Судебный акт #1 (Определение) по делу № 13-117/2023 от 29.05.2023

материал № /2023

дело № 2-129/2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«27» июня 2023 г. с. Енотаевка

Енотаевский районный суд Астраханской области в составе

председательствующего судьи Семёновой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Бурцевой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Правительства Астраханской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

Решением Енотаевского районного суда Астраханской области от 17.06.2021 удовлетворены исковые требования И.Д.З. к ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Енотаевского района» по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Енотаевского района» возложена обязанность обеспечить И.Д.З. жилым помещением.

Определением Енотаевского районного суда Астраханской области от 08.04.2021 произведено процессуальное правопреемство на Министерство социального развития и труда Астраханской области.

Правительство Астраханской области обратилось в Енотаевский районный суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Астраханской области М.Р.Р. от 19.07.2021 указав, что меры по исполнению решения суда принимаются, невозможность исполнения решения суда связана по независящим от заявителя обстоятельствам.

В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса, согласно которой заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе, органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

По смыслу приведенных норм права, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

В качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

Судом установлено, что 19.06.2021 на основании исполнительного листа, выданного Енотаевским районным судом Астраханской области об обязании Министерства социального развития и труда Астраханской области обеспечить И.Д.З. жилым помещением, судебным приставом-исполнителем МООИП УФССП России по Астраханской области возбуждено исполнительное производство №19996/21/30017-ИП, срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику не установлен. Доказательств уважительности причин неисполнения не представлено.

Согласно информации Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области в 2022 году на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот предусмотрены лимиты бюджетных ассигнований в размере 136259410, 00 руб. (средства федерального бюджета – 45027564,40 руб., софинансирование из бюджета Астраханской области – 7330068,62 руб., а также средства бюджета Астраханской области – 83901776,98 руб.).

Жилые помещения для детей-сирот приобретаются в государственную собственность Астраханской области в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области ведётся работа по строительству 144 квартир:

- трехэтажный 24-квартирный жилой дом <адрес>

- на территории муниципального образования <адрес>

- два трёхэтажных 36-квартирных жилых дома по <адрес>;

- трёхэтажный 24-квартирный жилой дом <адрес>

В рамках реализации программных мероприятий в 2021 году, лицам указанной категории предоставлено 79 квартир на территории Астраханской области, ранее приобретённых в собственность Астраханской области министерством строительства.

Суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, должником меры по исполнению судебного решения предпринимаются, при таких обстоятельствах суд приходит к удовлетворению заявленных требований

Освобождение должника от уплаты исполнительского сбора не является основанием для признания незаконным принятого судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, поскольку действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора направлены на принуждение должника исполнить исполнительный документ, совершены в рамках представленных полномочий.

Руководствуясь статьёй 198 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

заявление Правительства Астраханской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора – удовлетворить.

Освободить Правительство Астраханской области от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей по исполнительному производству №19996/21/30017-ИП от 19.07.2021 на основании постановления судебного пристава-исполнителя МООИП УФССП, в отношении И.Д.З..

На определение суда может быть подана частная жалоба в течение пятнадцати дней со дня его вынесения в Астраханский областной суд, через Енотаевский районный суд Астраханской области.

Судья

Енотаевского районного суда подпись Е.М. Семёнова

13-117/2023

Категория:
Другие
Статус:
Удовлетворено
Истцы
Правительство Астраханской области
Суд
Енотаевский районный суд Астраханской области
Судья
Семёнова Е.М.
Дело на странице суда
enotaevsky--ast.sudrf.ru
29.05.2023Материалы переданы в производство судье
29.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
08.06.2023Судебное заседание
28.06.2023Судебное заседание
04.07.2023Материалы сданы в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее