Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-11918/2021 от 27.09.2021

Судья: Ретина М.Н.                     адм. дело № 33а-11918/2021

(2а-2499/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2021 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,     

судей     Хлыстовой Е.В., Чемерисовой О.В.,

при секретаре Дождевой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 30 июля 2021 года по административному делу № 2а-2499/2021 по административному исковому заявлению Убогова А.В. к Министерству строительства Самарской области о признании решения незаконным, устранении допущенных нарушений,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., пояснения представителя административного ответчика Министерства строительства Самарской области Лобанковой М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Убогов А.В. обратился в суд с административным иском к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным отказа во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.

В обоснование заявления указано, что 25.04.2008 г. между ООО «Монтэк» («Застройщик») и ФИО6 заключен договор «О долевом участии в строительстве жилого дома», согласно которому застройщик обязуется передать дольщику двухкомнатную квартиру с условным строительным номером <адрес> на <адрес> этаже, общей площадью 56,78 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> Оплата по договору ФИО6 произведена полностью в сумме 1 135 600 рублей.

06.10.2008 г. между ООО «Монтэк» («Застройщик»), ФИО6 («Участник долевого строительства») и Убоговым А.В. («Новый участник долевого строительства») заключен договор о переуступке прав в строительстве жилья по договору от 25.04.2008 г., согласно которому ФИО10 переуступила на возмездной основе Убогову А.В. долю в строительстве жилого дома по адресу: <адрес> состоящую из двухкомнатной <адрес> (строительный) на <адрес> общей площадью 56,78 кв.м. Оплата по договору Убоговым А.В. произведена полностью в сумме 1 135 600 рублей. Определением Арбитражного суда Самарской области от 10.06.2014 г. ООО «Монтэк» признано несостоятельным (банкротом). Постановлением следователя СЧ по РОПД СУ Управления МВД России по г. Самаре от 27.07.2020 года Убогов А.В. признан потерпевшим по уголовному делу . Письмом Министерства строительства Самарской области от 24.03.2017 г. Убогов А.В. был включен в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. 23.12.2020 г. в соответствии с Законом Самарской области № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области» Убогов А.В. обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении его в реестр пострадавших участников долевого строительства. Однако на свое заявление получил уведомление Министерства строительства Самарской области от 15.03.2021 г. о принятии решения об отказе во включении ее в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов на основании подпункта «а» и «г» пункта 2.5 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области № 927 от 13.12.2019, а именно в связи с отсутствием регистрации договора долевого участия в строительстве в Росреестре, с отсутствием её требований в реестре кредиторов в деле о банкротстве ООО «Монтэк», а также в связи с тем, что ФИО6 денежные средства оплачены по иному договору. Полагает указанный отказ незаконным и нарушающим его права, так как регистрация указанного договора самим договором не предполагалась, Убогов А.В. признан потерпевшим, следовательно, истец соответствует всем критериям для признания пострадавшим участником долевого строительства.

В связи с изложенным административный истец просил суд признать решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, указанное в уведомлении от 15.03.2021 г., незаконным; обязать Министерство строительства Самарской области устранить допущенное нарушение, путем принятия решения о включении Убогова А.В. в Реестр пострадавших участников долевого строительства, предусмотренный Законом Самарской области от 08.07.2019 г. № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области».

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 30 июля 2021 года постановлено: «Административное исковое заявление Убогова А.В. к Министерству строительства Самарской области удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении Убогова А.В. в реестр пострадавших участников долевого строительства, изложенное в уведомлении от 15.03.2021

Обязать Министерство строительства Самарской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Убогова А.В. , заново рассмотрев и приняв решение по его заявлению о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 № 927» (л.д. 63-69).

В апелляционной жалобе Министерство строительства Самарской области просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований (л.д. 72-73).

В заседании судебной коллегии представитель Министерства строительства Самарской области (по доверенности) Лобанкова М.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (контролирующий орган).

Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.

Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Согласно подпункта 2 пункта 2 статьи 3 Закона Самарской области «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области» орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий полномочия в сфере оказания мер государственной поддержки участников долевого строительства принимает заявления пострадавших участников долевого строительства о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства и выносит решения о включении их в указанный реестр.

На территории Самарской области уполномоченным органом государственной власти Самарской области в сфере защиты прав обманутых дольщиков является Министерство строительства Самарской области (статья 2 Закона Самарской области от 16.03.2007 N 13-ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области").

Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 № 927 утверждён Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 25.04.2008 г. между ООО «Монтэк» («Застройщик») и ФИО6 заключен договор «О долевом участии в строительстве жилого дома», согласно которому застройщик обязуется передать дольщику двухкомнатную квартиру с условным строительным номером 113, на 3 этаже, общей площадью 56,78 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Оплата по договору ФИО6 произведена полностью в сумме 1 135 600 рублей.

06.10.2008 г. между ООО «Монтэк» («Застройщик»), ФИО6 («Участник долевого строительства») и Убоговым А.В. («Новый участник долевого строительства») заключен договор о переуступке прав в строительстве жилья по договору от 25.04.2008 г., согласно которому ФИО6 переуступила на возмездной основе Убогову А.В. долю в строительстве жилого дома по адресу: <адрес> состоящую из двухкомнатной <адрес> (строительный) на 3 этаже, общей площадью 56,78 кв.м. Оплата по договору Убоговым А.В. произведена полностью в сумме 1 135 600 рублей.

Согласно расписке от 06.10.2008 г. ФИО6 получила от Убогова А.В. денежные средства по договору уступки прав строительстве жилья от 25.04.2008 г. в полном объеме (л.д. 14).

В установленный договором срок (третий квартал 2010 года) застройщик строительство дома не осуществил, в эксплуатацию не сдал.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 10.06.2014 г. ООО «Монтэк» признано несостоятельным (банкротом).

Письмом Министерства строительства Самарской области от 24.03.2017 г. Убогову А.В. сообщено о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (л.д. 16).

Постановлением следователя СЧ по РОПД СУ Управления МВД России по г. Самаре от 27.07.2020 года Убогов А.В. признан потерпевшим по уголовному делу (л.д. 15).

23.12.2020 г. Убогов А.В. обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении его в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, и пострадавших участников долевого строительства объектов, права требования которых не были удовлетворены (л.д. 32-35).

Уведомлением от 15.03.2021 ему сообщено об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства на основании подп. «а» и «г» пункта 2.5 Порядка, а именно в связи с непредставлением документов, установленных пунктом 2.2 Порядка и несоответствием критериям, указанным в статье 5 Закона о поддержке обманутых дольщиков (л.д.18).

Полагая, что принятое административным ответчиком решение об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства нарушает права и законные интересы Убогова А.В., последний обратился в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, изучив материалы дела, учитывая вышеуказанные законоположения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Министерства не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца.

При этом исходил из того, что отсутствие государственной регистрации договора не указывает на его несоответствие закону, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлен факт просрочки застройщиком, привлекшим денежные средства для строительства многоквартирного дома, своих обязательств перед истцом, и факт исполнения истцом своих обязательств по договору в полном объеме.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на неправильное толкование норм материального права и фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами суда первой инстанции по обстоятельствам дела.

Доводы изложенные в апелляционной жалобе, основаны на отсутствии государственной регистрации договора долевого участия между административным истцом и застройщиком ООО «Монтэк», которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для иной оценки судебной коллегией не усматривается.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.12.2013) указано, что при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", в том числе меры ответственности, им предусмотренные.

В данном случае, установлено, что Убогов А.В. является обманутым участником в долевом строительстве.

Положения Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", как и требование к форме и регистрации договора направлены на защиту граждан - участников долевого строительства, соответственно само по себе отсутствие государственной регистрации договора не может служить основанием для отказа во включении административного истца в реестр пострадавших граждан, поскольку приведет к нарушению прав обманутого дольщика.

Позиция административного ответчика о том, что без государственной регистрации договора долевого участия в строительстве гражданин не вправе рассчитывать на предусмотренные этим Федеральным законом меры в случае нарушения его прав, не основана на законе, поскольку данное утверждение противоречит вышеуказанным нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

Однако такие доказательства административным ответчиком в материалы дела не представлены.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд обоснованно, в соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ, обязал Министерство строительства Самарской области вновь рассмотреть заявление Убогова А.В. о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, не вмешиваясь в компетенцию административного органа и не предрешая существо решения, которое должно быть им принято.

Само по себе несогласие ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.

При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 30 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Самарской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-11918/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Убогов А.В.
Ответчики
Министерство строительства Самарской области
Другие
Домарева Е.А.
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
27.09.2021Передача дела судье
26.10.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее