К делу № 2-739/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 февраля 2024 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе
председательствующего – судьи Зубкова Г.А.,
при секретаре судебного заседания Хурай З.Н.,
с участием прокурора Гук С.В.,
представителя Администрации МО «Город Майкоп» - Рубан С.А.,
представителя МБОУ «Средняя школа № 10» - Жарковой Н.А.,
представителя Комитета по образованию Администрации МО «Город Майкоп» - Широкова И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Майкопа в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа № 10» об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора г. Майкопа в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Город Майкоп» и МБОУ «Средняя школа № 10» об обязании совершить действия. В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка в сфере соблюдения требований антитеррористической защищенности объектов образования.
Так, п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ч. 6 ст. 28 названного закона образовательная организация обязана соответствии с законодательством об безопасные условия обучения, в том подготовки обучающихся, а также обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Так, в нарушение подп. «а» п. 25 постановления, на объекте отсутствует охранная сигнализация. Невыполнение указанных требований безопасности, в результате акта терроризма может способствовать наступлению тяжких последствий и человеческим жертвам.
В соответствии с данными из ЕГРЮЛ и Уставом МБОУ «Средняя школа N 10» учредителем и собственником имущества данного учреждения является администрация муниципального образования «Город Майкоп».
В силу положений действующего законодательства в сфере образования обязанность по финансированию работ по обеспечению антитеррористической защищенности здания (территории) учреждения возлагается на администрацию муниципального образования «Город Майкоп» как орган местного самоуправления и собственника здания, а обязанность по проведению работ по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) образовательного учреждения на МБОУ «Средняя школа № 10» как учреждение, у которого здание школы находится в пользовании.
Прокуратурой города 25.08.2022 г. в адрес директора МБОУ «Средняя школа № 10» внесено представление, однако согласно справке ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Адыгея (Адыгея) от 17.08.2023 № 4501/500, нарушения не устранены.
Указанные нарушения создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Количество воспитанников в МБОУ «Средняя школа № 10» не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица, чьи права нарушены, не могут быть определены.
Просил: - обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» в срок не позднее 01.04.2024г. выделить денежные средства МБОУ «Средняя школа № 10» на оборудование здания охранной сигнализацией, в соответствии с подп. «а» п. 25 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006; - обязать МБОУ «Средняя школа № 10» после выделения денежных средств, в срок до 01.09.2024 обеспечить охрану объекта (территории) школы, оборудовав здание охранной сигнализацией, в соответствии с подп. «а» п. 25 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор отказался от исковых требований в части обязании администрации муниципального образования «Город Майкоп» в срок не позднее 01.04.2024г. выделить денежные средства МБОУ «Средняя школа № 10» на оборудование здания охранной сигнализацией в связи с добровольным удовлетворением требований в указанной части. В части требований к МБОУ «Средняя школа № 10» иск поддержал и просил его удовлетворить.
Определением от 28.02.2024г. производство по делу в отношении Администрации МО «Город Майкоп» прекращено.
Представители ответчиков и третьего лица против удовлетворения иска возражали, просили в его удовлетворении отказать в виду наличия заключенного контракта на капитальный ремонт образовательного учреждения, одной из частей которого является установка охранной сигнализации.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования заместителя прокурора г. Майкопа обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, прокуратурой города была проведена проверка в сфере соблюдения требований антитеррористической защищенности объектов образования. В ходе проведения проверки были выявлены нарушения МБОУ «Средняя школа N 10» требований постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».
Так, в нарушение подп. «а» п. 25 постановления, на объекте отсутствует охранная сигнализация. Невыполнение указанных требований безопасности, в результате акта терроризма может способствовать наступлению тяжких последствий и человеческим жертвам.
В соответствии с данными из ЕГРЮЛ и Уставом МБОУ «Средняя школа N 10» учредителем и собственником имущества данного учреждения является администрация муниципального образования «Город Майкоп».
Пунктом 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ч. 6 ст. 28 названного закона образовательная организация обязана соответствии с законодательством об безопасные условия обучения, в том подготовки обучающихся, а также обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу положений действующего законодательства в сфере образования обязанность по финансированию работ по обеспечению антитеррористической защищенности здания (территории) учреждения возлагается на администрацию муниципального образования «Город Майкоп» как орган местного самоуправления и собственника здания, а обязанность по проведению работ по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) образовательного учреждения на МБОУ «Средняя школа № 10» как учреждение, у которого здание школы находится в пользовании.
Прокуратурой города 25.08.2022 г. в адрес директора МБОУ «Средняя школа № 10» внесено представление, однако согласно справке ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Адыгея (Адыгея) от 17.08.2023 № 4501/500, нарушения не устранены.
Между тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что в настоящее время в здании МБОУ «Средняя школа № 10» на основании заключенного в установленном порядке осуществляется капитальный ремонт.
При этом согласно контракту № ЭА-02-2024-2, заключенному между образовательным учреждением и ООО «Магазин 01», предусмотрено обустройство охранной сигнализации. Согласно контракту выполнение указанных работ должно быть осуществлено обществом в срок с 01.06.2024г. по 01.08.2024г.
Также в судебном заседании было установлено, что необходимые денежные средства для производства указанных работ выделены муниципальным образованием. Что подтверждается Уведомлением о лимитах бюджетных обязательств на 2024г.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона о противодействии терроризму» противодействие терроризму основывается, в том числе на принципах приоритета и предупреждения терроризма.
Основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан, антитеррористической защищенности потенциальных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также массового пребывания людей.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 «О противодействии терроризму» физические и юридические лица обязаны выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территории), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009г., противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется, в том числе, посредством предупреждения (профилактики) терроризма.
Предупреждение (профилактика) терроризма, кроме прочего, предполагает решение следующих задач: разработка мер и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; определение прав, обязанностей и ответственности хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов.
В соответствии с п. 5 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных заместителем прокурора исковых требованиях, поскольку на момент рассмотрения настоящего дела необходимая охранная сигнализация в помещениях МБОУ «Средняя школа № 10» отсутствует.
Доводы ответчиков и третьего лица о наличии заключенного контракта, предусматривающего выполнение необходимых работ, суд считает несостоятельными, поскольку наличие указанного контракта (со сроком исполнения в июне-августе 2024г.) указывает лишь на действия, направленные на устранение указанного нарушения, но само по себе не свидетельствует об их устранении на момент рассмотрения спора.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в заявленной им части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
исковые требования заместителя прокурора г. Майкопа в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа № 10 об обязании совершить действия – удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 10» после выделения денежных средств, в срок до 01.09.2024г., обеспечить охрану объекта (территории) школы, оборудовав здание охранной сигнализацией, в соответствии с подп. А п. 25 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 02.08.2019г. № 1006.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 06.03.2024 г.
Председательствующий: -подпись- Г.А.Зубков
Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2024-000480-05
Подлинник находится в материалах дела № 2-739/2024 в Майкопском городском суде Республики Адыгея.