Дело №2-1064/2023
УИД: 66RS0011-01-2023-000910-98
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Каменск-Уральский 3 июля 2023 года
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
Председательствующего судьи Мартынюк С.Л.,
с участием старшего помощника прокурора Савина Е.В.,
истца Черноскутова С.А., представителя истца - адвоката Царева Э.В.,
при секретаре судебного заседания Саламатовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черноскутова С.А. к Токареву В.А. о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Черноскутов С.А. обратился в суд с заявленным иском (л.д. 5-6).
В обоснование иска указал, что 02.05.2021 * Токарев В.А. на почве личных неприязненных отношений, с целью причинения вреда здоровью, умышленно нанес Черноскутову С.А. два удара рукой по лицу, в результате чего у потерпевшего образовалась * которая привела за собой кратковременное расстройство здоровья. Приговором мирового судьи судебного участка № 3 Красногорского судебного района от 02.08.2022 Токарев В.А, признан виновным в совершении преступления, предусмотренном ч. 1 ст. 115 УК РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей. Апелляционным постановлением Красногорского районного суда от 27.02.2023 приговор оставлен без изменения и вступил в законную силу. В результате преступных действий ответчика, у истца образовались телесные повреждения, отчего он испытал сильную физическую боль, в том числе после заживления ран. С 03.05.2021 по 11.05.2021 находился на стационарном лечении в травматологическом отделении Городской больницы Каменск-Уральский. Испытал большие переживания и страдания от последствий ответчика: нервное потрясение и страх за здоровье, боль при нанесении ударов, появились проблемы со сном. Наличие на лице травм не давало помыть голову, почистить зубы, соблюдать правила личной гигиены. Испытывал дискомфорт при появлении в общественных людных местах, самому было неприятно видеть себя в зеркале. Кроме того, пришлось тратить личное время для посещения лечебных и аптечных учреждений. Страх и опасность преследуют его при каждой встрече с ответчиком. Просит взыскать в счет компенсации морального вреда денежные средства в размере 100 000 рублей.
В судебном заседании истец, представитель истца свои требования поддержали.
В судебное заседание ответчик не явился, извещен надлежащим образом и в срок (л.д. 31).
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав истца, исследовав письменные доказательства, уголовное дело № 1-15/2022, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По общему правилу каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Исключением из общего правила является действие презумпций, которые освобождают одну из сторон от доказывания того или иного факта.
В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда по вопросам имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Приговором мирового судьи судебного участка № 3 Красногорского судебного района от 02.08.2022 Токарев В.А, признан виновным в совершении преступление. предусмотренным ч. 1 ст. 115 УК РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей. (л.д. 10-11).
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем возмещения убытков и компенсации морального вреда.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно пункту 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.).
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.
При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего.
В силу пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (статья 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
Поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Таким образом, в судебном заседании установлено наличие указанных оснований для возложения на ответчика Токарева В.А. обязанности по возмещению морального вреда истцу. Истцу причинен моральный вред вследствие испытания физических и нравственных страданий от причиненных телесных повреждений. Доказательств отсутствия вины ответчиком не представлено.
Учитывая обстоятельства причинения вреда, а также страдания, выразившиеся в большой физической боли, продолжавшуюся длительное время, как в процессе причинения вреда, так и дальнейшего заживления ран, нервное потрясение в связи с совершенным преступлением, страхом за здоровье, проблемы со сном, соблюдение правил личной гигиены «через боль», омрачение празднования праздников, чувство дискомфорта при появлении в общественных людных местах и общении с людьми, изменение внешности истца, что подтверждается фотографиями (л.д. 18-189 материалы уголовного дела 1-15/2022), суд считает необходимым, следуя принципам разумности и справедливости, а также тех физических и нравственных переживаний, которые истцом были перенесены, определить размер компенсации морального вреда в размере 100 000 руб., который подлежит взысканию с ответчика Токарева В.А.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению полностью.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Черноскутова С.А. к Токареву В.А. о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с Токарева В.А. (*) в пользу Черноскутова С.А. (*) компенсацию морального вреда в размере 100 000 (сто тысяч) руб.
Взыскать с Токарева В.А. (*) в пользу местного бюджета госпошлину в размере 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 03 июля 2023 года.
Судья С.Л. МАРТЫНЮК