11RS0002-01-2023-001659-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воркута Республики Коми 16 июня 2023 года
Воркутинский городской суд Республики Коми, в составе:
председательствующего судьи Кораблевой Е.Б.,
при секретаре судебного заседания Маликовой О.А.,
с участием помощника Воркутинского транспортного прокурора Щербины Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2943/2022 по иску Воркутинского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли, в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу по добыче угля «Воркутауголь» о возложении обязанности отстранить от работы работника не прошедшего в установленном порядке обязательного химико-токсикологического исследования,
УСТАНОВИЛ:
Воркутинский межрайонный прокурор по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли обратился суд с иском, в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу по добыче угля «Воркутауголь» (далее - АО «Воркутауголь»), уточнив исковые требования, просил возложить на ответчика обязанность отстранить от работы ... Виллера А.В. до прохождения им обязательного химико-токсикологического исследования. В обоснование требований указано, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства в сфере государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, было выявлено, что ответчик АО «Воркутауголь» эксплуатирует опасный производственный объект – «Шахта Воргашорская» и, как работодатель, допустил к исполнению трудовых обязанностей указанного работника без прохождения обязательного химико-токсикологического исследования, чем нарушил ст.ст. 76, 214 Трудового кодекса Российской Федерации. Несоблюдение ответчиком требований трудового законодательства и непринятие мер к отстранению Виллера А.В. от работы до прохождения обязательного химико-токсикологического исследования создает угрозу возникновения аварийной ситуации и несчастных случаев на опасном производственном объекте, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Щербина Р.А. доводы искового заявлении поддержал, на его удовлетворении настаивал.
Ответчик АО «Воркутауголь» о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В материалы дела представлены письменные возражения, в которых указано, что общество с исковыми требованиями несогласно по следующим основаниям. Виллер А.В. при трудоустройстве прошел предварительный медицинский осмотр, противопоказаний к работе в подземных условиях не выявлено. Приказом ... от <дата> работники общества направлены на прохождение химико-токсикологического исследования, однако до настоящего времени Виллер А.В. справку о результатах данного исследования не представил. В связи с большим количеством сотрудников, направленных на прохождение химико-токсикологическое исследование, а также режима их работы, сроки проведения исследования затягиваются.
Третье лицо Виллер А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания надлежащим образом извещен.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе № 116-ФЗ, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (п. 1 ст. 3 Федерального закона № 116-ФЗ).
Такие требования предусмотрены, в том числе, абзацем восьмым п. 1 ст. 9 Федерального закона № № 116-ФЗ, где указано, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии частью первой ст. 220 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные предсменные (предрейсовые), послесменные (послерейсовые) медицинские осмотры, медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены), а также медицинские осмотры перед выполнением отдельных видов работ. Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время (часть третья ст. 220 ТК РФ).
Частью седьмой ст. 220 ТК РФ установлено, что Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также проведение психофизиологических обследований.
Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований (абзац четырнадцатый части третьей ст. 214 ТК РФ).
Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» (далее – Федеральный закон № 81-ФЗ) определены основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев). Также указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области. Указанным федеральным законом предусмотрено проведение обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.
Пунктами 2, 3 ст.19 Федерального закона № 81-ФЗ предусмотрено, что обязательные периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.
Обязательные медицинские осмотры, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, предусматривают, в том числе проведение химико-токсикологических исследований наличия (отсутствия) в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (п.4 ст.19 Федерального закона № 81-ФЗ).В отношении работников, занятых на подземных работах, предсменные, внутрисменные и послесменные медицинские осмотры с использованием технических средств и медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья, химико-токсикологические исследования наличия (отсутствия) в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов проводятся не менее двух раз в год (п.9 ст.19 Федерального закона № 81-ФЗ).
Приказом Минздрава России от 18.02.2022 № 92н утвержден Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров и обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
Пунктом 45 названного Приказа № 92н установлено, что предварительный осмотр и периодический осмотр предусматривают, в том числе проведение химико-токсикологических исследований наличия (отсутствия) в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
В целях реализации п. 8 ст.19 Федерального закона №81-ФЗ, приказом Минздрава России от 11.02.2022 № 75н утвержден Порядок проведения обязательных медицинских осмотров до рабочей смены, медицинских осмотров в течение рабочей смены (при необходимости) и медицинских осмотров после рабочей смены (при необходимости) работников, занятых на подземных работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), в том числе с использованием технических средств и медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья, а также перечень включаемых в них исследований.
Пунктом 8 указанного Порядка № 75н предусмотрено, что в отношении работников, занятых на подземных работах, предсменные, внутрисменные и послесменные медицинские осмотры с использованием технических средств и медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья, химико-токсикологические исследования наличия (отсутствия) в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (далее - химико-токсикологические исследования) проводятся не менее двух раз в год.
Согласно п. 9 Порядка № 75н, химико-токсикологические исследования проводятся в целях обнаружения и последующей идентификации в образцах биологических объектов (мочи) работника наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
В соответствии с абзацем четвертым ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Уставу акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь», утвержденному решением единственного акционера АО «Воркутауголь» № 9/2022 от 08.06.2022, одним из основных видов деятельности ответчика является ведение горных и других работ, связанных с эксплуатацией месторождений и добычей угля подземным и открытым способом (п. 3.2).
Копией свидетельства о регистрации А25-00451 от 22.12.2017, выданного Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, подтверждается, что АО «Воркутауголь» эксплуатирует опасный производственный объект – шахта угольная «Воргашорская», имеющий I класс опасности, включенный в Государственный реестр опасных производственных объектов за регистрационным номером А25-00451-0122 от 05.07.2012.
Виллер А.В. работает в АО «Воркутауголь» с <дата> на основании трудового договора ....
Приказом ... от <дата> Виллер А.В. принят в АО «Воркутауголь» на должность ... с <дата>. Приказом ... от <дата> – переведен постоянно на должность ... с <дата>.
По сведениям, предоставленным АО «Воркутауголь» прокурору, в личном деле Виллер А.В. отсутствуют документы подтверждающие прохождение химико-токсикологического исследования.
Из представленного в материалы дела заключения периодического медицинского осмотра (обследования) от <дата> следует, что у Виллера А.В. медицинские противопоказания к работе ..., не выявлены.
Вместе с тем, данное заключение не подтверждает прохождение Виллером А.В. обязательного химико-токсикологического исследования, в порядке, предусмотренном законом. Отсутствие данных о прохождении такого исследования ответчиком подтверждается.
В соответствии с табелями учета рабочего времени Виллер А.В. в период февраль-апрель 2023г. выполнял работу по занимаемой должности в отсутствие документов, подтверждающих прохождение обязательного химико-токсикологического исследования.
Согласно приказу ... от <дата>, руководителям дирекций, служб, отделов СП «Шахта Воргашорская» АО «Воркутауголь» поручено: организовать проведение химико-токсикологического исследования для работников, занятых на подземных работах (Приложение №1), в медицинской организации, с которой АО «Воркутауголь» заключен договор, а именно – ГБУЗ РК «ВБСМП», на базе бывшего санатория профилактория «Заполярье», в соответствии с графиком (Приложение №2); уведомить работников, занятых на подземных работах (Приложение №1), об обязательном прохождении химико-токсикологического исследования 2 раза в год: один раз в медицинской организации при прохождении периодического медицинского осмотра; второй раз без привязки к прохождению периодического медицинского осмотра. Постановлено в случае выявления фактов не прохождения исследования в указанные сроки без уважительных причин отстранить от работы (не допускать к работе) до прохождения химико-токсикологического исследования и представления ведущему инженеру по ОТ и ПБ справки о прохождении; выдать направления о прохождении химико-токсикологического исследования работникам под роспись.
Приложением № 2 к приказу ... от <дата> подтверждается установление для работников СП «Шахта Воргашорская» АО «Воркутауголь» времени для прохождения химико-токсикологического исследования: с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>.
<дата> Виллер А.В. под роспись ознакомлен с приказом ... от <дата>, направление на химико-токсикологическое исследование получил <дата>, что подтверждается копией листа ознакомления и выкопировкой из журналов учета выданных направлений на медицинский осмотр 2023 г. и выданных направлений на химико-токсикологическое исследование 2023 г.
Допустимых доказательств, свидетельствующих о прохождении работником химико-токсикологического исследования либо об отстранении его работодателем от работы до прохождения такого исследования, в материалы дела не представлено.
Таким образом, АО «Воркутауголь» длительное время допускает работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательного химико-токсикологического исследования, то есть не исполняет установленную законом обязанность по отстранению работника от работы на опасном производственном объекте.
Бездействие работодателя может повлечь причинение вреда как самому работнику, поскольку в нарушение требований трудового законодательства не созданы безопасные условия труда, так и неопределенному кругу лиц, при осуществлении деятельности создающей повышенную опасность.
При указанных обстоятельствах требования прокурора следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в бюджет муниципального образования подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой прокурор при подаче иска был освобожден.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Воркутинского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли удовлетворить.
Обязать акционерное общество по добыче угля «Воркутауголь» отстранить от работы ... Виллера А.В. до прохождения им обязательного химико-токсикологического исследования.
Взыскать с акционерного общества по добыче угля «Воркутауголь» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми.
Судья Е.Б. Кораблева
Мотивированное решение составлено 23 июня 2023 года.