Российская федерация
Центральный районный суд <адрес>
Дело №2-3907\2022 УИД 54RS0010-01-2022-004667-28 <адрес> |
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации | ||
26 | сентября | 2022 г. |
Центральный районный суд <адрес> в составе:
судьи | Зининой И.В. |
при участии: | |
секретаря судебного заседания | Федотовой В.В. |
представителя ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» | Скрипко И.А. |
представителя Министерства труда и социального развития <адрес> | Сагура Е.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Конопинской О. В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних <данные изъяты> к Государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения <адрес>», Министерству труда и социального развития <адрес> о признании незаконными решений, понуждении к восстановлению нарушенного права, понуждении к предоставлению мер социальной поддержки, установление юридического факта,
у с т а н о в и л:
Конопинская О.В., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних <данные изъяты>, а также Самойлов И.С. обратились в суд с иском к ГКУ «Центр социальной поддержки населения», Министерству труда и социального развития <адрес> и просили признать незаконным и необоснованным ответ руководителя клиентской службы <адрес> ГКУ <адрес> "Центр социальной поддержки населения <адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в предоставлении государственной услуги — в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, требуя предоставления дополнительных документов, признать незаконным и необоснованным ответ руководителя клиентской службы <адрес> ГКУ <адрес> "Центр социальной поддержки населения <адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в предоставлении государственной услуги - в предоставлении компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, требуя предоставления дополнительных документов, признать незаконным и необоснованным ответ руководителя клиентской службы <адрес> ГКУ <адрес> "Центр социальной поддержки населения <адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в предоставлении государственной услуги - в выдаче удостоверения многодетной семьи, признать незаконным и необоснованным ответ руководителя клиентской службу <адрес> ГКУ <адрес> "Центр социальной поддержки населения <адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ (№) в части отказа в предоставлении государственной услуги — в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, требуя предоставления дополнительных документов, признать незаконным и необоснованным ответ руководителя клиентской службу <адрес> ГКУ <адрес> "Центр социальной поддержки населения <адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в предоставлении государственной услуги - в выдаче удостоверения многодетной семьи, признать незаконным и необоснованным ответ руководителя клиентской службу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в предоставлении государственной услуги - в продлении удостоверения многодетной семьи, признать незаконным и необоснованным ответ руководителя клиентской службы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в предоставлении государственной услуги – единовременной денежной выплаты при поступлении ребенка из многодетной семьи в образовательную организацию высшего образования для обучения по образовательной программе высшего образования, признать незаконным и необоснованным ответ заместителя министра труда социального развития <адрес> Москалёвой от ДД.ММ.ГГГГ (№ ПГ\С01) о согласовании в части отказа в предоставлении государственной услуги – по продлению срока действия удостоверения многодетной семьи и предоставлению мер социальной поддержки, признать незаконным и необоснованным решение ГКУ НСО «Центр социально поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении государственной услуги –субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным и необоснованным решение ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления государственной услуги – субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признать незаконным и необоснованным ответ заместителя министра труда и социального развития <адрес> Москалёвой от ДД.ММ.ГГГГ (№-ПГ), обязать руководителя клиентской службы <адрес> ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» предоставить государственную услугу- изменить продленный срок действия удостоверения многодетной семьи с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, обязать руководителя клиентской службы <адрес> ГКУ <адрес> "Центр социальной поддержки населения <адрес>" предоставить государственную услугу - в виде компенсации части расходов на оплату услуг ТКО, предоставить субсидию по оплате жилищных и коммунальных услуг, произвести перерасчет с момента первого обращения в клиентскую службу, обязать руководителя клиентской службы <адрес> ГКУ <адрес> "Центр социальной поддержки населения <адрес>" предоставить государственную услугу — в виде предоставления информации - подробного расчёта (с указанием видов доходов и их размеров, которые были приняты во внимание при расчете среднедушевого дохода семьи), обязать руководителя клиентской службы <адрес> ГКУ <адрес> "Центр социальной поддержки населения <адрес>" Крюкову Н.А. и заместителя министра труда и социального развития <адрес> Москалёву Е.М. устранить нарушения закона, восстановить моих детей в правах, назначив все предусмотренные законодательством выплаты, признать факт постоянного проживания Самойлова И.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения по адресу: <адрес>.
В обоснование своих требований истцы указали, что Конопинская О.В., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, а также в интересах совершеннолетнего Самойлова И.С. неоднократно обращалась в ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения» с заявлениями о назначении льготы (категория инвалид детства, 3 группа) по оплате жилищных и коммунальных услуг, с заявлением о продлении срока действия удостоверения многодетной семьи, с заявлением о предоставлении подробной информации и расчета, на основании которых было отказано в предоставлении субсидии по оплате за коммунальные и жилищные услуги, с заявлением о предоставлении все предусмотренных законодательством выплат и пособий, как неполной, малоимущей и многодетной семи, воспитывающей ребенка со статусом «инвалид детства». Практически ни одно из обращений удовлетворено не было, что нарушает права истцов на социальные гарантии. При этом, у истцов истребовались документы, которые клиентская служба обязана истребовать самостоятельно. Кроме того, Самойлов И.С. фактически имеет постоянное место жительство по адресу: <адрес>. Был временно снят с регистрационного учета, на период обучения зарегистрирован в общежитии. Иного жилого помещения в ином субъекте не имеет. Также истцы не согласны с ответами заместителя министра труда и социального развития, поскольку они противоречат действующему законодательству.
Конопинская О.В., Самойлов И.С. в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом, однако судебная повестка возвращена в суд по истечении срока хранения.
Учитывая, что суд принимал меры к надлежащему извещению истцов о дате, времени и месте рассмотрения дела, но они не являются на посту за судебными извещениями, то в данном случае суд приходит к выводу, что истцу уклоняются от получения судебных повесток, и с учетом требований статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации считает истцов извещенными надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» в судебном заседании исковые требования не признала и дала пояснения согласно письменным возражениям на иск.
Представитель Министерства труда и социального развития <адрес> в судебном заседании исковые требования не признала и дала пояснения согласно письменным возражениям на иск.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Конопинская О.В., действуя в интересах Самойлова И.С. обратилась в ГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг по адресу: <адрес>, указав, что Самойлов И.С. является инвали<адрес> группы бессрочно (инвалид детства).
В данном заявлении в качестве приложений указаны: копия паспорта Самойлова И.С., свидетельство о государственной регистрации права в отношении Самойлова И.С., справка МСЭ, нотариальная доверенность, копия паспорта Конопинской О.В.
Частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с частью 1 статьи <адрес> №-ОЗ «О порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории <адрес>» предоставление компенсации гражданину осуществляется государственным казенным учреждением <адрес>, подведомственным областному исполнительному органу государственной власти <адрес>, уполномоченному в сфере социальной защиты населения (далее - центр социальной поддержки населения), по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина (далее - место жительства или место пребывания), по его выбору.
Часть 2 указанной статьи предусматривает, что гражданин, впервые обратившийся за предоставлением компенсации, подает в центр социальной поддержки населения по месту жительства или по месту пребывания по его выбору заявление о предоставлении компенсации. Форма заявления о предоставлении компенсации утверждается областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным в сфере социальной защиты населения на территории <адрес>.
В силу части 3 статьи 3 указанного Закона №-ОЗ вместе с заявлением о предоставлении компенсации гражданин представляет следующие документы:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
2) документ, подтверждающий право гражданина на компенсацию;
3) документ, содержащий сведения о лицах, зарегистрированных по месту жительства (месту пребывания) гражданина, выданный не ранее чем за месяц до даты обращения с заявлением о предоставлении компенсации;
4) согласия лиц, зарегистрированных по месту жительства (месту пребывания) гражданина, на обработку персональных данных указанных лиц (если для получения компенсации необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем).
Решение о предоставлении компенсации или об отказе в предоставлении компенсации принимается центром социальной поддержки населения не позднее 10 рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении компенсации и документов, предусмотренных настоящей статьей.
О принятом решении гражданин уведомляется в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения. Решение об отказе должно быть мотивировано.
Центр социальной поддержки населения отказывает в предоставлении компенсации в случае отсутствия у гражданина права на компенсацию, а также в случае представления гражданином или его представителем документов, содержащих заведомо ложные и (или) недостоверные сведения. Наличие в представленных документах заведомо ложных и (или) недостоверных сведений подтверждается сведениями, полученными по запросам центра социальной поддержки населения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, организаций (части 7 и <адрес> №-ОЗ «О порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории <адрес>»).
Как следует из ответа ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю указано на необходимость предоставления пакета документов, предусмотренного административным регламентом, в том числе документа, подтверждающего место жительство (место пребывания) в жилом помещении, в отношении которого гражданин претендует на компенсацию оплаты жилищно-коммунальных услуг (копия паспорта с отметкой о регистрации или свидетельство о регистрации по месту пребывания).
В соответствии с пунктом 12 Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению компенсацию расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории <адрес>, утвержденного приказом Министерства социального развития <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ для получения государственной услуги по выбору заявителя лично, по почте, через МФЦ или через "Личный кабинет" ЕПГУ представляются:
заявление о предоставлении компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг по форме согласно приложению N 2 к Административному регламенту (бланк заявления предоставляется заявителю лично по его требованию в центре социальной поддержки населения или в МФЦ, а также размещается в электронной форме на официальном интернет-сайте министерства, на ЕПГУ);
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
документ, подтверждающий право получателя мер социальной поддержки на компенсацию;
документ, содержащий сведения о лицах, зарегистрированных по месту жительства (месту пребывания) получателя мер социальной поддержки, выданный не ранее чем за месяц до даты обращения с заявлением;
согласия лиц, зарегистрированных по месту жительства (месту пребывания) получателя мер социальной поддержки, на обработку персональных данных указанных лиц (если для получения компенсации необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем) по форме согласно приложению N 3 к Административному регламенту.
К вышеперечисленным документам дополнительно представляются:
1) в отношении граждан, относящихся к категориям, указанным в Законе N 493-ОЗ или Законе N 285-ОЗ:
а) работающими гражданами - копия трудовой книжки (выписка из трудовой книжки), и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и (или) иные документы, подтверждающие осуществление заявителем трудовой деятельности в сельской местности или поселке городского типа на территории <адрес> (за периоды до ДД.ММ.ГГГГ);
б) гражданами, вышедшими на пенсию, - трудовая книжка, и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и (или) иные документы, подтверждающие осуществление заявителем трудовой деятельности в сельской местности или поселке городского типа на территории <адрес> (за периоды до ДД.ММ.ГГГГ);
2) в случае, когда размер компенсации определяется с учетом платы за жилое помещение и коммунальные услуги членов семьи получателя мер социальной поддержки, - документ, подтверждающий правовое основание отнесения лиц, проживающих совместно с ним по месту его жительства или месту его пребывания, к членам его семьи (если указанным документом является судебное решение или свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданное компетентным органом иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык).
Представитель гражданина дополнительно представляет документ, удостоверяющий его личность, и документ, подтверждающий его полномочия.
Если документы, необходимые для предоставления государственной услуги, направляются по почте, то оригиналы документов не направляются. В этом случае направляются копии документов, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке.
Если документы, необходимые для предоставления государственной услуги, представляются лично, то в случае представления копий документов, не заверенных в установленном законом порядке, заявителем представляются их оригиналы.
В случае изменения персональных данных заявителей, в отношении которых принято решение о предоставлении государственной услуги, они извещают об этом центр социальной поддержки населения по форме согласно приложению N 3.1 к Административному регламенту.
К извещению об изменении персональных данных прикладываются документы, подтверждающие такие изменения:
1) при смене фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии):
а) копия свидетельства о перемене имени и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык (если свидетельство о перемене имени выдано компетентным органом иностранного государства);
б) копия свидетельства о заключении брака и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык (если свидетельство о заключении брака выдано компетентным органом иностранного государства);
в) копия свидетельства о расторжении брака и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык (если свидетельство о расторжении брака выдано компетентным органом иностранного государства);
г) копия документа, удостоверяющего личность (в случае если копия документа, удостоверяющего личность, ранее представлялась);
2) при смене адреса места жительства (пребывания):
судебное решение об установлении факта проживания по определенному адресу (если место жительства подтверждается судебным решением об установлении факта постоянного или преимущественного проживания по определенному адресу).
В случае смены реквизитов банковского счета, смены способа доставки денежных средств заявитель указывает данный факт в извещении об изменении персональных данных.
Пунктом 14 Административного регламента предусмотрено, что при предоставлении государственной услуги запрещается требовать от заявителя:
представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами <адрес> и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении исполнительных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг;
представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением следующих случаев:
а) изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления государственной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении государственной услуги;
б) наличие ошибок в заявлении о предоставлении государственной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов;
в) истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги;
г) выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица центра социальной поддержки населения, работника МФЦ при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, о чем в письменном виде за подписью руководителя центра социальной поддержки населения, руководителя МФЦ при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства.
Поскольку компенсация расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг предоставляется по месту жительства (месту пребывания), то заявителем предоставляется документ, подтверждающий место жительства (место пребывания) в жилом помещении, в отношении которого гражданин претендует на компенсацию оплаты жилищно-коммунальных услуг (копия паспорта с отметкой о регистрации или свидетельство о регистрации по месту пребывания)
Как следует из копии паспорта Самойлова И.С., последний, на момент обращения регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, не имел, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
При этом суд учитывает, что ГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» был направлен межведомственный запрос в целях установления наличия регистрации Самойлова И.С., и согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ данные в отношении Самойлова И.С. не найдены.
Таким образом, на момент обращения, заявителем не было подтверждено постоянное место жительство (или) место пребывание Самойлова И.С. по адресу: <адрес>, и ГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» в ответе № от ДД.ММ.ГГГГ обоснованно указал на необходимость предоставления документа, подтверждающего место жительства (место пребывания) в жилом помещении, в отношении которого гражданин претендует на оплату жилищно-коммунальных услуг (копия паспорта с отметкой о регистрации или свидетельство по месту пребывания).
ДД.ММ.ГГГГ на заявление Конопинской О.В., действующей в интересах Самойлова И.С. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг по адресу: <адрес>, ГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» был дан ответ, из которого следует, что заявителю указано на необходимость предоставления пакета документов, предусмотренных административным регламентом, в том числе документа, подтверждающего место жительство (место пребывания) в жилом помещении, в отношении которого гражданин претендует на компенсацию оплаты жилищно-коммунальных услуг (копия паспорта с отметкой о регистрации или свидетельство
компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг по адресу: <адрес>, указав, что Самойлов И.С. является инвали<адрес> группы бессрочно (инвалид детства).
Суд полагает, данный ответ от ДД.ММ.ГГГГ обоснованным, по указанным выше основаниям, поскольку к заявлению не представлен документ, подтверждающий место жительство Самойлова И.С. в жилом помещении, в отношении которого гражданин претендует на компенсацию оплаты жилищно-коммунальных услуг.
При этом, ГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>», ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен межведомственный запрос в отношении регистрации Самойлова И.С. по месту жительства.
Согласно ответу МВД от ДД.ММ.ГГГГ на межведомственный запрос, Самойлов И.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Конопинской О.В., действующей в интересах Самойлова И.С. было отказано в компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг, поскольку не был предоставлен документ, содержащий сведения о лицах, зарегистрированных по месту жительства (месту пребывания) гражданина, что следует из уведомления №.
Оценивая основания отказа в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, суд полагает его обоснованным, поскольку предоставление документа, документ, содержащего сведения о лицах, зарегистрированных по месту жительства (месту пребывания) получателя мер социальной поддержки является обязательным в силу положений Закона № 380-ФЗ, и Административного регламента, утвержденного приказом Министерства социального развития <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Далее, ДД.ММ.ГГГГ Конопинская О.В., действуя в интересах Самойлова И.С. на основании доверенности, а также действуя в интересах несовершеннолетних <данные изъяты> обратился в ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о продлении срока действия удостоверения многодетной семьи.
К указанному заявлению истец представила справку об обучении Самойлова И.С., подлинник удостоверения многодетной семьи.
ДД.ММ.ГГГГ Конопинская О.В., действуя в интересах Самойлова И.С. на основании доверенности, а также действуя в интересах несовершеннолетних <данные изъяты> обратилась в ГКУ <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о продлении срока действия удостоверения многодетной семьи.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках Закона № 59-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Конопинской О.В. ГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» был дан ответ №, из которого следует, что заявителю разъяснено, что при раздельном проживании родителей (опекунов, попечителей), не состоящих между собой в браке, удостоверение многодетной семьи выдается тому из родителей (опекунов, попечителей), по месту жительства или месту пребывания которого проживает не менее трех детей.
ДД.ММ.ГГГГ Конопинской О.В. было отказано в предоставлении государственной услуги по продлению удостоверения многодетной семьи, поскольку отсутствует подтвержденный факт постоянного проживания родителя и ребенка по определенному адресу.
Оценивая ответ от ДД.ММ.ГГГГ и основания отказа в предоставлении государственной слуги, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи <адрес> №-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей на территории <адрес>» в целях реализации прав многодетных семей на социальную поддержку в <адрес> государственные казенные учреждения <адрес>, подведомственные областному уполномоченному органу (далее - центры социальной поддержки населения), по месту жительства или месту пребывания многодетной семьи осуществляют учет многодетных семей.
Основанием для постановки на учет многодетной семьи, имеющей право на меры социальной поддержки, является удостоверение многодетной семьи, выданное родителям (опекунам, попечителям) либо одному из родителей (опекунов, попечителей), указанному в удостоверении многодетной семьи, центром социальной поддержки населения по месту жительства или месту пребывания многодетной семьи. Пасынки и падчерицы учитываются в составе многодетной семьи только в случае совместного проживания с одним из родителей и отчимом (мачехой)(часть 2 статьи 7 указанного Закона).
В случае раздельного проживания родителей (опекунов, попечителей), не состоящих между собой в браке, удостоверение многодетной семьи выдается тому из родителей (опекунов, попечителей), по месту жительства или месту пребывания которого проживает не менее трех детей.
Согласно части 3 статьи 7 Закона №-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей на территории <адрес>» для получения удостоверения многодетной семьи родители (опекуны, попечители) либо один из родителей (опекунов, попечителей), являющийся гражданином Российской Федерации (далее также - заявитель), представляют в центр социальной поддержки населения по месту жительства или месту пребывания заявление, а также:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, наличие гражданства Российской Федерации заявителя;
2) свидетельство о рождении каждого ребенка (предоставляется заявителем по собственной инициативе, за исключением свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданного компетентным органом иностранного государства, и его нотариально удостоверенного перевода на русский язык);
3) решение суда об установлении факта постоянного проживания детей с заявителем (при наличии);
4) свидетельство о заключении брака родителей (опекунов, попечителей) (для родителей (опекунов, попечителей), состоящих между собой в браке) (предоставляется заявителем по собственной инициативе, за исключением свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданного компетентным органом иностранного государства, и его нотариально удостоверенного перевода на русский язык);
5) фотографию каждого заявителя в двух экземплярах, размером 3 x 4 сантиметра;
6) справку образовательной организации об очной форме обучения ребенка, достигшего восемнадцатилетнего возраста (с указанием сроков обучения) (представляется заявителем по собственной инициативе, за исключением документа, связанного с прохождением обучения, выданного на территории иностранного государства, и его нотариально удостоверенного перевода на русский язык);
7) выписку из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком (детьми) опеки (попечительства) (представляется заявителем, являющимся опекуном (попечителем), по собственной инициативе).
Частью 3.1 указанного закона предусмотрено, что родители (опекуны, попечители) либо один из родителей (опекунов, попечителей) вправе представить по собственной инициативе документ, подтверждающий место жительства ребенка (детей).
При непредставлении документа, указанного в настоящей части, центр социальной поддержки населения запрашивает необходимую информацию в соответствующих органах и организациях в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Частями 4 и 5 Закона №-ОЗ предусмотрено, что при выдаче удостоверения многодетной семьи в составе многодетной семьи учитываются дети, проживающие отдельно от родителей (опекунов, попечителей) в связи с обучением в общеобразовательной организации, по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования.
Удостоверение многодетной семьи выдается на срок наличия у семьи статуса многодетной.
Пунктом 2 постановления <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выдачи, продления, замены, признания недействительным удостоверения многодетной семьи» предусмотрено, что удостоверение выдается родителям (опекунам, попечителям) либо одному из родителей (опекуну, попечителю), являющихся (являющемуся) гражданами (гражданином) Российской Федерации, постоянно проживающими (проживающим) на территории <адрес>, государственными казенными учреждениями <адрес>, подведомственными министерству труда и социального развития <адрес> (далее - центры социальной поддержки населения), по месту жительства или месту пребывания многодетной семьи в 10-дневный срок со дня подачи заявления с приложением документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
В случае раздельного проживания родителей (опекунов, попечителей), не состоящих между собой в браке, удостоверение многодетной семьи выдается тому из родителей (опекунов, попечителей), по месту жительства или месту пребывания которого проживает не менее трех детей. Пасынки и падчерицы учитываются в составе многодетной семьи только в случае совместного проживания с одним из родителей и отчимом (мачехой).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что для получения удостоверения родители (опекуны, попечители) либо один из родителей (опекунов, попечителей), являющиеся (являющийся) гражданами (гражданином) Российской Федерации (далее - заявители), представляют лично, через уполномоченного представителя либо по почте в центр социальной поддержки населения по месту жительства или месту пребывания заявление (по форме согласно приложению N 1 либо согласно приложению N 2 к настоящему Порядку) и следующие документы:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, наличие гражданства Российской Федерации заявителя;
2) свидетельство о рождении каждого ребенка (с ДД.ММ.ГГГГ представляется заявителем по собственной инициативе, за исключением свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданного компетентным органом иностранного государства, и его нотариально удостоверенного перевода на русский язык);
3) документ, подтверждающий место жительства детей при раздельном проживании родителей (опекунов, попечителей), в случае обращения лиц, не состоящих между собой в браке (на ребенка, не достигшего 14-летнего возраста, - свидетельство о регистрации по месту жительства), для родителя (опекуна, попечителя) и ребенка, достигшего 14-летнего возраста, - паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства (если он не представлялся в качестве документа, удостоверяющего личность заявителя), которые представляются родителем (опекуном, попечителем) или представителем по собственной инициативе, либо решение суда об установлении юридического факта постоянного проживания родителя (опекуна, попечителя), ребенка по определенному адресу;
4) свидетельство о заключении брака родителей (опекунов, попечителей) (для родителей (опекунов, попечителей), состоящих между собой в браке, с ДД.ММ.ГГГГ представляется заявителем по собственной инициативе, за исключением свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, выданного компетентным органом иностранного государства, и его нотариально удостоверенного перевода на русский язык);
5) фотографию каждого заявителя в двух экземплярах размером 3 x 4 сантиметра;
6) справку образовательной организации об очной форме обучения ребенка, достигшего восемнадцатилетнего возраста (с указанием сроков обучения) (с ДД.ММ.ГГГГ представляется заявителем по собственной инициативе, за исключением документа, связанного с прохождением обучения, выданного на территории иностранного государства, и его нотариально удостоверенного перевода на русский язык).
При выдаче удостоверения в составе многодетной семьи при совместном проживании с родителями (или с одним из родителей) не менее трех детей учитываются дети, проживающие отдельно от родителей в связи с обучением в общеобразовательной организации, по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 5 Порядка удостоверение многодетной семьи выдается на срок наличия у семьи статуса многодетной.
В случае обучения старшего ребенка, достигшего восемнадцатилетнего возраста, по очной форме обучения в образовательных организациях, удостоверение выдается на один год с возможностью последующего ежегодного продления срока его действия на основании справки, выданной образовательной организацией, предусмотренной подпунктом 6 пункта 3 настоящего Порядка, но не более чем до достижения ребенком возраста двадцати трех лет.
Срок действия удостоверения подлежит продлению центром социальной поддержки населения по месту жительства или месту пребывания многодетной семьи при представлении документов, указанных в подпунктах 1 - 3, 6 пункта 3 Порядка (с учетом положений о возможности представления документов заявителем по собственной инициативе) на срок наличия у семьи статуса многодетной.
Основаниями для отказа в выдаче удостоверения являются:
1) непредставление или представление в неполном объеме документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка (кроме документов, которые представляются заявителем по собственной инициативе);
2) наличие документов, которые в нарушение требований законодательства не удостоверены уполномоченными на то органами, должностными лицами, не скреплены печатями;
3) наличие документов, имеющих повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;
4) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
5) отсутствие права на получение удостоверения многодетной семьи.
Согласно пункту 12 Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче, продлению действия, замене, признанию недействительным удостоверения многодетной семьи, утвержденного приказом Министерства социального развития <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ для получения государственной услуги по выбору заявителя лично, по почте или через личный кабинет ЕПГУ, МФЦ представляются:
заявление по одной из форм, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 41-п "О Порядке выдачи, продления действия, замены, признания недействительным удостоверения многодетной семьи и форме удостоверения многодетной семьи" и приведенной в приложениях N 2 и N 3 к Административному регламенту (бланк заявления предоставляется заявителю лично по его требованию в центре социальной поддержки населения, а также размещается в электронной форме на официальном интернет-сайте министерства, на ЕПГУ);
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, наличие гражданства Российской Федерации;
копия свидетельства о рождении каждого ребенка и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык (если свидетельство о рождении выдано компетентным органом иностранного государства);
решение суда об установлении факта постоянного проживания детей с заявителем (при наличии, в случае обращения лиц, не состоящих между собой в браке);
копия свидетельства о заключении брака родителей (опекунов, попечителей), состоящих между собой в браке, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык (если свидетельство о заключении брака выдано компетентным органом иностранного государства);
фотографию каждого заявителя в двух экземплярах, размером 3 x 4 сантиметра;
справка образовательной организации об очной форме обучения ребенка, достигшего восемнадцатилетнего возраста (с указанием сроков обучения), и ее нотариально удостоверенный перевод на русский язык (если документ, связанный с прохождением обучения, выдан на территории иностранного государства);
В случае представления документов представителем им дополнительно представляются документы, удостоверяющие его личность и полномочия.
Если для получения государственной услуги необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем, и если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица, заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие получение согласия указанного лица или его законного представителя на обработку персональных данных указанного лица по форме согласно приложению N 3.1 к Административному регламенту.
Для продления срока действия удостоверения многодетной семьи, в случае обучения ребенка (детей), достигшего (достигших) восемнадцатилетнего возраста, по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, заявитель лично, по почте или через личный кабинет ЕПГУ представляет заявление о продлении срока действия удостоверения многодетной семьи с приложением документов, необходимых для продления срока действия удостоверения многодетной семьи:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, наличие гражданства Российской Федерации;
копия свидетельства о рождении каждого ребенка и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык (если свидетельство о рождении выдано компетентным органом иностранного государства);
решение суда об установлении факта постоянного проживания детей с заявителем (при наличии, в случае обращения лиц, не состоящих между собой в браке);
справка образовательной организации об очной форме обучения ребенка, достигшего восемнадцатилетнего возраста (с указанием сроков обучения), и ее нотариально удостоверенный перевод на русский язык (если документ, связанный с прохождением обучения, выдан на территории иностранного государства).
Таким образом, из указанных норм следует, что при продлении срока действия удостоверения многодетной семьи в случае обучения ребенка (детей), достигшего (достигших) восемнадцатилетнего возраста, по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, предоставление документа, подтверждающего факт постоянного проживания ребенка с одним из родителей, является обязательным.
Как следует из материалов дела, на момент обращения, Конопинская О.В. не представила документ, подтверждающий факт постоянного проживания Самойлова И.С. с Конопинской О.В. по адресу: <адрес>.
При этом, в распоряжении ГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» имелись документы, из которых следовало, что Самойлов И.С. имеет постоянное место жительство в городе Красноярске.
С учетом изложенного, ответ от ДД.ММ.ГГГГ и отказ в предоставлении государственной услуги по продлению удостоверения многодетной семьи от ДД.ММ.ГГГГ №, являются обоснованными.
Как указывает представитель ГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» в декабре 2021 года Самойлов И.С. обратился с заявлением о предоставлении единовременной выплаты при поступлении ребенка из многодетной семьи в образовательную организацию высшего образования для обучения по образовательной программе высшего образования.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с уведомлением № Самойлову И.С. было отказано в предоставлении государственной услуги по единовременной выплате при поступлении ребенка из многодетной семьи в образовательную организацию высшего образования для обучения по образовательной программе высшего образования, поскольку отсутствует информация о наличии удостоверения многодетной семьи, дающего право на меры социальной поддержки.
Оценивая основания отказа в предоставлении государственной услуги, суд приходит к следующему.
Постановлением <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления единовременных денежных выплат при поступлении ребенка из многодетной семьи в первый класс общеобразовательной организации, расположенной на территории <адрес>, и ребенка из многодетной семьи (в том числе совершеннолетнему, но не старше 23 лет) при поступлении в образовательную организацию высшего образования для обучения по образовательной программе высшего образования.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что размер единовременной денежной выплаты при поступлении ребенка из многодетной семьи (в том числе совершеннолетнему, но не старше 23 лет) в образовательную организацию высшего образования для обучения по образовательной программе высшего образования составляет 10000 рублей.
В соответствии с пунктом 4 Порядка единовременные денежные выплаты при поступлении ребенка из многодетной семьи в первый класс общеобразовательной организации и ребенка из многодетной семьи (в том числе совершеннолетнему, но не старше 23 лет) при поступлении в образовательную организацию высшего образования для обучения по образовательной программе высшего образования предоставляются одному из родителей (опекунов, попечителей), указанному в удостоверении многодетной семьи, при поступлении в образовательную организацию высшего образования для обучения по образовательной программе высшего образования - совершеннолетнему ребенку из многодетной семьи не старше 23 лет (до достижения совершеннолетия - его уполномоченному представителю (далее - представитель)) (далее - заявитель).
Согласно пункту 5 Порядка предусмотрено, что для получения единовременной денежной выплаты заявитель или его уполномоченный представитель представляет в государственное казенное учреждение <адрес>, подведомственное министерству труда и социального развития <адрес>, по месту жительства или месту пребывания:
1) заявление по форме согласно приложению N 1 или приложению N 2 к Порядку;
2) документ, удостоверяющий личность заявителя;
3) документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя;
4) удостоверение многодетной семьи (представляется заявителем по собственной инициативе);
5) справку из общеобразовательной организации, подтверждающую факт поступления ребенка в первый класс общеобразовательной организации, или справку из образовательной организации высшего образования для обучения по образовательной программе высшего образования о зачислении (представляется заявителем по собственной инициативе, за исключением документа, связанного с прохождением обучения, выданного на территории иностранного государства, и его нотариально удостоверенного перевода на русский язык);
6) документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета (представляется заявителем по собственной инициативе).
Если заявителем не представлены документы, которые он вправе представить по собственной инициативе, центр социальной поддержки населения получает информацию (сведения) о них на основании запроса, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Как было установлено, на момент рассмотрения заявления о единовременной денежной выплате, отсутствовало действующее удостоверение многодетной семьи.
Таким образом, ГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» обоснованно отказало в предоставлении государственной услуги по единовременной выплате при поступлении ребенка из многодетной семьи в образовательную организацию высшего образования для обучения по образовательной программе высшего образования.
Далее, решением ГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Конопинской О.В. была назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и пунктом 26 Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного приказом Министерства социального развития <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) (пункт 3 Порядка).
Согласно пункту 4 Правил субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
Из пояснений представителя ответчика следует, что при расчете субсидии принимались следующие показатели: среднедушевой доход семьи:
<данные изъяты> – 10 425,00 рублей (алименты);
Конопинская О. В. – 12 488,00 рублей (выплата лицам, осуществляющим уход за детьми инвалидами);
Самойлов И. С. – 17 686,15 рублей (пенсия по инвалидности);
Совокупный доход семьи: 50 984,16 (общий доход семьи).
Величина прожиточного минимума семьи = 12 847,00 руб.
С учетом среднедушевого дохода семьи и установленного прожиточного минимума размер субсидии составил = 94, 52 рубля.
У суда отсутствуют основания полагать данный расчет необоснованным.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе:
а) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы";
б) средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;
в) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
г) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников;
д) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся:
пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров;
ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;
стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах;
пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности;
ежемесячное пособие на ребенка;
ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста;
ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе;
ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;
ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в настоящем подпункте, и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями;
е) доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, к которым относятся:
доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов;
доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы);
ж) другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые включаются:
денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение, установленные законодательством Российской Федерации;
единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью;
оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
авторские вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования;
доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства без образования юридического лица;
доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации;
алименты, получаемые членами семьи;
проценты по банковским вкладам;
наследуемые и подаренные денежные средства;
денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
В доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются:
государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи;
единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (пункт 2 указанного постановления).
Таким образом, расчет субсидии произведен с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода и доходов одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной поддержки, а также порядка расчета, предусмотренного Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ является обоснованным.
Решением ГКУ «Центр социальное поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Конопинской О.В. было отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и пунктом 26 Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного приказом Министерства социального развития <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием отказа явилась формулировка «По законодательству не положено».
В соответствии с пунктом 60 Правил предоставления субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии:
а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии;
б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);
в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования);
г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Как было установлено судом, в марте 2022 года выплата субсидии не производилась, так как после произведенного перерасчет размер субсидии составил 0 рублей.
Оценив подробный расчет субсидии, изложенный в ответах от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № на обращение Конопинской ОВ., суд считает его обоснованным и верным.
Таким образом, решение ГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ является обоснованным.
ДД.ММ.ГГГГ Конопинская О.В. обратилась с жалобой в администрацию Президента России, в которой указала не необоснованные действия в связи с отказом в продлении удостоверения многодетной семьи, отмене льгот.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социального развития <адрес> на обращение, поступившее из администрации по делам Президента России, Конопинской О.В. был дан ответ №, из которого следует, что заявителю подробно разъяснен порядок продления срока действия удостоверения многодетной семьи. Также указано, что поскольку документы, требуемые в соответствии с абзацем 3 пункта 3 Порядка выдачи, продления действия, замены, признания недействительным удостоверения многодетной семьи, установленного постановлением <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Самойлова И.С. отсутствуют, то не имеется правовых оснований для продления срока действия удостоверения многодетной семьи. В части предоставления субсидии на оплату жилищных и коммунальных услуг также дан подробный ответ с указанием на порядок расчета субсидии.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, и признания обоснованным отказа в продлении срока действия удостоверения многодетной семьи, а также расчета субсидии на оплату жилищных и коммунальных услуг, суд полагает, обоснованным, данный Конопинской О.В. ответ от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Конопинская О.В. обратилась с жалобой в прокуратуру <адрес> на необоснованные отказы ГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» в продлении срока действия удостоверения многодетной семьи и предоставлении субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг.
В ответ на указанное обращение, ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социального развития <адрес> был дан ответ №-ПГ, из которого усматривается, что удостоверение многодетной семьи Конопинской О.В. с продленным сроком действия выдано. Указано на обоснованной расчета субсидии с учетом количества постоянно зарегистрированных граждан и совокупного дохода семьи.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, и признания обоснованным расчета субсидии, суд полагает, что данный ответ является обоснованным и верным.
Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено отсутствие оснований для продления срока действия многодетной семьи на момент обращения Конопинской О.В., то требование о понуждении к изменению срока действия удостоверения многодетной семьи с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, не подлежит удовлетворению.
Требование о понуждении к предоставлению государственной услуги – предоставлении услуги по оплате жилищных и коммунальных услуг, компенсации расходов на ТКО, перерасчете с момента первого обращения в клиентскую службу является производным от первоначального и также не подлежит удовлетворению.
По требованию о понуждении к предоставлению информации – подробного расчета с указанием видов доходов и их размеров, которые были приняты при расчете среднедушевого дохода семьи, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ Конопинская О.В. обратилась в ГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о предоставлении информации.
ДД.ММ.ГГГГ за № и № ГКУ «Центр социальной поддержки населения» Конопинской ОВ. были даны подробные ответы, содержащие расчет субсидии по оплате жилищных и коммунальных услуг, расчет среднедушевого дохода семьи, а также виды и размеры дохода членов семьи, которые приняты к расчету.
Изучив данные расчеты, суд полагает их ясными, понятными и подробными и не усматривает основанием к повторному понуждению ответчика к предоставлению истцу истребуемой информации.
Требование о назначении всех предусмотренных законодательством выплат, восстановлении прав детей истца, не подлежит удовлетворению, поскольку истцом не указано какие именно выплаты подлежат назначению, помимо оспариваемых, не представлено документов и доказательств, подтверждающих обращение за данными выплатами, и доказательств отказа в предоставлении истребуемых выплат.
Кроме того, истец просит установить юридический факт постоянного проживания Самойлова И.С. по адресу: <адрес>.
В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что суд рассматривает дела об установлении:
1) родственных отношений;
2) факта нахождения на иждивении;
3) факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти;
4) факта признания отцовства;
5) факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении;
6) факта владения и пользования недвижимым имуществом;
7) факта несчастного случая;
8) факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти;
9) факта принятия наследства и места открытия наследства;
10) других имеющих юридическое значение фактов.
В силу статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
В соответствии со статьей 3 Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Местом пребывания признается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;
В свою очередь местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из муниципальных образований (по выбору данного гражданина), в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Так, как следует из материалов дела, Самойлов И.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ Самойлов И.С. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Самойлов И.С. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Таким образом, Самойлов И.С. имеет регистрацию, как по месту постоянного проживания, так и по месту пребывания в установленном порядке, и соответственно отсутствуют основания для установления юридического факта с учетом требований статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, истцом не представлено относимых и допустимых доказательств, что Самойлов И.С. при наличии регистрации по месту жительства в городе Красноярске, то есть подтвержденном постоянном месте жительства, имел иное постоянное место жительство в городе Новосибирске.
При таких обстоятельствах, заявление об установлении юридического факта также не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
р е ш и л:
В удовлетворении иска Конопинской О. В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних <данные изъяты> к Государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения <адрес>», Министерству труда и социального развития <адрес> о признании незаконными решений, понуждении к восстановлению нарушенного права, понуждении к предоставлению мер социальной поддержки, установление юридического факта отказать.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.
Судья И.В.Зинина