Гражданское дело № 2-1772/2023
(УИД 30RS0005-01-2023-002162)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2023 г. Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего Куликовой М.Д., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кравцовой И.С., с участием истца Сергеева О.Б., представителя ответчика Перовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Знаменске в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, находящемся по адресу: Астраханская область г. Знаменск, ул. Островского, д. 13, гражданское дело по исковому заявлению Сергеева О.Б. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, о назначении досрочной страховой пенсии,
установил:
Сергеев О.Б. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области (далее- ОСФР по Астраханской области), в котором просил признать решение ответчика от 30 июня 2023 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, об обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию в соответствие с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Свои требования истец мотивировал тем, что решением ОСФР по Астраханской области от 30 июня 2023 г. ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью <данные изъяты>
Полагая свои права нарушенными, истец обратился в суд с данным иском, просил признать решение ОСФР по Астраханской области от 30 июня 2023 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию в соответствие с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В судебном заседании истец Сергеев О.Б. заявленные требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указав, что в период с <данные изъяты>, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Представитель ответчика ОСФР по Астраханской области по доверенности Перова Е.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что назначение <данные изъяты>
Выслушав истца Сергеева О.Б., представителя ответчика Перову Е.В., исследовав материалы дела, и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Федеральным законом от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», который вступил в силу с 1 января 2019 г., в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» внесены изменения.
Федеральным законом от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу изложенных положений закона возраст, по достижении которого Сергеев О.Б. приобретет право на страховую пенсию по старости на общих основаниях, будет составлять 63 года с учетом страхового стажа не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не ниже 28,2.
При этом, согласно части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (которая введена Федеральным законом от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ) лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.2 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сергеев О.Б. обратился в ОСФР по Астраханской области с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Астраханской области от 30 июня 2023 г. № О.Б. отказано в назначении страховой пенсии по старости, так как заявитель не достиг возраста, установленного частью 1 статьи 8 (с учетом положений предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону от Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») и не выработан страховой стаж не менее 42 лет, то есть произведена оценка пенсионных прав истца по двум основаниям для назначения пенсии, предусмотренным частями 1 и 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с представленным в материалы дела, отзывом ОСФР по Астраханской области на исковое заявление, при назначении пенсии ответчиком установлен страховой стаж истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ- 25 лет 03 месяца 08 дней.
В страховой стаж истца не были включены оспариваемые периоды: <данные изъяты> г., так как указанные периоды не относятся к периодам, предусмотренным частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Соответствующая занятость Сергеева О.Б. в <данные изъяты>
В силу части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (которая введена Федеральным законом от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ) при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи, то есть не в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается только период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Таким образом, исходя из положений части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» <данные изъяты> Сергеева О.Б. с 5 <данные изъяты>
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что для назначения пенсии Сергееву О.Б. ранее достижения пенсионного возраста в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости подлежат включению период работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, при этом страховой стаж должен составлять 42 года. Время <данные изъяты> получения пособия по безработице и отпусков без сохранения заработной платы не засчитываются в специальный страховой стаж - 42 года для целей назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем, у фонда пенсионного и социального страхования не имелось оснований для включения истцу спорных периодов и назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Действующее законодательство предусматривает возможность включения периода <данные изъяты>, а также периодов работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию по иным основаниям, в том числе в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (пункт 1 части 1 статьи 12, часть 8 статьи 13 указанного Федерального закона).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Сергеева О.Б. к ОСФР по Астраханской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, о назначении досрочной страховой пенсии.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3015015527, ░░░░ 1023000822855) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░ 2023 ░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.