Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-1302/2023 от 27.07.2023

№ 12-1302/2023

РЕШЕНИЕ

12 октября 2023 года

город Архангельск

Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Беляева О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя – начальника ФКУ Областная больница УФСИН России по Архангельской области Кормачева А.Е. на постановление заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда административно-аналитического отдела Межрегиональной территориальной государственной инспекции труда Архангельской области и НАО Авериной В.С. № 29/4-85-23-ППР/12-20715-И/21-73 от 18 июля 2023 года о назначении административного наказания,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда административно-аналитического отдела Межрегиональной территориальной государственной инспекции труда Архангельской области и НАО Авериной В.С. № 29/4-85-23-ППР/12-20715-И/21-73 от 18 июля 2023 года ФКУ Областная больница УФСИН России по Архангельской области (далее – ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области, учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 112 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области Кормачев А.Е. подал в суд жалобу об его отмене и прекращении производства по делу либо применении положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник Березин В.А. доводы жалобы поддержал, прокурор Лисин Д.А. и должностное лицо – главный государственный инспектор труда Аверина В.С. против ее удовлетворения возражали.

Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно материалам дела Архангельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения трудового законодательства при привлечении осужденных к труду в ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области, расположенного по адресу: <адрес>

В ходе проверки установлено, что осужденные Т.О.А., К.П.Н. и С.А.З., отбывая наказание в ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области, привлекались к труду в качестве подсобных рабочих отряда хозяйственного обслуживания учреждения и выполняли работы по капитальному ремонту психоневрологического отделения, в том числе на высоте (высота крыши объекта от земли составляет 4 метра, от пола – 2,8 метра), не имея квалификации, соответствующей характеру выполняемых работ. Кроме того, обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, периодические проверки знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте, стажировки учреждением не организованы.

Результаты проведенной проверки послужили основанием для вынесения в отношении ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и в последующем привлечения учреждения к административной ответственности по указанной норме.

Фактические обстоятельства, установленные в ходе проверки, ни законным представителем, ни защитником учреждения не оспариваются.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В силу статьи 214 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 782н (далее – Правила), к работам на высоте относятся работы, при которых существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 метра и более.

На основании пункта 13 Правил работники, выполняющие работы на высоте, должны иметь квалификацию, соответствующую характеру выполняемых работ. Уровень квалификации подтверждается документом о профессиональном образовании (обучении) и (или) о квалификации.

Согласно подпункту «в» пункта 46 Правил должностное лицо, ответственное за организацию и безопасное проведение работ на высоте, обязано организовать обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, периодической проверки знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте, стажировки, проведение соответствующих инструктажей по охране труда.

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, поэтому деяние ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области верно квалифицировано должностным лицом по указанной норме.

Сделанные в обжалуемом постановлении выводы о наличии выявленного нарушения подтверждаются представленными по делу доказательствами, которые оценены должностным лицом по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ: в нем указано время, место и событие административного правонарушения, сведения о должностном лице, составившем постановление, и лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области всех зависящих от него мер по соблюдению трудового законодательства, а также доказательства объективной невозможности принятия им мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины в совершении вмененного ему административного правонарушения.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, и сроки давности привлечения к административной ответственности должностным лицом соблюдены. Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы совершенное правонарушение не является малозначительным в силу следующего.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении привлекаемого к ответственности лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. При этом в каждом конкретном случае следует учитывать характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию.

Допущенное правонарушение не является малозначительным, поскольку объектом его посягательства является закрепленная в Конституции РФ гарантия трудовых прав и свобод граждан, благоприятные и безопасные условия труда, права и интересы работников.

Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, отсутствие таких последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.

Законные основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного наказания в виде административного штрафа предупреждением отсутствуют, поскольку нарушение, выразившееся в допуске лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, без соответствующей квалификации, к исполнению трудовых обязанностей на высоте создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью работника.

Вместе с тем постановление подлежит изменению по следующим основаниям.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 3.3 той же статьи при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, в том числе исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы.

Положения Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусматривают, что привлечение осужденных к труду направлено на исправление осужденных, а не на извлечение прибыли.

Принимая во внимание все обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, учитывая, что осужденные Т.О.А., К.П.Н. и С.А.З. в настоящее время к работам на высоте не привлекаются, в целях обеспечения принципов равенства, пропорциональности, соразмерности при применении мер административной ответственности, призванных не допустить ограничения имущественных прав и интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, суд считает возможным снизить размер назначенного административного штрафа до 56 000 рублей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Изменением постановления не усиливается административное наказание и иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

В остальной части обжалуемое постановление следует оставить без изменения.

Судья, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 КоАП РФ,

решил:

жалобу законного представителя – начальника ФКУ Областная больница УФСИН России по Архангельской области Кормачева А.Е. удовлетворить частично.

Постановление заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда административно-аналитического отдела Межрегиональной территориальной государственной инспекции труда Архангельской области и НАО Авериной В.С. № 29/4-85-23-ППР/12-20715-И/21-73 от 18 июля 2023 года о назначении административного наказания изменить.

Снизить размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 56 000 рублей.

В остальной части обжалуемое постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения

Судья О.А. Беляева

12-1302/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Истцы
Архангельская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях
Ответчики
ФКУ Областная больница УФСИН России по Архангельской области
Другие
Радченко Олег Владимирович
Кормачев Алексей Евгеньевич
Березин Валентин Александрович
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельска
Судья
Беляева О.А.
Статьи

ст.5.27.1 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
oktsud--arh.sudrf.ru
27.07.2023Материалы переданы в производство судье
31.07.2023Истребованы материалы
16.08.2023Поступили истребованные материалы
26.09.2023Судебное заседание
12.10.2023Судебное заседание
13.10.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
18.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
31.10.2023Вступило в законную силу
08.11.2023Дело оформлено
08.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее