Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-849/2023 ~ М-699/2023 от 19.06.2023

Дело № 2-849/2023

УИД 51RS0009-01-2023-000854-68

Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2023 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 августа 2023 года город Кандалакша

Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:

судьи Рубана В.В.,

при секретаре Корнеевой Н.А.,

с участием Кандалакшского транспортного прокурора Чумаковой Т.В.,

представителя ответчика Герасимовой С.Е.,

представителя третьего лица МО МВД России «Кандалакшский» Логоненко С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по иску Кандалакшского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта,

третьи лица: МО МВД России «Кандалакшский», Администрация муниципального образования Кандалакшский район, МКУ «Управление городским хозяйством»,

установил:

Кандалакшский транспортный прокурор обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее по тексту – ОАО «РЖД») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Свои требования мотивировал тем, что Кандалакшской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожном переезде «17» ст. Кандалакша подъездной путь ст. Предпортовая 1 км+196м (Мурманская область, Кандалакшский район, станция Кандалакша, подъездной путь ст. Предпортовая 1 км+196м), находящемся в собственности ОАО «РЖД», в ходе которой выявлены нарушения. В ходе осмотра железнодорожного переезда установлено, что, в нарушение пункта 5.1.8 ГОСТ Р 32843-2014, пункта 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 в границах переезда имеется:

- отсутствие светоотражающих элементов на сигнальных столбиках в обе стороны в границах железнодорожного переезда;

- изменение светотехнических характеристик дорожного знака 2.5 «Движение без остановки запрещено».

Допущенные нарушения стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей ответственными должностными лицами. Иск предъявлен в Кандалакшский районный суд Мурманской области по месту нахождения филиала ОАО «РЖД» - Октябрьской железной дороги (Мурманского территориального управления), в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Просит суд, с учетом уточнения исковых требований, возложить на ответчика обязанность в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожном переезде «17» ст. Кандалакша подъездной путь ст. Предпортовая 1 км+196м (Мурманская область, Кандалакшский район, станция Кандалакша, подъездной путь ст. Предпортовая 1 км+196м), а именно:

- установить светоотражающие элементы на сигнальных столбиках в обе стороны в границах железнодорожного переезда;

- устранить дефект в виде изменения светотехнических характеристик дорожного знака 2.5 «Движение без остановки запрещено».

Кандалакшский транспортный прокурор Чумакова Т.В. в судебном заседании исковые требований поддержала по основаниям, изложенным в иске, заявила об уточнении исковых требований в части срока устранения нарушений, а именно: просила обязать ответчика устранить выявленные нарушения в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика Герасимова С.Е. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление <данные изъяты>

Представители третьего лица Администрации муниципального образования Кандалакшский район в судебном заседании участия не принимали, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили отзыв на исковое заявление (<данные изъяты>), в котором исковые требования Кандалакшского транспортного прокурора поддержали, полагали, что надлежащим ответчиком по второму требованию искового заявления является ОАО «РЖД» по доводам, изложенным в представленном отзыве, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица МО МВД России «Кандалакшский» Логоненко С.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представители третьего лица МКУ «УГХ» в судебном заседании участия не принимали, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям пункта 1 статьи 3 Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее – Закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"), законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и других федеральных законов.

Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, нормативными документами (актами) Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.

Закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования.

Принципами функционирования железнодорожного транспорта в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", кроме прочих, являются: устойчивость работы железнодорожного транспорта; доступность, безопасность и качество оказываемых услуг.

Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц (статья 2 Закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").

Эксплуатация железнодорожных переездов осуществляется в соответствии с Условиями эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных Приказом Минтранса России от 31 июля 2015 года № 237 (далее по тексту – Условия).

Настоящие Условия обязательны для всех организаций железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства независимо от их принадлежности, а также для работников этих организаций (пункт 2 Условий эксплуатации железнодорожных переездов).

В соответствии с пунктом 3 Условий границы железнодорожных переездов определяются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Ежегодно, в период с 1 апреля по 1 июля, на железнодорожном транспорте должно проводиться комиссионное обследование железнодорожных переездов владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - владелец инфраструктуры) или владельцами железнодорожных путей необщего пользования. О предстоящей проверке информируется Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, представители владельца участка автомобильной дороги, пересекающего обследуемый железнодорожный переезд, представители органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации и (или) местного самоуправления, представители пассажирских автотранспортных предприятий, которые при необходимости принимают участие в комиссионном обследовании.

По результатам комиссионного обследования железнодорожных переездов при наличии выявленных недостатков в их обустройстве и эксплуатационном состоянии они должны быть устранены в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 года № 286 (пункт 5 Условий).

Как следует из части 2 статьи 21 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцы железнодорожных путей необщего пользования обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, а также транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

В соответствии с пунктом 15 Условий все обустройства железнодорожных переездов должны соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и технических регламентов.

Согласно абзацу 1 пункта 22 Условий, направляющие (сигнальные) столбики устанавливаются с обеих сторон железнодорожного переезда на расстоянии от 2,5 м. до 16 м. от крайних рельсов через каждые 1,5 м.

В соответствии с пунктом 6.6.1. ГОСТ Р 50597-2017 сигнальные столбики должны соответствовать требованиям ГОСТ 32843-2014.

В соответствии с пунктом 5.1.8 ГОСТ 32843-2014, столбики должны иметь светоотражатели или световозвращающие элементы по ГОСТ 32866.

Из положений пункта 31 Условий, перед нерегулируемыми железнодорожными переездами если водителям транспортных средств, находящимся на удалении не более 50 м от ближнего рельса, не обеспечена видимость поезда на расстоянии, равном расчетному расстоянию видимости дороги (таблица 3 Условий), на расстоянии 10 м до ближайшего рельса устанавливается дорожный знак приоритета 2.5 "Движение без остановки запрещено".

В силу пункта 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, дорожные знаки и знаки переменной дорожные знаки и знаки переменной информации не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.1 приложения Б. Согласно вышеуказанной таблицы Б.1 изменение светотехнических характеристик дорожных знаков является дефектом.

Судом установлено, что на основании решения о проведении проверки от <дата> <данные изъяты> Кандалакшской транспортной прокуратурой проведена проверка деятельности ОАО «РЖД» (Кандалакшская дистанция пути Октябрьской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД»). При этом, вопреки доводам представителя ответчика, о проведении проверки деятельности ОАО «РЖД» было уведомлена ПЧ-40 Кандалакшская дистанция пути (владелец переезда, балансодержатель) путем вручения копии соответствующего решения <дата> (<данные изъяты>).

Как следует из свидетельства о государственной регистрации права <данные изъяты>, объект недвижимого имущества - переезд неохраняемый ст. Кандалакша подъездной путь ст. Предпортовая 1км+196м, назначение: переезд неохраняемый ст. Кандалакша подъездной путь ст. Предпортовая 1км+196м, <данные изъяты>, адрес объекта: <адрес>, принадлежит на праве собственности ОАО «РЖД» (л.д. 7).

В материалы дела представлена карточка <данные изъяты> на железнодорожный переезд <данные изъяты>, согласно которой: местонахождение железнодорожного переезда – <адрес>, вид пользования – общий, владелец переезда (балансодержатель) – ПЧ-40 Кандалакшская, вид переезда – регулируемый, наличие дежурных – без дежурного, переезд пересекает автомобильная дорога Шпальная; данные в карточку внесены по состоянию на <дата> (<данные изъяты>).

<дата> с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Кандалакшский» Логоненко С.А., а также <дата> года с 10 час. 45 мин. до 11 час. 00 мин. страшим помощником Кандалакшского транспортного прокурора Карповым А.П. совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Кандалакшский» Логоненко С.А. проведены осмотры железнодорожного переезда «17» ст. Кандалакша подъездной путь ст. Предпортовая 1 км+196м (Мурманская область, Кандалакшский район, станция Кандалакша, подъездной путь ст. Предпортовая 1 км+196м), в ходе которых были выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии указанного железнодорожного переезда.

Как следует из пункта 5.1.8. ГОСТ Р 32843-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Столбики сигнальные дорожные. Технические требования (утвержден Приказом Росстандарта от 04 апреля 2015 года № 225-ст), столбики должны иметь светоотражатели или световозвращающие элементы по ГОСТ 32866, а столбики для установки на обочине – вертикальную разметку, предназначенную для обозначения сигнальных столбиков.

Как следует из пункта 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, дорожные знаки и знаки переменной информации не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.1 приложения Б. Согласно вышеуказанной таблицы Б.1 изменение светотехнических характеристик дорожных знаков является дефектом.

В ходе осмотра железнодорожного переезда «17» ст. Кандалакша подъездной путь ст. Предпортовая 1 км+196м (Мурманская область, Кандалакшский район, станция Кандалакша, подъездной путь ст. Предпортовая 1 км+196м) установлено, что в нарушение 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 и пункта 5.1.8. ГОСТ Р 32843-2014 в границах переезда имеются:

- отсутствие светоотражающих элементов на сигнальных столбиках в обе стороны в границах железнодорожного переезда;

- изменение светотехнических характеристик дорожного знака 2.5 «Движение без остановки запрещено».

Указанные недостатки в эксплуатационном состоянии данного железнодорожного переезда отражены в акте выездного обследования <дата> <данные изъяты>, к которому прилагается фототаблица (<данные изъяты>), а также в акте осмотра и выявленных недостатках <дата> (<данные изъяты>), в акте выездного обследования <данные изъяты> <дата> (<данные изъяты>), в акте выездного обследования <данные изъяты> <дата> (<данные изъяты>).

При этом, довод ответчика о том, что установка дорожных знаков, а также их содержание не входит в компетенцию ОАО «РЖД», в связи с чем ОАО «РЖД» не является надлежащим ответчиком по исковому требованию об устранении дефекта в виде изменение светотехнических характеристик дорожного знака 2.5 «Движение без остановки запрещено» суд полагает несостоятельным на основании следующего.

Эксплуатация железнодорожных переездов осуществляется в соответствии с Условиями эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных Приказом Минтранса России от 31 июля 2015 года № 237.

В соответствии с пунктом 3 Условий, границы железнодорожных переездов определяются Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцы железнодорожных путей необщего пользования обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, а также транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

Согласно акту выездного обследования № 62 от 07 августа 2023 года, расстояние от крайнего рельса железнодорожном переезде «17» ст. Кандалакша до дорожного знака «Движение без остановки запрещено» составляет 9 м. 44 см., при этом ответчиком расположение указанного дорожного знака в зоне ответственности ОАО «РЖД» не оспорено, собственных замеров в материалы дела не представлено.

Довод ответчика о несоблюдении истцом порядка проведения проверок железнодорожных переездов, регламентированного пунктом 5 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных Приказом Минтранса России от 31 июля 2015 года № 237, также признан судом несостоятельным, поскольку данная норма закрепляет порядок проведения комиссионных обследований железнодорожных переездов владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владельцами железнодорожных путей необщего пользования.

Также суд не усматривает в действиях Кандалакшского транспортного прокурора нарушений требований части 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Как следует из материалов дела, Кандалакшской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожном переезде «17» ст. Кандалакша подъездной путь ст. Предпортовая 1 км+196м (Мурманская область, Кандалакшский район, станция Кандалакша, подъездной путь ст. Предпортовая 1 км+196м), находящемся в собственности ОАО «РЖД» на основании обращения временно исполняющего обязанности начальника отдела ГИБДД МО МВД России «Кандалакшский» <данные изъяты> <дата> (<данные изъяты>).

Довод представителя ответчика о проведении измерений дефектов эксплуатационного состояния железнодорожного переезда в нарушение ГОСТ Р 50597-2017 не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Истцом в материалы дела представлено свидетельство о поверке <данные изъяты>, согласно которому средство измерения – курвиметр <данные изъяты>, регистрационный <данные изъяты>, заводской (серийный) <данные изъяты>, поверено в полном объеме, на основании периодической поверки признано пригодным к применению, свидетельство действительно до <дата> (<данные изъяты>).

На основании изложенного, анализируя имеющиеся в деле доказательства в совокупности и по отдельности, учитывая, что в ходе проверки, проведенной Кандалакшской транспортной прокуратурой установлено наличие недостатков в эксплуатационном состоянии железнодорожного переезда «17» ст. Кандалакша подъездной путь ст. Предпортовая 1 км+196м (Мурманская область, Кандалакшский район, станция Кандалакша, подъездной путь ст. Предпортовая 1 км+196м), ненадлежащее эксплуатационное состояние железнодорожного переезда ответчиком не отрицается, собственных замеров, результатов обследования ответчик не производил, а также принимая во внимание, что выявленные требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожном переезде потенциально могут угрожать безопасной эксплуатации железнодорожного и автомобильного транспорта, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Кандалакшского транспортного прокурора о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о добровольном исполнении требования Кандалакшского транспортного прокурора об установлении светоотражающих элементов на сигнальных столбиках в пределах железнодорожного переезда суд отклоняет, поскольку он опровергается представленным в материалы дела актом выездного обследования <дата>, пояснениями специалиста, доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Согласно пункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины (часть 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что исковые требования Кандалакшского транспортного прокурора удовлетворены, от уплаты государственной пошлины он освобождён, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Кандалакшского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожном переезде «17» ст. Кандалакша подъездной путь ст. Предпортовая 1 км+196м (Мурманская область, Кандалакшский район, станция Кандалакша, подъездной путь ст. Предпортовая 1 км+196м), а именно:

- установить светоотражающие элементы на сигнальных столбиках в обе стороны в границах железнодорожного переезда;

- устранить дефект в виде изменения светотехнических характеристик дорожного знака 2.5 «Движение без остановки запрещено».

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Рубан

2-849/2023 ~ М-699/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кандалакшский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Другие
Администрация муниципального образования Кандалакшский район
МО МВД России «Кандалакшский»
МКУ «Управление городским хозяйством»
Суд
Кандалакшский районный суд Мурманской области
Судья
Рубан В.В.
Дело на странице суда
kan--mrm.sudrf.ru
19.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2023Передача материалов судье
21.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Судебное заседание
02.08.2023Судебное заседание
07.08.2023Судебное заседание
07.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее