Судебный акт #1 () по делу № 33-1017/2022 от 08.02.2022

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2021-009348-36

Судья Бирюкова О.В.                                                                           Дело № 33-1017/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                    6 апреля 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей  Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.,

при секретаре  Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе          представителя Фроловой Юлии Владимировны – Сулейманова Эльдара Нурулловича на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 октября 2021 года по делу № 2-5050/2021, которым  постановлено:  

 

в удовлетворении исковых требований Фроловой Юлии Владимировны к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании решений незаконными, о назначении пособий, возложении обязанности выплатить пособие по беременности  и родам и пособие, положенное женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя  Фроловой Ю.В. - Сулейманова  Э.Н., третьего лица Бондарева С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Фролова Ю.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-УРО ФСС РФ, Фонда) о признании решений незаконными, о назначении пособий, возложении обязанности выплатить пособие по беременности  и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что 1 декабря 2012 года она была принята на работу к ИП Бондареву С.А. на должность менеджера, с ней был заключен трудовой договор. В период с 19 декабря 2016 года по 31 января 2020 года она находилась в отпуске по беременности и родам и по уходу за ребенком до 3 лет, а в период с 1 февраля 2020 года по 4 апреля 2021 года - в отпуске без сохранения заработной платы. 5 апреля 2021 года она обратилась к работодателю с заявлением о предоставлении отпуска по беременности и родам, выплате пособия по беременности и родам, к которому приложила листок временной нетрудоспособности № ***  от 5 апреля 2021 года и заявление о выплате пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности. Полученные от нее документы работодатель направил в ГУ - УРО ФСС РФ для выплаты пособий. В адрес работодателя поступил отказ ГУ-УРО ФСС РФ в выплате пособий, с которым она не согласна. Просила признать незаконным отказ ГУ-УРО ФСС РФ в выплате ей пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности,  признать за ней право на выплату пособий, взыскать с ответчика пособие по беременности и родам исходя из минимального размера оплаты труда в сумме 58 878 руб. 40 коп., единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние  сроки  беременности, - 708 руб. 23 коп.,  компенсацию  морального  вреда –  50 000 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ИП Бондарева С.А. и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Фроловой Ю.В. – Сулейманов Э.Н. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене как постановленное с неправильным применением норм материального и процессуального права. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что данные нормы не содержат положений, позволяющих лишить лицо права на выплату спорных пособий в случае, если на момент наступления страхового случая заработная плата ему не выплачивалась.

В возражениях на жалобу ГУ-УРО ФСС РФ просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом от 1 декабря 2012 года Фролова (до заключения брака – Большухина) Ю.В. была принята на работу к ИП Бондареву С.А. на должность менеджера, в трудовой книжке истца имеется запись о приеме на работу к ИП Бондареву С.А. на должность менеджера по продажам.

Материалами дела также подтверждено, что после трудоустройства к ИП Бондареву С.А. истец родила двоих детей: Ф***, *** года рождения, П.***, *** года рождения.

В период с 19 декабря 2016 года по 31 января 2020 года Фролова Ю.В. находилась в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Приказами ИП Бондарева С.А. от 31 января 2020 года № 2, от 31 июля 2020 года № 3, от 30 декабря 2020 года № 8 на основании личных заявлений Фроловой Ю.В. ей были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы с 1 февраля 2020 года по 1 июля 2021 года.

На основании приказа работодателя и листка временной нетрудоспособности №*** от 5 апреля 2021 года Фроловой Ю.В. был предоставлен отпуск по беременности и родам.

Согласно справке ГУЗ «Городская поликлиника № 5» от 5 апреля 2021 года №97 Фролова Ю.В. встала на учет 2 ноября 2020 года, срок беременности 8 недель.

9 апреля 2021 года ИП Бондаревым С.А. в Фонд был представлен реестр для назначения спорных пособий.

29 апреля 2021 года ГУ-УРО ФСС РФ уведомило ИП Бондарева С.А. об отсутствии у Фроловой Ю.В. права на назначение пособия по беременности и родам и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, ссылаясь на отсутствие страхового риска в виде утраты заработка, так как на момент возникновения страхового случая заработная плата Фроловой Ю.В. не начислялась и не выплачивалась; страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на Фролову Ю.В. не начислялись и не уплачивались.

Полагая, что имеет право на получение за счет Фонда спорных пособий, Фролова Ю.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что представленные работодателем истца ИП Бондаревым С.А. документы свидетельствуют о наличии формального характера трудовых отношений с истцом, создании экономически необоснованной ситуации с целью получения денежных средств Фонда, а также из отсутствия со стороны истца страхового риска в виде утраты заработка.

Однако, данные выводы суда основаны на неправильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, противоречат фактическим обстоятельствам дела, что в силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Федеральный закон №165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам (среди которых беременность и роды).

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Подпунктами 7, 10 пункта 2 ст. 8 Федерального закона № 165-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к видам страхового обеспечения были отнесены пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности.

Из п. 1 ст. 9 Федерального закона № 165-ФЗ следует, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица. В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона № 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (беременность и роды).

Согласно ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ) для назначения и выплаты пособия по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности.

Частью 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 данной статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, равным минимальному размеру оплаты труда, определенному с учетом этих коэффициентов (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях граждан, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 81-ФЗ) выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (статья 8 Федерального закона № 81-ФЗ).

Статьей 9 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) было определено, что право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель) (на основании справки из женской консультации либо другой медицинской организации, поставившей женщину на учет в ранние сроки беременности).

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 26 мая 2021 года № 151-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, возникло у женщины до 1 июля 2021 года, назначение и выплата такого пособия осуществляются в порядке и размере, установленных до дня вступления в силу данного Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года №375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в п. 1 которого указано, что данное Положение, разработанное в соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», определяет особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее Положение № 375).

Пунктом 6 Положения № 375 установлено, что пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей), или за иной период, указанный в пункте 11 данного Положения.

В случае если в 2 календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия (п. 11 Положения № 375).

В случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 данного Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - ниже минимального размера оплаты труда, установленного с учетом этих коэффициентов, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимальному размеру оплаты труда, установленному с учетом этих коэффициентов (п. 11(1) Положения № 375).

В соответствии с положениями Федерального закона № 255-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года № 294 назначение и выплата пособия по беременности и родам на территории Ульяновской области, участвующей в реализации пилотного проекта, осуществляется страховщиком (ГУ-УРО ФСС РФ) на основании документов, представленных страхователем (работодателем).

Из приведенных выше положений закона следует, что лицо, которое не имело заработка в 2 календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, также имеет право на получение соответствующего пособия, расчет которого производится из минимального размера оплаты труда.

Доводы Фонда о том, что поскольку Фролова Ю.В. находилась в отпуске без сохранения заработной платы, следовательно, фактической утраты заработка не произошло, и соответственно, оснований компенсировать заработок не имелось, подлежат отклонению, поскольку с учетом совокупности установленных по делу обстоятельств одно только предоставление отпуска без сохранения заработной платы до ухода в отпуск по беременности и родам не может являться основанием для вывода о недобросовестности действий.

Нахождение работника в отпуске без сохранения заработной платы, равно как и неуплата страхователем взносов с доходов застрахованного лица в период, непосредственно предшествующий предоставлению отпуска по беременности и родам, не свидетельствует о создании между работодателем и работником формальных отношений для получения средств фонда и не препятствует предоставлению работнику отпуска по беременности и родам с первого дня после окончания отпуска без сохранения заработной платы, при этом выход работника на работу не является условием для предоставления ему отпуска по беременности и родам и назначения пособия.

По настоящему делу Фонд в случае отказа в выплате спорных пособий должен был подтвердить надлежащими доказательствами вывод о создании искусственной ситуации, направленной на незаконное получение пособий за счет средств Фонда.

Однако, таких доказательств суду первой и апелляционной инстанции не представлено.

Напротив, материалами дела подтверждено, что Фролова Ю.В. в период работы у ИП Бондарева С.А. получала заработную плату, за счет средств Фонда ранее - пособие по беременности и родам и по уходу за первым ребенком, в связи с чем вывод суда о формальном характере отношений сторон с целью получения средств Фонда противоречит материалам дела.

Таким образом, Фролова Ю.В. имеет право на получение за счет средств Фонда как пособия по  беременности и родам, так и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности.

Разрешая требования Фроловой Ю.В. о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда, судебная коллегия исходит из следующего.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Статьей 151 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, существо нарушения со стороны ответчика, отказавшего истцу в выплате пособий, гарантированных государством, статус учреждения ответчика, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда в размере 1000 руб.

С учетом изложенного, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение, которым исковые требования Фроловой Ю.В. к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить частично; обязать Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации назначить и выплатить Фроловой Ю.В. пособие по беременности и родам исходя из минимального размера оплаты труда, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; взыскать с Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу  Фроловой Ю.В. денежную компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.          

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 октября 2021 года  отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Фроловой Юлии Владимировны к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации назначить и выплатить Фроловой Юлии Владимировне пособие по беременности и родам исходя из минимального размера оплаты труда, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности.         

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу  Фроловой Юлии Владимировны денежную компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.          

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий  

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  08.04.2022.

 

 

33-1017/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Фролова Ю.В.
Ответчики
ГУ - УРОО ФСС РФ
Другие
Сулейманов Э.Н.
Бондарев С.А.
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--uln.sudrf.ru
29.03.2022[Гр.] Судебное заседание
09.02.2022[Гр.] Передача дела судье
06.04.2022[Гр.] Судебное заседание
12.04.2022[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2022[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее