УИД: 38RS0011-01-2024-000039-32 Дело № 2-104/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
15 мая 2024 года с. Ербогачён Катангского района
Катангский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Кийко Т. А.,
при секретаре Юрьевой Т. Ю.,
с участием: заместителя прокурора Катангского района Залтанова В. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-104/2024 по исковому заявлению прокурора Катангского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному учреждению «Культурно-досуговое объединение Катангского района» о возложении обязанности по устранению нарушений антитеррористического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Катангского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику муниципальному казенному учреждению «Культурно-досуговое объединение Катангского района» (далее по тексту - МКУ КДО) о возложении обязанности выполнить мероприятия, предусмотренные п.п. 5, 7, 11, 18, 19, 20, 25, 25(1), 25(2), 41 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 (далее по тексту – Требования), в срок до 01.07.2025.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Катангского района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму в деятельности МКУ КДО установлено нарушение ответчиком комплекса мер, направленных на антитеррористическую защищенность объекта (территории), установленных п.п. 5,7,11, 18, 19, 20, 25, 25 (1), 25 (2), 41 Требований. МКУ КДО осуществляет свою деятельность в здании, расположенном по адресу: <адрес>, в котором указанные мероприятия не проведены, что ставит под угрозу жизнедеятельность неопределенного круга лиц, в том числе работников и несовершеннолетних, нарушает права неопределенного круга лиц на условия, гарантирующие охрану их жизни и здоровья. Кроме того, прокурор полагал, что в период проведения Российской Федерацией специальной военной операции, целью которой является защита населения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей, а также демилитаризации и денацификации Украины, повлекшей создание неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов, связанных с недружественными действиями ряда государств, совершаемых в отношении Российской Федерации и ее граждан, увеличивается вероятность выявления в обществе экстремистских и террористических проявлений, в связи с чем, руководству учреждения культуры необходимо уделять повышенное внимание исполнению требований по антитеррористической защищенности.
Заявленные исковые требования прокурор обосновал положениями п. 6 ст. 3, п. 7 ч. 2 ст. 5.1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п.п. 11, 12, 17 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176, ст. 35 Федерального закона от 17.02.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 12 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ.
В судебном заседании заместитель прокурора Залтанов В.В., действующий на основании прав по должности, заявленные исковые требования, с учетом уточнений, поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика МКУ КДО в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в направленном в суд отзыве на исковое заявление пояснил, что в настоящее время руководителем учреждения проведена индивидуальная работа с работниками, назначено ответственное лицо за антитеррористическую защищенность объектов МКУ КДО, разработаны инструкции о порядке действий при обнаружении почтовых отправлений с неизвестным содержимым, а также порядок проведения эвакуации персонала, участников клубных формирований и зрителей учреждения. Указал, что в связи с тем, что в состав комиссии входят представители отдела управления ФСБ России по Иркутской области и аппарата губернатора Иркутской области, без их участия провести обследование и категорирование в короткие сроки невозможно. Однако работа по утверждению состава комиссии по проведению обследования и категорирования, утверждению паспорта безопасности объекта (территории) ведется: на сегодняшний день имеется согласование всех необходимых в составе комиссии структур, кроме Федеральной службы безопасности России.
Определением Катангского районного суда Иркутской области от 08.04.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация муниципального образования «Катангский район» (далее по тексту – администрация МО «Катангский район»).
Представитель третьего лица- администрации МО «Катангский район» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, что подтверждается распиской в получении судебного извещения, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе: обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; законности; приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритета мер предупреждения терроризма.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
05.10.2009 Президентом Российской Федерации утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (далее по тексту – Концепция от 05.10.2009).
Как определено указанной Концепцией противодействия терроризму, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, является одной из основных задач противодействия терроризму (пп. «д» п. 11 Концепции от 05.10.2009).
Деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма планируется заблаговременно исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована, в том числе на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами, как одну из основных задач (пп. «а» п. 17. Концепции от 05.10.2009).
К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся, в том числе организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму) (пп. «е» п. 21 Концепции от 05.10.2009).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее по тексту – Требования), устанавливающие комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
В соответствии с названными Требованиями, для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия) (п. 7); в состав комиссии включаются: руководитель органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), или его заместитель (председатель комиссии); работники органа (организации) в сфере культуры, являющегося правообладателем объекта (территории), отвечающие за пожарную безопасность, охрану и инженерно-техническое оснащение, секретное делопроизводство; представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в ведении которых находится объект (территория); представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию) (п. 8); в ходе своей работы комиссия: проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности; изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории); выявляет потенциально опасные участки объекта (территории), его критические элементы; определяет возможные последствия совершения террористического акта; определяет категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию; определяет необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) в зависимости от присваиваемой объекту (территории) категории, а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования (п. 11); результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории). Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта (территории) (п. 18); на каждый объект (территорию) составляется паспорт безопасности (п. 41); паспорт безопасности объекта (территории) составляется комиссией в 2 экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации в сфере культуры, являющейся правообладателем объекта (территории), и согласовывается (в том числе при его актуализации) с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделением вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) в 30-дневный срок со дня его составления (п.43).
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях: воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории); выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); минимизации возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях); обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) на объект (территорию) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений (п.20); в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия: назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации; проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) с периодичностью не реже 1 раза в год для объектов (территорий) второй и третьей категорий опасности, не менее 2 раз в год - для объектов (территорий) первой категории опасности; организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях); организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) по вопросам противодействия терроризму; обеспечение инженерно-технического укрепления зданий (строений, сооружений) объектов (территорий); осуществление мероприятий информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); размещение на объектах (территориях) наглядных пособий с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях); оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (п. 25); обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории), достигается посредством: установления порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения; ограничения доступа должностных лиц (работников) к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации; определения обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории), иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению; обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации; организации и осуществления контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения в целях выявления и предупреждения возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации; подготовки и переподготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, и может выйти за пределы заявленных требований лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что согласно уставу МКУ КДО учредителем и собственником имущества казенного учреждения является муниципальное образование «Катангский район» (п. 1.5).
Функции и полномочия учредителя и собственника казенного учреждения осуществляет администрация МО «Катангский район» (п. 1.6).
Как следует из устава МКУ КДО, учреждение включает в себя, в том числе: дом культуры «Созвездие», находящейся по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что 17.03.2024 прокуратурой Катангского района была проведена проверка соблюдения МКУ КДО требований законодательства о противодействии терроризму, по результатам которой выявлено, что обследование, категорирование и паспортизация объекта, эксплуатируемого МКУ КДО по адресу: <адрес>, на антитеррористическую защищенность не произведены; акт обследования и категорирования, а также паспорт безопасности, разработанные, согласованные и утвержденные в установленном Требованиями порядке, отсутствуют;
не проведены мероприятия, установленные п. 25 Требований: не назначены должностные лица, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации; не проведены учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); не размещены на объектах (территориях) наглядные пособия с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях); не оборудованы объекты (территории) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
в нарушение п. 25(1) не обеспечена защита служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории).
Как следует из обоснования иска и не оспаривается ответчиком, до настоящего времени комплекс мер по антитеррористической защищенности здания дома культуры «Созвездие», расположенного по адресу: <адрес>, не проведен.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались и не опровергались, в направленном в суд отзыве, об отказе в удовлетворении исковых требований, ответчиком не заявлено.
По мнению суда, осуществление МКУ КДО деятельности в отсутствие соблюдения требований законодательства в названной сфере не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц.
Выполнение обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) МКУ КДО направлено на обеспечение безопасности неопределенного круга лиц, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность.
Исходя из установленных обстоятельств и анализа приведенных выше норм действующего законодательства, учитывая приоритет обеспечения безопасности в местах массового скопления людей, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, суд находит исковые требования прокурора Катангского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Принимая во внимание характер и специфику мероприятия, которое необходимо осуществить, социальную значимость проведения указанного мероприятия, суд полагает возможным установить срок для исполнения возложенных на ответчика обязанностей – до 01.07.2025.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Катангского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Культурно-досуговое объединение Катангского района» (№) в срок до 1 июля 2025 года устранить нарушения Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176, при эксплуатации объекта (территории) – Дом культуры «Созвездие», расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
- провести обследование и категорирование объекта (территории), составить паспорт безопасности объекта (территории) в соответствии с п.п. 5, 7, 11, 18, 19, 41 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176;
- в соответствии с пунктом 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176: назначить должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации; провести учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории); разместить наглядные пособия с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объекте (территории), а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объекте (территории); оборудовать системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- в соответствии с п. 25(1) Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176: установить порядок работы со служебной информацией ограниченного распространения; ограничить доступ должностных лиц (работников) к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации; определить обязанности лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории), иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению; обеспечить надлежащее хранение и использование служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации; организовать контроль за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения в целях выявления и предупреждения возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации; обеспечить прохождение подготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения.
Решение может быть обжаловано сторонами, прокурором может быть принесено представление в Иркутский областной суд через Катангский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Кийко
Решение в окончательной форме изготовлено 16 мая 2024 года.