11RS0020-01-2023-002194-54 |
Дело №2-1424/2023 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кослан |
05 декабря 2023 года |
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Мининой О.Н., при помощнике судьи Лобановой А.М., с участием прокурора Паршукова П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Удорского района Республики Коми к Акционерному обществу «Коми тепловая компания» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса,
установил:
Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Коми тепловая компания» (далее – АО «КТК») об обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. В обоснование указал, что по результатам проверки выявлены нарушения требования законодательства в жилищно-коммунальной сфере при подготовке коммунальных систем района к отопительному периоду <Дата> гг., а также антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. Данные нарушения напрямую влияют на обеспечение теплоснабжения в районе, в том числе должны быть устранены до начала отопительного периода гг. В осложненных климатических условиях выявленные нарушения могут привести к тяжким последствиям в виде угрозы жизни и здоровью граждан. Выявленные нарушения в сфере антитеррористической защищенности объектов ТЭК влекут риск возникновения аварийных ситуаций на указанных объектах, что может привести к остановке работы объектов ТЭК, что, в свою очередь, влечет нарушение прав граждан на бесперебойное пользование тепловой энергией. Просит обязать АО «Коми тепловая компания» в срок до <Дата>:- оборудовать ограждение территории котельных <Адрес> (адрес: <Адрес> (адрес: <Адрес> (адрес: <Адрес> (адрес: <Адрес> (адрес: <Адрес> (адрес: <Адрес>), ст. Ёдва (адрес: п. Ёдва, <Адрес> (адрес: <Адрес>), котельной ГВС <Адрес> (адрес: <Адрес>Г), котельной «Совхоз» <Адрес> (адрес: <Адрес>А); - восстановить целостность ограждения котельной <Номер> <Адрес> (адрес: <Адрес>); - произвести ремонт помещения, в котором расположен бак-аккумулятор, устранить трещину в стене котельной <Адрес> (адрес: <Адрес>);- устранить трещину в стене котельной <Адрес> (адрес: <Адрес>); - устранить складирование угля возле сетей теплоснабжения котельной <Адрес> (адрес: <Адрес>); - восстановить теплоизоляцию сетей теплоснабжения <Адрес> на участках: «котельная – ТК-4», «ТК-4 – <Адрес> – <Адрес> – школа», «ТК-4 – <Адрес>».
В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал. Оценивая отзыв ответчика, пояснил, что в случае введения в эксплуатацию новых блочных котельных или отказа от использования котельной «Совхоз» <Адрес> ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения суда.
АО «КТК» извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, представителя в суд не направил, участия в судебном заседании не принимал, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Представили отзыв, в котором частично с исковыми требованиями согласились, просит установить срок для оборудования ограждений территорий котельных <Адрес>, ГВС <Адрес>, «Совхоз» <Адрес> до <Дата>, так как данные объекты в ближайшие год-два будут выведены из эксплуатации предприятия, в связи с высокими финансовыми затратами на эти мероприятия.
Третье лицо Печорское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представлено.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Акционерное общество «Коми тепловая компания» в лице Удорского филиала осуществляет ресурсоснабжающую деятельность и предоставление коммунальных услуг потребителям на территории Удорского района, включая коммунальные услуги по подаче тепловой энергии (отоплению), водоснабжению и водоотведению.
Надлежащее исполнение Удорским филиалом АО «Коми тепловая компания» обязательств по заключенным договорам на снабжение тепловой энергией (теплоснабжение) и отпуск воды непосредственно связано с реализацией прав граждан на бесперебойное получение соответствующих коммунальных услуг.
Теплоснабжающая организация должна обеспечить надежность и безопасность теплоснабжения. В частности, это следует из положений ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), согласно которой одними из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, а также обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения. Помимо этого, в соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ, при подготовке теплоснабжающей организации к отопительному периоду, на теплоснабжающую организацию возложены обязанности по обеспечению проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, безаварийной работы объектов теплоснабжения, надежного теплоснабжения потребителей.
Правила оценки готовности к отопительному периоду (далее – Правила) утверждены приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103.
В обеспечение надлежащей технической эксплуатации тепловых установок Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 утверждены соответствующие Правила (далее – ПТЭТЭ).
Так, согласно п. 3.3.1 ПТЭТЭ производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда.
В соответствии с п. 2.2.1 ПТЭТЭ руководитель теплоснабжающей организации обеспечивает:
- содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, требований безопасности и охраны труда, соблюдение требований промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений, а также других нормативно-технических документов;
- своевременное и качественное проведение профилактических работ, ремонта, модернизации и реконструкции тепловых энергоустановок;
- разработку должностных и эксплуатационных инструкций для персонала;
- обучение персонала и проверку знаний правил эксплуатации, техники безопасности, должностных и эксплуатационных инструкций;
- поддержание исправного состояния, экономичную и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок;
- соблюдение требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, регламентирующих взаимоотношения производителей и потребителей тепловой энергии и теплоносителя;
- предотвращение использования технологий и методов работы, оказывающих отрицательное влияние на людей и окружающую среду;
- учет и анализ нарушений в работе тепловых энергоустановок, несчастных случаев и принятие мер по предупреждению аварийности и травматизма;
- беспрепятственный доступ к энергоустановкам представителей органов государственного надзора с целью проверки их технического состояния, безопасной эксплуатации и рационального использования энергоресурсов;
- выполнение предписаний органов государственного надзора в установленные сроки.
Подпунктом 11 п. 13 Правил установлено, что в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций:
- обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно:
- готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи;
- соблюдение водно-химического режима;
- отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации;
- наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей;
- наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов;
- наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления;
- проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей;
- выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения;
- выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии;
- наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива.
Пунктом 3.2.1 ПТЭТЭ установлено, что для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарного состояния территории, зданий и сооружений организации для размещения тепловых энергоустановок выполняют и содержат в исправном состоянии ограждение соответствующей части территории.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона №35-ФЗ под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Частью 3.1 ст. 5 Федерального закона №35-ФЗ закреплена обязанность юридических лиц по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу ст. 6 Федерального закона №256-ФЗ обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (ч. 1). В качестве субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном праве объектом топливно-энергетического комплекса, который отнесен к объектам высокой категории опасности, может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации (ч. 6).
Объекты топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно подразделениями и (или) организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, определяются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 5 ст. 6 Федерального закона № 256-ФЗ).
Частью 1 ст. 7 Федерального закона №256-ФЗ установлено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно ст. 9 Федерального закона №256-ФЗ система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.
Обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на:
1) предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса;
2) своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства.
Для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Федеральный закон № 256-ФЗ) субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, обязаны осуществлять меры по обеспечению безопасного функционирования объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.
Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса (ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 256-ФЗ).
В целях реализации положений Федерального закона №256-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 №458дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее также – Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК), в соответствии с которыми обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объекта ТЭК осуществляется путем определения угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждения таких угроз, категорирования объектов, разработки и реализации мер по созданию системы физической защиты (п. 3).
В соответствии с п. 67 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК инженерные заграждения по функциональному назначению подразделяются на: основное ограждение; дополнительное ограждение; предупредительное ограждение; ограждение локальных зон.
Основное ограждение является стационарным капитальным сооружением, предназначенным для затруднения или исключения несанкционированного прохода людей, въезда транспорта на объект; задержки проникновения нарушителя (в том числе с использованием автомобильного транспорта) на объект на время, достаточное для реагирования персонала физической защиты (п. 68 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК).
Вместе с тем, в соответствии с перечнем замечаний, выявленных Печорским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) при подготовке к отопительному периоду 2023-2024 гг., в нарушение п.п. 2.2.1, 3.2.1, 3.3.1 ПТЭТЭ, пп. 11 п. 13 Правил, п. 68 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК отсутствует ограждение территории котельных <Адрес>, ст. Ёдва, <Адрес>, котельной ГВС <Адрес>, котельной «Совхоз» <Адрес>. Целостность ограждения котельной <Номер> <Адрес> нарушена.
Также в нарушение указанных норм в стене котельной <Адрес> имеется трещина, помещение, в котором расположен бак-аккумулятор, находится в неудовлетворительном состоянии. Наличие трещин в стене также установлено на котельной <Адрес>.
Согласно п. 6.1.8 ПТЭТЭ, в местах прокладки теплопроводов складирование не допускается. Однако, в нарушение указанных норм, под опорами тепловой сети котельной <Адрес> складируется уголь, используемый для отопления указанной котельной.
В соответствии с п. <Дата>, <Дата> ПТЭТЭ для всех трубопроводов тепловых сетей, арматуры, фланцевых соединений, компенсаторов и опор труб независимо от температуры теплоносителя и способов прокладки следует выполнять устройство тепловой изоляции в соответствии со строительными нормами и правилами, определяющими требования к тепловой изоляции оборудования и трубопроводов. При текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие.
Вопреки требованиям указанных норм теплоизоляция тепловых сетей <Адрес> нарушена. В частности, в соответствии с актами гидравлических испытаний тепловых сетей на плотность и прочность, нарушения изоляции выявлены на участках «котельная – ТК-4», «ТК-4 – <Адрес> – <Адрес> – школа», «ТК-4 – <Адрес>».
Данные нарушения напрямую влияют на обеспечение теплоснабжения в районе, в том числе должны быть устранены до начала отопительного периода 2024-2025 гг. В осложненных климатических условиях это может привести к тяжким последствиям в виде угрозы жизни и здоровью граждан. Выявленные нарушения в сфере антитеррористической защищенности объектов ТЭК влекут риск возникновения аварийных ситуаций на указанных объектах, что может привести к остановке работы объектов ТЭК, что, в свою очередь, влечет нарушение прав граждан на бесперебойное пользование тепловой энергией.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требование прокурора об обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса основано на законе, обоснованно, подлежит удовлетворению.
Рассматривая доводы ответчика об установлении срока исполнения решения до <Дата>, суд находит их необоснованными. Оценив предложенный прокурором срок для проведения необходимых действий, суд считает его разумным и достаточным, принимая во внимание характер спора, его значимость для неопределенного круга лиц, тот факт, что объекты теплоэнергетического комплекса должны быть готовы к эксплуатации в осенне-зимний период, их защищенность не должна вызывать сомнений.
При этом суд учитывает, что ст. 203 ГПК РФ предусматривает право лица, участвующего в деле, обратиться в суд, рассмотревший дело, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда.
Поскольку при подаче настоящего иска прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, а исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета МР «Удорский» государственную пошлину в размере руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми удовлетворить.
Обязать АО «Коми тепловая компания», ИНН <Номер>, в срок до 01 сентября 2024 года:
- оборудовать ограждение территории котельных <Адрес>: <Адрес> (адрес: <Адрес> (адрес: <Адрес> (адрес: <Адрес> (адрес: <Адрес> (адрес: <Адрес> (адрес: <Адрес>), ст. Ёдва (адрес: п. Ёдва, <Адрес> (адрес: <Адрес>), котельной ГВС <Адрес> (адрес: <Адрес>Г), котельной «Совхоз» <Адрес> (адрес: <Адрес>А);
- восстановить целостность ограждения котельной <Номер> <Адрес> (адрес: <Адрес>);
- произвести ремонт помещения, в котором расположен бак-аккумулятор, устранить трещину в стене котельной <Адрес> (адрес: <Адрес>);
- устранить трещину в стене котельной <Адрес> (адрес: <Адрес>);
- устранить складирование угля возле сетей теплоснабжения котельной <Адрес> (адрес: <Адрес>);
- восстановить теплоизоляцию сетей теплоснабжения <Адрес> на участках: «котельная – ТК-4», «ТК-4 – <Адрес> – <Адрес> – школа», «ТК-4 – <Адрес>».
Взыскать с Акционерного общества «Коми тепловая компания», ИНН <Номер>, государственную пошлину в доход бюджета МР «Удорский» в размере руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Минина О.Н.
Мотивированное решение составлено 05 декабря 2023 года.