, установленных Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей"; исполнитель самостоятельно определяет перечень оказываемых услуг. При этом перечень производимой и реализуемой им продукции общественного питания и (или) покупных товаров, соответствующих обязательным требованиям нормативных правовых актов, указывается в меню (прейскуранте) или иным способом, обеспечивающим получение информации в наглядной и доступной форме в целях правильного выбора соответствующих услуг (продукции); потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами, условиями обслуживания и иной информацией, предусмотренной пунктами 9 и 10 настоящих Правил, как в зале, так и вне зала обслуживания; цена услуги определяется стоимостью продукции, указанной в меню (прейскуранте).
В материалы дела представлен договор аренды здания, заключенный между ООО «АРМ-С» и ООО «Космос» 1 ноября 2020 года, из которого следует, что арендодатель передает арендатору земельный участок и сооружения детского оздоровительного центра «Лесной» по адресу: Самарская область, Красноярский район, территория базы отдыха «Тихие озера» для организации детского и семейного отдыха.
Основным видом деятельности ООО «Космос» является деятельность спортивных объектов.
ГКУ Самарской области «РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР» 18 апреля 2022 года, 11 апреля 2022 года, 13 мая 2022 года заключило государственные контракты с ООО «Космос» на оказание услуг по отдыху и оздоровлению детей в летнем оздоровительном лагере «Лесной» территории базы отдыха «Тихие озера».
Согласно данных государственных контрактов заезд детей осуществляется по утвержденному графику заездов, по путевкам.
Столовая с кухней на базе отдыха «Тихие озера» функционирует для осуществления питания детей и не используется административным истцом для оказания услуг общественного питания как самостоятельного вида предпринимательской деятельности, в этой столовой отсутствуют прейскуранты ( меню) с указанием цен услуги.
Решением Самарского областного суда от 21 января 2022 года признаны недействующими перечни на 2019, 2020, 2021 годы в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером №
Осмотр нежилого здания на дату утверждения Перечня на 2022 год министерством имущественных отношений Самарской области не производился.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что включение здания столовой с кухней с кадастровым номером № не соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с этим требования административного истца о признании недействующим Перечня на 2022 год в части включения в него под пунктом 15 349 здания с кадастровым номером № подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2022 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требования общества с ограниченной ответственностью «АРМ-С» удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерством имущественных отношений Самарской области № 2233 от 22 октября 2021 года в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №
.Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 9 февраля 2024 года.