Судья: Никонова Л.Ф. Апел. гр. дело № 33-11821/2022
УИД: 63RS0009-01-2022-000063-88
(н.гр.д.суда первой инстанции №2-684/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 ноября 2022 года г.о. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Елистратовой Е.В.,
судей: Самчелеевой И.А., Мельниковой О.А.,
при секретаре Гилязовой Р.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Миннигула А.М., Миннигула Р.А., Рабека Р.Л. на решение Жигулевского городского суда Самарской области от 21 июля 2022 г., которым постановлено:
«Миннигулу А.М., Миннигулу Р.А., Рабеку Р.Л. в удовлетворении исковых требований, предъявленных к ООО «ЭкоСтройРесурс» о признании незаконным отказа в перерасчете платы за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, перерасчете платы за коммунальную услугу, взыскании штрафа, отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Самчелеевой И.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Миннигул А.М., Миннигул Р.А., Рабек Р.Л. обратились в суд с иском к ООО «ЭкоСтройРесурс» о признании незаконным отказа в перерасчете платы за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, перерасчете платы за коммунальную услугу, взыскании штрафа, указывая на то, что истец Миннигул А.М. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, истец Миннигул Р.А. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, истец Рабек Р.Л. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. ООО «ЭкоСтройРесурс» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области. На территории области Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области, основанный на фактических замерах, который в индивидуальных жилых домах определен в размере 2,81 на одно проживающее лицо. Одновременно действует Приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждены полученные расчетным способом нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области – <данные изъяты> на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов.
В то же время, приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № введен специальный норматив для индивидуальных жилых домов в муниципальных районах области, составляющий 1, 95 на 1 проживающего. На выпадающие доходы регионального оператора, составляющим разницу между нормативом по фактическим замерам и нормативам по приказу министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области для муниципальных районов. Правительство Самарской области ежегодно субсидирует десятки миллионов рублей на счета регионального оператора, тем самым подтверждая отклонение расчетных нормативов накопления от фактических нормативов, установленных замерами.
Поскольку замеры являются фактическим установленным объемом оказываемой услуги, а объем услуги по расчетному нормативу, который определяется по формуле, может быть как больше, так и меньше замеренного, для домовладений истцов применение расчетного норматива привело к значительному повышению фактически установленного показания и составил за заявленный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ): - для домовладения <адрес> – <данные изъяты>; - для домовладения <адрес> – <данные изъяты>; - для домовладения <адрес> – <данные изъяты> в связи с чем они просят обязать регионального оператора произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по вывоза ТКО путем уменьшения на указанные объемы, а также взыскать с ответчика штраф в размере 50% от начисленной незаконно платы за не предоставленные коммунальные услуги по вывозу ТКО. Также, указав, что они обращались к ответчику с заявлением произвести перерасчет платы за коммунальную услугу, однако ответчик в удовлетворении их заявления отказал.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточненных исковых требований, истцы просили суд признать незаконным отказ ответчика – ООО «ЭкоСтройРесурс» в перерасчете платы за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов (далее – ТКО); обязать ответчика произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по вывозу ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: - истцу Миннугилу А.М., как собственнику жилого <адрес>, на сумму 25 796 руб. 11 коп., - истцу Рабеку Р.Л., как собственнику жилого <адрес>, на сумму 32888 руб. 25 коп., - истцу Миннугилу Р.А., как собственнику жилого <адрес>, на сумму 30091 руб. 47 коп.; на основании п. 6 ст. 156 ЖК РФ взыскать с ответчика в пользу истцов штраф в размере 50% от начисленной незаконно платы за не предоставленные коммунальные услуги по вывозу ТКО.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Миннигула А.М., Миннигула Р.А., Рабека Р.Л. просят решение суда отменить как необоснованное, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, по доводам апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причине неявки судебной коллегии не сообщили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, в порядке, предусмотренным ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ч. 5).
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1).
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на такое жилое помещение (ч. 3).
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 года принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО «ЭкоСтройРесурс», наделенного по результатам конкурсного отбора статусом регионального оператора на территории Самарской области, заключено соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области.
Согласно п. 2.16 данного соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами с установленной даты применения, утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с ДД.ММ.ГГГГ.
Предельный тариф на услуги регионального оператора на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 846 "Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс". Приказ вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ, опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, а также в газете "Волжская коммуна", N №), ДД.ММ.ГГГГ, действовал до ДД.ММ.ГГГГ.
На период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предельный тариф на услуги регионального оператора установлен приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 95 "Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс". Приказ опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ, а также в газете "Волжская коммуна", N 48(30631), ДД.ММ.ГГГГ.
На период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предельный тариф на услуги регионального оператора установлен приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 781"Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс". Приказ опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ, а также в газете "Волжская коммуна", № ДД.ММ.ГГГГ.
Также, установлено, что Рабек Р.Л. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Миннигул Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. МиннигулА.М. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается правоустанавливающими документами имеющимися в материалах дела.
Обращаясь в суд с требованиями о перерасчете платы за услугу по вывозу ТКО, Радек Р.Л., Миннигул Р.А., Миннигул А.М. ссылаются на превышение ответчиком нормативных объемов твердых коммунальных отходов над фактически замеренными объемами, т.е. выставление счетов за услуги, не оказанные истцам по факту.
Согласно платежных документов, расчет платы за вывоз ТКО истцам осуществляется исходя из общей площади жилых помещений, с применением норматива накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв. метр общей площади жилого помещении (<данные изъяты>
Разрешая заявленные исковые требования, принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая вышеуказанные нормы права, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг от 6 мая 2011 года N 354), которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Пунктом 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг от 6 мая 2011 года N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам (абзац один). В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам (абзац два):
,
где:
- общая площадь i-го жилого помещения;
- норматив накопления твердых коммунальных отходов;
- цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
Пунктом 4(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие указанное решение, вправе в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с абзацем первым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года №269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов от 4 апреля 2016 года N 269), согласно которым нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;
в) категорий объектов, на которых образуются отходы;
г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.
Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года N № "Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения" утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещении (<данные изъяты>), которые применяются для городских округов Самарской области, утвержден перечень городских округов, для которых применяются данные нормативы. Городской округ Жигулевск включен в перечень городских округов, для которых применяются нормативы накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв. метр общей площади жилого помещения, согласно приложению 2 к указанному Приказу.
В соответствии с п. 6 приказа от ДД.ММ.ГГГГ N № приказ вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N № опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ, и в газете "Волжская коммуна", N № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, поскольку органом государственной власти Самарской области принято решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории г.о. Жигулевск исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв. метр общей площади жилого помещения, что в силу закона влечет начисление платежей по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, которые должны оплачивать собственники помещения, вне зависимости от количества проживающих в жилом помещении лиц, либо их отсутствия.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о соответствии примененного ответчиком порядка расчета платы за услугу по обращению с ТКО (исходя из общей площади жилых помещений истцов), а также об отсутствии оснований для перерасчета платы, в том числе с применением нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области, определенных Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № (в индивидуальных жилых домах городских округов - в размере <данные изъяты> на одно проживающее лицо).
Также, суд правильно не усмотрел оснований для применения штрафных санкций, предусмотренных ст. 157 ЖК РТФ, поскольку нарушений начисления истцам платы за услугу по вывозу твердых коммунальных отходов не установлено.
Судебная коллегия признает выводы суда правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о необоснованном отказе в удовлетворении исковых требований, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, изложенными в оспариваемом судебном постановлении, вместе с тем, не свидетельствуют о существенных нарушениях норм действующего законодательства, аналогичны доводам на которые ссылалась истцы в суде первой инстанции в обосновании своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в совокупности.
Выводы в решении суда подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, надлежащая оценка которым дана судом в решении, основаны при правильном применении норм права.
Доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого решения апелляционная жалоба истцов не содержит.
Из материалов дела усматривается, что судом первой инстанции с соблюдением требований ст. ст. 12, 55, 56, 195, ч. 1 ст. 196 ГПК РФ ГПК РФ, приняты во внимание объяснения лиц, участвующих в деле, представленные в материалы дела письменные доказательства в их совокупности, которым дана оценка согласно ст. 67 ГПК РФ.
Таким образом, мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии, согласно абз. 1 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ оснований не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Жигулевского городского суда Самарской области от 21 июля 2022 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Миннигула А.М., Миннигула Р.А., Рабека Р.Л. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи