РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дело № 2-430/2024
УИД: 38RS0009-01-2024-000534-11
г. Зима 12 августа 2024 г.
Зиминский городской суд Иркутской области в составе судьи Нестеровой Е.Ю., при секретаре судебного заседания Минушкиной Т.В., с участием помощника Зиминского межрайонного прокурора Шина А.Г., представителя ответчика Долбня О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по уточненному исковому заявлению Зиминского межрайонного прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 10», Администрации Зиминского городского муниципального образования о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания общеобразовательного учреждения,
установил:
Зиминский межрайонный прокурор обратился в суд с уточненным исковым заявлением к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» (далее - МКДОУ «Детский сад №»), Администрации Зиминского городского муниципального образования (далее - администрация ЗГМО), в котором просит:
- возложить на МКДОУ «Детский сад №» обязанность провести обследование технического состоянии зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требования ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состоянии» в срок до **.**.**;
- возложить на администрацию Зиминского городского муниципального образования обязанность по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение обследований технического состояния зданий МКДОУ «Детский сад №», обеспечивающее выполнение этим учреждением проведение обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требования ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состоянии» в срок до **.**.**.
Определением суда от **.**.** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Комитет по образованию администрации Зиминского городского муниципального образования.
В обоснование иска указано, что Зиминской межрайонной прокуратурой в ходе мониторинга деятельности образовательных учреждений в МКДОУ «Детский сад №» выявлены нарушения требований законодательства в сфере безопасности. Согласно п. 1.7 Устава МКДОУ «Детский сад №», утвержденного постановлением мэра ЗГМО от **.**.** №, организация является юридическим лицом. Целью деятельности организации является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками дошкольного возраста (п. 2.3 Устава). МКДОУ «Детский сад №» осуществляет образовательную деятельность в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 994,3 кв.м., кадастровый № (право оперативного управления зарегистрировано **.**.**). В нарушение требований ГОСТ 31937-2024 обследование технического состояния здания силами специализированной организации, оснащенной современной приборной базой и имеющей в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, с момента его ввода в эксплуатацию не проводилось. По факту не проведения обследования технического состояния в адрес Комитета по образованию ЗГМО в августе 2023 г. было внесено представление, однако, до настоящего времени обследование так и не проведено, что подтверждается письмом Комитета по образованию ЗГМО от **.**.**. Таким образом, здание образовательной организации эксплуатируется без определения действительного технического состояния зданий и их элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций, что создает угрозу для жизни, здоровья и безопасности лиц как посещающих, так и обучающихся в образовательной организации, в связи с чем, требуется комплексное обследование технического состояния зданий образовательного учреждения силами специализированной организации.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Заявленные исковые требования основаны на положениях ст.ст. 2,20,38,41,43 Конституции РФ, ст. 4 Федерального закона от **.**.** № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст.ст. 28,41 Федерального закона от **.**.** № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона от **.**.** № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ГОСТ 31937-2024.
В судебном заседании помощник прокурора Шин А.Г. исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика - МКДОУ «Детский сад №» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом.
В письменном заявлении от **.**.** заведующая МКДОУ «Детский сад №» ФИО4 просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, указав, что заявленные исковые требования признает в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Зиминского городского муниципального образования Долбня О.А., действующая по доверенности № от **.**.**, исковые требования признала частично. Пояснила, что в здании МКДОУ «Детский сад №» необходимо провести обследование технического состояния силами специализированной организации. Однако, с учетом дефицита бюджета муниципального образования, отсутствует возможность исполнить решение в сроки, указанные истцом. Сотрудник Администрации созванивался со специализированной организацией, имеющей лицензию на проведение обследования технического состояния здания, было сообщено о готовности проведения обследования, а также о возможности в течении одного месяца провести обследование только двух зданий. При этом Зиминским межрайонным прокурором поданы исковые заявления о проведении технического обслуживания восьми детских садов, судом принято решение по подобным искам в отношении шести школ. Средняя стоимость обследования одного дошкольного учреждения составляет 500000 рублей. В связи с чем, просит установить срок исполнения решения по **.**.**.
Представитель третьего лица - Комитета по образования администрации Зиминского городского муниципального образования в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела третьего лицо извещено надлежащим образом. В письменном заявлении от **.**.** председатель Комитета по образования администрации ЗГМО Горошко О.О. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Из представленных письменных возражений председателя Комитета по образования администрации ЗГМО следует, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку требования о проведении обследования технического состояния зданий образовательного учреждения, установленные положениями ГОСТа 31937-2024 носят рекомендательный, а не обязательный характер. К тому же исковые требования прокурора не содержат указаний для какой именно цели необходимо провести обследование технического состояния зданий, указанных в иске.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие МКДОУ «Детский сад №», представителя третьего лица Комитета по образования администрации ЗГМО на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика администрации ЗГМО, изучив материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно положениям ст. ст. 2,38 Конституции РФ - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно ст. 6 Федерального закона от **.**.** № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Подпунктом «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от **.**.**, предусмотрено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от **.**.** № 35-ФЗ (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно подп. «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от **.**.** № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
К компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).
Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от **.**.** № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.
Статьей 5 Федерального закона № 384-ФЗ установлено, что безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
В силу ст. 36 Федерального закона № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от **.**.** №-ст введен в действие "ГОСТ 31937-2024. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" (далее - ГОСТ 31937-2024).
Стандарт является нормативной основой для контроля технического состояния зданий (сооружений), их систем инженерно-технического обеспечения и осуществления проектных работ по реконструкции, капитальному ремонту и демонтажу зданий и сооружений. Стандарт устанавливает требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для оценки технического состояния зданий (сооружений) и систем инженерно-технического обеспечения.
Согласно п.п. 4.1, 4.2 ГОСТа 31937-2024 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят специализированные организации. Первое обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий (сооружений) или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.).
Целью комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества грунтов основания, строительных конструкций и систем инженерного обеспечения с учетом изменений, происходящих во времени, для установления возможности его дальнейшей эксплуатации или, при необходимости, состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции (п. 5.1.3 ГОСТа 31937-2024).
В судебном заседании установлено, что Зиминской межрайонной прокуратурой в ходе проведения проверки по соблюдению законодательства в сфере обеспечения безопасности, выявлено, что в нарушение требований ГОСТа 31937-2024 в установленные сроки обследование технического состояния здания МКДОУ «Детский сад №», с привлечением специализированной организации, не проводилось.
МКДОУ «Детский сад №» образовательная деятельность осуществляется в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 994,3 кв.м., 1963 года постройки, кадастровый № (право оперативного управления зарегистрировано **.**.**).
**.**.** в адрес председателя Комитета по образованию администрации ЗГМО прокуратурой было внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства.
Из ответа председателя Комитета по образованию администрации ЗГМО от **.**.** следует, что представление прокуратуры признано законным и обоснованных. Комитет по образованию администрации ЗГМО обязуется предусмотреть в составе расходов на 2024 г. и на плановый 2025-2026 г.г. финансирование мероприятий по техническому обследованию образовательных организаций.
Из информации от **.**.**, представленной Комитетом по образованию администрации ЗГМО следует, что обследование технического состояния зданий МКДОУ «Детский сад №» не проводилось.
В соответствии с п.п. 1.5, 1.13 Устава МКДОУ «Детский сад №» (далее - Устав), утвержденного постановлением администрации Зиминского городского муниципального образования № от **.**.**, МКДОУ «Детский сад №» (далее - Организация) является казенным учреждением (тип - дошкольная образовательная организация) и руководствуется в своей деятельности действующими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, федеральным государственным стандартом дошкольного образования, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, предъявляемыми к дошкольным организациям, нормативно - правовыми актами субъекта РФ и муниципальных органов, настоящим Уставом.
Учредителем и собственником Организации является Зиминское городское муниципальное образование. Функции и полномочия учредителя и собственника Организации осуществляет администрация Зиминского городского муниципального образования (п. 1.6 Устава).
Организация является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства, в финансовом органе Зиминского городского муниципального образования, печать, бланки и штампы со своим наименованием (п. 1.7 Устава).
Целью деятельности Организация является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками дошкольного возраста (п. 2.3 Устава).
Согласно ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу п. 13 ст. 16 Федерального закона от **.**.** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального, городского округа относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно п. 3 ч. 1 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ, ст. 123.21, 210 Гражданского кодекса РФ финансирование образовательных учреждений законом возлагается на орган местного самоуправления как собственника и учредителя создаваемых им учреждений.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что учредителем и собственником имущества МКДОУ «Детский сад №» является Зиминское городское муниципальное образование, от имени которого функции и полномочия Учредителя осуществляет - администрация Зиминского городского муниципального образования.
Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к учреждению, в соответствии с ч. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, является администрация Зиминского городского муниципального образования.
Таким образом, администрация Зиминского городского муниципального образования как собственник имущества МКДОУ «Детский сад №», в силу ст.210 Гражданского кодекса РФ, обязана нести бремя его содержания, в связи с чем, обязанность по выделению денежных средств на проведение обследований технического состояния здания образовательного учреждения возлагается на администрацию.
Довод представителя третьего лица в части того, что требования прокурора не содержат указаний для какой именно цели необходимо провести обследование технического состояния зданий, указанных в иске, не имеют правового значения при рассмотрения дела, поскольку целью комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) является определение технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества грунтов основания, строительных конструкций и систем инженерного обеспечения с учетом изменений, происходящих во времени, для установления возможности его дальнейшей эксплуатации или, при необходимости, состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции (п. 5.1.3 ГОСТа 31937-2024).
Непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания образовательного учреждения - МКДОУ «Детский сад №», путем привлечения специализированной организации может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия содержания детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
Учитывая, что выявленные прокуратурой нарушения затрагивают права и интересы неопределенного круга, посещающих МКДОУ «Детский сад №», нарушают права несовершеннолетних, обучающихся в данном образовательном учреждении, на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования.
Довод представителя третьего лица в части применения положений ГОСТа 31937-2024 на добровольной основе, судом отклоняется, поскольку обязанность проведения технического обслуживания и периодических осмотров основана на положениях ст. 36 Федерального закона от **.**.** № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Предложенный прокурором срок для выполнения возложенных на ответчиков обязанностей, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, принимая во внимание характер обязанности, возложенной на ответчиков, непредставление ответчиками доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда в указанный в исковом заявлении срок, срок введения здания дошкольного учреждения в эксплуатацию (1973), последствия - несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания дошкольного учреждения; нарушения прав на безопасные условия содержания детей, суд считает объективным и разумным. Указанный срок - до **.**.** судом определен с учетом разумности и достаточности для решения организационных, финансовых вопросов для устранения выявленных нарушений.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от **.**.** N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", государственная политика в интересах детей является приоритетной.
Кроме того, администрация ЗГМО обладала или должна была обладать сведениями о необходимости выделения средств на устранение нарушений законодательства, однако меры к изменению сложившейся ситуации администрацией не приняты, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.
При этом доводы представителя ответчика о невозможности исполнить решение суда в сроки, с учетом дефицита бюджета муниципального образования, учитывая, что средняя стоимость обследования одного дошкольного учреждения составляет 500000 рублей, а также с учетом того, что специализированная организация имеет возможность в течении одного месяца провести обследование только двух зданий, при этом Зиминским межрайонным прокурором поданы исковые заявления о проведении технического обслуживания восьми детских садов, судом принято решение по подобным искам в отношении шести школ, не являются основанием для увеличения срока исполнения решения суда.
Кроме того, доказательств, подтверждающих, что специализированная организация имеет возможность в течении одного месяца провести обследование только двух зданий, не представлено.
При невозможности исполнить решение суда в установленный законом срок по объективным причинам, ответчики не лишены права обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения, представив соответствующие доказательства.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Уточненные исковые требования Зиминского межрайонного прокурора - удовлетворить.
Возложить на Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» (<данные изъяты>) обязанность провести обследование технического состоянии зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требования ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состоянии» в срок до **.**.**.
Возложить на администрацию Зиминского городского муниципального образования (<данные изъяты>) обязанность по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение обследований технического состояния зданий МКДОУ «Детский сад №», обеспечивающее выполнение этим учреждением проведение обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требования ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состоянии» в срок до **.**.**.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Нестерова
Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2024 года.