Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-430/2024 ~ М-370/2024 от 10.04.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дело № 2-430/2024

УИД: 38RS0009-01-2024-000534-11

г. Зима                             12 августа 2024 г.

Зиминский городской суд Иркутской области в составе судьи Нестеровой Е.Ю., при секретаре судебного заседания Минушкиной Т.В., с участием помощника Зиминского межрайонного прокурора Шина А.Г., представителя ответчика Долбня О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по уточненному исковому заявлению Зиминского межрайонного прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 10», Администрации Зиминского городского муниципального образования о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания общеобразовательного учреждения,

установил:

Зиминский межрайонный прокурор обратился в суд с уточненным исковым заявлением к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад » (далее - МКДОУ «Детский сад »), Администрации Зиминского городского муниципального образования (далее - администрация ЗГМО), в котором просит:

- возложить на МКДОУ «Детский сад » обязанность провести обследование технического состоянии зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требования ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состоянии» в срок до **.**.**;

- возложить на администрацию Зиминского городского муниципального образования обязанность по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение обследований технического состояния зданий МКДОУ «Детский сад », обеспечивающее выполнение этим учреждением проведение обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требования ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состоянии» в срок до **.**.**.

Определением суда от **.**.** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Комитет по образованию администрации Зиминского городского муниципального образования.

В обоснование иска указано, что Зиминской межрайонной прокуратурой в ходе мониторинга деятельности образовательных учреждений в МКДОУ «Детский сад » выявлены нарушения требований законодательства в сфере безопасности. Согласно п. 1.7 Устава МКДОУ «Детский сад », утвержденного постановлением мэра ЗГМО от **.**.** , организация является юридическим лицом. Целью деятельности организации является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками дошкольного возраста (п. 2.3 Устава). МКДОУ «Детский сад » осуществляет образовательную деятельность в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 994,3 кв.м., кадастровый (право оперативного управления зарегистрировано **.**.**). В нарушение требований ГОСТ 31937-2024 обследование технического состояния здания силами специализированной организации, оснащенной современной приборной базой и имеющей в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, с момента его ввода в эксплуатацию не проводилось. По факту не проведения обследования технического состояния в адрес Комитета по образованию ЗГМО в августе 2023 г. было внесено представление, однако, до настоящего времени обследование так и не проведено, что подтверждается письмом Комитета по образованию ЗГМО от **.**.**. Таким образом, здание образовательной организации эксплуатируется без определения действительного технического состояния зданий и их элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций, что создает угрозу для жизни, здоровья и безопасности лиц как посещающих, так и обучающихся в образовательной организации, в связи с чем, требуется комплексное обследование технического состояния зданий образовательного учреждения силами специализированной организации.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Заявленные исковые требования основаны на положениях ст.ст. 2,20,38,41,43 Конституции РФ, ст. 4 Федерального закона от **.**.** № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст.ст. 28,41 Федерального закона от **.**.** № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона от **.**.** № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ГОСТ 31937-2024.

В судебном заседании помощник прокурора Шин А.Г. исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика - МКДОУ «Детский сад » в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом.

В письменном заявлении от **.**.** заведующая МКДОУ «Детский сад » ФИО4 просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, указав, что заявленные исковые требования признает в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Зиминского городского муниципального образования Долбня О.А., действующая по доверенности от **.**.**, исковые требования признала частично. Пояснила, что в здании МКДОУ «Детский сад » необходимо провести обследование технического состояния силами специализированной организации. Однако, с учетом дефицита бюджета муниципального образования, отсутствует возможность исполнить решение в сроки, указанные истцом. Сотрудник Администрации созванивался со специализированной организацией, имеющей лицензию на проведение обследования технического состояния здания, было сообщено о готовности проведения обследования, а также о возможности в течении одного месяца провести обследование только двух зданий. При этом Зиминским межрайонным прокурором поданы исковые заявления о проведении технического обслуживания восьми детских садов, судом принято решение по подобным искам в отношении шести школ. Средняя стоимость обследования одного дошкольного учреждения составляет 500000 рублей. В связи с чем, просит установить срок исполнения решения по **.**.**.

Представитель третьего лица - Комитета по образования администрации Зиминского городского муниципального образования в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела третьего лицо извещено надлежащим образом. В письменном заявлении от **.**.** председатель Комитета по образования администрации ЗГМО Горошко О.О. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.

Из представленных письменных возражений председателя Комитета по образования администрации ЗГМО следует, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку требования о проведении обследования технического состояния зданий образовательного учреждения, установленные положениями ГОСТа 31937-2024 носят рекомендательный, а не обязательный характер. К тому же исковые требования прокурора не содержат указаний для какой именно цели необходимо провести обследование технического состояния зданий, указанных в иске.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие МКДОУ «Детский сад », представителя третьего лица Комитета по образования администрации ЗГМО на основании ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика администрации ЗГМО, изучив материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно положениям ст. ст. 2,38 Конституции РФ - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно ст. 6 Федерального закона от **.**.** № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Подпунктом «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от **.**.**, предусмотрено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от **.**.** № 35-ФЗ (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Согласно подп. «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии с положениями п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от **.**.** № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

К компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от **.**.** № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.

Статьей 5 Федерального закона № 384-ФЗ установлено, что безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

В силу ст. 36 Федерального закона № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от **.**.** -ст введен в действие "ГОСТ 31937-2024. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" (далее - ГОСТ 31937-2024).

Стандарт является нормативной основой для контроля технического состояния зданий (сооружений), их систем инженерно-технического обеспечения и осуществления проектных работ по реконструкции, капитальному ремонту и демонтажу зданий и сооружений. Стандарт устанавливает требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для оценки технического состояния зданий (сооружений) и систем инженерно-технического обеспечения.

Согласно п.п. 4.1, 4.2 ГОСТа 31937-2024 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят специализированные организации. Первое обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий (сооружений) или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.).

Целью комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества грунтов основания, строительных конструкций и систем инженерного обеспечения с учетом изменений, происходящих во времени, для установления возможности его дальнейшей эксплуатации или, при необходимости, состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции (п. 5.1.3 ГОСТа 31937-2024).

В судебном заседании установлено, что Зиминской межрайонной прокуратурой в ходе проведения проверки по соблюдению законодательства в сфере обеспечения безопасности, выявлено, что в нарушение требований ГОСТа 31937-2024 в установленные сроки обследование технического состояния здания МКДОУ «Детский сад », с привлечением специализированной организации, не проводилось.

МКДОУ «Детский сад » образовательная деятельность осуществляется в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 994,3 кв.м., 1963 года постройки, кадастровый (право оперативного управления зарегистрировано **.**.**).

**.**.** в адрес председателя Комитета по образованию администрации ЗГМО прокуратурой было внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства.

Из ответа председателя Комитета по образованию администрации ЗГМО от **.**.** следует, что представление прокуратуры признано законным и обоснованных. Комитет по образованию администрации ЗГМО обязуется предусмотреть в составе расходов на 2024 г. и на плановый 2025-2026 г.г. финансирование мероприятий по техническому обследованию образовательных организаций.

Из информации от **.**.**, представленной Комитетом по образованию администрации ЗГМО следует, что обследование технического состояния зданий МКДОУ «Детский сад » не проводилось.

В соответствии с п.п. 1.5, 1.13 Устава МКДОУ «Детский сад » (далее - Устав), утвержденного постановлением администрации Зиминского городского муниципального образования от **.**.**, МКДОУ «Детский сад » (далее - Организация) является казенным учреждением (тип - дошкольная образовательная организация) и руководствуется в своей деятельности действующими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, федеральным государственным стандартом дошкольного образования, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, предъявляемыми к дошкольным организациям, нормативно - правовыми актами субъекта РФ и муниципальных органов, настоящим Уставом.

Учредителем и собственником Организации является Зиминское городское муниципальное образование. Функции и полномочия учредителя и собственника Организации осуществляет администрация Зиминского городского муниципального образования (п. 1.6 Устава).

Организация является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства, в финансовом органе Зиминского городского муниципального образования, печать, бланки и штампы со своим наименованием (п. 1.7 Устава).

Целью деятельности Организация является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками дошкольного возраста (п. 2.3 Устава).

Согласно ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу п. 13 ст. 16 Федерального закона от **.**.** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального, городского округа относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Согласно п. 3 ч. 1 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ, ст. 123.21, 210 Гражданского кодекса РФ финансирование образовательных учреждений законом возлагается на орган местного самоуправления как собственника и учредителя создаваемых им учреждений.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что учредителем и собственником имущества МКДОУ «Детский сад » является Зиминское городское муниципальное образование, от имени которого функции и полномочия Учредителя осуществляет - администрация Зиминского городского муниципального образования.

Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к учреждению, в соответствии с ч. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, является администрация Зиминского городского муниципального образования.

Таким образом, администрация Зиминского городского муниципального образования как собственник имущества МКДОУ «Детский сад », в силу ст.210 Гражданского кодекса РФ, обязана нести бремя его содержания, в связи с чем, обязанность по выделению денежных средств на проведение обследований технического состояния здания образовательного учреждения возлагается на администрацию.

Довод представителя третьего лица в части того, что требования прокурора не содержат указаний для какой именно цели необходимо провести обследование технического состояния зданий, указанных в иске, не имеют правового значения при рассмотрения дела, поскольку целью комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) является определение технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества грунтов основания, строительных конструкций и систем инженерного обеспечения с учетом изменений, происходящих во времени, для установления возможности его дальнейшей эксплуатации или, при необходимости, состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции (п. 5.1.3 ГОСТа 31937-2024).

Непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания образовательного учреждения - МКДОУ «Детский сад », путем привлечения специализированной организации может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия содержания детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.

Учитывая, что выявленные прокуратурой нарушения затрагивают права и интересы неопределенного круга, посещающих МКДОУ «Детский сад », нарушают права несовершеннолетних, обучающихся в данном образовательном учреждении, на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования.

Довод представителя третьего лица в части применения положений ГОСТа 31937-2024 на добровольной основе, судом отклоняется, поскольку обязанность проведения технического обслуживания и периодических осмотров основана на положениях ст. 36 Федерального закона от **.**.** № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Предложенный прокурором срок для выполнения возложенных на ответчиков обязанностей, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, принимая во внимание характер обязанности, возложенной на ответчиков, непредставление ответчиками доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда в указанный в исковом заявлении срок, срок введения здания дошкольного учреждения в эксплуатацию (1973), последствия - несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания дошкольного учреждения; нарушения прав на безопасные условия содержания детей, суд считает объективным и разумным. Указанный срок - до **.**.** судом определен с учетом разумности и достаточности для решения организационных, финансовых вопросов для устранения выявленных нарушений.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от **.**.** N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", государственная политика в интересах детей является приоритетной.

Кроме того, администрация ЗГМО обладала или должна была обладать сведениями о необходимости выделения средств на устранение нарушений законодательства, однако меры к изменению сложившейся ситуации администрацией не приняты, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.

При этом доводы представителя ответчика о невозможности исполнить решение суда в сроки, с учетом дефицита бюджета муниципального образования, учитывая, что средняя стоимость обследования одного дошкольного учреждения составляет 500000 рублей, а также с учетом того, что специализированная организация имеет возможность в течении одного месяца провести обследование только двух зданий, при этом Зиминским межрайонным прокурором поданы исковые заявления о проведении технического обслуживания восьми детских садов, судом принято решение по подобным искам в отношении шести школ, не являются основанием для увеличения срока исполнения решения суда.

Кроме того, доказательств, подтверждающих, что специализированная организация имеет возможность в течении одного месяца провести обследование только двух зданий, не представлено.

При невозможности исполнить решение суда в установленный законом срок по объективным причинам, ответчики не лишены права обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения, представив соответствующие доказательства.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Уточненные исковые требования Зиминского межрайонного прокурора - удовлетворить.

Возложить на Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад » (<данные изъяты>) обязанность провести обследование технического состоянии зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требования ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состоянии» в срок до **.**.**.

Возложить на администрацию Зиминского городского муниципального образования (<данные изъяты>) обязанность по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение обследований технического состояния зданий МКДОУ «Детский сад », обеспечивающее выполнение этим учреждением проведение обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требования ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состоянии» в срок до **.**.**.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                Е.Ю. Нестерова

Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2024 года.

2-430/2024 ~ М-370/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зиминский межрайонный прокурор
Ответчики
МКДОУ № 10 г. Зима
Администрация Зиминского ГМО
Другие
Комитет по образования администрации ЗГМО
Суд
Зиминский городской суд Иркутской области
Судья
Нестерова Е.Ю.
Дело на странице суда
ziminsky--irk.sudrf.ru
10.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2024Передача материалов судье
11.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2024Подготовка дела (собеседование)
13.06.2024Подготовка дела (собеседование)
13.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2024Судебное заседание
12.08.2024Судебное заседание
12.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее