Дело №2-737/10-2024
46RS0030-01-2023-010123-82
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2024 года
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего - судьи Митюшкина В.В.,
прокурора – Евсюкове А.С.,
при секретаре – Малаховой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белых Виталия Александровича к комитету дорожного хозяйства города Курска и Администрации города Курска о взыскании убытков и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд к ответчикам с указанным иском. В обоснование заявленных требований (с учетом уточнений) указал, что ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 55 минут на участке автомобильной дороги по адресу: <адрес>, в районе <адрес> произошло ДТП с участием истца, управлявшего автомобилем Рено Колеос государственный регистрационный номер №, вследствие наезда в выбоину размерами 1,3 м (ширина), 2,4 м (длина), 0,4 м (глубина). В результате ДТП истец получил телесные повреждения в виде <данные изъяты>, автомобиль был поврежден. ДТП произошло вследствие ненадлежащего содержания дорожного полотна. Стоимость восстановительного ремонта составила 346 900 рублей. Поскольку за состояние автомобильных дорог муниципального значения в границах муниципального образования «Город Курск» ответственность несет указанный ответчик, а также в случае недостаточности денежных средств Администрация города Курска, с них в субсидиарном порядке подлежат взысканию соответствующие убытки, а также расходы, связанные с эвакуацией автомобиля, в размере 3 000 рублей, компенсация морального вреда в размере 50 000 рублей, судебные расходы.
В судебном заседании истец и его представитель по доверенности Данилов В.В. заявленные требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика – комитета дорожного хозяйства города Курска по доверенности Ковалева Е.Д. в удовлетворении иска просила отказать. В обоснование возражений указала, что комитет является ненадлежащим ответчиком по заявленному требованию, поскольку не отвечает за деятельность иных организаций, осуществляющих свою деятельность на дороге. Исходя из материалов дела, истец попал в неогороженную дорожную яму, образовавшуюся в ходе ремонта, проводимого силами АО «Квадра – «Курская генерация». Кроме того, координацию работ организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение, снабжение населения города Курска топливом обеспечивают комитет ЖКХ города Курска и МКУ «Городская инспекция ЖКХ». Таким образом, комитет дорожного хозяйства не является лицом, ответственным за вред, причиненный истцу.
В судебное заседание представитель ответчика – Администрации города Курска, будучи надлежаще уведомленным, не явился.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, ООО «Благоустройство», будучи надлежаще уведомленным, не явился.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, АО «Квадра» - «Курская генерация», будучи надлежаще уведомленным, не явился.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, комитета ЖКХ города Курска, будучи надлежаще уведомленным, не явился.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, МКУ «Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству» по доверенности Глушков Д.П. в удовлетворении иска просил отказать, поскольку ответчик не является причинителем вреда, ответственность за вред в рассматриваемом случае должно нести АО «Квадра» - «Курская генерация», осуществлявшее соответствующие ремонтные работы на данном участке автомобильной дороги.
Выслушав объяснения участвующих лиц, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении иска отказать как заявленного к ненадлежащему ответчику, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
На основании пп. 1 и 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с п.1 ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
На основании п.2 и 3 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии со ст.24 ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Статьей 12 данного Закона предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (п.1). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2).
В соответствии со ст.3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 17 Закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В силу пп.5.2.4, 5.3, 5.2.7 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. Предельно допустимые дефекты покрытия для отдельного повреждения (выбоины, просадки, пролома) не должны превышать в длину 15 см, глубину 5 см, площадь 0,06 кв.м..
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п.5 ст.13 Устава города Курска, принятого решением Курского городского Собрания от 12 апреля 2007 года №332-3-РС, к вопросам местного значения города Курска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Курска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Курска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп.2,3 Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Курск», утвержденных постановлением Администрации города Курска от ДД.ММ.ГГГГ №, организация и проведение работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог (далее - работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог) включают в себя следующие мероприятия: а) оценка технического состояния автомобильных дорог; б) выявление участков автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям; в) разработка проектов работ по ремонту автомобильных дорог (далее - проекты) или сметных расчетов стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - сметные расчеты); г) проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог; д) приемка работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Курска.
Как следует из пп. «в» п.2 п.6 раздела IV Классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта России от 16 ноября 2012 года №402, которая распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории РФ и устанавливает состав и виды дорожных работ, которой следует руководствоваться при планировании объемов этих работ, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 20 часов 55 минут истец, управляя принадлежащим ему на праве собственности автомобилем Рено Колеос государственный регистрационный номер № и двигаясь по <адрес>, около <адрес>, допустил наезд в дорожную яму без ограждений и предупреждающих знаков размерами 2,4 м (длина), 1,3 м (ширина), 0,4 м (глубина). В результате чего получил телесные повреждения, повредил транспортное средство.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки по факту ДТП, проведенной ГИБДД УМВД России по городу Курску.
Заявляя соответствующие требования о взыскании с комитета дорожного хозяйства города Курска убытков и компенсации морального вреда, сторона истца ссылается на то обстоятельство, что имевшее место ДТП состоит в непосредственной причинно-следственной связи с обеспечением безопасности дорожного движения в части надлежащего содержания автомобильной дороги на вышеуказанном участке указанным ответчиком.
Действительно в соответствии с Положением о комитете дорожного хозяйства города Курска, утвержденным решением Курского городского Собрания от 27 августа 2019 года №87-6-РС, указанный орган является отраслевым органом Администрации города Курска, осуществляющим в пределах компетенции полномочия и функции в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, включая полномочия по координации, регулированию деятельности дорожных организаций города Курска, а также полномочия муниципального образования "Город Курск" в области обеспечения безопасности дорожного движения и организации дорожного движения (п.1.1).
Для достижения целей деятельности Комитет реализует следующие задачи: участие в разработке и обеспечении реализации на территории города Курска муниципальных, региональных, федеральных целевых программ в области дорожного хозяйства; реализация прав и исполнение обязанностей по решению вопросов местного значения и иных отнесенных к компетенции Администрации города Курска полномочий в сферах дорожной деятельности и организации дорожного движения (п.2.2).
В целях выполнения задачи по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог Комитет наделен полномочиями и осуществляет, в том числе следующие функции: осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения; осуществляет полномочия заказчика по муниципальным контрактам, предметом которых являются проектирование, строительство, ремонт, капитальный ремонт, диагностика, содержание автомобильных дорог, в том числе формирует перечни дорог, в отношении которых планируются мероприятия по диагностике, проектированию, строительству, ремонту, капитальному ремонту, обеспечивает подготовку технических заданий, дефектных ведомостей, сметной документации, схем производства работ, спецификаций материалов, обоснование начальных максимальных цен соответствующих муниципальных контрактов, подготовку заявок в план-график и план закупок и т.д.; осуществляет контроль за выполнением подрядными организациями условий муниципальных контрактов, указанных в подпункте 5 пункта 3.1 настоящего Положения, в части соблюдения графиков производства работ, объемов и качества выполняемых работ, требований к ведению исполнительной документации, требований действующей нормативной и методической документации, проектной документации, проектов организации строительства, проектов производства работ, документации об обеспечении безопасности при производстве работ и охране окружающей среды; производит контроль качества выполненных работ по муниципальным контрактам, указанным в подпункте 5 пункта 3.1 настоящего Положения, освидетельствование и приемку выполненных работ с выездом, при необходимости, на места выполнения соответствующих работ; осуществляет контроль за устранением дефектов, обнаруженных на объектах строительства, реконструкции, ремонта, капитального ремонта автомобильных дорог, в течение гарантийного срока эксплуатации, установленного муниципальными контрактами и гарантийными паспортами на данные объекты (п.3.1)
В целях выполнения задачи по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Комитет осуществляет следующие функции и полномочия: осуществляет полномочия заказчика по муниципальным контрактам, целью заключения которых является обеспечение безопасности дорожного движения; осуществляет контроль за выполнением подрядными организациями условий муниципальных контрактов, указанных в подпункте 3 пункта 3.2 настоящего Положения (п.3.2).
В целях решения задач, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Положения, Комитет также формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора (администратора) доходов бюджета (п.3.4).
На основании постановления Администрации города Курска от ДД.ММ.ГГГГ № для комитета дорожного хозяйства города Курска установлено следующее расходное обязательство: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования «Город Курск» и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дороги осуществления дорожной деятельности.
Таким образом, на комитет дорожного хозяйства города Курска как отраслевое подразделение Администрации города Курска, осуществляющее организацию дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Курск», возложена обязанность выступать от имени интересов казны муниципального образования «Город Курск» по искам о возмещении вреда, причиненного незаконным бездействием, как на главного распорядителя бюджетных средств.
Вместе с тем, как следует из представленных материалов, на основании ордера на производство земляных работ от ДД.ММ.ГГГГ № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ силами филиала АО «Квадра» - «Курская генерация» на участке дороги, где произошло ДТП, проводились земляные работы по ремонту тепловой сети. После завершения ремонтных работ и мероприятий по восстановлению асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги в районе <адрес> вышеуказанный ордер был закрыт ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное подтверждается информацией МКУ «Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству» от ДД.ММ.ГГГГ №/№
По данным АО «Квадра» - «Курская генерация» от ДД.ММ.ГГГГ № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ силами организации производились ремонтные работы на тепловых сетях на участке дороги по <адрес> возле <адрес>: ДД.ММ.ГГГГ – обратная засыпка после устранения повреждения; ДД.ММ.ГГГГ – земляные работы: 31 августа – ДД.ММ.ГГГГ – ремонтные работы на тепловой сети; ДД.ММ.ГГГГ – перекрытие тепловых каналов плитами, обратная засыпка. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на указанном участке работе не проводились.
Однако, как следует из объяснений стороны истца и представленных им фотографических снимков, сделанных как на момент ДТП, так и на следующий день после ДТП, ремонтные работы по заделке ямы (выбоины), в которую он допустил наезд, производились работниками АО «Квадра» - «Курская генерация».
Кроме того, согласно сообщению МКУ «Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству» от ДД.ММ.ГГГГ №/№ в районе <адрес> сотрудниками МКУ в ходе осуществления контроля за соблюдением Правил проведения земляных работ в городе Курске по вышеуказанному адресу был обнаружен провал асфальтобетонного покрытия в месте проведения земляных работ по ремонту тепловой сети, в связи с чем в адрес АО «Квадра» - «Курская генерация» было направлено обращение о выполнении работ по устранению дефекта асфальтобетонного покрытия в срок до ДД.ММ.ГГГГ в рамках гарантийных обязательств. В связи с этим силами АО «Квадра» - «Курская генерация» проводились работы по устранению провала асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги в месте проведения земляных работ по ремонту тепловой сети в рамках гарантийных обязательств.
Анализируя представленные материалы (материалы производства, информацию сторон), учитывая характер повреждения дорожного полотна (форма, размеры), суд приходит к выводу, что данное повреждение дорожного полотна явилось результатом некачественного производства ремонтных работ коммунальной сети соответствующей организацией, а не следствием ненадлежащего содержания автомобильной дороги муниципального значения, ответственность за которое несет избранный ответчик.
В соответствии с п.1 «Предупреждающие знаки» приложения № к Правилам дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1090, предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.
Пунктом 1.25 предусмотрен предупреждающий знак – «Дорожные работы».
Согласно п.14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1090 «О правилах дорожного движения», должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах либо производящие работы с использованием транспортных средств на проезжей части дороги, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, транспортные средства, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов, а временные технические средства организации дорожного движения, установленные в местах проведения дорожных работ, должны быть убраны, демонтированы или демаркированы.
Организация, проводившая соответствующие работы на участке дороги возле <адрес>, выполнила их некачественно, тем самым безопасность передвижения транспортных средств не обеспечила, что повлекло за собой ДТП и последующее причинение вреда как здоровью, так и имуществу истца. Именно указанное лицо, не обеспечившее безопасность дорожного движения при производстве ремонтных работ, а также устранении недостатков этих работ, в силу положений ст.1064 ГК РФ является надлежащим ответчиком по заявленному требованию.
На основании ст.41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.
Поскольку комитет дорожного хозяйства города Курска и Администрация города Курска являются ненадлежащими ответчиками по заявленным требованиям, а сторона истца отказалась от замены ненадлежащего ответчика, оснований для удовлетворения данного иска, как заявленного к ненадлежащим ответчикам, не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Белых Виталия Александровича к комитету дорожного хозяйства города Курска и Администрации города Курска о взыскании убытков и компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Курский областной суд через Ленинский районный суд города Курска в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Полное и мотивированное решение стороны могут получить 26 февраля 2024 года в 17 часов.
Судья