Дело № 2-1237/2023 (2-6585/2022;)
УИД: 39RS0001-01-2022-007838-97
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2023 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Нартя Е.А.,
при помощнике Шалутько А.В.,
с участием помощника прокурора Шебуняевой Е.С., представителя ответчика по доверенности Голуб В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинградского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц к АО «Калининградгазификация», третьи лица – Главное управление МЧС России по Калининградской области, Территориальное управление Росимущества по Калининградской области, администрация городского округа «Город Калининград», о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства гражданской обороны,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинградского района г. Калининграда, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к АО «Калининградгазификация», указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой проведена проверка осуществления мероприятий, направленных на поддержание в надлежащем состоянии федеральных объектов – защитных сооружений гражданской обороны (далее по тексту – ЗС ГО), предназначенных для использования при возникновении чрезвычайных ситуаций в военное время.
Согласно паспорту ЗС ГО № (<адрес>), организацией, эксплуатирующей ЗС ГО организацией является АО «Калининградгазификация».
В ходе проверки ЗС ГО, проведенной с привлечением ГУ МЧС России по Калининградской области, установлено, что убежище № не соответствуют требованиям, предъявляемым к ЗС ГО, к приему укрываемых ограничено готово, а именно:
В нарушение пункта 1.3 Правил эксплуатации ЗСГО отсутствуют должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
В нарушение пункта 12 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804), пункта 4 и Приложения 2 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (утвержденного Приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701), пункта 1.4, приложения 2 и 3 Правил эксплуатации ЗСГО отсутствует нештатные формирования по гражданской обороне (звенья (группы) по обслуживанию защитных сооружений) и их оснащению в соответствии с нормами оснащения (табелизации);
В нарушение пункта 1.6 Правил эксплуатации ЗСГО не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий;
В нарушение пункта 3.6 Правил эксплуатации ЗСГО не ведется соответствующая документация ЗСГО;
В нарушение пунктов 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации ЗСГО не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов (входов, аварийных выходов, защитно-герметических дверей, противовзрывных устройств), герметизации и гидроизоляции всего сооружения (снята обваловка). Защитно-герметические и герметические двери требуют капитального ремонта или отсутствуют. Проверка герметизации помещения невозможна, ввиду демонтажа вентиляционной системы и отсутствия измерительных приборов;
В нарушение пунктов 3.2.11 - 3.2.25 Правил эксплуатации ЗСГО инженерно-техническое оборудование, инженерно-технические системы ЗС ГО (электроснабжение, вентиляция, водоснабжение, отопление, канализация) демонтированы;
В нарушение разделов IV, V Правил эксплуатации ЗСГО не осуществляется оценка технического состояния ЗСГО, техническое обслуживание и ремонт технических систем ЗСГО, планово- предупредительный ремонт строительных конструкций: строительные конструкции требуют капитального ремонта;
В нарушение пункта 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утвержденных постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479), пункта 3.5.1 Правил эксплуатации ЗСГО, пункта 13.11 СП 88.13330.2014 «СНиП II-11-77*. Защитные сооружения гражданской обороны» не обеспечено первичными средствами пожаротушения;
В нарушение пунктов 4.9, 5.2.1, 5.2.3, 6.1.2, 6.1.4, 6а. 1.2 СП 88.13330.2014 «СНиП II-11-77*. Защитные сооружения гражданской обороны» не предусмотрены места для сидения и лежания в соответствии с вместимостью ЗС ГО (30 человек согласно паспорту). Примечание: Вместимость защитных сооружений определяют суммой мест для сидения (на первом ярусе нар) и лежания (на втором и третьем ярусах нар).
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района в адрес генерального директора АО «Калининградгазификация» 04.05.2022 внесено представление, которое 15.06.2022 рассмотрено.
Вместе с тем, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
На основании изложенного прокурор просит суд обязать АО «Калининградгазификация» в течение шести месяца со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны №, а именно:
назначить должностных лиц, в обязанности которых входит организация правильного учета ЗСГО, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
создать нештатные формирование по гражданской обороне (звенья (группы) по обслуживанию защитных сооружений) и их оснащению в соответствии с нормами оснащения (табелизации);
создать запасы лекарственных препаратов и медицинских изделий;
вести соответствующую документацию;
обеспечить сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов (входов, аварийных выходов, защитно- герметических дверей, противовзрывных устройств), герметизации и гидроизоляции всего сооружения (установить обваловку), провести капитальный ремонт защитно-герметических и герметических дверей или их замену;
установить инженерно-техническое оборудование, инженерно- технические системы ЗС ГО (электроснабжение, вентиляция, водоснабжение, отопление, канализация);
провести оценку технического состояния ЗС ГО, техническое обслуживание и ремонт технических систем ЗС ГО, планово- предупредительный ремонт строительных конструкций;
обеспечить защитное сооружение гражданской обороны первичными средствами пожаротушения;
предусмотреть места для сидения и лежания в соответствии с вместимостью ЗС ГО (30 человек согласно паспорту).
В судебном заседании помощник прокурора Шебуняева Е.С. заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. По ходатайству ответчика об увеличении срока исполнения решения суда полагалась на усмотрение суда, при этом пояснила, что со дня вынесения представления в адрес ответчика 15.06.2022 к устранению выявленных нарушений ответчик так и не приступил.
В судебное заседание представитель ответчика АО «Калининградгазификация» по доверенности Голуб В.Е. с иском не согласился, представил письменные возражения. В тоже время не оспаривал наличие у ответчика обязательств по устранению выявленных прокурором нарушений, однако просил увеличить срок исполнения решения суда в случае удовлетворения иска до 18 месяцев в виду необходимости несения обществом существенных материальных затрат.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела установлено, что согласно паспорту убежища № названное защитное сооружение расположено по адресу: <адрес>, вместимость 50 человек, общая площадь <данные изъяты> кв.м., класс защиты – 3, построено в декабре 1987 г., отдельно стоящее, собственником данного объекта является Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области, эксплуатирующей организацией вышеуказанного защитного сооружения – АО «Калининградгазификация».
ДД.ММ.ГГГГ между Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области и АО «Калининградгазификация» заключен договор о правах и обязанностях в отношении спорного объекта – убежища №-№, по условиям которого АО «Калининградгазификация» передано на ответственное хранение и в безвозмездное пользование спорное имущество гражданской обороны, являющееся собственностью Российской Федерации, что подтверждается актом приема-передачи от 17.09.2014. Из акта приема-передачи следует, что убежище принято АО «Калининградгазификация» в эксплуатацию в удовлетворительном состоянии.
В ходе проверки вышеуказанного защитного сооружения, проведенной 16-17 марта 2022г. с привлечением ГУ МЧС России по Калининградской области, прокуратурой установлено, что убежище № подвергается затоплению грунтовыми водами, не соответствуют требованиям, предъявляемым к ЗС ГО, к приему укрываемых ограничено готово, а именно:
В нарушение пункта 1.3 Правил эксплуатации ЗСГО отсутствуют должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
В нарушение пункта 12 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804), пункта 4 и Приложения 2 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (утвержденного Приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701), пункта 1.4, приложения 2 и 3 Правил эксплуатации ЗСГО отсутствует нештатные формирования по гражданской обороне (звенья (группы) по обслуживанию защитных сооружений) и их оснащению в соответствии с нормами оснащения (табелизации);
В нарушение пункта 1.6 Правил эксплуатации ЗСГО не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий;
В нарушение пункта 3.6 Правил эксплуатации ЗСГО не ведется соответствующая документация ЗСГО;
В нарушение пунктов 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации ЗСГО не обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов (входов, аварийных выходов, защитно-герметических дверей, противовзрывных устройств), герметизации и гидроизоляции всего сооружения (снята обваловка). Защитно-герметические и герметические двери требуют капитального ремонта или отсутствуют. Проверка герметизации помещения невозможна, ввиду демонтажа вентиляционной системы и отсутствия измерительных приборов;
В нарушение пунктов 3.2.11 - 3.2.25 Правил эксплуатации ЗСГО инженерно-техническое оборудование, инженерно-технические системы ЗС ГО (электроснабжение, вентиляция, водоснабжение, отопление, канализация) демонтированы;
В нарушение разделов IV, V Правил эксплуатации ЗСГО не осуществляется оценка технического состояния ЗСГО, техническое обслуживание и ремонт технических систем ЗСГО, планово- предупредительный ремонт строительных конструкций: строительные конструкции требуют капитального ремонта;
В нарушение пункта 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утвержденных постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479), пункта 3.5.1 Правил эксплуатации ЗСГО, пункта 13.11 СП 88.13330.2014 «СНиП II-11-77*. Защитные сооружения гражданской обороны» не обеспечено первичными средствами пожаротушения;
В нарушение пунктов 4.9, 5.2.1, 5.2.3, 6.1.2, 6.1.4, 6а. 1.2 СП 88.13330.2014 «СНиП II-11-77*. Защитные сооружения гражданской обороны» не предусмотрены места для сидения и лежания в соответствии с вместимостью ЗС ГО (30 человек согласно паспорту). Примечание: Вместимость защитных сооружений определяют суммой мест для сидения (на первом ярусе нар) и лежания (на втором и третьем ярусах нар).
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района в адрес генерального директора АО «Калининградгазификация» 04.05.2022 вынесено представление, которое ответчиком не исполнено.
Как указано АО «Калининградгазификация» в ответе от 17.06.2022 на представление прокурору, общество намерено подготовить документы и совместно с Теруправлением обратиться в МЧС России для решения вопроса о списании и снятии убежища с учета, поскольку по заключению ООО «Руссия» от 2012г., данное сооружение не может использоваться по предназначению в связи с риском обрушения несущих строительных конструкций.
В обоснование своих возражений ответчик ссылался на выводы, изложенные в техническом заключении от 2012г., выполненном ООО «Руссия».
Как установлено судом, 16.12.2016 ответчик направлял в адрес ГУ МЧС России по Калининградской области документы для снятия с учета спорного ЗСГО, однако ГУ МЧС России по Калининградской области принято решение направить представленную ОАО «Калининградгазификация» документацию как несоответствующую предъявляемым требованиям.
Не согласившись с таким решением, ОАО «Калининградгазификация» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения по согласованию актов о снятии с учета ЗОГО от 30.30.2017, ссылаясь на выводы и рекомендации, изложенные в вышеуказанном техническом заключении от 2012г., выполненном ООО «Руссия».
Как следует из материалов дела Арбитражного суда № А40-120770/17-144-1126, при рассмотрении материалов ОАО «Калининградгазификация» во всех трех заключениях, выданных ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) на представленные материалы по снятию с учета ЗС ГО №-№ указано на недостаточность обоснования возможности снятия с учета данного убежища на основании того, что утрачены расчетные защитные свойства ограждающих и несущих строительных конструкций и их восстановление технически невозможно и экономически нецелесообразно. В соответствии с п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию. По представленным материалам о состоянии убежища видно, что вскрыта и убрана обваловка ЗС ГО и, очевидно, она несколько лет находилась в открытом положении под действием атмосферных осадков, что противоречит вышеуказанному требованию и может привести к утрате защитных свойств по вине организации. Предоставление исходных данных не подтверждаются соответствующей документацией, протоколами и фотофиксацией дефектов. Все это существенно влияет на определение защитных свойств убежища. Кроме того, имеют место ошибки в расчетах защитных свойств объекта.
Вывод об аварийном или ограниченно-работоспособном состоянии убежища делается без предоставления конкретных технических данных. Конструктивная схема, которая принята в расчетах, не соответствует действительности, так как узел крепления плит покрытия со стеновыми панелями «жесткий», а не «подвижный». В сметной документации приведен расчет затрат на реконструкцию объекта, а не на восстановление защитных свойств строительных конструкций. Таким образом, приводимый расчет не может являться обоснованием экономической нецелесообразности восстановления защитных свойств объекта.
В этой связи вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.10.2017 по делу № А40-120770/17-144-1126 в удовлетворении заявления ОАО «Калининградгазификация» было отказано. При этом, суд указал, что заявителем не доказана возможность снятия убежища с учета по причине утраты защитных свойств строительных конструкций, технической возможности и их восстановления и экономической нецелесообразности, также не учтена возможность эксплуатации убежища в режиме укрытия с учетом п.2.15 правил № 583 от 15.12.2002.
Таким образом, доводы ответчика со ссылкой на вышеуказанное техническое заключение ООО «Руссия» от 2012г. в рамках настоящего спора, подлежат отклонению.
Следует учесть, что на дату рассмотрения настоящего дела ответчиком какие-либо меры по вопросу снятия данного сооружения с учета не принимались.
Нарушение ответчиком правил в области гражданской обороны являются длящимися и в настоящее время учреждением указанные нарушения не устранены.
При этом, выводы, принятые комиссией ГУ МЧС России по Калининградской области по итогам проведенной 16-17 марта 2022г. проверки в отношении убежища №, изложенные в письме МЧС России в адрес прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
В соответствии с ч. 4 ст. 27, ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 10 постановления Правительства РФ то 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению, поддержанию устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Принятие недостаточных мер по соблюдению правил в области гражданской обороны создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения чрезвычайной ситуации и необходимости использования убежища по его прямому назначению.
Порядок ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (далее - Положение о гражданской обороне).
Согласно пункту 3 Положения о гражданской обороне федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В соответствии с пунктом 10 Положения о гражданской обороне основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются, в том числе строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.
Исходя из приведенных правовых норм, организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, наделены полномочиями в области гражданской обороны, в том числе по сохранению, поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты.
Обязанность организаций обеспечивать сохранность существующих объектов гражданской обороны и принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию также предусмотрено пунктом 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года N 1309.
21 июля 2005 г. приказом МЧС России за N 575, утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (далее - Порядок).
Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны утверждены и введены в действие приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 (далее - Правила), они должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения гражданской обороны (пункт 1.2 Правил).
В силу пункта 1.3 данных Правил в организациях, эксплуатирующих защитное сооружение гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования защитного сооружения гражданской обороны ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
Готовность и использование защитного сооружения гражданской обороны по предназначению обеспечивают руководители гражданской обороны организации, на учете которых они находятся (пункт 1.7 Правил).
Таким образом, правовое регулирование правоотношений в сфере гражданской обороны основано на территориально-производственном принципе, согласно которому на предприятия и организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, возлагается обязанность по учету, содержанию объектов защитных сооружений гражданской обороны, обеспечению сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.
Поскольку убежище № расположено на территории ответчика АО «Калининградгазификация» и в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" передано ответчику на ответственное хранение и в безвозмездное пользование, суд приходит к выводу о том, что именно ответчик в силу приведенного выше правового регулирования обязан его содержать в надлежащем состоянии.
В силу части 4 статьи 18 ФЗ N 28-ФЗ обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.
Названные выше Правила и Порядок предъявляют организациям, эксплуатирующим защитные сооружения гражданской обороны, в том числе убежище, следующие требования:
- в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ (п.1.3 Правил);
- для оснащения ЗС ГО создаются запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые включают в себя лекарственные, антисептические и перевязочные средства, а также наборы противоожоговые и другие медицинские изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых, а также комплекты врача или фельдшера при их наличии в звене (группе) по обслуживанию ЗС ГО согласно примерным нормам создания комплектов медицинских изделий для ЗС ГО, врача и фельдшера, приведенным в приложении N 3;
- В ЗС ГО должна быть соответствующая документация (п.1.6 Правил);
- При эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени;
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации;
3.2.2. При эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений. При наличии проектного обоснования и согласования (заключения) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям допускается устройство временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых (п.3.2.1-3.2.2 Правил);
- инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
Содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования осуществляются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации ЗС ГО. Эксплуатация систем воздухоснабжения в мирное время допускается только по режиму чистой вентиляции.
Не допускается эксплуатация в мирное время: вентиляционных систем защищенной ДЭС; фильтров-поглотителей; предфильтров; фильтров для очистки воздуха от окиси углерода (ФГ-70); средств регенерации воздуха; гравийных воздухоохладителей.
При эксплуатации систем вентиляции периодически очищаются от грязи и снега воздухозаборные и вытяжные каналы и противовзрывные устройства. Периодически смазывается и окрашивается оборудование.
Малогабаритные защитные секции и унифицированные защитные секции, устанавливаемые на вытяжных системах, должны быть размещены в соответствии с проектной документацией в местах, где температура воздуха выше 0 град. С, для защиты устройств от обмерзания.
Масляные противопыльные фильтры в случае неиспользования их при повседневной деятельности рекомендуется демонтировать и хранить в фильтровентиляционном помещении в масляной ванне или пропитать маслом и обвернуть полиэтиленовой пленкой.
Герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода, должны быть закрыты и опечатаны, за исключением периода работы системы фильтровентиляции при оценке технического состояния.
При использовании систем чистой вентиляции в мирное время допускается увеличение сопротивления противопыльных фильтров не более чем в два раза (запыление 50%).
Сопротивление фильтра определяется по разности статических давлений до и после фильтра. Загрязненные ячейки фильтра очищаются от пыли с помощью стальной щетки и промываются в горячем 10% содовом растворе. После промывки в горячей воде и просушки ячейки фильтра пропитываются индустриальным маслом N 12 или веретенным маслом N 2 либо N 3.
Помещения защитных сооружений, в которых при режиме повседневной деятельности не предусматривается постоянная работа вентиляционных систем, следует периодически проветривать наружным воздухом. При проветривании необходимо учитывать состояние наружного воздуха в зависимости от времени года и характера погоды: нельзя проветривать помещения влажным воздухом, т.е. во время дождя или сразу после него, а также в сырую туманную погоду. Нормальной в защитном сооружении считается относительная влажность воздуха не выше 65 - 70%. Проветривание производится периодически. Периодичность проветривания определяется службой эксплуатации с учетом местных условий.
В неиспользуемых помещениях в зимнее время температура воздуха должна быть не ниже +10 град. С.
В напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток.
Аварийные безнапорные емкости для питьевой воды должны содержаться в чистоте и заполняться водой при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы.
Водозаборные скважины, устраиваемые в качестве источника водоснабжения, следует периодически (не реже одного раза в месяц) включать на 2 - 3 часа для откачки воды.
Аварийные резервуары для сбора фекалий должны быть закрыты, пользоваться ими при режиме повседневной деятельности запрещается. Задвижки на выпусках из резервуаров должны быть закрыты.
Санузлы, не используемые в хозяйственных целях, должны быть закрыты и опечатаны. Допускается использование их во время учений, но при этом следует производить периодический осмотр и ремонт.
Помещения санузлов могут быть использованы под кладовые, склады и другие подсобные помещения. В этом случае санузел отключается от системы канализации, а смонтированное оборудование (унитазы и смывные бачки) консервируются без его демонтажа.
Расконсервация санузлов должна выполняться в установленные сроки при переводе ЗС ГО на режим убежища (укрытия).
Дизельные электростанции после испытаний подлежат консервации. Расконсервация их производится в период перевода защитного сооружения на режим убежища и в период учений.
После расконсервации не реже одного раза в неделю запускается дизель-агрегат и испытывается под нагрузкой 30 мин. Результаты испытаний заносятся в журнал учета работы ДЭС (п.3.2.11-3.2.25 Правил);
- Разделом 4,5 Правил предусмотрена оценка технического состояния защитных сооружений гражданской обороны и техническое обслуживание и ремонт защитных сооружений; п.3.5 Правил предусмотрены противопожарные требования.
Учитывая, что убежище № находится в состоянии, непригодном для использования по назначению, подвергается затоплению грунтовыми водами, к приему укрываемых не готово (ответчиком не представлены относимые, допустимые и достоверные доказательства, свидетельствующие об обратном), что в свою очередь свидетельствует о неготовности организации к предупреждению и предотвращению ЧС техногенного, природного характера и о невозможности обеспечения безопасности работников предприятия, в том числе работников НРС в военное время в случае применения оружия массового поражения, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора и понуждении ответчика к устранению выявленных нарушений при содержании защитного сооружения посредством приведения его в соответствии с требования законодательства о гражданской обороне.
В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доводы ответчика о невозможности использовать защитное сооружение по назначению подлежат отклонению как голословные, ответчиком не представлены допустимые доказательства, подтверждающие утрату защитных свойств строительных конструкций, технической невозможности их восстановления и экономической нецелесообразности, сведения о переводе убежища в статус укрытия гражданской обороны отсутствуют, равно как и доказательства о снятии данного сооружения с учета.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая все вышеприведенные обстоятельства в совокупности, доводы прокурора, суд приходит к выводу о возложении на АО «Калининградгазификация» обязанности в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить вышеуказанные нарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ленинградского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц к АО «Калининградгазификация» – удовлетворить.
Возложить на АО «Калининградгазификация» (ИНН <данные изъяты>) обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне в отношении защитного сооружения гражданской обороны №, расположенного по адресу: <адрес>, а именно:
назначить должностных лиц, ответственных за организацию правильного учета ЗСГО, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
создать нештатные формирование по гражданской обороне (звенья (группы) по обслуживанию защитных сооружений) и их оснащению в соответствии с нормами оснащения (табелизации);
создать запасы лекарственных препаратов и медицинских изделий;
вести соответствующую документацию;
обеспечить сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов (входов, аварийных выходов, защитно-герметических дверей, противовзрывных устройств), герметизации и гидроизоляции всего сооружения (установить обваловку), провести капитальный ремонт защитно-герметических и герметических дверей или их замену;
установить инженерно-техническое оборудование, инженерно- технические системы ЗС ГО (электроснабжение, вентиляция, водоснабжение, отопление, канализация);
провести оценку технического состояния ЗС ГО, техническое обслуживание и ремонт технических систем ЗС ГО, планово- предупредительный ремонт строительных конструкций;
обеспечить защитное сооружение гражданской обороны первичными средствами пожаротушения;
предусмотреть места для сидения и лежания в соответствии с вместимостью ЗС ГО (30 человек согласно паспорту).
Установить срок исполнения решения суда – в течение шести месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы или представления в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2023 года.
Судья Е.А. Нартя