Дело № 2-11/2024
42RS0026-01-2023-000480-29
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Тисульский районный суд Кемеровской области
в составе председательствующей судьи Егеровой И.В.,
при секретаре Рубцовой Я.Л.,
а также с участием ст. помощника прокурора Тисульского района Калашниковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Тисуль Тисульского муниципального округа Кемеровской области
23 января 2024 года
гражданское дело по иску прокурора Тисульского района к Администрации Тисульского муниципального округа, Управлению по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа Администрации Тисульского муниципального округа о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тисульского района обратился в Тисульский районный суд с исковым заявлением к Администрации Тисульского муниципального округа о понуждении к совершению действий, свои исковые требования мотивирует тем, что прокуратурой Тисульского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и в области охраны окружающей среды и природопользования в с. Большой Барандат Тисульского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса.
Проведенной проверкой установлено: в соответствии с подпунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно статье 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарноэпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Пункт 3 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ предусматривает, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определены Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее – Правила № 1039).
Согласно пунктам 3 Правил № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно требованиям, пункта 3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПин 2.1.3684-21) на территориях в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные
площадки).
Контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для" отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В силу положений пункта 4 СанПин 2.1.3684-21 - расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В ходе проверки установлено, что администрацией Тисульского муниципального округа 06.12.2021 года было принято Постановление № 256-п «Об определении схем размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Тисульского муниципального округа».
Однако, фактически в с. Большой Барандат Тисульского муниципального округа места (площадки) под контейнеры для сбора ТКО не оборудованы, в связи с чем, контейнеры для сбора ТКО в соответствии с утвержденной схемой не расставлены. Данное обстоятельство нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как может привести к причинению вреда жизни и здоровья граждан вследствие загрязнения окружающей среды бытовыми отходами, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Вышеизложенные факты нарушают нормы действующего законодательства и права граждан в сфере охраны окружающей среды, благоустройства территории, свидетельствуют о ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора должностными лицами администрации Тисульского муниципального округа и отсутствии надлежащего контроля со стороны руководства.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года N 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, в силу пункта 6.9 которого средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766. Опоры искусственного освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947.
В силу пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; на автобусных остановках, пешеходных переходах.
Согласно п. 6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017 Стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б.8 приложения Б. Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.8, согласно которой доля неработающих светильников не может составлять более 5% от их общего количества, кроме того не допускается расположение двух и более неработающих светильников один за другим.
Проведенной проверкой совместно с ОГИБДД Отделения МВД России «Тисульское» установлено, что на улицах Молодежная от дома № 1 до дома № 31, Степная от дома № 1 до дома № 27, Советская от дома № 1 до дома № 69, Школьная от дома № 1 до дома № 27 и Октябрьская от дома № 2 до дома № 43 с. Большой Барандат Тисульского муниципального округа отсутствует стационарное электрическое освещение, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 52766-2007.
По выявленным нарушениям закона, прокурором района 03.07.2023 внесено представление на имя главы Тисульского муниципального округа № 7-6/Прдп17523-20320038, которое рассмотрено, однако, нарушения устранены частично.
Проведенной проверкой совместно с ОГИБДД Отделения МВД России «Тисульское» установлено, что на улицах Молодежная, Степная, Советская, Школьная с. Большой Барандат нарушений в части стационарного электрического освещения не выявлено.
Однако, в с. Большой Барандат на ул. Октябрьская от дома № 10 до дома № 14 выявлено наличие неработающих светильников в количестве двух штук, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 50594-2017.
Отсутствие стационарного освещения дороги создает для граждан пользующихся данной дорогой угрозу безопасности жизни и здоровья.
Указанный факт свидетельствует о нарушении требований действующего законодательства о дорожной деятельности в Российской Федерации со стороны администрации Тисульского муниципального округа и необходимости устранения выявленных нарушений в целях обеспечения безопасности дорожного движения неограниченного круга лиц, участников дорожного движения.
В силу статьи 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации и статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Прокурор Тисульского района Кемеровской области просит суд обязать Администрацию Тисульского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по восстановлению уличного освещения по ул. Октябрьская от дома № 10 до дома № 14 с. Большой Барандат Тисульского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса.
В срок до 01.10.2024 обязать Администрацию Тисульского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса, согласно схеме, утвержденной Постановлением № 256-п «Об определении схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Тисульского муниципального округа» - организовать, оборудовать, и обустроить в с. Большой Барандат Тисульского муниципального округа Кемеровской области Кузбасса, контейнерные площадки для складирования твердых коммунальных отходов (ТКО) в соответствие с требованиями пунктов 3, 4 и 6 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарноэпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно:
- обустроить площадки для сбора твердых коммунальных отходов из твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра;
- обустроить площадки для сбора твердых коммунальных отходов на расстояние до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров;
- на каждой из контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов разместить не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.
В судебном заседании представитель истца Калашникова Н.В. исковые требования поддержала, уточнив их, просит суд:
1. Обязать Управление по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа Администрации Тисульского муниципального округа в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по восстановлению уличного освещения по ул. Октябрьская от дома № 10 до дома № 14 с. Большой Барандат Тисульского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса.
2. Обязать Администрацию Тисульского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса произвести финансирование Управления по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа Администрации Тисульского муниципального округа в объеме, достаточном для устранения выявленных нарушений безопасности дорожного движения в с. Большой Барандат Тисульского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
3. В срок до 01.10.2024 обязать Управление по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа Администрации Тисульского муниципального округа, согласно схеме, утвержденной Постановлением № 256-п «Об определении схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Тисульского муниципального округа» - организовать, оборудовать, и обустроить в с. Большой Барандат Тисульского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса, контейнерные площадки для складирования твердых коммунальных отходов (ТКО) в соответствие с требованиями пунктов 3,4 и 6 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно:
- обустроить площадки для сбора твердых коммунальных отходов из твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра;
- обустроить площадки для сбора твердых коммунальных отходов на расстояние до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров;
- на каждой из контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов разместить не более не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.
4. Обязать Администрацию Тисульского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса произвести финансирование Управления по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа Администрации Тисульского муниципального округа в объеме, достаточном для устранения выявленных нарушений в сфере охраны окружающей среды в с. Большой Барандат Тисульского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса в срок до 01.05.2024 года.
Представитель ответчика - представитель Администрации Тисульского муниципального округа Мустакимов В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора Тисульского района признал в полном объеме, о чем предоставил суду письменное заявление (л.д. 87).
Представитель ответчика – представитель Управления по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа Администрации Тисульского муниципального округа, привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Определением Тисульского районного суда от 20 декабря 2023 года (л.д. 75), Курасова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора Тисульского района признала в полном объеме, предоставив письменное заявление о признании иска для приобщения к материалам дела (л.д. 77).
Представитель третьего лица ООО «Чистый город Кемерово» Астанина О.В., действующая на основании доверенности № 121-23 от 24.07.2023 (л.д. 47), согласно письменному Отзыву (л.д. 49-50) исковые требования прокурора Тисульского района считает законными и обоснованными, просит суд их удовлетворить, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего лица ОГИБДД Отделения МВД России «Тисульское» в судебное заседание на явился, свое мнение в отношении заявленных требований не выразил, об отложении судебного заседания не просил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «Чистый город» и представителя ОГИБДД Отделения МВД России «Тисульское», надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного заседания.
Прокурор Н.В. Калашникова не возражала против принятия судом признания иска.
Суд, исследовав письменные материалы дела, находит возможным принять признание иска ответчиками, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Принять признание иска ответчиками.
Исковые требования прокурора Тисульского района к Администрации Тисульского муниципального округа, Управлению по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа Администрации Тисульского муниципального округа о понуждении к совершению действий удовлетворить в полном объеме.
1. Обязать Управление по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа Администрации Тисульского муниципального округа в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по восстановлению уличного освещения по ул. Октябрьская от дома № 10 до дома № 14 с. Большой Барандат Тисульского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса.
2. Обязать Администрацию Тисульского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса произвести финансирование Управления по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа Администрации Тисульского муниципального округа в объеме, достаточном для устранения выявленных нарушений безопасности дорожного движения в с. Большой Барандат Тисульского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
3. В срок до 01.10.2024 обязать Управление по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа Администрации Тисульского муниципального округа, согласно схеме, утвержденной Постановлением № 256-п «Об определении схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Тисульского муниципального округа» - организовать, оборудовать, и обустроить в с. Большой Барандат Тисульского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса, контейнерные площадки для складирования твердых коммунальных отходов (ТКО) в соответствие с требованиями пунктов 3,4 и 6 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно:
- обустроить площадки для сбора твердых коммунальных отходов из твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра;
- обустроить площадки для сбора твердых коммунальных отходов на расстояние до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров;
- на каждой из контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов разместить не более не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.
4. Обязать Администрацию Тисульского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса произвести финансирование Управления по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа Администрации Тисульского муниципального округа в объеме, достаточном для устранения выявленных нарушений в сфере охраны окружающей среды в с. Большой Барандат Тисульского муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса в срок до 01.05.2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
...
...
...
Мотивированное решение изготовлено 29.01.2024г.
Судья -