Дело №
52RS0№-06
РЕШЕНИЕ
г. Н.Новгород ДД.ММ.ГГГГ
Судья Ленинского районного суда г. Н.Новгород <данные изъяты>., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Н.Новгорода (г. Н.Новгород, <адрес>) жалобу руководителя общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (далее по тексту – ООО «<данные изъяты>», Общество) ФИО1 на постановление и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении руководителя ООО «<данные изъяты>» ФИО1,
установил:
постановлением и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ руководитель Общества ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в Ленинский районный суд гор. Н.Новгорода с жалобой, в которой просит отменить постановление, производство прекратить. В обоснование жалобы указывает, что он не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении, а также вынесения постановления по делу об административном правонарушении, поскольку все извещения направлялись по адресу, с регистрации по которому он снялся ДД.ММ.ГГГГ по причине продажи дома. С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: г. Н.Новгород, <адрес>35. Одновременно просит восстановить срок для подачи жалобы, указывая на то, что о вынесенном в отношении него постановлении он узнал ДД.ММ.ГГГГ, зайдя на сайт службы судебных приставов в разделе «Банк данных исполнительных производств».
В судебное заседание ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, его интересы в судебном заседании представляет защитник по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3.
В судебное заседание не явилось должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, извещено надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, судья считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Защитнику ФИО1 ФИО3, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании разъяснены ст. 25.5 КоаП РФ, положения ст. 51 Конституции РФ. Отводы и ходатайства не заявлены. Поддержала ходатайство о восстановлении срока, доводы жалобы. Дополнительно пояснила, что ФИО1 не обязан был направлять сведения в ИФНС об изменении своего места жительства. У ИФНС были и другие способы извещения ФИО1, но они извещали его как на составление протокола об административном правонарушении, так и на рассмотрении дела по адресу: г. Н.Новгород, <адрес>, где он не проживает с ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что протокол является недействительным доказательством по делу. Все сомнения должны трактоваться в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. Срок привлечения ФИО1 истек, просит отменить постановление по делу, производство прекратить.
Рассматривая ходатайство ФИО1 о восстановлении срока для подачи жалобы, судья приходит к следующим выводам.
Часть 1 ст. 30.3 КоАП РФ предусматривает, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В соответствии с ч. 2 ст.30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
Уважительными для решения вопроса о восстановлении процессуального срока могут признаваться любые причины, которые объективно препятствовали своевременному совершению процессуального действия, и не могли быть преодолены по независящим от заявителя причинам.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, в отношении которого оно вынесено, либо высылается указанному лицу по почте заказным почтовым отправлением в течение 3 дней со дня вынесения указанного постановления.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное".
Согласно представленному материалу установлено, что копия постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ направлялась ФИО1 по месту регистрации, сведения о которой имелись в ИФНС.
Из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80102970576335 не усматривается, что была произведена попытка вручения ФИО1 извещения ф.22, поскольку отсутствует отметка «о неудачной попытке вручения».
О вынесенном в отношении него постановлении ФИО1 узнал ДД.ММ.ГГГГ с сайта судебных приставов, жалоба подана в Ленинский районный суд г. Н.Новгород ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что ФИО1 срок для подачи жалобы был пропущен по уважительной причине, и подлежит восстановлению.
Судья, выслушав защитника ФИО1 ФИО3, проверив материалы дела, доводы жалобы, приходит к следующим выводам.
Часть 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили приведенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства того, что ФИО1, являясь руководителем ООО «<данные изъяты>», до ДД.ММ.ГГГГ не представил в Межрайонную инспекцию ФНС России № по <адрес> сведения об адресе места нахождения юридического лица.
Привлекая ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, исходило из доказанности его вины в совершении названого деяния, а также соблюдения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении.
Между тем, имеются основания для признания состоявшего в отношении ФИО1 постановления незаконным.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении (статья 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (часть 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ в отношении ФИО1 составлен в его отсутствие.
В материалах дела имеется уведомление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о явке в МИФНС России № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ к 10 часам 00 мин. и на рассмотрение дела на ДД.ММ.ГГГГ к 10 часам 00 мин., направленное ФИО1 по месту его регистрации, сведения о котором имелись в ИФНС.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие указанные в протоколе об административном правонарушении сведения о месте жительства ФИО1 по адресу: г. Н.Новгород, <адрес>.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, в случае изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обеспечивает внесение указанных сведений в соответствующий государственный реестр на основании имеющихся у такого органа сведений о паспортных данных и местах жительства физических лиц, полученных от органов, осуществляющих выдачу или замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, либо регистрацию физических лиц по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, не позднее пяти рабочих дней со дня их получения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, обязаны сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации указанного лица.
Как следует из жалобы последнего, он снят с регистрационного учета по адресу: г. Н.Новгород, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и имеет регистрацию по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: г. Н.Новгород, <адрес>, что подтверждается представленной в материалы дела копии паспорта ФИО1 и копии свидетельства о регистрации по месту пребывания.
Из копии паспорта ФИО1 следует, что он выдан ДД.ММ.ГГГГ, где указано место регистрации: г. Н.Новгород, <адрес>.
Как следует из ответа заместителя начальника МИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, как на дату составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, так и на дату вынесения постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в регистрирующем органе имелись сведения об адресе ФИО1 – 603010, <адрес>. Сведения об ином адресе регистрации указанного физического лица в регистрирующий орган не поступали.
Вместе с тем, следует отметить, что согласно п. 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила), почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи. Извещения о регистрируемых почтовых отправлениях опускаются в почтовые абонентские ящики в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.
Почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней (п. 34 Правил).
Почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу: а) по заявлению отправителя; б) при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения; в) при отсутствии адресата по указанному адресу; г) при невозможности прочтения адреса адресата; д) при обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи, в том числе отсутствия указанного на отправлении адреса адресата (п. 35 Правил).
Из пункта 9.14 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденных Приказом ФГУП «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ №-п (действовавшего на момент отправки почтовых отправлений) (далее – Порядок) следует, что на каждое поступившее регистрируемое почтовое отправление (далее – РПО) почтовым работником с использованием информационной системы формируется извещение ф.22.
Согласно п. 10.3.5 Порядка при невозможности вручить РПО почтальон опускает извещение в почтовый абонентский ящик, проставляет причину невручения в графе «Особые отметки» в поименной накладной. По возвращении в отделение почтовой связи сдает отчет по результатам доставки, контролирующее лицо на основании поименных накладных с отметками о причинах невручения извещений вносит данную информацию в информационную систему о результатах доставки, которая должная быть внесена в день принятия данного отчета от почтальона (пункты 10.3.6, 10.3.7 Порядка).
Однако из отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <данные изъяты> не усматривается, что была произведена попытка вручения ФИО1 извещения ф.22, поскольку отсутствует отметка «о неудачной попытке вручения» (л.д. 33).
При таких обстоятельствах, у должностного лица МИФНС России № по <адрес> не имелось основания для вывода о надлежащем извещении ФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В данном случае административным органом не созданы необходимые условия для реализации права лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие в составлении процессуальных документов.
При рассмотрении дела должностным лицом не выяснялся вопрос о том, уведомлялось ли лицо иным способом о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия с учетом разъяснений, изложенных в пункте 6 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5, о возможности использования любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации, связанной с извещением участвующих в деле лиц.
Указанное позволяет сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие ФИО1 с нарушением процессуальных требований части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о составлении ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении он извещен не был.
Принимая во внимание изложенное, составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
Допущенные по делу нарушения требований, предусмотренных названным Кодексом, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу судебных решений.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
С отсутствием отметки «о неудачной попытке вручения» в отчете об отслеживании почтовой корреспонденции (ШПИ 80097468697770) должностное лицо МИФНС России № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ рассмотрело материал об административном правонарушении.
Таким образом, учитывая, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований законодательства об административных правонарушениях, влекущие невозможность использования протокола об административном правонарушении в качестве надлежащего доказательства по делу, которые не могут быть восполнены в процессе судебного разбирательства, и поскольку вина ФИО1 в совершении административного правонарушения установлена на недопустимом доказательстве, состоявшееся постановление по делу об административном правонарушении нельзя признать законным и обоснованным, а вину ФИО1 в совершении административного правонарушении, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказанной.
В силу положений частей 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении руководителя ООО «<данные изъяты>СВ» ФИО1, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу руководителя ООО «<данные изъяты>» ФИО1 удовлетворить.
Постановление исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении руководителя ООО «<данные изъяты>-ФИО1 С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через ленинский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья <данные изъяты>