Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-411/2024 (2-4070/2023;) ~ М-3574/2023 от 27.11.2023

Дело № 2-411/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 января 2024 года      город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего Дзюба В.Г.,

при секретаре судебного заседания Зиновьеве С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гирон Елены Николаевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, ГБУ города Севастополя "Городская служба жилищного фонда", Департамент городского хозяйства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма,

установил:

истец обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, ссылаясь на то, что с 2012 года постоянно проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>, ком. . Указанное жилое помещение предоставлено ей на основании ордера .78 от ДД.ММ.ГГГГ выданного решением администрации и профсоюзного комитета КП «Жилсервич-15». Истец обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма, однако ДД.ММ.ГГГГ в заключение договора было отказано по тем основаниям, что данное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд, является общежитием. Ссылаясь на невозможность оформления прав в административном порядке, фактическое проживание в спорном жилом помещении, отсутствие иного жилья, истец просила суд признать за ней право пользования указанным жилым помещением на условиях социального найма, обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Гирон Еленой Николаевной договор социального найма указанного жилого помещения.

Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 20.12.2023 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского хозяйства <адрес>.

        Истец Гирон Елены Николаевны в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещена судом надлежащим образом, согласно представленному в материалы дела письменному заявлению, просила суд рассматривать дело в ее отсутствие, исковые требования удовлетворить (л.д. 150). При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление о вручении почтового извещения (л.д. 153). Согласно представленному в материалы дела заявлению, просил суд рассматривать дело в отсутствие представителя Департамента, в удовлетворении иска возражал по основаниям, указанным Департаментом в отказе в предоставлении государственной услуги от 08.02.2021 (л.д. 85). При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, ГБУ города Севастополя "Городская служба жилищного фонда", Департамент городского хозяйства города, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление о вручении почтового извещения (л.д. 154,156,157). Доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении не заявляли. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие третьих лиц в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.

В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим кодексом.

В силу части 1 статьи 63 указанного кодекса договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований этого же кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Часть 1 статьи 60 и пункт 1 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагают на наймодателя обязанность передать жилое помещение по договору социального найма.

Следовательно, правоотношения по социальному найму жилого помещения подлежат юридическому оформлению путем заключения между сторонами таких правоотношений - наймодателем и нанимателем - договора социального найма в письменной форме.

Как следует из справки по месту жительства (регистрации) ГУПС «ЕИРЦ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении по адресу: <адрес>, ком. зарегистрирована Гирон Елена Николаевна ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 80).

В соответствии с решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ , распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -Р, приказом Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ жилые дома ДП ЖКК ЗАО «Севастопольстрой» здание малосемейного общежития по <адрес> было передано в коммунальную собственность города и зачислено на баланс коммунального предприятия «Жилсервис-15» (л.д. 28).

Как следует из выписки из протокола заседания от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией по вопросам регистрации и поселения в общежитие решено было дать разрешение на регистрацию по факту проживания ФИО1 и ее дочери в комнате по <адрес> городе Севастополе (л.д. 26).

Коммунальным предприятием <адрес> на имя ФИО1 был выдан ордер от ДД.ММ.ГГГГ на жилую площадь размером кв.м. в общежитии, комнату по <адрес> городе Севастополе, на состав семьи, включая дочь ФИО4 (л.д. 24).

ДД.ММ.ГГГГ между Гирон Е.Н. и коммунальным предприятием «Жилсервис-15» был заключен договор в бессрочное пользование жилой площадью в общежитии - на комнату по <адрес> городе Севастополе (л.д. 25).

После ликвидации коммунальных жилищно-эксплуатационных предприятий Севастопольского городского Совета на основании распоряжения Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РП, распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РП «Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя» (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ ) здание по <адрес> городе Севастополе было передано на обслуживание государственного унитарного предприятия города Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя» в качестве многоквартирного дома (л.д. 29, 36-37).

ДД.ММ.ГГГГ между Гирон Е.Н. и ГУПС УК «Общежития Севастополя» был заключен договор в бессрочное пользование жилой площадью в общежитии - на комнату по <адрес> (л.д. 27).

В подтверждение того, что истец несет бремя содержания указанного жилого помещения, предоставила копии платежных документов оплаты за потребленные жилищно-коммунальные услуги за 2021-2023 годы (л.д. 53-62), а также договора заключенные с ФИО1 об оказании услуг с централизованной подачи холодной воды (л.д. 44), договор на подачу газа (л.д. 47-48), договор об оказании услуг отопления (л.л. 49-52).

Гирон Е.Н. обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма спорной комнаты.

ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении государственной услуги (исх. ) по тем основаниям, что жилое помещение относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и не предполагает заключения в отношении него договора социального найма (л.д. 88).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Реестре содержится информация об объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: <адрес>, ком<адрес> – жилое помещение общежития, общая площадь кв.м. Объект включен в Реестр на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ как имущество, находящееся в казне <адрес> и закреплен на праве оперативного управления за Государственным бюджетным учреждением города Севастополя "Городская служба жилищного фонда" (л.д. 82-83).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем жилого помещения по адресу: <адрес>, Николая Музыки, <адрес>, ком. <адрес>, кадастровый , является <адрес> (л.д. 74-76).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Реестре содержится информация об объектах недвижимого имущества, расположенных по адресу: <адрес>, составляющих имущественную казну (л.д. 82).

В соответствии со статьей 2 Федерального конституционного закона от                    21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Статьей 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Согласно статье 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.

Согласно свидетельству о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит Территориальной громаде <адрес> в лице Севастопольского городского Совета (л.д. 146).

Следовательно, право пользования спорным жилым помещением возникло у истца в соответствии с ранее действовавшим на территории <адрес> жилищным законодательством Украины.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. включено в Реестр собственности <адрес> как жилое помещение общежития (л.д. 83).

Жилищный кодекс Российской Федерации классифицирует жилищный фонд в зависимости от целей его использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.

К специализированному жилищному фонду положения пункта 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В силу части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.

Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения, общежития.

На основании части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Материалы дела не содержат доказательств отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиям части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Сведения о том, что жилое помещение – комната по адресу: <адрес>, является помещением общежития и относится к помещениям специализированного жилищного фонда, материалы дела не содержат.

Из содержания статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29 декабря 2004 года следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Тогда, сам факт принятия решения о передаче в муниципальную собственность здания общежития, которое находилось в государственной или иной собственности, предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Принимая во внимание, что истцу была выделена жилая комната , истец постоянно проживала в спорном жилом помещении с 2012 года, зарегистрирована в спорном жилом помещении, право на пользование нанимателя данным помещением оспорено не было, суд приходит к выводу, что истец приобрела право пользования данной комнатой по договору социального найма, в связи с чем, ее требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, у истца возникло право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, ком. <адрес>, общей площадью кв.м.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Гирон Елены Николаевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, ГБУ города Севастополя "Городская служба жилищного фонда", Департамент городского хозяйства города Севастополя о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, удовлетворить.

Признать за Гирон Еленой Николаевной ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес>а <адрес> (паспорт ) право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, ком. <адрес>, общей площадью кв.м., на условиях договора социального найма.

Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя (ИНН 9204003373, ОГРН 1149204006434) заключить с Гирон Еленой Николаевной договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. <адрес>, общей площадью кв.м.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.

В окончательной форме решение изготовлено 30 января 2024 года.

Судья                                                                                                        В.Г. Дзюба

2-411/2024 (2-4070/2023;) ~ М-3574/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гирон Елена Николаевна
Ответчики
Департамент капитального строительства г. Севастополя
Другие
Департамент городского хозяйства грода Севастополя
ГБУ города Севастополя "Городская служба жилищного фонда"
Департамент имущественных и земельных отношений г. Севастополя
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Дзюба Виктория Григорьевна
Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
27.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.11.2023Передача материалов судье
01.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2023Подготовка дела (собеседование)
20.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее