Дело № 2-188/2023
УИД 25RS0022-01-2023-000474-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Покровка 21 апреля 2023 года
Октябрьского района Приморского края
Октябрьский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Кандыбор С.А.,
при секретаре Слепченко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Октябрьского района Приморского края в защиту интересов О.О., И.Т., Ц.Е., К.М., А.Н., К.И., К.Л. Д.Т., С.А., К.В., Т.Л., Л.В., Н.Л., П.Н., А.А., К.Г., Т.О., С.О., Н.Е., Е.Г., К.С., К.О., С.Е, Д.О., С.М., Т.Е., Ф.И., Л.К., М.О., Н.А., П.Л., Ш.С., К.Е., А.О., С.Е., Т.К., К.А., Б.В., К.А., О.С., К.Е., В.О., Б.Н. к Краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «<данные изъяты>» о возложении обязанности приобрести и обеспечить работника специальной одеждой,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Приморского края, выступая в защиту прав и законных интересов вышепоименованных лиц, обратился в суд с исками к КГБУСО «<данные изъяты>» о возложении обязанности приобрести и обеспечить работников специальной одеждой.
В обоснование заявленных требований указано, что истцы трудоустроены в КГБУСО «<данные изъяты>». Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований трудового законодательства в деятельности КГБУ СО «<данные изъяты>», в ходе которой выявлены нарушения в обеспечении указанных работников специальной одеждой. В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст.ст. 21, 212, 209 ТК РФ ввиду неисполнения требования законодательства о приобретении и обеспечении работника средствами индивидуальной защиты, просит возложить на КГБУСО «<данные изъяты>» обязанность по приобретению и обеспечению специальной одеждой О.О., И.Т., Ц.Е., К.М., А.Н., К.И. К.Л., Д.Т., С.А., К.В., Т.Л., Л.В., Н.Л., П.Н., А.А., К.Г., Т.О., С.О., Н.Е., Е.Г., К.С., К.О., С.Е, Д.О., С.М., Т.Е., Ф.И. – костюмом для защиты от общих производственных загрязнений в количестве 1 штука, фартуком из полимерных материалов с нагрудником в количестве 1 штука (дело №), Л.К., М.О., Н.А., П.Л., Ш.С., К.Е. – костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий в количестве 1 штука, фартуком из полимерных материалов с нагрудником в количестве 2 штуки, перчатками резиновыми или из полимерных материалов 6 пар (дело №), А.О., С.Е., Т.К. – костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий в количестве 1 штука и фартуком из полимерных материалов с нагрудником в количестве 1 штука (дело №), К.А., Б.В., К.А., О.С., К.Е. – костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий в количестве 1 штука, сапогами резиновыми с защитным подноском 1 пара, перчатками с полимерным покрытием 12 пар (дело №), В.О. - костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий в количестве 1 штука, сапогами резиновыми с защитным подноском или сапогами болотными с защитным подноском 1 пара, перчатками с полимерным покрытием 12 пар, перчатками резиновыми или из полимерных материалов 12 пар (дело №), Б.Н. - халатом хлопчатобумажным в количестве 1 штука, колпаком или косынкой хлопчатобумажной в количестве 1 штука, тапочками кожаными в количестве 1 пара (дело №).
Определением от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела объединены в одно производство.
Представитель прокуратуры Октябрьского района Приморского края, истцы О.О., И.Т., Ц.Е., К.М., А.Н., К.И.., К.Л., Д.Т., С.А., К.В., Т.Л., Л.В., Н.Л., П.Н., А.А., К.Г., Т.О., С.О., Н.Е., Е.Г., К.С., К.О., С.Е, Д.О., С.М., Т.Е., Ф.И., Л.К., М.О., Н.А., П.Л., Ш.С., К.Е. А.О., С.Е., Т.К., К.А.., Б.В., К.А., О.С., К.Е., В.О., Б.Н. в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства, адресовали суду заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика КГБУСО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, в поступившем заявлении просил рассмотреть дело без своего участия, с заявленными требованиями согласен.
Оценив заявленные требования, ознакомившись с письменными доказательствами, суд, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Частью 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно абз. 4 ст. 21 ТК РФ работник помимо других прав имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
В соответствии с абз. 1, 4 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу ч. 1 ст. 209 ТК РФ охраной труда является система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия
Под условиями труда в ч. 2 ст. 209 ТК РФ понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию (ч. 3 ст. 209 ТК РФ).
В соответствии со ст. 210 ТК РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
Согласно ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (часть 1). Данные требования обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности (часть 2).
Статьей 212 ТК РФ установлено, что работодатель обязан организовать контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты (абз. 10 ч.2), обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (абз. 7 ч. 2).
Согласно ч. 1 ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда. На основании ст. 220 ТК РФ условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.
В силу абз. 3 ст. 8 ТК РФ коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников, а абз. 4 установлено, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежит применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Исходя из приведенных выше положений Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется не только трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, но и в договорном порядке путем заключения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений. По смыслу изложенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, коллективные договоры, соглашения регулируют трудовые отношения наравне с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Судом установлено, что 10.03.2020 между работниками КГБУСО «<данные изъяты>», в лице председателя профсоюзного комитета организации и работодателем заключен коллективный договор на срок с 10.03.2020 по 10.03.2023.
Согласно п. 7.5 Коллективного договора работодатель обязуется обеспечивать за счет средств учреждения работников, работающих во вредных и (или) опасных условиях вреда, специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также моющими и обезвреживающими средствами (приложение №,5).
Пунктом 5 Приложения № к Коллективному договору предусмотрено, что работники, занимающие должность слесаря-сантехника в КГБУСО «<данные изъяты>», должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты, а именно костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий в количестве 1 штука на 12 месяцев, сапогами резиновые с защитным подноском или сапогами болотные с защитным подноском 1 пара на 12 месяцев, перчатками с полимерным покрытием 12 пар на 12 месяцев, перчатками резиновыми или из полимерных материалов 12 пар на 12 месяцев;
пунктами 10, 11 предусмотрено, что работники, занимающие должность повара, официанты должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты, а именно костюмом для защиты от общих производственных загрязнений в количестве 1 штука на 12 месяцев, фартуком из полимерных материалов с нагрудником в количестве 1 штука на 12 месяцев;
пунктом 12 предусмотрено, что кухонные работники должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты, а именно костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий в количестве 1 штука на 12 месяцев, фартуком из полимерных материалов с нагрудником в количестве 2 штуки на 12 месяцев, перчатками резиновые или из полимерных материалов 6 пар на 12 месяцев;
пунктом 16 предусмотрено, что работники, занимающие должность парикмахера, должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты, а именно халатом хлопчатобумажным в количестве 1 штука на 12 месяцев, колпаком и ли косынкой хлопчатобумажная в количестве 1 штука на 1 месяц, тапочками кожаными в количестве 1 пара на 1 месяц;
пунктом 20 предусмотрено, что работники, занимающие должность сторожа, должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты, а именно костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий в количестве 1 штука на 12 месяцев, сапогами резиновые с защитным подноском 1 пара на 12 месяцев, перчатками с полимерным покрытием 12 пар на 12 месяцев.
Из материалов дела усматривается, что истцы являются работниками Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «<данные изъяты>».
Истцы: К.М. с 2022 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 01.06.2022 о переводе работника на другую работу;
К.Н. с 2020 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 03.06.2020 о переводе работника на другую работу;
К.М. с 2021 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 20.01.2021 о переводе работника на другую работу;
К.Л. с 2020 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 12.03.2020 о переводе работника на другую работу;
Д.Т. с 2021 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 27.09.2021 о переводе работника на другую работу;
С.А. с 2020 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 30.04.2020 о переводе работника на другую работу;
П.Н. с 2017 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 28.07.2017 о переводе работника на другую работу;
К.В. с 2017 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 28.07.2017 о переводе работника на другую работу;
Т.Л. с 2018 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 07.11.2018 о переводе работника на другую работу;
Л.В. с 2017 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 28.07.2017 о переводе работника на другую работу;
Н.Л. с 2017 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 28.07.2017 о переводе работника на другую работу;
А.А. с 2020 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 31.12.2019 о приеме работника на работу;
К.Г. с 2017 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 28.07.2017 о переводе работника на другую работу;
Т.О. с 2017 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 28.07.2017 о переводе работника на другую работу;
С.О. с 2022 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 09.06.2022 о приеме работника на работу;
С.Е. с 2017 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 28.07.2017 о переводе работника на другую работу;
Е.Г. с 2017 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 28.07.2017 о переводе работника на другую работу;
К.С. с 2017 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 28.07.2017 о переводе работника на другую работу;
К.О. с 2017 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 28.07.2017 о переводе работника на другую работу;
С.Е с 2017 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 28.07.2017 о переводе работника на другую работу;
Д.О. с 2023 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 13.01.2023 о приеме работника на работу;
С.М. с 2022 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 14.11.2022 о приеме работника на работу;
Т.Е. с 2017 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 28.07.2017 о переводе работника на другую работу;
Ф.И. с 2017 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 28.07.2017 о переводе работника на другую работу;
И.Т. с 2021 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 08.12.2021 о переводе работника на другую работу;
Ц.Е. с 2021 года состоит в должности официанта на основании приказа № от 18.10.2021 о приеме работника на работу,
и подлежат обеспечению специальной одеждой в соответствии с п. 11 Приложения № к Коллективному договору.
Л.К. с 2022 года состоит в должности кухонного работника на основании приказа № от 01.03.2022 о переводе работника на другую работу;
М.О. с 2021 года состоит в должности кухонного работника на основании приказа № от 21.07.2021 о приеме работника на работу;
Н.А. с 2022 года состоит в должности кухонного работника на основании приказа № от 08.07.2022 о приеме работника на работу;
П.Л. с 2020 года состоит в должности кухонного работника на основании приказа № от 07.08.2020 о приеме работника на работу;
Ш.С. с 2022 года состоит в должности кухонного работника на основании приказа № от 23.03.2022 о приеме работника на работу;
З.Е. с 2021 года состоит в должности кухонного работника на основании приказа № от 19.03.2021 о приеме работника на работу,
и подлежат обеспечению специальной одеждой в соответствии с п. 12 Приложения № к Коллективному договору.
А.О. с 2019 года состоит в должности повара на основании приказа № от 25.11.2019 о переводе работника на другую работу;
С.Е. с 2020 года состоит в должности повара на основании приказа № от 08.05.2020 о переводе работника на другую работу;
Т.К. с 2022 года состоит в должности повара на основании приказа № от 14.03.2022 о переводе работника на другую работу,
и подлежат обеспечению специальной одеждой в соответствии с п. 10 Приложения № к Коллективному договору;
К.А. с 2007 года состоит в должности сторожа на основании трудового договора № от 25.10.2007;
Б.В. с 2016 года состоит в должности сторожа на основании приказа № от 27.12.2016 о переводе работника на другую работу;
К.А. с 2019 года состоит в должности сторожа на основании приказа № от 03.10.2019 о приеме работника на работу;
О.С. с 2022 года состоит в должности сторожа на основании приказа № от 29.12.2021 о приеме работника на работу;
К.Е. с 2022 года состоит в должности сторожа на основании приказа № от 25.11.2022 о приеме работника на работу,
и подлежат обеспечению специальной одеждой в соответствии с п. 20 Приложения № к Коллективному договору;
В.О. с 2013 года состоит в должности слесаря-сантехника на основании приказа № от 18.10.2013, и подлежит обеспечению специальной одеждой в соответствии с п. 5 Приложения № к Коллективному договору;
Б.Н. с 1996 года состоит в должности парикмахера на основании приказа № от 01.08.1996 о приеме на работу, и подлежит обеспечению специальной одеждой в соответствии с п. 16 Приложения № к Коллективному договору.
Вместе с тем, судом установлено, что вопреки вышеприведенным требованиям законодательства и локальных нормативных актов истцы средствами индивидуальной защиты не обеспечивались.
Вышеприведенные обстоятельства неисполнения ответчиком КГБУ СО «<данные изъяты>» требований законодательства о приобретении и обеспечении работника средством индивидуальной защиты, свидетельствуют о создании угрозы безопасным условиям труда и нарушает права истцов О.О., И.Т., Ц.Е., К.М., А.Н., К.И.., К.Л., Д.Т., С.А., К.В., Т.Л., Л.В., Н.Л., П.Н., А.А., К.Г., Т.О., С.О., Н.Е., Е.Г., К.С., К.О., С.Е, Д.О., С.М., Т.Е., Ф.И., Л.К., М.О., Н.А., П.Л., Ш.С., К.Е.., А.О., С.Е., Т.К., К.А.., Б.В., К.А., О.С., К.Е., В.О., Б.Н. на бесплатное обеспечение средствами индивидуальной защиты и нарушении их прав при осуществлении трудовой деятельности на предприятии ответчика.
По изложенному, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований; возлагает на ответчика обязанность обеспечить истцов специальной одеждой в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, и считает необходимым разъяснить последствия неисполнения решения суда в установленный срок.
На основании статьи 103 ГПК РФ, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей, от уплаты которой при подаче иска прокурор был освобожден в силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского района Приморского края удовлетворить.
Возложить на Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «<данные изъяты>» (<данные изъяты>), обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу приобрести в соответствии с Коллективным договором от 10.03.2020 средства индивидуальной защиты для работников КГБУСО «<данные изъяты>» и обеспечить:
О.О. (<данные изъяты>)
И.Т. (<данные изъяты>)
Ц.Е. (<данные изъяты>)
К.М. (<данные изъяты>)
А.Н. (<данные изъяты>)
К.И. (<данные изъяты>)
К.Л. (<данные изъяты>)
Д.Т. (<данные изъяты>)
С.А. (<данные изъяты>)
П.Н. <данные изъяты>)
К.В. (<данные изъяты>)
Т.Л. <данные изъяты>
Л.В. (<данные изъяты>
Н.Л. (<данные изъяты>)
А.А. (<данные изъяты>)
К.Г. (<данные изъяты>
Т.О. (<данные изъяты>)
С.О. (<данные изъяты>)
Н.Е. (<данные изъяты>)
Е.Г. (<данные изъяты>)
К.С. <данные изъяты>)
К.О. (<данные изъяты>)
С.Е (<данные изъяты>)
Д.О. (<данные изъяты>)
С.М. (<данные изъяты>)
Т.Е. <данные изъяты>)
Ф.И. (<данные изъяты>
- костюмом для защиты от общих производственных загрязнений в количестве 1 штука, фартуком из полимерных материалов с нагрудником в количестве 1 штука каждому;
Л.К. (<данные изъяты>
М.О. (<данные изъяты>
Н.А. (<данные изъяты>
П.Л. (<данные изъяты>)
Ш.С. (<данные изъяты>
К.Е. <данные изъяты>
- костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или халатом и брюками для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий в количестве 1 штука, фартуком из полимерных материалов с нагрудником в количестве 2 штуки, перчатками резиновые или из полимерных материалов 6 пар каждому;
А.О. <данные изъяты>
С.Е. <данные изъяты> Т.К. <данные изъяты>
- костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий в количестве 1 штука и фартуком из полимерных материалов с нагрудником в количестве 1 штука каждому;
К.А. <данные изъяты>
Б.В. <данные изъяты>
К.А. <данные изъяты>
О.С. <данные изъяты>
К.Е. <данные изъяты>
- костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий в количестве 1 штука, сапогами резиновые с защитным подноском 1 пара, перчатками с полимерным покрытием 12 пар каждому;
В.О. (<данные изъяты> костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий в количестве 1 штука, сапогами резиновые с защитным подноском или сапогами болотные с защитным подноском 1 пара, перчатками с полимерным покрытием 12 пар, перчатками резиновыми или из полимерных материалов 12 пар;
Б.Н. <данные изъяты> халатом хлопчатобумажным в количестве 1 штука, колпаком или косынкой хлопчатобумажной в количестве 1 штука, тапочками кожаными в количестве 1 пара.
Разъяснить ответчику, что в соответствии с частью 2 ст. 206 ГПК РФ в случае неисполнения решения без уважительных причин, суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации меры, предусмотренные федеральным законом.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «<данные изъяты>» государственную пошлину в бюджет Октябрьского муниципального округа Приморского края в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.А. Кандыбор