Дело УИД № 37RS0019-01-2023-000442-57
(2–4/2024)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКЙО ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2024 года г. Иваново
Советский районный суд гор. Иваново
в составе председательствующего судьи Маракасовой Д.В.,
при секретаре Наумовой П.А.,
при участии:
прокурора Гореловой Е.И., от ответчика ООО «Шереметевский квартал» Воробьева Е.А., Копылова Д.Б.
третьего лица Никитиной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново гражданское дело по иску по иску Прокурора Советского района гор. Иваново в интересах Никитиной Н.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Шереметьевский квартал» о понуждении произвести замену общего имущества многоквартирного дома
установил:
Прокурор Советского района г. Иваново обратился в суд в интересах Никитиной Н.А. к ООО «Шереметевский квартал» (далее - Общество) с исковым заявлением, которое мотивировано следующим. Истец Никитина Н.А. является собственником жилого помещения - квартиры № № по адресу: г. Иваново, <адрес>, <адрес>, расположенной на третьем этаже многоквартирного дома. ООО «Шереметевский квартал» осуществляет управление домом. Прокуратурой района с привлечением Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области проведена проверка соблюдения жилищных прав истца в связи с содержанием общего имущества многоквартирного дома (далее – МКД). В ходе проверки установлено, что в комнатах квартиры отсутствует запорная арматура. В комнате (второй по счету от кухни) к стояку системы центрального отопления имеется подключение проводящего трубопровода системы центрального отопления из квартиры, находящейся в соседнем подъезде указанного жилого дома. В нарушение ст.162 ЖК РФ, п.10 и п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее – Правила содержания общего имущества), п.5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда), во второй по счету от кухни комнате на стояке системы центрального отопления, а также приборе отопления (чугунном радиаторе) имеются следы ржавчины и коррозии. Также следы коррозии и ржавчины имеются на приборе отопления (чугунном радиаторе), находящемся в первой по счету от кухни комнате. 17.03.2023 в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений, в ответ на которое ответчик указал, что готов произвести ремонтные работы в отношении ответвлений стояков, крестовины и стояков отопления при условии предоставления доступа в квартиру истца. При этом полагает, что в силу положений п.6.5.12 СНиП 41-01-2003 от 01.01.2004 «Система нормативных документов в строительстве. Отопление, вентиляция и кондиционирование» и п.6.2.12, п.5.4.11 СП 60.13330.2020 от 01.07.2020 необходимо установить запорную арматуру перед отопительным прибором. В связи с тем, что до настоящего времени ремонтные работы не произведены, система отопления квартиры находится в аварийном состоянии прокурор обратился в суд в интересах Никитиной Н.А. и с учетом изменения исковых требований просит суд: обязать Общество с ограниченной ответственностью «Шереметьевский квартал» в течение тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу заменить радиаторы отопления, а также произвести замену стояков с перемычками и разводящих трубопроводов в обеих жилых комнатах и в помещении кухни <адрес> в г. Иваново; замену радиаторов отопления провести в следующим порядке – дальняя от входа комната – на сертифицированный биметаллический радиатор отопления, состоящий из 8 секций, ближняя к входу комната – на сертифицированный биметаллический радиатор отопления, состоящий из 13 секций, кухня - на сертифицированный биметаллический радиатор состоящий из 4 секций.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 05.05.2023, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Никитина М.С. и Служба ГЖИ Ивановской области.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 06.06.2023, к участию в деле в качестве соответчика привлечена НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области».
Определением суда от 18.03.2024 принят отказ от иска к НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области».
В судебное заседание истец Никитина Н.А., будучи извещенной надлежащим образом, не явилась. Просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Старший помощник прокурора Советского района г. Иваново Горелова Е.И. и третье лицо на стороне истца Никитина М.С. со ссылками на положения ЖК РФ и выводы повторной судебной экспертизы исковые требования поддержали в полном объеме.
Представители ответчика Воробьева Е.А. и Копылов Д.Б. полагали, что оснований для удовлетворения требований не имеется. Настаивали на том, что процессуальных оснований для обращения прокурора в суд в интересах Никитиной Н.А не имеется. Экспертное заключение ООО «КостромаСтройЭкспертиза» правового значение не имеет, так как не содержит термина «аварийное состоянии» и по отнесению радиаторов именно к этой категории, а не к другой, например, к категории и работоспособного или ограниченно-работоспособного состояния. Выводы о технической невозможности промывки не основаны на технических нормах. Оценка Акту гидравлических испытаний экспертами не дана. В материалах дела нет доказательств невозможности промывки радиаторов с их демонтажем, что следует из технического заключения ООО «ИСК» и ООО «ЭкспертЪ», а также из заключения судебного эксперта Матвеева С.Ю. Такие работы предусмотрены ГЭСНр 65-22. Рецензия Курилова В.К., также не дает категоричных выводов о невозможности промывки, а истечение срока службы радиаторов не свидетельствует об их замене. Чтобы установить наличие необходимости замены отопительных приборов, необходимо сначала выполнить их промывку. Кроме того, решением Октябрьского районного суда г. Иваново от 19.01.2021 по делу № 2-418/2021 на НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» возложена обязанность провести капитальный ремонт, в том числе <адрес>. НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» обеспечена разработка проектно-сметной документации на ремонт инженерных сетей, относящихся к общему имуществу МКД. На основании решения суда в отношении НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» возбуждено исполнительное производство. Согласно ч.2 ст.182 ЖК РФ при недостаточности денежных средств на счете, предоставляется субсидия из бюджета. Поскольку в отношении НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» уже есть вступившее в силу решение суда, оснований для удовлетворения требований к Обществу не имеется. Что касается второго требования – об установке конкретных радиаторов, то правовые основания требовать от ответчика исполнения решения суда конкретным способом отсутствуют. Какого-либо согласования по данному вопросу с собственниками квартиры 35 не требуется.
Третьи лица: Служба ГЖИ и НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» представителей в суд не направили. Извещены надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение повторной судебной экспертизы суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Никитина М.С. и Никитина Н.А. являются собственниками жилого помещения-квартиры, расположенной по адресу: г. Иваново, Шереметевский проспект, <адрес> равных долях (Том 1 л.д.100-103).
Управление многоквартирным домом осуществляет ООО «Шереметевский квартал» на основании договора управления МКД от 01.01.2014 (Том 1 л.д.25-37).
Согласно Постановлению Правительства Ивановской области от 30.04.2014 N 164-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ивановской области» МКД по указанному адресу включен в программу капремонта - ремонт инженерных сетей на 2020 год.
Капитальный ремонт инженерных сетей не произведен.
Решением Октябрьского районного суда г. Иваново от 19.02.2021 по делу № 2-418/2021, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 17.05.2021, удовлетворены исковые требования Прокурора Октябрьского района г. Иваново к НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» о возложении обязанности выполнить капитальные ремонт, в том числе капитальный ремонт инженерных сетей № по <адрес> в <адрес> (п.17 резолютивной части решения) (Том 1 л.д.156-168, 169-178).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Октябрьского РОСП г. Иваново в отношении НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов <адрес>» возбуждено исполнительное производство (Том 2 л.д.16, оборот).
Во исполнение решения суда фондом разработана проектно-сметная документация по дому 74, согласно которой стоимость работ составляет 5826390 руб. и предусмотрена замена радиаторов отопления на новые чугунные (Том 2 л.д.17-26, 27-30, 31-107).
До настоящего времени решение суда не исполнено.
15.07.2022 составлены акты проверки и осмотра технической готовности теплопотребляющей энергоустановки к отопительному периоду 2022-2023 и акт опрессовки оборудования теплового пункта (узла) и внутренних отопительных систем потребителя (Том 2 л.д.127-129, 130).
23.10.2022 ООО «Шереметевский квартал» в присутствии собственника <адрес> Никитиной М.С. составлен акт, согласно которого 18.11.2023 собственником квартиры не обеспечен доступ для замены аварийного участка стояка (Том 1 л.д.38).
03.11.2022 ООО «ЖЭУ № 2» составлен акт обследования квартиры на предмет теплоснабжения, согласно которого установлено, что температура в комнате 12кв.м составляет 19,2С, в комнате 12,1 кв.м – 18,8С. Температура стояка в обеих комнатах 32С. Температура подводок: в комнате 12 кв.м прямая 29С, обратная 30,9С, в комнате 12,1 кв.м обратная 21,9С. Температура отеплительных приборов: в комнате 12 кв.м секции ближней у подводкам 34,9С, дальней 19С, в комнате 12,1 кв.м в ближней секции к подводкам 33,2С, дальней – 17С (Том 1 л.д.39).
08.11.2022 и 17.11.2022 от Никитиной М.С. в адрес ответчика направлена претензия (Том 2 л.д.137, 138).
20.11.2022 ООО «Шереметевский квартал» составлен акт о не допуске в квартиру № (Том 1 л.д.38).
В ответ на претензию от 20.01.2023 ООО «Шереметевский квартал» просило предоставить доступ для проведения ремонтных работ (Том 2 л.д.141).
22.12.2022 в Прокуратуру Советского района г. Иваново поступило обращение Никитиной М.С. по факту ненадлежащего содержания ответчиком общего имущества МКД – системы теплоснабжения по адресу: г. Иваново, <адрес> (Том 1 л.д.10, 11-12, 16-17, 18-20).
27.12.2022 в присутствии незаинтересованных лиц составлен акт, согласно которого в <адрес> на центральной системе отопления на стояках и радиаторах отсутствуют отключающие устройства, либо иная запорная арматура; секции батареи № 1 из 8 секций 3 не прогреваются, остальные секции чуть теплые. Секции батареи № 2 из 13 секций 7 не прогреваются, остальные чуть теплые (Том 1 л.д.41).
09.01.2023 представителями ответчика составлен Акт, согласно которого в комнате 12 кв.м чугунный отопительный приор 8 секций, трубопровод – без видимых повреждений. Имеются ржавые подтеки. Забортная арматура отсутствует. Температура стояка 54,5С. Температура первой секции радиатора 51,3С, последней: 37С сверху и 25С снизу. Температура воздуха в комнате 24С. Комната 12кв.м чугунный отопительный прибор из 13 секций. температура стояка 52,5 С, отопительный прибор первая секция 52,7С, низ 46,5С, последняя секция 21С, стояк находится в технически исправном состоянии, повреждений на поверхности и подводах нет. Запорная арматура отсутствует. Помещение кухни – чугунный радиатор 3 секции, температура 44С, первая секция, имеется встроенный холодильник, деревянное окно не утеплено. Температура 17С. Большая комната температура 21С.
В этот же день 09.01.2023 при участии Никитиной М.С., представителя Общероссийского народного Фронта и ООО «Союз Автодор» составлен Акт «установления факта предоставления жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества», согласно которого в комнате 1 на стояках, ответвлениях от стояков, отопительных приборах имеются следу сквозной коррозии (свищи и подтеки). Из 8 секций батареи температуру аналогичную температуре на стояке не имеет ни одна. 3 секции батареи не прогреваются. В центре комнаты измерена температура воздуха - 17 градусов по Цельсию. В комнате 2 из 13 секций батареи температуру аналогичную температуре на стояке имеют только 1 и 5 секции. На 12 секции имеются следу сквозной коррозии (свищи, подтеки), температура воздуха – 17 градусов по Цельсию. На кухне измерение показало 15 градусов по Цельсию (Том 1 л.д.40-41).
Согласно данного акта представитель ООО «Шереметевский квартал» в установленное время для осмотра не явился.
По результатам проведения 26.01.2023 проверки по данному обращения совместно с Службой ГЖИ Ивановской области установлено: в комнатах квартиры отсутствует запорная арматура. В комнате (второй по счету от кухни) к стояку системы центрального отопления имеется подключение проводящего трубопровода системы центрального отопления из квартиры, находящейся в соседнем подъезде указанного жилого дома. В нарушение ст.162 ЖК РФ, п.10 и п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, п.5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, во второй по счету от кухни комнате на стояке системы центрального отопления, а также приборе отопления (чугунном радиаторе) имеются следы ржавчины и коррозии. Также следы коррозии и ржавчины имеются на приборе отопления (чугунном радиаторе), находящемся в первой по счету от кухни комнате (Том 1 л.д.46).
По результатам проверки Прокуратурой Советского района г. Иваново составлен Акт (Том 1 л.д.47) и в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства (Том 1 л.д.74-75).
В ответ на представление ответчик сообщил, что управляющая организация готова произвести ремонтные работы в отношении ответвлений стояков, крестовины и стояков отопления при предоставлении доступа в жилое помещение. Согласно СНиП 41-01-2003 от 01.01.2004 п.6.5.13 и СП 60.13330.2020 от 01.07.2020 п.6.2.12 и п.6.4.11 предусматривается установка арматуры перед отопительным прибором. В связи с изложенным, при замене вертикального участка трубы и подводок к отопительному прибору будет установлена арматура перед отопительным прибором жилого помещения. В дальнейшем вопрос замены отопительного прибора должен решаться собственником самостоятельно (Том 1 л.д.84).
Постановлением мирового судьи судебного участка №7 Ленинского судебного района г. Иваново от 03.04.2023 главный инженер ООО «Шереметевкий квартал» Копылов Д.Б. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (Том 1 л.д.133-136).
В связи с тем, что общее имущество – система отопления квартиры № находится в аварийном состоянии и не заменена, прокурор обратился с настоящим иском.
Суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению в силу следующего.
Согласно п.3 ч.1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (за исключением сетей связи, необходимых для оказания услуг связи собственникам помещений в многоквартирном доме или нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме по договорам социального найма).
Аналогичные положения содержатся в пп. «д» п.2 Правил содержания общего имущества.
Согласно п.6 указанных Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласнч.1 и ч.3 ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1, п.п 1,2, 4 и 5 ч.1.1, ч.1.2 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Аналогичные положения закреплены в п.10 Правил содержания общего имущества.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч.2.3 указанной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно ч.2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пп. «а», «б», «з» п.11 Правил содержания общего имущества содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно п.11(11) указанных Правил минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п.13, п.13(11), п.14 данных Правил осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Осмотры общего имущества могут быть текущие, сезонные и внеочередные.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).
Техническое состояние элементов общего имущества, а также выявленные в ходе осеннего осмотра неисправности и повреждения отражаются в документе по учету технического состояния многоквартирного дома (журнале осмотра).
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утверждён Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Минимальный перечень).
Согласно п.18 Минимального перечня общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают в себя в том числе: постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; промывку систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Согласно п.19 Минимального перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах включают в себя, в том числе: испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывку и регулировку систем отопления; промывку централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
Согласно п.7 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме оказание услуг и выполнение работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляются с использованием инвентаря, оборудования и препаратов, имеющих соответствующие разрешительные документы и допущенных к применению в соответствии с установленными требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пп. «г» п.2.6.13 Правил и ном технической эксплуатации жилого фонда в летний период должны быть проведены следующие работы по системам отопления и горячего водоснабжения - ревизия кранов и другой запорной арматуры расширителей и воздухосборников, восстановление разрушенных или замена недостаточной тепловой изоляции труб в лестничных клетках, подвалах, чердаках и в нишах санитарных узлов. При наличии непрогрева радиаторов следует провести их гидропневматическую промывку. По окончании всех ремонтных работ весь комплекс устройств по теплоснабжению подлежит эксплуатационной наладке во время пробной топки.
В силу п.5.2.1 и пп. «а» п.5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать также поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях и равномерный прогрев всех нагревательных приборов.
Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда.
Согласно п. «В» Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда работы в перечень работ по содержанию жилых домов выполняемых при подготовке жилых зданий к эксплуатации в осенне-зимний период включен ремонт, регулировка и испытание систем центрального отопления
К перечню работ, относящихся к текущему ремонту отнесены, установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления включая домовые котельные.
Приложением № 9 определен объем выполненных работ при подготовке объекта к эксплуатации в зимних условиях, в частности ремонт инженерного оборудования центрального отопления: радиаторов, трубопроводов.
В квартире № запорная арматура отсутствует, в связи с чем с учетом приведенных выше положений законодательства стояки отопления и радиаторы отопления относятся к общему имуществу собственников МКД.
В целях определения технических недостатков системы центрального отопления квартиры (стояки центрального отопления, радиаторы центрального отопления) и способов их устранения н (замена, ремонт) судом назначалась судебная строительно-техническая экспертиз, производство которой поручено эксперту Матвееву С.Ю.
Согласно экспертного заключения от 27.10.2023 стояки системы отопления квартиры имеют следующие технические недостатки: нарушение окраски, следы ремонта стояков их выборочной заменой и заваркой узлов, коррозия трубопроводов. радиаторы и системы отопления, установленные в жилых комнатах, имеют технические недостатки в виде нарушения окраски с местной поверхностной коррозией металла и неравномерный прогрев секций.
Для устранения недостатков стояков требуется их замена. Замена радиаторов на момент проведения экспертизы не требуется, достаточно выполнить промывку и окрасу радиаторов в жилых комнатах, с предельной расчисткой и подготовкой поверхности. Радиатор в кухне не требует никаких ремонтных работ (Том 2 л.д.68-87).
При этом установлен процент износа стояков – 66%.
Демонтаж или вскрытие радиаторов отопления не производилось. Процент износа не установлен.
В судебном заседании 14.11.2023 эксперт Матвеев С.Ю. пояснил, что не отрицает, что неравномерный прогрев радиаторов может быть следствием внутренней коррозии.
Однако из материалов дела следует, что после проведения ответчиком-управляющей организацией подготовки к отопительному сезону, равномерный прогрев радиаторов обеспечен не был, что зафиксировано в экспертном заключении.
Также эксперт пояснил, что радиаторы отопления с другой стороны - примыкающей к стене, им не исследовались.
Однако на представленных третьим лицом Никитиной М.С. в судебном заседании 21.11.2023 фото и видео-записи зафиксированы следы бурого цвета и ржавчина.
В связи с данными обстоятельствами судом по ходатайству третьего лица по делу назначена повторная судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено ООО «КостромаСтройЭкспертиза».
Согласно экспертного заключения от 21.02.2024 и дополнений к нему от 04.04.2024 установлено, что система отопления многоквартирного дома однотрубная вертикальная с верхней разводкой подающих магистралей. Узел ввода тепловой сети в здание организован в подвале, где расположен также индивидуальный тепловой пункт с узлом учета и элеваторным узлом. Главный стояк системы центрального отопления обеспечивает подачу теплоносителя в неотапливаемое чердачное помещение, где проложены подающие магистрали системы отопления. От магистралей в чердачном помещении теплоноситель распределяется по стоякам, подающим воду в отопительные приборы на этажах здания, в том числе в квартиру № истца. Обратные магистрали прокладываются по подвалу и первому этажу.
В ходе экспертного исследования были произведены измерения температуры поверхности на отдельных элементах системы теплоснабжения: подающий трубопровод в узле ввода + 70°C; главный стояк на чердаке + 53°C; разводящий трубопровод на чердаке на стояк комнаты, второй по счету от кухни + 43°C; разводящий трубопровод на чердаке на стояк комнаты, первой по счету от кухни + 42°C; обратная линия в узле ввода + 40°C.
Квартира 35, принадлежащая истцу Никитиной Н.А. и третьему лицу Никитиной М.С., расположена на втором этаже многоквартирного жилого дома и состоит из набора основных и вспомогательных помещений, предназначенных для постоянного пребывания граждан и удовлетворения бытовых и иных нужд, оборудована необходимыми центральными инженерными системами, в том числе системой центрального отопления. Система отопления квартиры представляет собой совокупность стальных стояков с осевыми замыкающими участками (перемычками), отопительных приборов - чугунных секционных радиаторов и трубчатого стального полотенцесушителя, иного оборудования, расположенного на основных элементах системы. Отключающие и регулирующие устройства на отопительных приборах системы отопления квартиры отсутствуют.
В ходе визуального обследования элементов системы центрального отопления квартиры установлено следующее:
- элементы системы отопления в жилой комнате, второй по счету от кухни: на чугунном радиаторе из восьми секций выявлены: множественные участки с нарушенным в результате механического воздействия в процессе эксплуатации лакокрасочным покрытием без следов потеков; участки с нарушенным лакокрасочным покрытием и сухими следами потеков, нарушение лакокрасочного покрытия на которых обусловлено коррозионными процессами, протекающими на наружной поверхности радиатора (под покрытием) в связи со сквозными коррозионными повреждениями стенки секции радиатора; участок без лакокрасочного покрытия со следами потеков и глубокими коррозионными повреждениями вызванными сквозной коррозией и разрушением стенки секции радиатора; на стояке с перемычкой и разводящих трубопроводах выявлены: следы ремонта с применением сварки с сухими следами потеков; участки замены разводок; нарушение лакокрасочного покрытия и поверхностная коррозия на незащищенных участках.
- элементы системы отопления в жилой комнате, первой по счету от кухни: на чугунном радиаторе из тринадцати секций выявлены: отдельные участки с нарушенным в результате механического воздействия в процессе эксплуатации лакокрасочным покрытием без следов потеков; участок с сухими следами потеков и трещиной лакокрасочного покрытия в узле соединения секций радиатора, что свидетельствует о нарушении целостности узла соединения секций радиатора; участки без антикоррозионного покрытия в нижней части радиатора с поверхностной коррозией металла; на стояке с перемычкой и разводках выявлены участки замены стальных трубопроводов на элементы из полимерных материалов.
- элементы системы отопления в помещении кухни: на чугунном радиаторе из трех секций выявлены участки с нарушенным лакокрасочным покрытием и сухими следами потеков, нарушение лакокрасочного покрытия на которых обусловлено коррозионными процессами, протекающими на наружной поверхности радиатора (под покрытием) в связи со сквозными коррозионными повреждениями секций радиатора.
-элементы системы отопления в помещении санузла: на змеевике полотенцесушителя дефектов и повреждений, следов потеков и коррозии не выявлено; на стояке и разводящем трубопроводе дефектов и повреждений, следов потеков и коррозии не выявлено.
Исследуемая инженерная система находится в эксплуатации 55 лет с 1967 года. В соответствии с Приложением 3 (НТД 6) рекомендуемая продолжительность эффективной эксплуатации до капремонта чугунных радиаторов составляет 30 лет, стояков - 15 лет для открытых систем центрального отопления жилых зданий. Таким образом, исследуемые элементы системы отопления имеют высокую степень физического износа по регламентируемым табличным значениям. При этом фактический срок службы инженерных систем может значительно отличаться от усредненных значений и зависит от множества факторов, в том числе от качества исходных применяемых материалов и изделий, соблюдения требований к монтажу, условий эксплуатации и прочее. Высокая степень физического износа радиаторов подтверждается наличием сквозных коррозионных повреждений, выявленных при визуальном осмотре отопительных приборов. высокая степень износа стояков и разводящих трубопроводов системы отопления квартиры подтверждается наличием участков замены трубопроводов и следов ремонта с применение сварки, выявленных в ходе экспертизы.
Температура на подающих участках стояков +40°C, +42°C, +38°C, что соотносится с температурой разводок на стояки на чердаке. На отопительных приборах и трубопроводах фиксируется неравномерное снижение температуры поверхностей, минимальное значение составило +20°C в жилой комнате, второй по счету от кухни, и в помещении кухни. Снижение температуры поверхностей трубопроводов и отопительных приборов связано не только с особенностями устройства системы центрального отопления жилого дома, но и с наличием загрязнений, отложений различного происхождения в элементах системы отопления.
В ходе смотра внутренней поверхности спорных радиаторов отопления в доступных местах после слива теплоносителя и вскрытия торцевых заглушек радиаторов установлено наличие в радиаторах неравномерных наслоений твердых химических соединений, уменьшающих пропускную способность трубопроводов до критических значений:
радиатор из восьми секций в жилой комнате, второй по счету от кухни: сужение проходного сечения за чет наслоений твердых химических соединений на стенках радиатора составляет до 20%;
- радиатор из тринадцати секций в комнате, первой по счету от кухни: сужение проходного сечения в верхней части радиатора за счет наслоений твердых химических соединений на стенках - до 50%; в нижней части радиатора в десятой по счету от стояка секции проходное сечение твердыми химическими соединениями полностью, пропуск теплоносителя по секциям, начиная с указанной, не осуществляется, что подтверждается результатами измерений температуры поверхностей радиатора;
- радиатор из трех секций в помещении кухни: в верхней части радиатора кухни в узле соединения секций 2 и 3 (по счету от стояка отопления) проходное сечение перекрыто полностью твердыми химическими соединениями, пропуск теплоносителя по секциям радиатора кухни надлежащим образом не осуществляется, что подтверждается результатами измерений температуры поверхностей радиатора.
Таким образом, по результатам измерения температуры поверхностей элементов отопительной системы, внешнего и внутреннего осмотра радиаторов в доступных местах, экспертами установлено, что трубопровод и радиатор системы отопления квартиры, за исключением элементов системы отопления в помещении санузла, имеют высокую степень физического износа: выявлены сквозные коррозионные повреждения стенок радиаторов, а также участки замены и следы ремонта с применением сварки стояков и разводящих трубопроводов системы отопления; проходные сечения элементов системы уменьшены либо перекрыты полностью неравномерными наслоениями твердых химических соединений, трубопроводы и радиаторы отопления не способны нормативно выполнять заданную функцию. Указанные дефекты являются критическими, неустранимыми, радиаторы отопления и трубопроводы исследуемой системы квартиры истца находятся в аварийном состоянии подлежат замене. Для приведения системы отопления квартиры <адрес> в исправное либо работоспособное состояние для нормализации оказываемой услуги требуется замена аварийных элементов. Кроме того, произведённая в процессе эксплуатации системы отопления здания замена радиаторов отопления на горизонтальные регистры и демонтаж требуемого радиатора отопления на лестничных клетках подъездов, осмотренных экспертами, дополнительно подтверждают высокую степень износа отопительных приборов центральной системы отопления в МКД в целом.
На основании данного исследования эксперты пришли к следующим выводам по вопросу № 1: с учетом материалов гражданского дела и осмотра квартиры истца экспертами установлено, что трубопроводы и радиаторы системы отопления квартиры имеют высокую степень физического износа: выявлены сквозные коррозионные повреждения стенок радиаторов, а также участки замены и следы ремонта с применением сварки стояков и разводящих трубопроводов системы отопления; проходные сечения элементов системы уменьшены либо перекрыты полностью неравномерными наслоениями твердых химических соединений, трубопроводы и радиаторы отопления не способны нормативно выполнять заданную функцию. Указанные дефекты являются критическими, неустранимыми, радиаторы отопления и трубопроводы исследуемой системы квартиры истца находятся в аварийном состоянии и подлежат замене. Для приведения системы отопления квартиры в исправное либо работоспособное состояние для нормализации оказываемой услуги требуется замена аварийных элементов. Кроме того, произведённая в процессе эксплуатации системы отопления здания замена радиаторов отопления на горизонтальные регистры и демонтаж требуемого радиатора отопления на лестничных клетках подъездов, осмотренных экспертами, дополнительно подтверждают высокую степень износа отопительных приборов центральной системы отопления в МКД в целом.
С учётом ответа на первый вопрос при ответе на вопрос № 2 эксперты пришли к выводу, что требуется замена радиаторов отопления, стояков с перемычками и разводящих трубопроводов в обеих жилых комнатах и в помещении кухни квартиры истца. При этом, с учетом аварийного состояния системы отопления квартиры истца эксперты пришли к выводу о том, что промывка радиаторов в соответствии с п.2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда не представляется технически возможной.
Оснований ставить под сомнение содержащиеся в данном заключении выводы у суда не имеется.
Заключение подготовлено экспертами, давшими подписку об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, специалистами в указанной области.
Все сомнения и неясности устранены путем допроса экспертов 18.03.2024, а также в дополнительном заключении от 04.04.2024.
Доводы ответчика о том, что экспертами использовалось средство измерения подвергшееся калибровке, а не проверке, о недостоверности выводов не свидетельствует, поскольку в материалы дела представлен сертификат калибровки на инфракрасный бесконтактный термометр ST 490+.
Кроме того, средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут в добровольном порядке подвергаться калибровке
Выводы о неравномерном прогреве содержатся также и в заключении судебной экспертизы Матвеева С.Ю.
При этом суд принимает во внимание, что экспертами проведено не только визуальное обследование системы отопления квартиры, но и системы отопления дома в целом со вскрытием отопительных приборов в квартире истца и третьего лица, что зафиксировано в заключении.
При этом довод ответчика о том, что обязанность по осуществлению капитального ремонта инженерных систем возложена решением Октябрьского районного суда г. Иваново на НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области» не снимает с управляющей организации обязанности по соблюдению прав и законных интересов граждан.
В силу п.18 Минимального перечня общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают в себя, в том числе восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
В этой связи длительное – с 2020 года не проведение капремонта не исключает приведение системы отопления квартиры истца и третьего лица, входящей в состав общего имущества собственников МКД, в работоспособное состояние силами ответчика как управляющей организации.
При этой, сам факт включения дома в программу капремонта инженерных сетей, а также замена радиаторов в подъездах свидетельствует о том, что промывка системы отопления в квартире истца нецелесообразна.
Ссылки ответчика на технические заключения ООО «ИСК» и ООО «ЭкспертЪ» подлежат отклонению, поскольку они выполнены без учета реального состояния системы отопления квартиры истца и дома в целом.
В этой связи суд соглашается с доводом прокуратуры и третьего лица Никитиной М.С. о необходимости замены системы отопления согласно выводам судебной экспертизы ООО «КостромаСтройЭкспертиза» и дополнений к ней, поскольку система находится в аварийном состоянии - техническое состояние, при котором система инженерно-технического обеспечения полностью утратила работоспособность и ее дальнейшая эксплуатация недопустима. Необходим или капитальный ремонт с полной или частичной заменой оборудования, или реконструкция системы инженерно-технического обеспечения согласно СП 454.1325800.2019 «Здания жилые многоквартирные. Правила оценки аварийного и ограниченно-работоспособного технического состояния».
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения остальной части требований с возложением на управляющую организацию обязанности по установке конкретного вида отопительных приборов, поскольку согласно п.18 Минимального перечня управляющая организация осуществляет лишь восстановление работоспособности в виде ремонта и замены оборудования и отопительных приборов, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Согласно п.21 Правил содержания общего имущества капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений.
Такого решения в материалы дела истцом не представлено.
Поскольку замена радиаторов отопления на новые (чугунные) согласно Локально сметному расчету № ЛС-3 подготовленному фондом включена в состав работ по капремонту, решение суда по настоящему делу не может подменять собой решение Октябрьского районного суда г. Иваново (Том 2 л.д.70).
В этой связи ответчик вправе самостоятельно выбрать способ замены радиаторов отопления исключительно в целях восстановления работоспособности системы отопления в квартире истца и третьего лица, но оборудование должно соответствовать требованиям предъявляемым к нему действующим законодательством, а также техническими номами и правилами.
При этом, уменьшение состава общего имущества собственников МКД без решения общего собрания также не допускается.
С доводом ответчика об отсутствии у прокурора оснований на обращение в суд в интересах Никитиной Н.А. суд также не может согласиться в силу следующего.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Никитина Н.А. является пенсионером и на момент обращения в суд ей было 70 лет.
В материалы дела представлены данные о ее состоянии здоровья, что в совокупности с возрастном не лишало ее права обратится за защитой в прокуратуру.
Доводы ответчика о том, что Никитина М.С. является дочерью Никитиной Н.А. и одновременно сособственником квартиры, в связи с чем Никитина М.С. могла обратиться в суд от имени матери судом отклоняются.
В данном случае Никитина Н.А. выбрала способ защиты своих прав согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета г. Иваново подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора Советского района гор. Иваново в интересах Никитиной Нелли Алексеевны к Обществу с ограниченной ответственностью «Шереметьевский квартал» о понуждении произвести замену общего имущества многоквартирного дома удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Шереметьевский квартал» в течение тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу заменить радиаторы отопления, а также произвести замену стояков с перемычками и разводящих трубопроводов в обеих жилых комнатах и в помещении кухни <адрес> в г. Иваново в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также требованиями технических норм и правил.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Шереметьевский квартал» в доход бюджета городского округа Иваново государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Советский районный суд г.Иваново в течение одного месяца со дня изготовления решения в полном объеме.
Судья Д.В. Маракасова
В полном объеме решение изготовлено 14 июня 2024 года.