Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1237/2023 (2-6585/2022;) ~ М-5876/2022 от 14.12.2022

Дело № 2-1237/2023 (2-6585/2022;)

УИД: 39RS0001-01-2022-007838-97

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2023 года                         г. Калининград                             

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Нартя Е.А.,

при помощнике Шалутько А.В.,

с участием помощника прокурора Шебуняевой Е.С., представителя ответчика по доверенности Голуб В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинградского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц к АО «Калининградгазификация», третьи лица – Главное управление МЧС России по Калининградской области, Территориальное управление Росимущества по Калининградской области, администрация городского округа «Город Калининград», о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства гражданской обороны,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинградского района г. Калининграда, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к АО «Калининградгазификация», указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой проведена проверка осуществления мероприятий, направленных на поддержание в надлежащем состоянии федеральных объектов – защитных сооружений гражданской обороны (далее по тексту – ЗС ГО), предназначенных для использования при возникновении чрезвычайных ситуаций в военное время.

Согласно паспорту ЗС ГО (<адрес>), организацией, эксплуатирующей ЗС ГО организацией является АО «Калининградгазификация».

В ходе проверки ЗС ГО, проведенной с привлечением ГУ МЧС России по Калининградской области, установлено, что убежище не соответствуют требованиям, предъявляемым к ЗС ГО, к приему укрываемых ограничено готово, а именно:

В нарушение пункта 1.3 Правил эксплуатации ЗСГО отсутствуют должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;

В нарушение пункта 12 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804), пункта 4 и Приложения 2 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (утвержденного Приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701), пункта 1.4, приложения 2 и 3 Правил эксплуатации ЗСГО отсутствует нештатные формирования по гражданской обороне (звенья (группы) по обслуживанию защитных сооружений) и их оснащению в соответствии с нормами оснащения (табелизации);

В нарушение пункта 1.6 Правил эксплуатации ЗСГО не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий;

В нарушение пункта 3.6 Правил эксплуатации ЗСГО не ведется соответствующая документация ЗСГО;

В нарушение пунктов 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации ЗСГО не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов (входов, аварийных выходов, защитно-герметических дверей, противовзрывных устройств), герметизации и гидроизоляции всего сооружения (снята обваловка). Защитно-герметические и герметические двери требуют капитального ремонта или отсутствуют. Проверка герметизации помещения невозможна, ввиду демонтажа вентиляционной системы и отсутствия измерительных приборов;

В нарушение пунктов 3.2.11 - 3.2.25 Правил эксплуатации ЗСГО инженерно-техническое оборудование, инженерно-технические системы ЗС ГО (электроснабжение, вентиляция, водоснабжение, отопление, канализация) демонтированы;

В нарушение разделов IV, V Правил эксплуатации ЗСГО не осуществляется оценка технического состояния ЗСГО, техническое обслуживание и ремонт технических систем ЗСГО, планово- предупредительный ремонт строительных конструкций: строительные конструкции требуют капитального ремонта;

В нарушение пункта 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утвержденных постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479), пункта 3.5.1 Правил эксплуатации ЗСГО, пункта 13.11 СП 88.13330.2014 «СНиП II-11-77*. Защитные сооружения гражданской обороны» не обеспечено первичными средствами пожаротушения;

В нарушение пунктов 4.9, 5.2.1, 5.2.3, 6.1.2, 6.1.4, 6а. 1.2 СП 88.13330.2014 «СНиП II-11-77*. Защитные сооружения гражданской обороны» не предусмотрены места для сидения и лежания в соответствии с вместимостью ЗС ГО (30 человек согласно паспорту). Примечание: Вместимость защитных сооружений определяют суммой мест для сидения (на первом ярусе нар) и лежания (на втором и третьем ярусах нар).

В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района в адрес генерального директора АО «Калининградгазификация» 04.05.2022 внесено представление, которое 15.06.2022 рассмотрено.

Вместе с тем, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

На основании изложенного прокурор просит суд обязать АО «Калининградгазификация» в течение шести месяца со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны , а именно:

назначить должностных лиц, в обязанности которых входит организация правильного учета ЗСГО, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;

создать нештатные формирование по гражданской обороне (звенья (группы) по обслуживанию защитных сооружений) и их оснащению в соответствии с нормами оснащения (табелизации);

создать запасы лекарственных препаратов и медицинских изделий;

вести соответствующую документацию;

обеспечить сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов (входов, аварийных выходов, защитно- герметических дверей, противовзрывных устройств), герметизации и гидроизоляции всего сооружения (установить обваловку), провести капитальный ремонт защитно-герметических и герметических дверей или их замену;

установить инженерно-техническое оборудование, инженерно- технические системы ЗС ГО (электроснабжение, вентиляция, водоснабжение, отопление, канализация);

провести оценку технического состояния ЗС ГО, техническое обслуживание и ремонт технических систем ЗС ГО, планово- предупредительный ремонт строительных конструкций;

обеспечить защитное сооружение гражданской обороны первичными средствами пожаротушения;

предусмотреть места для сидения и лежания в соответствии с вместимостью ЗС ГО (30 человек согласно паспорту).

В судебном заседании помощник прокурора Шебуняева Е.С. заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. По ходатайству ответчика об увеличении срока исполнения решения суда полагалась на усмотрение суда, при этом пояснила, что со дня вынесения представления в адрес ответчика 15.06.2022 к устранению выявленных нарушений ответчик так и не приступил.

В судебное заседание представитель ответчика АО «Калининградгазификация» по доверенности Голуб В.Е. с иском не согласился, представил письменные возражения. В тоже время не оспаривал наличие у ответчика обязательств по устранению выявленных прокурором нарушений, однако просил увеличить срок исполнения решения суда в случае удовлетворения иска до 18 месяцев в виду необходимости несения обществом существенных материальных затрат.

Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела установлено, что согласно паспорту убежища названное защитное сооружение расположено по адресу: <адрес>, вместимость 50 человек, общая площадь <данные изъяты> кв.м., класс защиты – 3, построено в декабре 1987 г., отдельно стоящее, собственником данного объекта является Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области, эксплуатирующей организацией вышеуказанного защитного сооружения – АО «Калининградгазификация».

ДД.ММ.ГГГГ между Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области и АО «Калининградгазификация» заключен договор о правах и обязанностях в отношении спорного объекта – убежища -, по условиям которого АО «Калининградгазификация» передано на ответственное хранение и в безвозмездное пользование спорное имущество гражданской обороны, являющееся собственностью Российской Федерации, что подтверждается актом приема-передачи от 17.09.2014. Из акта приема-передачи следует, что убежище принято АО «Калининградгазификация» в эксплуатацию в удовлетворительном состоянии.

В ходе проверки вышеуказанного защитного сооружения, проведенной 16-17 марта 2022г. с привлечением ГУ МЧС России по Калининградской области, прокуратурой установлено, что убежище подвергается затоплению грунтовыми водами, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ЗС ГО, к приему укрываемых ограничено готово, а именно:

В нарушение пункта 1.3 Правил эксплуатации ЗСГО отсутствуют должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;

В нарушение пункта 12 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804), пункта 4 и Приложения 2 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (утвержденного Приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701), пункта 1.4, приложения 2 и 3 Правил эксплуатации ЗСГО отсутствует нештатные формирования по гражданской обороне (звенья (группы) по обслуживанию защитных сооружений) и их оснащению в соответствии с нормами оснащения (табелизации);

В нарушение пункта 1.6 Правил эксплуатации ЗСГО не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий;

В нарушение пункта 3.6 Правил эксплуатации ЗСГО не ведется соответствующая документация ЗСГО;

В нарушение пунктов 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации ЗСГО не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов (входов, аварийных выходов, защитно-герметических дверей, противовзрывных устройств), герметизации и гидроизоляции всего сооружения (снята обваловка). Защитно-герметические и герметические двери требуют капитального ремонта или отсутствуют. Проверка герметизации помещения невозможна, ввиду демонтажа вентиляционной системы и отсутствия измерительных приборов;

В нарушение пунктов 3.2.11 - 3.2.25 Правил эксплуатации ЗСГО инженерно-техническое оборудование, инженерно-технические системы ЗС ГО (электроснабжение, вентиляция, водоснабжение, отопление, канализация) демонтированы;

В нарушение разделов IV, V Правил эксплуатации ЗСГО не осуществляется оценка технического состояния ЗСГО, техническое обслуживание и ремонт технических систем ЗСГО, планово- предупредительный ремонт строительных конструкций: строительные конструкции требуют капитального ремонта;

В нарушение пункта 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утвержденных постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479), пункта 3.5.1 Правил эксплуатации ЗСГО, пункта 13.11 СП 88.13330.2014 «СНиП II-11-77*. Защитные сооружения гражданской обороны» не обеспечено первичными средствами пожаротушения;

В нарушение пунктов 4.9, 5.2.1, 5.2.3, 6.1.2, 6.1.4, 6а. 1.2 СП 88.13330.2014 «СНиП II-11-77*. Защитные сооружения гражданской обороны» не предусмотрены места для сидения и лежания в соответствии с вместимостью ЗС ГО (30 человек согласно паспорту). Примечание: Вместимость защитных сооружений определяют суммой мест для сидения (на первом ярусе нар) и лежания (на втором и третьем ярусах нар).

В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района в адрес генерального директора АО «Калининградгазификация» 04.05.2022 вынесено представление, которое ответчиком не исполнено.

Как указано АО «Калининградгазификация» в ответе от 17.06.2022 на представление прокурору, общество намерено подготовить документы и совместно с Теруправлением обратиться в МЧС России для решения вопроса о списании и снятии убежища с учета, поскольку по заключению ООО «Руссия» от 2012г., данное сооружение не может использоваться по предназначению в связи с риском обрушения несущих строительных конструкций.

В обоснование своих возражений ответчик ссылался на выводы, изложенные в техническом заключении от 2012г., выполненном ООО «Руссия».

Как установлено судом, 16.12.2016 ответчик направлял в адрес ГУ МЧС России по Калининградской области документы для снятия с учета спорного ЗСГО, однако ГУ МЧС России по Калининградской области принято решение направить представленную ОАО «Калининградгазификация» документацию как несоответствующую предъявляемым требованиям.

Не согласившись с таким решением, ОАО «Калининградгазификация» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения по согласованию актов о снятии с учета ЗОГО от 30.30.2017, ссылаясь на выводы и рекомендации, изложенные в вышеуказанном техническом заключении от 2012г., выполненном ООО «Руссия».

Как следует из материалов дела Арбитражного суда № А40-120770/17-144-1126, при рассмотрении материалов ОАО «Калининградгазификация» во всех трех заключениях, выданных ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) на представленные материалы по снятию с учета ЗС ГО - указано на недостаточность обоснования возможности снятия с учета данного убежища на основании того, что утрачены расчетные защитные свойства ограждающих и несущих строительных конструкций и их восстановление технически невозможно и экономически нецелесообразно. В соответствии с п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию. По представленным материалам о состоянии убежища видно, что вскрыта и убрана обваловка ЗС ГО и, очевидно, она несколько лет находилась в открытом положении под действием атмосферных осадков, что противоречит вышеуказанному требованию и может привести к утрате защитных свойств по вине организации. Предоставление исходных данных не подтверждаются соответствующей документацией, протоколами и фотофиксацией дефектов. Все это существенно влияет на определение защитных свойств убежища. Кроме того, имеют место ошибки в расчетах защитных свойств объекта.

Вывод об аварийном или ограниченно-работоспособном состоянии убежища делается без предоставления конкретных технических данных. Конструктивная схема, которая принята в расчетах, не соответствует действительности, так как узел крепления плит покрытия со стеновыми панелями «жесткий», а не «подвижный». В сметной документации приведен расчет затрат на реконструкцию объекта, а не на восстановление защитных свойств строительных конструкций. Таким образом, приводимый расчет не может являться обоснованием экономической нецелесообразности восстановления защитных свойств объекта.

В этой связи вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.10.2017 по делу № А40-120770/17-144-1126 в удовлетворении заявления ОАО «Калининградгазификация» было отказано. При этом, суд указал, что заявителем не доказана возможность снятия убежища с учета по причине утраты защитных свойств строительных конструкций, технической возможности и их восстановления и экономической нецелесообразности, также не учтена возможность эксплуатации убежища в режиме укрытия с учетом п.2.15 правил № 583 от 15.12.2002.

Таким образом, доводы ответчика со ссылкой на вышеуказанное техническое заключение ООО «Руссия» от 2012г. в рамках настоящего спора, подлежат отклонению.

Следует учесть, что на дату рассмотрения настоящего дела ответчиком какие-либо меры по вопросу снятия данного сооружения с учета не принимались.

Нарушение ответчиком правил в области гражданской обороны являются длящимися и в настоящее время учреждением указанные нарушения не устранены.

При этом, выводы, принятые комиссией ГУ МЧС России по Калининградской области по итогам проведенной 16-17 марта 2022г. проверки в отношении убежища , изложенные в письме МЧС России в адрес прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривались.

В соответствии с ч. 4 ст. 27, ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 10 постановления Правительства РФ то 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению, поддержанию устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Принятие недостаточных мер по соблюдению правил в области гражданской обороны создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения чрезвычайной ситуации и необходимости использования убежища по его прямому назначению.

Порядок ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (далее - Положение о гражданской обороне).

Согласно пункту 3 Положения о гражданской обороне федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

В соответствии с пунктом 10 Положения о гражданской обороне основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются, в том числе строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.

Исходя из приведенных правовых норм, организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, наделены полномочиями в области гражданской обороны, в том числе по сохранению, поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты.

Обязанность организаций обеспечивать сохранность существующих объектов гражданской обороны и принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию также предусмотрено пунктом 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309.

21 июля 2005 г. приказом МЧС России за N 575, утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (далее - Порядок).

Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны утверждены и введены в действие приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 (далее - Правила), они должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

Статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения гражданской обороны (пункт 1.2 Правил).

В силу пункта 1.3 данных Правил в организациях, эксплуатирующих защитное сооружение гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования защитного сооружения гражданской обороны ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.

Готовность и использование защитного сооружения гражданской обороны по предназначению обеспечивают руководители гражданской обороны организации, на учете которых они находятся (пункт 1.7 Правил).

Таким образом, правовое регулирование правоотношений в сфере гражданской обороны основано на территориально-производственном принципе, согласно которому на предприятия и организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, возлагается обязанность по учету, содержанию объектов защитных сооружений гражданской обороны, обеспечению сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.

Поскольку убежище расположено на территории ответчика АО «Калининградгазификация» и в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" передано ответчику на ответственное хранение и в безвозмездное пользование, суд приходит к выводу о том, что именно ответчик в силу приведенного выше правового регулирования обязан его содержать в надлежащем состоянии.

В силу части 4 статьи 18 ФЗ N 28-ФЗ обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

Названные выше Правила и Порядок предъявляют организациям, эксплуатирующим защитные сооружения гражданской обороны, в том числе убежище, следующие требования:

- в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (п.1.3 Правил);

- для оснащения ЗС ГО создаются запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых, а также комплекты врача или фельдшера при их наличии в звене (группе) по обслуживанию ЗС ГО согласно примерным нормам создания комплектов медицинских изделий для ЗС ГО, врача и фельдшера, приведенным в приложении N 3;

- В ЗС ГО должна быть соответствующая документация (п.1.6 Правил);

- При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени;

При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации;

3.2.2. При эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений. При наличии проектного обоснования и согласования (заключения) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям допускается устройство временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых (п.3.2.1-3.2.2 Правил);

- инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования осуществляются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации ЗС ГО. Эксплуатация систем воздухоснабжения в мирное время допускается только по режиму чистой вентиляции.

Не допускается эксплуатация в мирное время: вентиляционных систем защищенной ДЭС; фильтров-поглотителей; предфильтров; фильтров для очистки воздуха от окиси углерода (ФГ-70); средств регенерации воздуха; гравийных воздухоохладителей.

При эксплуатации систем вентиляции периодически очищаются от грязи и снега воздухозаборные и вытяжные каналы и противовзрывные устройства. Периодически смазывается и окрашивается оборудование.

Малогабаритные защитные секции и унифицированные защитные секции, устанавливаемые на вытяжных системах, должны быть размещены в соответствии с проектной документацией в местах, где температура воздуха выше 0 град. С, для защиты устройств от обмерзания.

Масляные противопыльные фильтры в случае неиспользования их при повседневной деятельности рекомендуется демонтировать и хранить в фильтровентиляционном помещении в масляной ванне или пропитать маслом и обвернуть полиэтиленовой пленкой.

Герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода, должны быть закрыты и опечатаны, за исключением периода работы системы фильтровентиляции при оценке технического состояния.

При использовании систем чистой вентиляции в мирное время допускается увеличение сопротивления противопыльных фильтров не более чем в два раза (запыление 50%).

Сопротивление фильтра определяется по разности статических давлений до и после фильтра. Загрязненные ячейки фильтра очищаются от пыли с помощью стальной щетки и промываются в горячем 10% содовом растворе. После промывки в горячей воде и просушки ячейки фильтра пропитываются индустриальным маслом N 12 или веретенным маслом N 2 либо N 3.

Помещения защитных сооружений, в которых при режиме повседневной деятельности не предусматривается постоянная работа вентиляционных систем, следует периодически проветривать наружным воздухом. При проветривании необходимо учитывать состояние наружного воздуха в зависимости от времени года и характера погоды: нельзя проветривать помещения влажным воздухом, т.е. во время дождя или сразу после него, а также в сырую туманную погоду. Нормальной в защитном сооружении считается относительная влажность воздуха не выше 65 - 70%. Проветривание производится периодически. Периодичность проветривания определяется службой эксплуатации с учетом местных условий.

В неиспользуемых помещениях в зимнее время температура воздуха должна быть не ниже +10 град. С.

В напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток.

Аварийные безнапорные емкости для питьевой воды должны содержаться в чистоте и заполняться водой при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы.

Водозаборные скважины, устраиваемые в качестве источника водоснабжения, следует периодически (не реже одного раза в месяц) включать на 2 - 3 часа для откачки воды.

Аварийные резервуары для сбора фекалий должны быть закрыты, пользоваться ими при режиме повседневной деятельности запрещается. Задвижки на выпусках из резервуаров должны быть закрыты.

Санузлы, не используемые в хозяйственных целях, должны быть закрыты и опечатаны. Допускается использование их во время учений, но при этом следует производить периодический осмотр и ремонт.

Помещения санузлов могут быть использованы под кладовые, склады и другие подсобные помещения. В этом случае санузел отключается от системы канализации, а смонтированное оборудование (унитазы и смывные бачки) консервируются без его демонтажа.

Расконсервация санузлов должна выполняться в установленные сроки при переводе ЗС ГО на режим убежища (укрытия).

Дизельные электростанции после испытаний подлежат консервации. Расконсервация их производится в период перевода защитного сооружения на режим убежища и в период учений.

После расконсервации не реже одного раза в неделю запускается дизель-агрегат и испытывается под нагрузкой 30 мин. Результаты испытаний заносятся в журнал учета работы ДЭС (п.3.2.11-3.2.25 Правил);

- Разделом 4,5 Правил предусмотрена оценка технического состояния защитных сооружений гражданской обороны и техническое обслуживание и ремонт защитных сооружений; п.3.5 Правил предусмотрены противопожарные требования.

Учитывая, что убежище находится в состоянии, непригодном для использования по назначению, подвергается затоплению грунтовыми водами, к приему укрываемых не готово (ответчиком не представлены относимые, допустимые и достоверные доказательства, свидетельствующие об обратном), что в свою очередь свидетельствует о неготовности организации к предупреждению и предотвращению ЧС техногенного, природного характера и о невозможности обеспечения безопасности работников предприятия, в том числе работников НРС в военное время в случае применения оружия массового поражения, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора и понуждении ответчика к устранению выявленных нарушений при содержании защитного сооружения посредством приведения его в соответствии с требования законодательства о гражданской обороне.

В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Доводы ответчика о невозможности использовать защитное сооружение по назначению подлежат отклонению как голословные, ответчиком не представлены допустимые доказательства, подтверждающие утрату защитных свойств строительных конструкций, технической невозможности их восстановления и экономической нецелесообразности, сведения о переводе убежища в статус укрытия гражданской обороны отсутствуют, равно как и доказательства о снятии данного сооружения с учета.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая все вышеприведенные обстоятельства в совокупности, доводы прокурора, суд приходит к выводу о возложении на АО «Калининградгазификация» обязанности в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить вышеуказанные нарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ленинградского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц к АО «Калининградгазификация» – удовлетворить.

Возложить на АО «Калининградгазификация» (ИНН <данные изъяты>) обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны , расположенного по адресу: <адрес>, а именно:

назначить должностных лиц, ответственных за организацию правильного учета ЗСГО, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;

создать нештатные формирование по гражданской обороне (звенья (группы) по обслуживанию защитных сооружений) и их оснащению в соответствии с нормами оснащения (табелизации);

создать запасы лекарственных препаратов и медицинских изделий;

вести соответствующую документацию;

обеспечить сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов (входов, аварийных выходов, защитно-герметических дверей, противовзрывных устройств), герметизации и гидроизоляции всего сооружения (установить обваловку), провести капитальный ремонт защитно-герметических и герметических дверей или их замену;

установить инженерно-техническое оборудование, инженерно- технические системы ЗС ГО (электроснабжение, вентиляция, водоснабжение, отопление, канализация);

провести оценку технического состояния ЗС ГО, техническое обслуживание и ремонт технических систем ЗС ГО, планово- предупредительный ремонт строительных конструкций;

обеспечить защитное сооружение гражданской обороны первичными средствами пожаротушения;

предусмотреть места для сидения и лежания в соответствии с вместимостью ЗС ГО (30 человек согласно паспорту).

Установить срок исполнения решения суда – в течение шести месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы или представления в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2023 года.

Судья                         Е.А. Нартя

2-1237/2023 (2-6585/2022;) ~ М-5876/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ленинградского района города Калининграда Смирнов И.В.
Ответчики
АО "Калининградгазификация"
Другие
Главное управление МЧС России по Калининградской области
г. Калининград, ул. Курортная, д.1
Территориальное управление Росимущества по Калининградской области
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининграда
Судья
Нартя Е.А.
Дело на сайте суда
leningradsky--kln.sudrf.ru
14.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2022Передача материалов судье
21.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.02.2023Предварительное судебное заседание
14.03.2023Судебное заседание
03.05.2023Судебное заседание
03.05.2023Судебное заседание
16.05.2023Судебное заседание
23.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее