Мировой судья СУ № 8: Дело № 11-74/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 сентября 2020 года город Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи: Тюрина М.Г.
при секретаре: Марковой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Экоград-Н» к Рыбалко Николаю Семеновичу о взыскании задолженности, по апелляционной жалобе Рыбалко Николая Семеновича на решение мирового судьи судебного участка № 8 Новочеркасского судебного района Ростовской области от <дата>,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Экоград- Н» обратилось к мировому судье с иском о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
В обоснование указав, что Рыбалко Н.С. является собственником <адрес> в <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону, по завещанию от <дата>.
Просили взыскать с Рыбалко Николая Семеновича в пользу ООО «ЭКОГРАД-Н» сумму задолженности с пеней по оплате за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с <дата>. в размере 3757 (три тысячи семьсот пятьдесят семь) рублей 24 копеек, почтовые расходы в размере 190,34 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 400,00 рублей.
Решением мирового судьи от <дата> исковые требования ООО «ЭКОГРАД-Н» - удовлетворены.
Взыскано с Рыбалко Николая Семеновича в пользу Общества ограниченной ответственностью «Экоград - н» задолженность и пени за предоставленные услуги по обращению с ТБО за период с <дата> по <дата> в размере 3757(три тысячи семьсот пятьдесят семь) рублей 24 копейки, расходы по оплате почтовых услуг -190.34 рублей, а также понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей 00 копеек, а всего - 4347(четыре тысячи триста сорок семь) рублей 58 копеек.
Не согласившись с указанным решением, Рыбалко Н.С. обратился в суд с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит отменить решение мирового судьи с/у № 8 Новочеркасского судебного района РО от <дата>, вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку он не зарегистрирован и не проживает по указанному адресу, квартиру получил в наследство.
В судебном заседании Рыбалко Н.С. поддержал доводы жалобы, просил удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ООО «Экоград-Н» не явился извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав Рыбалко Н.С., проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов жалобы, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;
3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;
4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения мирового судьи в апелляционном порядке является:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно Федеральному закону N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21). Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22). Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7 "Об охране окружающей среды".
На основании ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1). Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 2).
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения городского поселения относится: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений (в ранее действовавшей редакции названных норм к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относилась организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора).
Отношения в сфере оказания услуг по вывозу твердых бытовых и жидких отходов регулируются Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N155.
Согласно п. 7 названных Правил заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации-исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия. Форма документа устанавливается исполнителем.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращениями с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Общество с ограниченной ответственностью «ЭКОГРАД-Н» наделено статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и постановления Правительства Российской Федерации от <дата> № «О про ведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.
Как установлено судом, <дата>г. между Министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и ООО «ЭКОГРАД-Н» подписано соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Новочеркасского МЭОКасогласно которому ООО «ЭКОГРАД-Н» присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Новочеркасского МЭОКа.
В Новочеркасский МЭОК входят следующие муниципальные образования: <адрес>. При этом, <дата> Региональная служба по тарифам <адрес> установила единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО (постановление №) - 499 р/м3, действовавший в период с <дата> по <дата>.г.
20.12.2018г. Региональная служба по тарифам <адрес> установила
единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО
(постановление №) - 507,46 р/м3, действовавший в период с <дата> по <дата>, 582,54 р/м \ действующий с <дата> по 31.12.2019г.
В соответствии с п. 8.17 Постановления Правительства РФ от 15.09.2018г. № "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа опубликовал в средствах массовой информации, а именно: в городской газете «Новочеркасские ведомости» №(1470) 19-<дата>, на сайте http//ekograd.ru, информацию для потребителей услуг по обращению с ТКО уведомление о начале своей деятельности и адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и соответствующие документы. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Мировым судьей было установлено, что с <дата> ООО «ЭКОГРАД-Н» начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории Новочеркасского МЭОКа.
Ответчик является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес>.
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №, к коммунальным услугам относится обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание По смыслу изложенных норм Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома, обязанный его содержать, обязан, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации бытовых отходов и мусора от своей жизнедеятельности.Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 232 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 354, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами отнесена к коммунальной услуге.
Между тем, ответчиком не исполнялась обязанность по несению затрат на услуги по обращению с ТКО.
Ответчиком не исполнялась обязанность по несению затрат на услуги по обращению с ТКО. За оказанные услуги у ответчика образовалась задолженность, которая по состоянию на 25.03.2020г. с пеней составляет 3757,24 рублей.
Требования истца о взыскании с ответчика суммы образовавшейся задолженности обоснованы и подлежали удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильные выводы мирового судьи, основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем не могут являться основанием для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиям закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонние изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В силу ч. 2, 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 1, 7, 11 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
У собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).
В соответствии с п. 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N 354 от <дата> при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Оспаривая законность начисления ответчиком платы за вывоз ТБО по дому, истец ссылался на то, что уже оплачивает услуги ответчика по месту регистрации.
Довод истца о том, что поскольку истец уже вносит плату за вывоз ТБО по <адрес> согласно установленного норматива на 1 человека, поэтому больше не обязан вносить плату по иным жилым помещениям, основан на неверном толковании норм материального права.
Согласно приведенным выше нормам материального права собственник жилого помещения обязан вносить плату за оказанные коммунальные услуги.
Факт оказания истцу ответчиком коммунальных услуг по вывозу ТБО по спорному дому по существу не оспорен, доказательств того, что истец самостоятельно утилизирует бытовые отходы по спорному адресу суду не представлено.
Сам по себе факт регистрации и постоянного проживания истца по иному адресу не освобождает собственника от обязанности оплаты коммунальных услуг по другому принадлежащему ему жилому помещению.
С учетом изложенного, суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы и не находит правовых оснований для отмены решения мирового судьи, поскольку выводы мирового судьи не противоречат требованиям закона и материалам дела, а доводы рассматриваемой апелляционной жалобы не опровергают их.
Решение мирового судьи является законным и обоснованным, так как вынесено, с учетом правильного анализа материалов дела и надлежащего применения норм материального и процессуального права, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Одним из основополагающих аспектов верховенства права является принцип правовой определенности, о необходимости соблюдения которого неоднократно указывал Европейский суд по правам человека в своих постановлениях, который, в частности, требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло бы быть оспорено. Правовая определенность подразумевает, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу постановления только в целях проведения повторного слушания и получения нового постановления. Отступления от этого принципа оправданы, только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. По настоящему делу таких обстоятельств не имеется.
Оснований для отмены или изменения решения мирового судьи в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 8 Новочеркасского судебного района Ростовской области от <дата>, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Рыбалко Николая Семеновича без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Полный текст решения изготовлен 18.09.2020 года
Судья: