Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-710/2022 ~ М-634/2022 от 12.09.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

а. Кошехабль                                                                           04 октября 2022 года

Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего – судьи                                                             Керашева Т.Н.,

при секретаре судебного заседания                                                     ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 о взыскании денежных средств, затраченных на военную                         или специальную подготовку,

УСТАНОВИЛ:

Министерство обороны Российской Федерации (далее по тексту –                      МО РФ) обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств, затраченных на военную или специальную подготовку.

В обоснование иска указало, что согласно приказу МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зачислен на первый курс в ФГБУ ВОУ ВПО «Военно-медицинская академия им. ФИО4». ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключил первый контракт на время обучения в ФГБУ ВОУ ВПО «Военно-медицинская академия им. ФИО4» и 5 лет военной службы после его окончания. Приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен                  на должность начальника отделения – врачом госпитального отделения медицинской роты 40 отдельной бригады морской пехоты войск и сил. Согласно выписке из приказа командующего Тихоокеанским флотом                        от ДД.ММ.ГГГГ, лейтенант медицинской службы ФИО1 уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта (подп. «в» п. 1 ст. 51 Федерального закона). Приказом командира войсковой части                          от ДД.ММ.ГГГГ лейтенант медицинской службы ФИО1 исключен из списков воинской части с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, срок службы ответчика в рядах ВС РФ по окончании военно-учебного заведения составил 2 года                    10 месяцев. Поскольку увольнение ответчика произошло до истечения пяти лет прохождения военной службы по контракту, он обязан возместить понесенные на его военную подготовку средства федерального бюджета. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств Федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования», утверждена методика исчисления размера указанных средств. Контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ФИО1 и МО РФ предусмотрена обязанность ответчика проходить военную службу по контракту в течение 5 лет после окончания обучения                         в училище, а также возместить в случаях, предусмотренным ФЗ «О воинской обязанности и службе» средства федерального бюджета, затраченные на                     его военную и специальную подготовку, в размере, рассчитанном в                 порядке, предусмотренном п. 7 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , исходя из фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств в размере 39 610 рублей в год. Размер ущерба, причинённого ФИО1 федеральному бюджету досрочным увольнением из рядов ВС РФ, составил 100 125 рублей 28 копеек.

На основании изложенного, МО РФ просило взыскать с ответчика ФИО1 денежные средства, затраченные на военную или специальную подготовку в размере 100 125 рублей 28 копеек.

Не согласившись с заявленными требованиями, ФИО1 представил суду письменные возражения, в котором просил отказать                              в удовлетворении иска, за его необоснованностью. В случае удовлетворения иска, ФИО1 просил предоставить ему рассрочку исполнения решения сроком на 24 месяца, с ежемесячной выплатой суммы задолженности в размере 4 171 рубля 88 копеек.

Представитель истца МО РФ, извещенный надлежащим образом                         о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть данное дело без его участия.

Ответчик ФИО1, извещенный надлежащим образом о времени               и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. В своем заявлении просил провести судебное заседание в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о МО РФ (далее – Положение), в соответствии                            с которым МО РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом ВС РФ и подведомственных Министерству организаций и главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МО РФ                       и реализацию возложенных на него полномочий.

В силу подп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ от имени казны Российской Федерации выступает в суде главный распорядитель средств федерального бюджета.

В соответствии с подп. 31 п. 10 Положения МО РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МО РФ и реализацию возложенных на него полномочий.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зачислен с ДД.ММ.ГГГГ на первый курс в ФГБУ ВОУ ВПО «Военно-медицинская академия им. ФИО4».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключил первый контракт на время обучения                в ФГБУ ВОУ ВПО «Военно-медицинская академия им. ФИО4»                                    и 5 лет военной службы после его окончания.

Приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначен на должность начальника отделения – врачом госпитального отделения медицинской роты 40 отдельной бригады морской пехоты войск и сил.

Согласно выписке из приказа командующего Тихоокеанским флотом                  от ДД.ММ.ГГГГ лейтенант медицинской службы ФИО1 уволен                  с военной службы в связи с невыполнением условий контракта (подп. «в» п. 1 ст. 51 Федерального закона).

Приказом командира войсковой части 10103 от ДД.ММ.ГГГГ лейтенант медицинской службы ФИО1 исключен из списков воинской части с ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из изложенного, срок службы ФИО1 в рядах ВС РФ               по окончании военно-учебного заведения составил 2 года 10 месяцев.

В силу ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999                   , контракте военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучении в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение ВС РФ квалифицированными кадрами.

При заключении указанного контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Пунктом 7 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ                            «О воинской обязанности й военной службе» предусмотрено, что граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подп. «д», «е», «е.1» и «з» п. 1,     подп. «в» и «д» п. 2 ст. 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.

Таким образом, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» установил обязанность, а Методика - порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан также в том случае, когда они по своей вине были уволены с военной службы ранее установленных сроков после окончания обучения.

Поскольку увольнение ответчика произошло до истечения пяти лет прохождения военной службы по контракту, следовательно он обязан возместить понесенные на его военную подготовку средства федерального бюджета.

Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2007                «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств Федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования» утверждена методика исчисления размера указанных средств (далее – Методика).

Названное постановление вступило в законную силу с 01.07.2007                            и распространяется на граждан Российской Федерации, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования на обучение, начиная с 2007 года.

Из материалов дела следует, что контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ФИО1 и МО РФ предусмотрена обязанность ответчика проходить военную службу по контракту в течение 5 лет после окончания обучения в училище, а также возместить в случаях, предусмотренным                                  ФЗ «О воинской обязанности и службе» средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку, в размере, рассчитанном в порядке, предусмотренном п. 7 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , исходя из фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств            в размере 39 610 рублей в год.

В соответствии с п. 2 Методики размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военных образовательных организациях, определяется исходя из расходов, произведенных военной образовательной организацией для выполнения квалификационных требований, в которые входят следующие расходы (п. 3 Методики):

- на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения                     и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых                       в процессе обучения, элементов тренажёрной базы и для общевоенной подготовки;

- на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований;

- на содержание преподавателей (оклад месячного денежного содержания                 и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями.

Период, за который определяются указанные расходы, составляет                            1 финансовый год (п. 5 Методики).

Размер ущерба, причинённого ФИО1 федеральному бюджету досрочным увольнением из рядов ВС РФ, составил 100 125 рублей 28 копеек.

Согласно п. «д» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная и государственная собственность и управление ею.

Статья 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» определяет, что воинские части и организации входят в общий состав ВС РФ, которые, в свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст.10 названного Федерального закона являются государственной военной организацией и на основании п. 12     ст. 1 имущество ВС РФ, других войск и воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Таким образом, право федеральной собственности на имущество ВС РФ, других войск и воинских формирований означает, что оно находится                              в собственности Российской Федерации, а не государственных организаций                      и органов, за которыми оно закреплено (или представлено им во владение, пользование или распоряжение) (ч. 4 ст. 214 ГК РФ).

Учитывая вышеизложенное, суд находит заявленные требования МО РФ к ФИО1 о взыскании денежных средств, затраченных на военную или специальную подготовку законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В своем возражении ответчик ФИО1 просил предоставить рассрочку исполнения решения сроком на 2 года, с ежемесячной оплатой в размере 4 171 рубля 88 копеек.

В силу ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

При решении вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки суд должен учитывать как интересы должника, так и взыскателя. Изменение сроков исполнения судебного решения должно быть обоснованным, основания такого изменения должны быть реальными с тем, чтобы изменение сроков исполнения решения не являлось инструментом для безосновательного затягивания исполнения судебного решения.

Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ           от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» заявления лиц, участвующих в деле об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда рассматриваются в порядке, установленном ст. 203 ГПК РФ.

При рассмотрении указанных заявлений с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.

В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ             «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено,              что по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве,                      ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок (аб3. 1-3 п. 25 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Таким образом лицо, ходатайствующее о рассрочке исполнения исполнительного документа, должно доказать не только затруднительность исполнения в настоящее время, но и реальную возможность его исполнения в течение срока, на который указанное лицо просит рассрочить исполнение исполнительного документа.

При определении имущественного положения стороны, заявившей ходатайство о предоставлении рассрочки исполнения, суд учитывает все источники, образующие доход заявителя.

ФИО1, обращаясь в суд с заявлением о предоставлении рассрочки в качестве причин, затрудняющих исполнение данного решения указал, что он является ординатором СПбГУ очной формы обучения по специальности ДД.ММ.ГГГГ «Терапия по образовательной программе ординатуры Р2.2803.2022 «Терапия» за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Предполагаемый срок окончания обучения – ДД.ММ.ГГГГ, и единовременно исполнить данное решение не представляется возможным.

Доводы ФИО1 о невозможности исполнить единовременно данное решение, в связи с тем, что он является ординатором СПбГУ очной формы обучения и не имеет постоянного стабильного заработка, не свидетельствуют об исключительном характере препятствий к исполнению данного решения и не может служить безусловным основанием для предоставления такой меры как рассрочка.

Достаточных доказательств, свидетельствующих о невозможности и крайней исполнения решения, не предоставлено.

Кроме того, материалы дела не содержат сведений о том, что у           ФИО1 отсутствует имущество, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, равно как и о том, что его материальное положение в будущем значительно улучшится.

Учитывая указанные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления ФИО1 о предоставлении рассрочки исполнения данного решения.

При этом, суд разъясняет ФИО1, что при наличии препятствий исполнения решения, носящий исключительный характер, он не лишен возможности обратиться с указанным заявлением в соответствии с положениями гражданского процессуального законодательства, после вынесения судебного решения.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика ФИО1 надлежит взыскать в федеральный бюджет судебные расходы по оплате государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований                       в размер 3 202 рублей 51 копейки, поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации                          к ФИО1 о взыскании денежных средств, затраченных на военную или специальную подготовку, удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации денежные средства, затраченные на военную или специальную подготовку в размере                100 125 рублей 28 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход МО «<адрес>» государственную пошлину в размере 3 202 рублей 51 копейки.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея                в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                           /подпись/

2-710/2022 ~ М-634/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации
Ответчики
Киржинов Хазрет Сергеевич
Суд
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея
Судья
Керашев Тимур Нурбиевич
Дело на странице суда
koshehablsky--adg.sudrf.ru
12.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2022Передача материалов судье
15.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2022Подготовка дела (собеседование)
27.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2022Судебное заседание
04.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее