Дело № 2-4768/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2020 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Новицкой Н.Н.,
при секретаре Волосач Л.В.,
с участием истца помощника прокурора Великого Новгорода Куряева И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичской межрайонной прокуратуры, действующей в интересах Милюкова И.М., к Министерству здравоохранения Новгородской области, об обязании возместить денежные средства за приобретение изделий медицинского назначения,
у с т а н о в и л:
Боровичская межрайонная прокуратура, действующий в интересах Милюкова И.М., обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Новгородской области о взыскании денежных средств, потраченных на приобретение изделий медицинского назначения, указав, что в ходе проведенной проверки по факту обращения Милюкова И.М. о нарушении его прав установлено, что Милюков И.М. состоит на диспансерном учете в лечебном учреждении с диагнозом "<данные изъяты> Участковым врачом ГОБУЗ "Боровичская центральная районная больница" Милюкову И.М. выписаны рецепты на изделия медицинского назначения: <данные изъяты> Указанные рецепты предъявлены Милюковым И.М. в аптечный пункт № 56 АО "Новгородфармация", где данные рецепты находились на отсроченном обслуживании. Согласно сведениям АО "Новгородфармация" поступления тест-полосок в аптеку не производилось с декабря 2019 года. Проверкой установлено, что <данные изъяты> Милюков И.М. не обеспечен, в связи с чем был вынужден приобрести указанные изделия медицинского назначения за собственные денежные средства, в размере 1 498 руб.
Определением суда в порядке подготовки к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены АО «Новгородфармация», ГОБУЗ "Боровичская центральная районная больница".
Определением суда от 08 октября 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Казна Новгородской области в лице Министерства финансов Новгородской области.
В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в иске.
Истец Милюков И.М., представители ответчиков Министерства здравоохранения Новгородской области, Казны Новгородской области в лице Министерства финансов Новгородской области, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, АО «Новгородфармация» и ГОБУЗ "Боровичская центральная районная больница" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Милюков И.М. и представитель ГОБУЗ "Боровичская центральная районная больница" просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представители Министерства здравоохранения Новгородской области, Казны Новгородской области в лице Министерства финансов Новгородской области, АО «Новгородфармация» не сообщили суду об уважительности причин неявки в судебное заседание.
Суд, в соответствии с ч.ч. 3, 4, 5 ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
В силу ст. 4 вышеназванного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1).
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со ст. 8 того же Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Пунктом 11.6.1 Территориальной программы предусмотрено, что лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении граждан, проживающих в Новгородской области, осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с перечнями групп населения и категорий заболеваний, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», областным законом от 10 мая 2007 N 97-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий в области здравоохранения», со стандартами оказания амбулаторно-поликлинической помощи, на основании Перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению N 6 к Программе.
Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее также - Перечень N 890), лица, страдающие диабетом вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставлении всех лекарственных препаратов, инсулиновых шприцов, шприцов типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, игл к ним, средств диагностики.
Из положений Областного закона Новгородской области от 10 мая 2007 № 97-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и наделении органов местного самоуправления Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области здравоохранения» (далее также - Областной закон от 10 мая 2007 № 97-ОЗ) следует, что одной из мер социальной поддержки граждан в области здравоохранения является бесплатное лекарственное обеспечение, предоставляемое категориям граждан, которые указаны в приложение 2 к данному Областному закону.
В соответствии с п. 6 ч. 1, ч. 3 ст.2 данного Областного закона гражданам в области здравоохранения в качестве меры социальной поддержки оказываются такие меры социальной поддержки, как бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями. Категории граждан, которым предоставляются данные меры социальной поддержки, устанавливаются в приложении 2 к Областному закону от 10 мая 2007 № 97-ОЗ.
Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства Новгородской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание лицам, страдающими онкологическими заболеваниями, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.
В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела установлено, что Милюков И.М. состоит на диспансерном учете в лечебном учреждении с диагнозом "<данные изъяты>".
Участковым врачом ГОБУЗ "Боровичская центральная районная больница" Милюкову И.М. выписаны следующие рецепты на изделия медицинского назначения:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
При обращении в аптеку АО «Новгородфармация» данные рецепты не были обеспечены в связи с отсутствием указанных изделий медицинского назначения, в связи с чем, поставлены от отсроченное обслуживание.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что истец, нуждающийся в силу имеющегося у него заболевания в <данные изъяты> был лишен бесплатного обеспечения указанными изделиями медицинского назначения, в связи с их отсутствием в аптечном пункте. Кроме того, Министерством здравоохранения Новгородской области несвоевременно выполнялись заявки о закупке данных изделий.
Поскольку Милюков И.М. был лишен возможности на бесплатное обеспечение изделиями медицинского назначения - <данные изъяты>, он приобрел их за счет собственных денежных средств: 24 января 2020 года на сумму 498 руб., 11 февраля 2020 года на сумму 500 руб., 03 марта 2020 года на сумму 500 руб., а всего на сумму 1 498 руб., что подтверждается кассовыми чеками.
Исходя из п.п. 1.1, 3.1.2, 3.1.49 Положения о Министерстве здравоохранения Новгородской области, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 21 декабря 2017 № 455, Министерство является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные полномочия в сфере охраны здоровья и обязательного медицинского страхования на территории области, осуществляет полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, субвенций из федерального бюджета, предусмотренных на реализацию переданных полномочий.
При таких обстоятельствах, учитывая, что бездействие Министерства, заключающееся в непринятии мер, направленных на обеспечение истца изделиями медицинского назначения, влечет нарушение гарантированных государством прав истца на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь, суд находит требования прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
С учетом обстоятельств дела, с Новгородской области в лице Министерства здравоохранения Новгородской области за счет казны Новгородской области следует взыскать в пользу Милюкова И.М. денежную компенсацию за приобретенные изделия медицинского назначения в сумме 1 498 руб.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 498 ░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, 28 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░