Дело №2-620/2023
№58RS0018-01-2022-004274-04
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2023 года г.Пенза
Ленинский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Кашиной Е.А.
при секретаре Шмелёвой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в здании суда гражданское дело по иску Долматова Алексея Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области о признании решения незаконным, понуждении произвести перерасчёт размера страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Долматов А.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит признать решение ОПФР по Пензенской области от 27 апреля 2022 года № 108107/22 об отказе в пересчете страховой пенсии по старости незаконным и просит обязать ответчика произвести перерасчёт страховой пенсии по старости с 01 апреля 2022 года с учётом сведений о заработной плате за период с декабря 1987 года по апрель 1988 года, с декабря 1988 года по апрель 1989 года, с ноября 1989 года по апрель 1990 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является получателем пенсии и 21 марта 2022 года обратился в ОПФР по Пензенской области с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости. Пенсионному органу предоставлена справка № 4 от 06 ноября 2020 года, выданная на основании расчётно-платёжных ведомостей за 1987-1990 годы. Решением от 27 апреля 2022 года № 108107/22 истцу отказано в перерасчёте размера страховой пенсии по старости по причине принадлежности Долматову Алексею Владимировичу вышеуказанной справки. В расчётно-платёжных ведомостях администрации Поимского сельского совета значится работник Долматов А.В. или Долматов Алексей без указания полного имени и отчества, или значится работник Долматов Алексей Васил.
Кроме того, истец в заявлении указал, что в свидетельстве о рождении, паспорте, трудовой книжке его данные указаны как Долматов Алексей Владимирович. Спорные периоды в трудовой книжке не указаны, поскольку работа носила сезонный характер. Приём на работу осуществлялся изданием приказа работодателя, как данные истца также указывались не полно. Считает, что пенсионный орган незаконно отказал ему в пересчете страховой пенсии по старости по следующим причинам. Ошибка в указании отчества в расчетно-платежных ведомостях допущена сотрудником бухгалтерии из-за невнимательности, а исправление ошибки невозможно, из-за ликвидации места работы. Истец полагает, что принадлежность платёжных документов подтверждается кадровыми документами, где верно указана его фамилия и имя, а также справкой из сельского совета.
Истец Долматов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, дополнительно пояснив, что с декабря 1987 года по апрель 1990 года он сезонно работал истопником, а затем кочегаром в Ушинском сельском клубе, который находился в одном здании с Ушинским медпунктом. Трудоустройство оформлялось каждый сезон на основании распоряжения председателя сельского совета, заработную плату получал по ведомости сам, иногда вместо него заработную плату могла получить супруга и поставить свою подпись. На оформление документов он не обращал внимания. Кроме него в Ушинском сельском клубе и медпункте других истопников и кочегаров за спорный период не было. Долматов Алексей Васильевич ему не известен и человек с такими анкетными данными у них в населенном пункте никогда не проживал.
В ходе рассмотрения дела по существу произведена процессуальная замена ответчика ГУ-ОПФР по Пензенской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области.
Представитель ответчика Улиткина Т.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении от 27 апреля 2022 года № 108107/22.
Представитель третьего лица – администрации Поимского сельского совета Слепихина Н.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, дополнительно пояснив, что предоставленные истцу справки составлялись на основании расчётно-платежных ведомостей. Подтвердила факт наличия документов о трудоустройстве Долматова А.В. в должности истопника и кочегара с октября 1987 года и с октября 1989 года, однако распоряжения о его трудоустройстве в 1988 году отсутствуют, в то время как имеются расчётно-платёжные ведомости за период с декабря 1987 года по апрель 1988 года, с декабря 1988 года по апрель 1989года и с ноября 1989 года по апрель 1990 года.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Закон о страховых пенсиях).
В силу части 1 статьи 15 Закона о страховых пенсиях, размер страховой пенсии по старости определяется как произведение индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
При этом размер страховой пенсии зависит от величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01 января 2015 года и после, и стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, определяется по формуле, предусмотренной в части 9 статьи 15 Закона о страховых пенсиях, и представляет собой произведение суммы ИПК за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и ИПК за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, на коэффициент повышения ИПК при исчислении размера страховой пенсии по старости.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года определяется в соответствии с частью 10 статьей 15 Закона о страховых пенсиях и представляет собой отношение размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Величина ИПК за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, определяется частью 11 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Расчетный пенсионный капитал для определения страховой части трудовых пенсий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В этой связи расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
На основании пункта 4 указанной статьи Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в частности, периоды учебы, службы по призыву.
При этом содержащийся в пункте 3 той же статьи приведенного Федерального закона альтернативный порядок определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц не предполагает включение указанных периодов в состав трудовой и иной общественно полезной деятельности, из суммарной продолжительности которых определяется общий трудовой стаж.
На основании части 3 статьи 30 указанного Закона расчетный размер трудовой пенсии по старости при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Как установлено судом и следует из материалов пенсионного дела, с 13 сентября 2021 года Долматов А.В. является получателем страховой пенсии по старости.
21 марта 2022 года истец обратился в ОПФР по Пензенской области с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости за период до 01 января 2015 года за счёт изменения сумм расчётного пенсионного капитала, в связи с предоставлением документов о среднемесячном заработке.
Решением ОПФР по Пензенской области от 27 апреля 2022 года Долматову А.В. отказано в перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, в связи с не подтверждением достоверности заработной платы за работу по совместительству за 1983-1990 годы в Ушинском сельском клубе, Ушинском медпункте Поимского с/совета.
Не приняты к зачёту суммы заработной платы за период работы с декабря 1987 года по апрель 1988 года, с декабря 1988 года по апрель 1989 года, с ноября 1989 года по апрель 1990 года, поскольку в ведомостях за указанные периоды указано имя отчество не полностью, либо отчество указано не верно.
Из трудовой книжки истца следует, что за период с 23 февраля 1983 года по 19 марта 1992 года его основным местом работы являлся совхоз «Вишенный».
Согласно копии распоряжения № 15 от 22 октября 1987 года Долматов А.В. принят на работу в Ушинский клуб в качестве кочегара с 22 октября 1987 года (л.д. 12).
Копия ведомости № 571 подтверждает выдачу денег по Поимскому с/совету за декабрь 1987 года Долматову А.В., в том числе в графе начислено указано «225», а к выдаче «217-95».
Из копии расчётно-платёжной ведомости № 11 следует, что в январе 1988 года истопнику Ушинского сельского клуба «Долматову Алексею Васил.» начислено 75 рублей, а к выдаче указана сумма 72 рубля 65 копеек (л.д. 132 оборот).
Согласно копии расчётно-платёжной ведомости № 37 по Поимскуому сельскому совету за февраль 1988 года истопнику Ушинского сельского клуба Долматову Алекс.Васил. начислено 75 рублей, а выплачено 72 рубля 65 копеек (л.д.21).
В копии расчётно-платёжной ведомости № 81 за март 1988 года имеется отметка о начислении работнику Ушинского сельского клуба «Долматову Алексею Васил. Ист.» 75 рублей и выплате денежных средств в размере 72 рублей 65 копеек (л.д. 97 оборот).
Копия расчётно-платёжной ведомости № 129 за апрель 1988 года содержит сведения о том, что Долматов Алексей Васил. истопник Ушинского сельского клуба получил 37 рублей 44 копейки, начислено 75 рублей (л.д. 133 оборот).
Какого-лидо документа о трудоустройстве Долматова А.В. в должности истопника или кочегара на отопительный сезон 1988-1989 годов суду не представлено, вместе с тем имеются платежные ведомости о выплате последнему заработной платы.
Так, из копии ведомости № 121 истопнику Ушинского сельского клуба Долматову А.В. начислена заработная плата за декабрь 1988 года в размере 70 рублей и выплачена в размере 70 рублей (л.д. 90).
Из копии ведомости № 31 на выдачу денег за январь 1989 года следует, что Долматову А. начислено 70 рублей, а выдано 69 рублей (л.д.130). За февраль, март 1989 года Долматову А.А. начислены и выплачены аналогичные суммы, что подтверждается копиями ведомостей № 56, 88 (л.д. 92, 129).
Из копии расчётно-платёжной ведомости № 153 за апрель 1989 года следует, что в строке Долматов Алексей имеются отметки «Ушинка ист. 70» в столбце сумма к выдаче указано «59-40» (л.д. 131).
Копия распоряжения № 13 от 01 октября 1989 года свидетельствует о том, что Долматов А.В. принят на работу в должности кочегара в Ушинский медпункт с 01 октября 1989 года (л.д. 123).
В расчётно-платёжной ведомости № 499 за ноябрь 1989 года указано, что «Долматову Алекс.Васил. качег.» начислено «70», «140», к выдаче «139» (л.д. 100).
Согласно копии расчётно-платёжной ведомости № 485 за декабрь 1989 года «Долматову Алекс.Васил.кочег.» начислено «70», «70» к выдаче указана сумма «69-50» (л.д. 126).
Из копии расчётно-платёжной ведомости следует, что работнику сельского клуба Долматову Алек.Васил. начислено 35 и выплачено 35 рублей (л.д. 26).
Расчётно-платёжная ведомость № 30 за февраль 1990 года имеет отметки о начислении работнику сельского клуба «Долматову Алекс. Васил.» «70», «105» и выплате 104 (л.д. 99).
Из копии расчётно-платёжной ведомости № 79 за март 1990 года следует, что Долматову Алексею Васил. коч. Начислено 70 рублей и выплачено 69 рублей 30 копеек (л.д. 134).
Копия расчётно-платёжной ведомости № 105 за апрель 1990 года содержит сведения о том, что «Долматов Алекс.Васил.» кочегар Ушинского сельского клуба имеет оклад 70 рублей, ему начислено 56 рублей 65 копеек и положена сумма к выдаче 56 рублей 15 копеек (л.д. 135).
В представленных суду ведомостях имеются подписи о получении денежных средств, а также подписи должностных лиц, составивших указанные документы.
Таким образом, как верно указывает ответчик, в указанных документах имеются разночтения в указании отчества истопника (кочегара) Ушинского сельского клуба (медпункта).
Вместе с тем, исходя из анализа расчётно-платёжных ведомостей за период с 1983 года по 1987 год Долматов Алексей Владимирович в них указан как истопник Ушинского сельского клуба.
Аналогичное следует и из показаний свидетелей Долматовой Т.В. и Бурмистровой А.В., которые подтвердили факт сезонной работы истца в должности истопника (кочегара) в Ушинском сельском клубе (медпункте) с 1982 года по 1995 год. Свидетели также указали, что Долматов Алексей Васильевич в их населенном пункте никогда не проживал и тем более не работал.
Кроме того, представитель третьего лица подтвердила, что в похозяйственных книгах за период с 1987 года по настоящее время отсутствуют записи о проживании на территории Поимского сельсовета Белинского района Пензенской области Долматова Алексея Васильевича, о чем и была составлена справка. Полагает, что указание неверного отчества в платёжных документах связано с человеческим фактором.
Справки, предоставленные истцом в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области, для перерасчёта пенсии были предметом обсуждения в судебном заседании. Сравнивая их с первичной документацией, а также актом проверки ответчиком обоснованности и правильности предоставленных документов от 30 августа 2022 года, суд полагает, что в справке № 4 от 06 ноября 2020 года допущена неточность в указании сумм.
Факт допущенных нарушений не отрицался и представителем третьего лица, полагавшей, что верной следует считать более позднюю справку, которая была составлена с учётом проведенной проверки.
Совокупность собранных и исследованных в судебном заседании обстоятельств даёт основание суду прийти к выводу о достоверности сведений о заработной плате за работу по совместительству Долматова Алексея Владимировича за период с 1983 года по 1990 в Ушинском сельском клубе, Ушинском медпункте Поимского сельского совета.
Таким образом, решение № 108107/22 от 27 апреля 2022 года, принятое отделением пенсионного фонда Российской Федерации суд считает незаконным и подлежащим отмене.
Учитывая, что с заявлением истец обратился 21 марта 2022 года, то суд считает обоснованным его требование о перерасчёте пенсии с 01 апреля 2022 года.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Долматова Алексея Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области о признании решения незаконным, понуждении произвести перерасчёт размера страховой пенсии по старости удовлетворить.
Признать решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области № 108107/22от 27 апреля 2022 года об отказе в перерасчёте страховой пенсии по старости незаконным.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области произвести Долматову Алексею Владимировичу перерасчёт размера страховой пенсии по старости за периоды с декабря 1987 года по апрель 1988 года, с декабря 1988 года по апрель 1989 года, с ноября 1989 года по апрель 1990 года, начиная с 01 апреля 2022 года.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А.Кашина
Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2023 года.