Судья: Бормотова И.Е. № 33а-11303/2023
УИД: 63RS0026-01-2022-001064-64
№ 2а-17/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 октября 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Ромадановой И.А.,
судей Гулевича М.И., Пудовкиной Е.С.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области на решение Сызранского районного суда Самарской области от 19 января 2023 г.,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пудовкиной Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №23 по Самарской области (далее - Межрайонная ИФНС России №23 по Самарской области) обратилась в суд с административным иском к несовершеннолетнему ФИО9 в лице законного представителя Аполинаровой Е.П., в котором с учетом уточнения, заявленных требований просила взыскать недоимку по обязательным платежам и санкциям в сумме <данные изъяты> рублей, из которых:
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере <данные изъяты> рублей, пени в сумме <данные изъяты> рублей, а именно: налог за 2016 год в размере <данные изъяты> рубль, пени - <данные изъяты> рубль за период с 1 июля 2018 г. по 26 августа 2018 г. по требованию № № от 27 августа 2018 г.; налог за 2017 год в размере <данные изъяты> рубля, пени - <данные изъяты> рублей за период с 4 декабря 2018 г. по 3 июля 2019 г. по требованию №№ от 4 июля 2019 г.; налог за 2018 год в размере <данные изъяты> рубля, пени - <данные изъяты> рубля за период с 3 декабря 2019 г. по 24 июня 2020 г. по требованию № № от 25 июня 2020 г.; налог за 2019 год в размере <данные изъяты> рублей, пени - <данные изъяты> рубля за период с 2 декабря 2020 г. по 24 июня 2021 г. по требованию №№ от 25 июня 2021г.;
- по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере <данные изъяты> рублей, пени в сумме <данные изъяты> рублей, а именно: налог за 2016 год в размере <данные изъяты> рубля, пени - <данные изъяты> рубль за период с 1 июля 2018 г. по 26 августа 2018 г. по требованию № № от 27 августа 2018 г.; налог за 2017 год в размере <данные изъяты> рублей, пени - <данные изъяты> рублей за период с 4 декабря 2018 г. по 3 июля 2019 г. по требованию №№ от 4 июля 2019 г.; налог за 2018 год в размере <данные изъяты> рубля, пени - <данные изъяты> рублей за период с 3 декабря 2019 г. по 24 июня 2020 г. по требованию № № от 25 июня 2020г.;
- по земельному налогу, взимаемому с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере <данные изъяты> рубля, пени - <данные изъяты> рублей, а именно: налог за 2016 год в размере <данные изъяты> рубль, пени - <данные изъяты> рублей за период с 2 декабря 2017 г. по 26 августа 2018 г. по требованию № № от 27 августа 2018 г.; налог за 2017 год в размере <данные изъяты> рубль, пени - <данные изъяты> рублей за период с 4 декабря 2018 г. по 3 июля 2019 г. по требованию № № от 4 июля 2019 г.; налог за 2018 год в размере <данные изъяты> рубль, пени в размере <данные изъяты> рублей за период с 3 декабря 2019 г. по 24 июня 2020 г. по требованию № № от 25 июня 2020 г. (л.д.93).
Также административным истцом представлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления в части взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени (л.д.78).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО15 является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога, в связи с наличием в собственности объектов налогообложения. В связи с чем, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок. Однако в установленный законом срок ответчик не исполнил обязанность по уплате сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога № № от 27 августа 2018 г., №№ от 4 июля 2019 г., №№ от 25 июня 2020 г., №№ от 25 июня 2021 г. В установленный срок ответчик указанные требования не исполнил. В принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано в связи с тем, что требования не являются бесспорными.
Решением Сызранского районного суда Самарской области от 19 января 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области отказано (л.д. 103-109).
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области просит отменить решение суда, как незаконное, принять по делу новое решение в части удовлетворения требований от № № от 4 июля 2019 г., № № от 25 июня 2020 г., № № от 25 июня 2021 г., в части налога - <данные изъяты> рубля, в части пени – <данные изъяты> рублей, на общую сумму <данные изъяты> рубля (л.д. 115-117).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги.
Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом. Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 26, пункт 2 статьи 27 НК РФ).
В соответствии со статьей 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) законными представителями несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), являются их родители.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2011 г. № 25-О-О нормы главы 23 НК РФ в силу статей 19 и 207 данного Кодекса в равной мере применяются ко всем физическим лицам независимо от их возраста, поскольку в силу статьи 60 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Однако в соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя, за исключением тех сделок, которые они вправе совершать самостоятельно. За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, за исключением сделок, которые они вправе совершать самостоятельно, к которым не относится уплата налогов (подпункты 1 и 2 статьи 28 ГК РФ).
Таким образом, несовершеннолетние дети как собственники имущества обязаны в силу ГК РФ нести бремя его содержания (статья 210 ГК РФ), включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества (статья 249 ГК РФ), что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями (усыновителями, опекунами, попечителями) как законными представителями несовершеннолетнего ребенка, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов (Постановление Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 №5-П).
В соответствии с частью 1 статьи 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно части 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Положениями пункта 2 статьи 408 НК РФ определено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
На основании пункта 1 статьи 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения – пункт 1 статьи 388 НК РФ.
Положениями пунктов 1, 2 статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 391 НК РФ).
В силу статьи 52 НК РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
На основании статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что по сведениям органа, осуществляющего государственную регистрацию объектов недвижимого имущества, ФИО10 принадлежало следующее имущество: в период с 10 июня 2014 г. по 31 декабря 2019 г. - <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с КН № и жилой дом с КН №, расположенные по адресу: <адрес>; в период с 14 апреля 2006 г. по 31 декабря 2019 г. - <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на квартиру с КН №, расположенную по адресу: <адрес> (л.д.53).
Налоговым органом за налоговые периоды 2016-2019 гг. административному ответчику были начислены налоги и направлены налоговые уведомления:
- №№ от 21 сентября 2017 г. об уплате в срок до 01 декабря 2017 г.: земельного налога в размере <данные изъяты> рубль за 2016 год; налога на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рубля за 2016 год (л.д. 18, 20);
- №№ от 23 августа 2018 г. об уплате в срок до 3 декабря 2018 г. земельного налога в размере <данные изъяты> рубль за 2017 год, налога на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рубля за 2017 год (л.д. 19, 23);
- №№ от 25 июля 2019 г. об уплате в срок до 2 декабря 2019 г. земельного налога в размере <данные изъяты> рубль за 2018 год, налога на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей за 2018 год (л.д. 17, 21);
- №№ от 1 сентября 2020 г. об уплате в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, земельного налога в размере <данные изъяты> рубль за 2019 год, налога на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей за 2019 год (л.д. 22).
ФИО11 в лице законного представителя Аполинаровой Е.П. обязанность по уплате начисленных налогов своевременно не исполнил.
В связи с выявленной недоимкой по уплате налогов, в соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ начислены пени и административному ответчику направлены требования об уплате налога и пени:
- №№ об уплате налоговой задолженности по состоянию на 27 августа 2018 г. (в том числе: налог на имущество, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере <данные изъяты> рублей за 2016 год и пени - <данные изъяты> рубль; налог на имущество, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере <данные изъяты> рублей за 2016 год и пени - <данные изъяты> рубль; земельный налог в размере <данные изъяты> рубль за 2016 год и пени - <данные изъяты> рублей) в срок до 3 декабря 2018 г. (л.д. 27);
- №№ об уплате налоговой задолженности по состоянию на 4 июля 2019 г. (в том числе: налог на имущество, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере <данные изъяты> рубля за 2017 год и пени - <данные изъяты> рублей; налог на имущество, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере <данные изъяты> рублей за 2017 год и пени - <данные изъяты> рублей; земельный налог в размере <данные изъяты> рубль за 2017 год и пени - <данные изъяты> рублей) в срок до 1 ноября 2019 г. (л.д. 26);
- №№ об уплате налоговой задолженности по состоянию на 25 июня 2020 г. (в том числе: налог на имущество, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере <данные изъяты> рубля за 2018 год и пени в размере <данные изъяты> рубля; налог на имущество, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере <данные изъяты> рубля за 2018 год и пени - <данные изъяты> рублей; земельный налог в размере <данные изъяты> рубль за 2018 год и пени - <данные изъяты> рублей) в срок до 17 ноября 2020 г. (л.д. 25);
- №№ об уплате налоговой задолженности по состоянию на 25 июня 2021 г. по налогу на имущество, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере <данные изъяты> рублей за 2019 год и пени в размере <данные изъяты> рубля (л.д. 24).
Доказательств направления налогоплательщику налоговых уведомлений истцом не представлено.
Направление налогоплательщику требований №№ от 27 августа 2018 г., №№ от 04 июля 2019 г., №№ от 25 июня 2020 г., №№ от 25 июня 2021 г. подтверждено списками почтовых отправлений (л.д. 68-71).
Определением мирового судьи судебного участка № № Сызранского судебного района Самарской области от 17 июня 2022 г. отказано в принятии заявления Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО12 в лице законного представителя несовершеннолетнего Аполинаровой Е.П. обязательных платежей (л.д. 10).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения налогового органа в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
Разрешая административные исковые требования в указанной части, суд пришел к выводу, что поскольку административным истцом не предоставлены доказательства направления налоговых уведомлений №№ от 21 сентября 2017 г., №№ от 23 августа 2018 г., №№ от 25 июля 2019 г., №57553453 от 01 сентября 2020 г. об уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2016-2019 гг., следовательно, у административного ответчика не возникла обязанность уплаты указанных видов налогов. С учетом изложенного, суд пришел к выводу о невозможности признания соответствующим требованиям статей 69, 70 НК РФ, формирование требований №№ от 27 августа 2018 г., №№ от 04 июля 2019 г., №№ от 25 июня 2020 г., №№ от 25 июня 2021 г. об уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога и пени, так как недоимка у налогоплательщика не возникла. Таким образом, поскольку административным истцом не предоставлено доказательств соблюдения предусмотренного законодательством о налогах и сборах порядка взыскания недоимок по налогам, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления о взыскании с ФИО13 задолженности по уплате налога на имущество и пеням за 2016-2019 гг., земельного налога и пеням за 2016-2018 гг.
Также, районный суд пришел к выводу о несоблюдении Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области установленных законодательством о налогах и сборах сроков обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу, пеням, а также сроков обращения с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. По мнению суда, приведенная административным истцом в ходатайстве о восстановлении срока на обращение в суд причина пропуска процессуального срока, не является уважительной. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также столь существенное несоблюдение срока, установленного для обращения в суд, не может быть мотивировано высокой загруженностью и проведением работы по взысканию налогов. Доказательств наличия иных обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению в суд, административным истцом не представлено. При установленных обстоятельствах суд не усмотрел оснований для восстановления пропущенного процессуального срока.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований правильными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, которым дана надлежащая оценка.
При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы.
Так, в своей апелляционной жалобе административный ответчик выражает несогласие с выводами суда о пропуске срока на обращение в суд по требованиям № № от 04 июля 2019 г., № № от 25 июня 2020 г., № № от 25 июня 2021 г., ввиду чего, с учетом соблюдения процедуры уведомления административного ответчика о необходимости оплаты налогов, полагает, что в указанной части заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Проверив указанные доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 этой же статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей;
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 23 ноября 2020 г. №374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 48 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения в части увеличения размера недоимки с 3 000 рублей до 10 000 рублей, предоставляющей налоговому органу право на обращение в суд, которые вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Данный закон был опубликован 26 ноября 2020 г.
Из материалов дела следует, что за налоговые периоды 2015-2018 гг. административному ответчику были начислены налоги и сформированы налоговые уведомления.
Поскольку ФИО14 в лице законного представителя Аполинаровой Е.П. обязанность по уплате начисленного налога своевременно не исполнил, налоговым органом начислены пени и административному ответчику направлено требование об уплате налога и пени №№ за 2016 г. по состоянию на 27 августа 2018 г. со сроком оплаты до 3 декабря 2018 г. (л.д. 27);
Поскольку срок исполнения требования №№ истек 3 декабря 2018 г., предельным сроком для обращения налогового органа в суд за взысканием недоимки за 2016г. является (3 декабря 2018 г. + 3 года+ 6 месяцев) 3 июня 2022 г.
Судом установлено, что с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье 11 июня 2022 г.
Таким образом, налоговым органом пропущен, установленный законом срок на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
Заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд, обоснованно оставлено без удовлетворения судом первой инстанции, поскольку причины, указанные в ходатайстве не являются уважительными. К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также существенное несоблюдение срока, установленного для обращения в суд, не может быть мотивировано высокой загруженностью и проведением работы по взысканию налогов. Налоговый орган представляет интересы государства в процессе налогообложения и должен принимать все меры к соблюдению установленного порядка взыскания налогов, в том числе своевременному обращению за взысканием недоимки в судебном порядке.
Также налоговый орган выставил административному ответчику требования:
- №№ об уплате налоговой задолженности за 2017 г. по состоянию на 04 июля 2019 г. со сроком оплаты до 1 ноября 2019 г. (л.д. 26);
- №№ об уплате налоговой задолженности за 2018 г. по состоянию на 25 июня 2020 г. со сроком оплаты до 17 ноября 2020 г. (л.д. 25);
- №№ об уплате налоговой задолженности за 2019 г. по состоянию на 25 июня 2021 г. со сроком оплаты до 24 ноября 2021 г. (л.д. 24).
Поскольку срок исполнения требования №№ истек 1 ноября 2019г., предельным сроком для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам за 2017 г. является (1 ноября 2019г. + 3 года+ 6 месяцев) 1 мая 2023 г.
Срок исполнения требования №№ истек 17 ноября 2020г., предельным сроком для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам за 2018 г. является (17 ноября 2020г. + 3 года+ 6 месяцев) 17 мая 2024 г.
Срок исполнения требования №№ истек 24 ноября 2021г., предельным сроком для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам за 2019 г. является (24 ноября 2021г. + 3 года+ 6 месяцев) 24 мая 2025 г.
Таким образом, по указанным требованиям, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░ 6 ░░░░░░ 228 ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░ 57 ░░ ░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ 6 ░░░░░░ 58 ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 69 ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №№ ░░ 21 ░░░░░░░░ 2017 ░., №№ ░░ 23 ░░░░░░░ 2018 ░., №№ ░░ 25 ░░░░ 2019 ░., №№ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2020 ░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░ ░░░░░░, ░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░16 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 309 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №23 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 8 ░░░░░░ 2023 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: