Дело № 2-537/2022
51RS0017-01-2022-000884-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2022 год п. Никель
Печенгский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Алимовой Е.В.,
при секретаре Богдановой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» *.*.* к Гостинцевой Н. Э. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети» *.*.* (далее по тексту – МУП «Тепловые сети») обратился в суд иском к Гостинцевой Н.Э. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.
В обоснование иска указано, что МУП «Тепловые сети» до *.*.* являлась организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии и теплоносителя потребителям на объекты, которые подключены к централизованной системе теплоснабжения <адрес>
С *.*.* МУП «Тепловые сети» оказывало коммунальные услуги для собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах в <адрес>, поскольку договорные отношения с УК МУП «*.*.* прекращены в соответствии с требованиями п.п. «а» п. 30 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальным ресурсам». Дебиторская задолженность физических лиц, являющихся собственниками или нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах за период с *.*.* по *.*.* была выкуплена у управляющей компании по Договорам уступки прав требования № *.*.* от *.*.*.
В соответствии с расшифровкой лицевого счета, задолженность по оплате коммунальных услуг у Гостинцевой Н.Э. образовалась за период с *.*.* по *.*.* в размере 160854 рубля 71 копейка.
МУП «Тепловые сети» обратилось к мировому судье судебного участка № 1 Печенгского судебного района Мурманской области с заявлением о выдаче судебного приказа, однако определением суда от *.*.* в принятии заявления было отказано в связи с усмотрением спора о праве.
На основании изложенного, ссылаясь на положение ст.ст. 15, 395, 405 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 153-155 Жилищного кодекса Российской Федерации, просит суд взыскать с Гостинцевой Н.Э. задолженность по оплате коммунальных услуг за период с *.*.* по *.*.* в размере 160854 рублей 71 копейки, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2209 рублей 00 копеек.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчик Гостинцева Н.Э. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела без своего участия. До рассмотрения дела по существу представила в суд заявление о применении срока исковой давности к заявленным требованиям.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в соответствии со статьей 167 ГПК РФ.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают на основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, новсилуобщих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, и из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
На основании пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, установлена частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 названной правовой нормы обязанность по внесению платы за жилое помещение, и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги урегулирован статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 приведенной нормы закона определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной, срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируются вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 6 названных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Подпунктом «в» пункта 9 Правил определено, что условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
В силу пункта 7 названных Правил, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 148(54) настоящих Правил.
Как следует из копии уведомления МУП «Тепловые сети» (л.д. 38) между МУП «Тепловые сети» *.*.* и управляющей компанией МУП *.*.* был заключен договор № от *.*.* на отпуск тепловой энергии и теплоносителя, согласно которому МУП «Тепловые сети» обязалось осуществить подачу тепловой энергии и теплоносителя для нужд отопления, вентиляции и горячего водоснабжения на объекты МУП *.*.* (многоквартирные дома) в объеме договорных величин и на условиях договора. По акту сверки за период с *.*.* по *.*.* МУП «*.*.*» ненадлежащим образом исполняет обязательства по данному договору в части своевременной и полной оплаты поставленной тепловой энергии и теплоносителя, в связи с чем с *.*.* данный договор считается расторгнутым.
Согласно пункту 1 и пункту 2 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 384 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.
Как следует из материалов дела, между МУП *.*.* (цедент) и МУП «Тепловые сети» (цессионарий) был заключен договор № *.*.* от *.*.* (л.д. 27-31), по условия которого, цедент передает (уступает), а цессионарий принимает на себя право требования получения денежных средств в размере 86891 004 рубля 96 копеек от должников – физических лиц, являющихся собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных в <адрес>, вытекающие из их обязанности вносить плату за оказанные жилищно-коммунальные услуги за период с *.*.* по *.*.*.
Наличие задолженности должников подтверждается следующим документами: реестром жилых помещений <адрес> с указанием лицевых счетов, Ф.И.О., адреса, соответствующей суммы за период с *.*.* по *.*.*; реестр должников, имеющих просуженную задолженность за жилищно-коммунальные услуги перед управляющей компанией МУП *.*.* с подтверждающим оригиналами (копиями) документов.
Право требования к должнику уступается в объеме, существующем на момент заключения настоящего договора, включая сумм основного долга, все подлежащие вследствие просрочки исполнения должником своих обязательств, начислению санкций, в том числе процентов за пользование чужими денежными средствами, неустойки, а также иные требования, вязаные с неисполнением должником своего обязательства по оплате.
Цессионарий считается приобретшим право требования к должнику в полном объеме с момента заключения настоящего договора.
Данный договором предусмотрены иные условия, договор подписан сторонами его заключившими.
Согласно реестру задолженности по жилым помещениям МУП «Тепловые сети» муниципального образования <адрес> принял права требования к Гостинцевой Н.Э. в размере 160854 рубля 71 копейки.
Материалами дела подтверждено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, находится в муниципальном жилищном фонде, нанимателем, которого на основании договора социального найма является Гостинцева Н.Э. (л.д. 25-30).
Согласно сведениям муниципального бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг *.*.*» на момент рассмотрения дела в спорном жилом помещении по месту жительства с *.*.* по настоящее время зарегистрирована Гостинцева Н.Э., *.*.* года рождения, с *.*.* по настоящее время М.А.К., *.*.* года рождения, с *.*.* по *.*.* О.Ф.А., *.*.* года рождения, с *.*.* по *.*.* Г.А.А., *.*.* года рождения (л.д. 86).
В период с *.*.* по *.*.* ответчик свои обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению выполнял ненадлежащим образом, в связи с чем, образовалась задолженность по стоянию на 30,11.2017 в размере 160854 рубля 71 копейка.
Размер задолженности подтвержден истцом документально, возражения по расчету ответчиками не представлены, выставленные платежи по оплате жилищно-коммунальных услуг не оспорены, доказательств оплаты задолженности ответчиком, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что МУП «Тепловые сети» *.*.* (до реорганизации МУП «Тепловые сети *.*.*), в соответствии с переуступкой прав от управляющей компании МУП «*.*.*» по договору № *.*.* от *.*.*, вправе требовать с потребителя Гостинцевой Н.Э. задолженность за период с *.*.* по *.*.* в размере 160854 рублей 71 копейки.
Разрешая ходатайство ответчика о применении срока исковой давности, суд приходит к следующему.
*.*.* Гостинцева Н.Э. обратилась в МУП «Тепловые сети» *.*.* с заявлением о рассрочке задолженности за коммунальные платежи (горячее водоснабжение и отопление) в котором указала, что имеет задолженность за оказанные услуги в размере 206404 рублей 57 копеек по состоянию на *.*.*, просила рассмотреть вопрос о предоставлении рассрочки на 24 месяца, а также не учитывать пени и штрафы.
*.*.* между МУП «Тепловые сети» *.*.* и Гостинцевой Н.Э. подписан акт сверки, согласно которому стороны подтвердили, что по состоянию на *.*.* у Гостинцевой Н.Э. имеется задолженность в общей сумме 206404 рублей 57 копеек (в указанную задолженность входит задолженность за период с *.*.* по *.*.* в размере 160854 рублей 71 копейки). В акте имеется подпись Гостинцевой Н.Э. о том, что с расчетом имеющейся задолженности она согласна, и определен порядок погашения задолженности в течение 24 месяцев по 8600 рублей.
Сторонами подписано соглашение № *.*.* о погашении задолженности по оплате тепловой энергии и теплоносителя от *.*.*, согласно которому должник обязуется погасить сумму задолженности 206404 рублей 57 копеек в течение 24 месяцев с даты заключения соглашения с внесением ежемесячно 8600 рублей, а поставщик обязуется предоставить должнику рассрочку по погашению задолженности по оплате тепловой энергии и теплоносителя на условиях соглашения, не производить начисление и взыскание пени за период предоставления рассрочки.
Однако условия соглашения ответчиком не исполнены надлежащим образом, платежи вносились не в полном объеме, в связи с чем по состоянию на *.*.* задолженность составляет 184904 рубля 57 копеек.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.
Согласно статье 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Основания приостановления и перерыва течения сроков исковой давности устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами (ст. 198 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, в частности, могут относиться: признание претензии; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или о рассрочке платежа); акт сверки взаимных расчетов, подписанный уполномоченным лицом.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Гостинцевой Н.Э. была признана задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, образовавшаяся на *.*.* в размере 206404 рубля 57 копеек, путем заключения соглашения о рассрочке платежа в срок до *.*.*, в суд с настоящим исковым заявлением истец обратился *.*.*, срок исковой давности при предъявлении иска в суд не был пропущен истцом, поскольку само по себе заключение соглашения о рассрочке платежа относится к действиям, свидетельствующим о признании ответчиком долга в целях перерыва течения срока исковой давности.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные расходы по уплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Из материалов дела следует, что истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина платежными поручениями № от *.*.* в размере 2208 рублей 08 копеек, № от *.*.* в размере 2209 рублей 00 копеек, в общем размере 4417 рублей 00 копеек (л.д. 3,4).
В связи с тем, что исковые требования истца признаны подлежащими удовлетворению, с учётом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию понесённые истцом судебные расходы по оплате государственной пошлины в указанном размере, исходя из размера удовлетворённых исковых требований в размере 160584 рублей 71 копейки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» *.*.* к Гостинцевой Н. Э. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, удовлетворить.
Взыскать с Гостинцевой Н. Э., *.*.* года рождения, уроженки <адрес>, в пользу муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» *.*.* задолженность по оплате коммунальных услуг за период с *.*.* по *.*.* в размере 160854 рубля 71 копейка, расходы по уплате государственной пошлины в размере 4417 рублей 00 копеек, а всего 165271 (сто шестьдесят пять тысяч двести семьдесят один) рубль 71 копейку.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия 03.08.2022.
Председательствующий Е.В. Алимова