Дело № 2-2848/2019
Р Е Ш Е Н И Е /заочное/.
Именем Российской Федерации.
29 марта 2019 года город Пермь
Свердловский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Князевой О.Г.,
при секретаре Бакановой А.В.,
с участием представителя истца Кирилловой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кириллова В. Н. к ИП Тюрину О. А. о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Кириллов В.Н. обратился в суд с иском к ООО «Снайпер» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты. В обосновании исковых требований указал, что он работал в -ОРГАНИЗАЦИЯ2- в должности -ДОЛЖНОСТЬ- на объекте с ДД.ММ.ГГГГ. Между сторонами был заключен Трудовой договор, который им подписан, но не получен. На ДД.ММ.ГГГГ заложенность ответчика по оплате его труда составила -СУММА3- После получения ответчиком письма от истца ДД.ММ.ГГГГ ему была выплачена заработная плата в сумме -СУММА1-. ДД.ММ.ГГГГ истцу было выплачено -СУММА5- Таким образом, задолженность ответчика по заработной плате составила -СУММА2- На основании изложенного, просит суд взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в размере 19 996 руб., компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 454,49 руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика по делу с -ОРГАНИЗАЦИЯ2- на ИП Тюрина О.А.
В настоящее судебное заседание Кириллов В.Н. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, на иске настаивал.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования Кириллова В.Н. поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ИП Тюрин О.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался.
Согласно ст. 35 ГПК РФ, участием стороны по делу в судебном заседании является ее правом, но не обязанностью. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизьявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участием в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела судом по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.7,8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
В условиях предоставления законом равного объеме процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 35 ГПК РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправие сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Исходя из изложенного, недопустимо злоупотребление лицами, участвующими в деле, их процессуальными правами.
Учитывая, что в соответствии с ч. 4 ст. 167, ч. 1 ст. 233 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствии ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, в силу ст.233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные документы дела, пришел к следующему.
В соответствии с частью четвертой ст. 11 Трудового кодекса РФ, если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном данным кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается (ст. 15 Трудового кодекса РФ).
В силу ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В ст. 57 Трудового кодекса РФ приведены требования к содержанию трудового договора, в котором, в частности, указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор, место и дата заключения трудового договора. Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: место работы; трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с данным кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте, условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте; условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено названным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя (часть первая ст. 61 Трудового кодекса РФ).
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (часть первая ст. 67 Трудового кодекса РФ).
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом (часть вторая ст. 67 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 2.2 определения от 19 мая 2009 г. N 597-О-О, в целях предотвращения злоупотреблений со стороны работодателей и фактов заключения гражданско-правовых договоров вопреки намерению работника заключить трудовой договор, а также достижения соответствия между фактически складывающимися отношениями и их юридическим оформлением федеральный законодатель предусмотрел в части четвертой ст. 11 Трудового кодекса РФ возможность признания в судебном порядке наличия трудовых отношений между сторонами, формально связанными договором гражданско-правового характера, и установил, что к таким случаям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Суды общей юрисдикции, разрешая подобного рода споры и признавая сложившиеся отношения между работодателем и работником либо трудовыми, либо гражданско-правовыми, должны не только исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в ст. 15 и 56 Трудового кодекса РФ.
Из приведенных в этих статьях определений понятий "трудовые отношения" и "трудовой договор" не вытекает, что единственным критерием для квалификации сложившихся отношений в качестве трудовых является осуществление лицом работы по должности в соответствии со штатным расписанием, утвержденным работодателем, - наличие именно трудовых отношений может быть подтверждено ссылками на тарифно-квалификационные характеристики работы, должностные инструкции и любым документальным или иным указанием на конкретную профессию, специальность, вид поручаемой работы. Таким образом, по смыслу ст. 11, 15 и 56 Трудового кодекса РФ во взаимосвязи с положением части второй ст. 67 названного кодекса, согласно которому трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, отсутствие в штатном расписании должности само по себе не исключает возможности признания в каждом конкретном случае отношений между работником, заключившим договор и исполняющим трудовые обязанности с ведома или по поручению работодателя или его представителя, трудовыми - при наличии в этих отношениях признаков трудового договора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем п. 8 и в абзаце втором п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой ст. 11 Трудового кодекса РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая ст. 67 ТК РФ).
Из пояснений сторон и письменных документов дела судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ Кириллов В.Н. осуществлял охранную деятельность в -ОРГАНИЗАЦИЯ2-
В судебном заседании представитель истца суду пояснила, что <данные изъяты> Кириллов В.Н. работал у ответчика с ДД.ММ.ГГГГ постоянно. В ДД.ММ.ГГГГ он осуществлял охрану базы -ОРГАНИЗАЦИЯ1- Заработную плату получал наличными денежными средствами в офисе, которую ему выдавал диспетчер. Часто она лично приезжала в офис и получала заработную плату за супруга. Трудовой договор супруг подписывал, однако его копия ему не вручалась, а была выдана лишь памятка -ДОЛЖНОСТЬ-. Задолженность по заработной плате возникла с ДД.ММ.ГГГГ, размер которой составил -СУММА2- Оплата труда была почасовая (31 руб./час).
Таким образом, и пояснений представителя истца и
представленных в материалы дела Графиков дежурств судом установлено, что Кириллов В.Н. фактически осуществлял охранную деят6ельность в -ОРГАНИЗАЦИЯ2- где ему были определено рабочее место и должность, порядок оплаты труда, подчинение установленному трудовому распорядку и контролю, с ним проведен инструктаж, что свидетельствует о наличии сложившихся трудовых правоотношений.
При этом, ДД.ММ.ГГГГ между -ОРГАНИЗАЦИЯ2- и ИП Тюриным О.А.
заключен Договор на оказание услуг, направленных на обеспечение экономической безопасности деятельности -ОРГАНИЗАЦИЯ2-
Соответственно, поскольку между -ОРГАНИЗАЦИЯ2- и ИП Тюриным О.А. заключен Договор на оказание услуг, направленных на обеспечение экономической безопасности деятельности -ОРГАНИЗАЦИЯ2- и штат -ОРГАНИЗАЦИЯ2- не содержит должностей охранников и сторожей, суд приходит к выводу о том, что у Кириллова В.Н. сложились фактические трудовые отношения с ИП Тюриным О.А.
Согласно доводам истца, ответчиком ему не произведена выплата задолженности по оказанным услугам охранника за последний месяц работы в размере -СУММА2-. и компенсации за несвоевременность ее выплаты в размере -СУММА4-
Доказательств погашения данной задолженности материалы дела не содержат.
В связи с этим суд считает возможным удовлетворить требования истца о взыскании с ответчика задолженности в заявленной сумме.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина от суммы удовлетворенных требований в размере -СУММА6-
Руководствуясь ст.ст.194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кириллова В. Н. к ИП Тюрину О. А. о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты удовлетворить в части.
Взыскать с ИП Тюрина О. А. в пользу Кириллова В. Н. задолженность по заработной плате в размере 19 996 руб., компенсацию за несвоевременность ее выплаты в размере 454 руб. 49 коп.
Взыскать с ИП Тюрина О. А. государственную пошлину в размере 799,84 руб. в доход местного бюджета.
Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в суд, вынесший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено 10 апреля 2019 года.
Судья: О.Г. Князева