дело № 2-193/2023
10RS0008-01-2023-000173-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2023 года г. Медвежьегорск
Республика Карелия
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Медвежьегорского района Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Медвежьегорская центральная районная больница» об обязании устранить нарушение требований пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Медвежьегорского района Республики Карелия обратился в суд с иском по тем основаниям, что в ходе проведенной Прокуратурой Медвежьегорского района проверки в здании патологоанатомического отделения ГБУЗ РК «Медвежьегорская ЦРБ», расположенном по адресу: Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Солунина, д. 14, больничный городок, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные ст. 54, ст. 83, ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пп. 5.12 «СП 484.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утв. Приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582, п. 4.6, п. 4.14 СП 6.13130 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧЧС России от 21.02.2013 № 115, п. 4.1 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС России от 20.07.2020 № 539, п. 4.3.12 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утв. Приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194. Указанное здание находится в собственности Министерства здравоохранения Республики Карелия, закреплено за ГБУЗ РК «Медвежьегорская ЦРБ» на праве оперативного управления. Нарушение ответчиком требований пожарной безопасности создает угрозу развития пожара, жизни и здоровью персонала учреждения и иных лиц, уничтожения материальных ценностей. Прокурор Медвежьегорского района просит суд обязать ГБУЗ РК «Медвежьегорская ЦРБ» в течение 02 лет с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности в здании патологоанатомического отделения по адресу: г. Медвежьегорск, ул. Солунина, д. 14, больничный городок: обеспечить исправность и работоспособность системы пожарной сигнализации (СПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) здания морга, организовать работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности; обеспечить наличие технической документации на системы противопожарной защиты (СПС и СОУЭ); обеспечить наличие при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности проведение ежегодного испытания и оценки соответствия систем (СПС, СОУЭ) требованиям функциональной безопасности для выявления достижения систем предельного состояния и принятия мер к созданию новой системы; обеспечить наличие исправной системы пожарной сигнализации объекта; обеспечить наличие соответствующих требованиям кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты здания (СПС и СОУЭ); обеспечить наличие в предсекционном и секционном помещениях разной прокладки слаботочного кабеля линии СПС и силового кабеля; обеспечить автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок; обеспечить секционное помещение пожарными извещателями СПС; обеспечить здание светильниками аварийного освещения.
В ходе судебного разбирательства заместитель прокурора Медвежьегорского района Иовлев Д.С. исковые требования по изложенным основаниям поддержал.
Представитель ответчика ГБУЗ РК «Медвежьегорская ЦРБ» в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела без своего участия. В письменном отзыве указал, что СПС и СОУЭ работоспособна, но не соответствует требованиям пожарной безопасности, на выполнение работ по устранению выявленных нарушений потребуется срок до 05 лет.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Республики Карелия в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела без своего участия. В отзыве разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда, указав, что Министерство здравоохранения РК, являясь главным распорядителем средств бюджета Республики Карелия, распределяет бюджетные средства в строгом соответствии с Методическими рекомендациями по планированию бюджетных ассигнований бюджета РК на очередной год и перспективный плановый период. Распределение бюджетных ассигнований по конкретным направлениям расходов, включая проведение противопожарных мероприятий, находится в компетенции руководителя государственного учреждения – получателя средств бюджета. Средства на устранение нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ГБУЗ РК «Медвежьегорская ЦРБ», предусмотрены в общем объеме денежных средств 116311,4 тыс. руб. по распоряжению Правительства РК от 03.03.2009 № 62р-П. С учетом необходимости соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, объема работ для исполнения требований прокурора потребуется срок от 02 до 05 лет.
Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Медвежьегорскому и Пудожскому районам не явился, извещен, просил о рассмотрении дела без своего участия, в письменном отзыве требования прокурора полагает обоснованными, обращает внимание на необеспечение ГБУЗ РК «Медвежьегорская ЦРБ» исправного состояния СПС и СОУЭ, указывает, что работы по ремонту, техническому обслуживанию, эксплуатации указанных систем до настоящего времени не организованы.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Статьей 37 указанного Федерального закона установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов: 1) применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага; 2) устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; 3) устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; 4) применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара; 5) применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации; 6) применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций; 7) устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры; 8) устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты; 9) применение первичных средств пожаротушения; 10) применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения; 11) организация деятельности подразделений пожарной охраны.
В силу ст. 54 указанного Федерального закона системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта (ч.1). Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (ч.2).
Положениями ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ установлено, что автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке (ч.1). Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок (ч.5). Пожарные извещатели и иные средства обнаружения пожара должны располагаться в защищаемом помещении таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение пожара в любой точке этого помещения (ч.6). Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре (ч.7).
Оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться способами или комбинациями, указанными в ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ.
Согласно пп. 5.12 «СП 484.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утв. Приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582, ППКП и ППУ, функциональные модули индикации и управления, ИБЭ следует устанавливать в помещении пожарного поста. Допускается установка указанных устройств в других помещениях при одновременном выполнении условий: а) обеспечение указанными устройствами уровня доступа 2 (для лиц, ответственных за пожарную безопасность объекта, т.е. лиц, уполномоченных на принятие решений по изменению режимов и состояний работы технических средств) и уровня доступа 3 (для лиц, осуществляющих техническое обслуживание и наладку СПА объекта); б) обеспечение передачи всех извещений, предусмотренных указанными устройствами, на пожарный пост с целью отображения световой индикации и звуковой сигнализации, а также обеспечения функций ручного управления, регламентируемых национальными и межгосударственными стандартами. При отсутствии на объекте круглосуточного пребывания дежурного персонала требования к пожарному посту предъявляются только в части, касающейся помещения и размещения оборудования в нем.
Согласно п. 6.6 Свода правил СП 6.13130.2021 "Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности", утв. Приказом МЧС России от 06.04.2021 № 200, совместная прокладка кабелей и проводов СПЗ с кабелями и проводами иного назначения, а также кабелей питания СПЗ и кабелей линий связи СПЗ в одном коробе, трубе, жгуте, замкнутом канале строительной конструкции не допускается.
Пунктом 4.3.12. Свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утв. Приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194 установлено, что в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.
В соответствии с пунктами 6.7.1, 6.7.4 ГОСТ Р 59639-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность» не допускается эксплуатация технических средств СОУЭ с истекшим сроком службы. Для технических средств СОУЭ устанавливают следующие сроки периодичности плановой замены: - световые, звуковые и речевые пожарные оповещатели – в соответствии с рекомендациями изготовителей, но не более 10 лет.
В соответствии с п.6.6.1, 6.6.3, 6.6.4 ГОСТ Р 59638-2021 "Национальный стандарт. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" эксплуатацию технических средств СПС с истекшим сроком службы (эксплуатации) необходимо осуществлять в соответствии с ППР № 1479. Решение о дальнейшей эксплуатации должен принимать правообладатель объекта. По истечении срока службы технические средства должны быть заменены на аналогичные либо иные по согласованию с заказчиком и проектной организацией. Технические средства СПС рекомендуется заменять по истечении следующих сроков: - извещатели пожарные – в соответствии с технической документацией, но не более 10 лет; приборы и их компоненты, ИБЭ (за исключением элементов питания) – 10 лет; - вспомогательные технические средства пожарной автоматики – в соответствии с технической документацией, но не более 10 лет.
В силу п. 54 ППР № 1479 при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком) и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в уставленном порядке.
Как следует из материалов дела, ГБУЗ РК «Медвежьегорская ЦРБ» (ИНН 1013000930, ОГРН 1021001011052) на основании лицензии осуществляет медицинскую деятельность в зданиях по адресу: Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Солунина, д. 14, больничный городок.
В составе ГБУЗ «Медвежьегорская ЦРБ» имеется патологоанатомическое отделение, расположенное в отдельно стоящем одноэтажном кирпичном здании, 1976 года постройки, общей площадью 167,2 кв.м, где расположены 5 отдельных кабинетов, секционная, помещение для хранения и выдачи трупов/траурный зал. В штате указанного отделения значатся врач-патологоанатом, фельдшер-лаборант, санитарка.
Указанное здание имеет кадастровый номер 10:13:0000000:1057, на основании Распоряжения Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок № 522-р от 29.09.2015 передано в оперативное управление ГБУЗ РК «Медвежьегорская ЦРБ», дата государственной регистрации права 04.02.2016.
На основании представленной ГБУЗ РК «Медвежьегорская ЦРБ»» информации от 17.03.2023 СПС и СОУЭ здания патологоанатомического отделения приняты в эксплуатацию 20.07.2009.
В ходе инструментального обследования, проведенного Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Медвежьегорскому и Пудожскому районам в марте 2023 года, установлено, что ответчиком не организованы работы по техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности. СПС и СОУЭ объекта находятся в неисправном, неработоспособном состоянии. На объекте отсутствует техническая документация на системы противопожарной защиты здания (СПС и СОУЭ). По истечении срока службы эксплуатации технических средств, функционирующих в составе СОУЭ (оповещатели пожарные, приборы приемно-контрольные и управления пожарные и прочее) объекта защиты, не обеспечена их замена в установленном порядке. При эксплуатации технических средств, функционирующих в составе СПС сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), не обеспечено ежегодное проведение испытаний указанных средств до их замены в установленном порядке. Выбор типа исполнения проводов и кабелей систем противопожарной защиты в здании не соответствует требованиям пожарной безопасности (линии связи и питания систем противопожарной защиты выполнены проводом с маркировкой КСПВ). Отсутствует подтверждение (обоснование) работоспособности электропроводки (кабельных линий) систем противопожарной защиты в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону. Питание электроприемников СПС и СОУЭ осуществляется не от самостоятельного низковольтного комплектного устройства. СПС и СОУЭ не оборудованы автономными источниками питания (аккумуляторными батареями). При имитации неисправности (путем снятия извещателя из установочной площадки) на приборы управления вместо сигнала «Неисправность» пришел сигнал «Пожар». Средства обеспечения пожарной безопасности не соответствуют требованиям пожарной безопасности. В предсекционном и секционном помещениях допущена совместная прокладка слаботочного кабеля линии СПС с силовым в одном жгуте. Система противопожарной защиты объекта не обеспечивает автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в сосав установок. Система обеспечения пожарной безопасности не соответствует требованиям пожарной безопасности. Помещение секционного помещения не оборудовано пожарными извещателями СПС. Не произошло срабатывание (включение) звукового оповещателя, расположенного в предсекционном помещении. Не произошло срабатывание (включение) дымовых извещателей, расположенных в траурном зале.
Указанные нарушение подтверждаются справкой ОНД и ПР по Медвежьегорскому и Пудожскому району от 27.09.2021, протоколом инструментального обследования от 29.03.2023.
По факту выявленных в учреждении нарушений правил пожарной безопасности прокурором Медвежьегорского района еще 29.09.2021 было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере пожарной безопасности в здании морга. Однако, как следует из материалов дела, до настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности, о которых заявляет прокурор, ответчиком не устранены.
Неисполнение ответчиком установленной законом обязанности по обеспечению пожарной безопасности создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, уничтожения материальных ценностей в случае возникновения и развития пожара.
В этой связи требования прокурора суд считает основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, принимая решение об обязании ответчика совершить определенные действия, если эти действия не могут быть совершены иными лицами, суд устанавливает конкретный срок исполнения решения.
Определяя срок исполнения решения, суд принимает во внимание значимость заявленных прокурором исковых требований, подлежащее защите право неопределенного круга лиц на безопасные условия работы и эксплуатации здания, финансовые возможности ответчика по реальному исполнению решения, объем необходимых работ и руководствуется общеправовыми принципами разумности и справедливости. Суд также учитывает, что о выявленных нарушениях ответчику было известно задолго до обращения прокурора с иском в суд. С учетом фактических обстоятельств настоящего дела суд полагает необходимым установить срок исполнения установленной настоящим решением обязанности 02 года со дня вступления решения в законную силу.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать ГБУЗ РК «Медвежьегорская ЦРБ» (ИНН 1013000930, ОГРН 1021001011052) в течение двух лет с момента вступления настоящего решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности в здании патологоанатомического отделения (морга) с кадастровым номером 10:13:0000000:1057, расположенным по адресу: г. Медвежьегорск, ул. Солунина, д. 14, больничный городок, а именно:
обеспечить исправность и работоспособность системы пожарной сигнализации (СПС) и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) здания морга, организовать работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности;
обеспечить наличие технической документации на системы противопожарной защиты (СПС и СОУЭ);
обеспечить наличие при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности проведение ежегодного испытания и оценки соответствия систем (СПС, СОУЭ) требованиям функциональной безопасности для выявления достижения систем предельного состояния и принятия мер к созданию новой системы;
обеспечить наличие исправной системы пожарной сигнализации объекта;
обеспечить наличие соответствующих требованиям кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты здания (СПС и СОУЭ);
обеспечить наличие в предсекционном и секционном помещениях разной прокладки слаботочного кабеля линии СПС и силового кабеля;
обеспечить автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок;
обеспечить секционное помещение пожарными извещателями СПС;
обеспечить здание светильниками аварийного освещения.
Взыскать ГБУЗ РК «Медвежьегорская ЦРБ» в доход бюджета МО «Медвежьегорский муниципальный район» государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Л.А. Ерохова
Полный текст 11.04.2023.