Дело № 2-278/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2022 года г. Николаевск-на-Амуре
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края, в составе
председательствующего судьи А.С.Новосёлова,
при секретаре Ковцур И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества «Теплоэнергосервис» к Манченко Дмитрию Борисовичу о взыскании задолженности за оказанные услуги теплоснабжения, пени, компенсации судебных расходов и по встречному исковому заявлению Манченко Дмитрия Борисовича к АО «Теплоэнергосервис» о признании незаконным действия по начислению оплаты за незаконные услуги и обязании произвести перерасчет платы за отопление.
Третьи лица - администрация Охотского муниципального района Хабаровского края, администрация городского поселения «Рабочий поселок Охотск».
УСТАНОВИЛ:
Истец – АО «Теплоэнергосервис» обратилось в суд с исковым заявлением к ответчику о взыскании задолженности, в обоснование которого указал, что Охотский филиал АО «Теплоэнергосервис», согласно Постановления главы Охотского муниципального района Хабаровского края № 274 от 18.07.2011 года осуществляет на территории р.п. Охотск деятельность по выработке и транспортировке тепловой энергии предприятиям и населению, водоснабжению, и иных услуг с 01.09.2011 года. Согласно постановления Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края № 01 от 10.01.2013 «О выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию «Котельной МКУ 17,5 МВт в р.п. Охотск Хабаровского края»», актом от 15.11.2011 о подключении котельной № 3 к новой котельной МКУ 17,5 МВт, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> подключено к сети истца. Факт подключения дома <адрес> в котором расположено спорное жилое помещение к сети истца также подтверждается схемой теплоснабжения, утвержденной постановлением Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края от 01.07.2017 года № 268 «О схеме теплоснабжения муниципального образования городское поселение «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края до 2031 года. Поскольку, в соответствии со ст. 548 ГК РФ отношения, связанные со снабжением тепловой энергии, регулируются правилами о договоре энергоснабжения, предусмотренные ст. 539-547 ГК РФ, подключение ответчика к присоединенной сети теплоснабжения, согласно п. 3 ст. 438 и п. 1 ст. 540 ГК РФ признается акцептом. Следовательно, в соответствии со ст.433 ГК РФ, договор на теплоснабжение между АО «Теплоэнергосервис» и ответчиком считается заключенным с 01.09.2011 года. Статья 548 ГК РФ предусматривает, что положения, предусмотренные ст. ст. 539-547 ГК РФ применяются также к отношениям, связанным со снабжением водой, тепловой энергией через присоединенную сеть. В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; у собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение. В соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день просрочки. Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости № 99/2021/437418444 от 13.12.2021 года, ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Хабаровский край Охотский район р.п. Охотск ул. Набережная дом № 18, квартира № 6. Однако в результате неисполнения надлежащим образом обязательств по оплате коммунальных услуг, за ответчиком образовалась задолженность за теплоснабжения за период с 01.11.2020 по 15.06.2021 года в размере 11 430,88 руб. Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиям закона. В связи с поправками, внесенные в ГК РФ на основании закона № 99-ФЗ от 05.05.2014 «О внесении изменений в главу 4 части I ГК РФ и о признании утративши силу отдельных положений законодательных актов РФ» с 14.07.2015 года ОАО «Теплоэнергосервис» переименовано в Акционерное общество «Теплоэнергосервис» (сокращенное наименование - АО «Теплоэнергосервис»). 06.12.2021 года определением мирового судьи судебного участка № 60 судебного района «Охотский район Хабаровского края» судебный приказ по делу № 2-1816/2021 в соответствии со ст. 129 ГПК РФ отменен.
Истцом при подаче заявления о выдаче судебного приказа была оплачена государственная пошлина в размере 405,00 руб. На основании изложенного просит суд взыскать с ответчика Манченко Д.Б., <данные изъяты> в пользу АО «Теплоэнергосервис»: задолженность за оказанные услуги по теплоснабжению за период с 01.11.2020 по 15.06.2021 в размере 11430,88 руб., пени в сумме 894,11 руб., и далее в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки по день фактической уплаты суммы основного долга; расходы по оплате государственной пошлины в размере 493,00 руб. Итого сумма исковых требований составляет 12817,99 руб.
Манченко Д.Б., АО «Теплоэнергосервис» было подано встречное исковое заявление о признании незаконным действия по начислению оплаты за незаконные услуги и обязании произвести перерасчет платы за отопление, в обоснование встречного искового требования указано, что Охотским филиалом ОАО «Теполосервис» в течение нескольких лет производится неправомерное начисление платы за коммунальную услугу - отопление, которой Ответчик по гражданскому делу от 25.02.2022№ 2- 59/2022 не пользуется. Пакет всех необходимых документов, подтверждающих переход на индивидуальное отопление и отказ от услуг ОАО «Теплоэнергосервис» представлен представителем Ответчика по делу в судебный участок № 60 судебного района «Охотский район Хабаровского края» к возражениям по гражданскому делу от 19.04.2021 № 2-630/2021. Законодательство Российской Федерации не содержит запрета на переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием в качестве индивидуальных квартирных источников тепловой энергии электрических бойлеров. В 2014 году были вынуждены провести переустройство квартиры с переходом на индивидуальную систему отопления, которое Ответчиком надлежащим образом оформлено, все разрешения, установленные ст. 25-26 ЖК РФ, были получены и в технический паспорт квартиры внесены соответствующие изменения: указан вид отопления - автономное отопление (электрический бойлер). Установленные в квартире отопительные приборы не подпадают под перечень запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в многоквартирных домах, не противоречат нормам противопожарной безопасности, не нарушают права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью. Правомерность установки системы индивидуального отопления в квартире Ответчика по гражданскому делу от 25.02.2022 № 2-59/2022 никем не оспаривалась. Претензий ни от кого с 2014 по настоящее время не поступало. Разрешение на установку индивидуального отопления выдавалось администрацией городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края путем согласования проекта переустройства. В силу представленных действующим законодательством полномочий (п. 7 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ) администрация городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края имеет право самостоятельно принять решение о выдаче либо отказе в выдаче разрешения о согласовании переустройства жилого помещения. В соответствии с ч. 5, 8 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также осуществляют муниципальный жилищный контроль. В целях проведения переоборудования жилого помещения в соответствии с установленными законодательством требованиями, Ответчик обратился за получением согласования в администрацию городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края, как в орган, которому законодательно предоставлены такие полномочия. Мероприятия по согласованию переустройства данного жилого помещения комиссией администрации городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края проведены, руководствуясь Положением «О порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории городского поселения «Рабочий поселок Охотск» (Положение), утвержденным постановлением главы городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края № 21 от 23.08.2007 года. Данное Положение регулирует порядок согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории городского поселения «Рабочий поселок Охотск» и является правовым актом, обязательным для исполнения соответствующими юридическими и физическими лицами в целях унификации действий, обеспечивающих безопасные условия проживания граждан и контроль за соблюдением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Согласно пункту 2.1 Положения переустройство и (или) перепланировка жилых помещений допускается с соблюдением требований законодательства по согласованию с межведомственной комиссией по признанию помещения муниципального жилищного фонда городского поселения «Рабочий поселок Охотск» жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, согласования перепланировки и переустройства жилых помещений на основании принятого решения. Для согласования проведения переустройства жилого помещения путем изменения теплоснабжения квартиры с централизованного на индивидуальное, собственником квартиры в администрацию городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края были представлены все необходимые документы в соответствии с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ, копии которых находятся в материалахпо гражданскому делу от 19.04.2021 № 2-630/2021. В комплекте представленных документов проект переустройства в виде эскиза, выполненного в масштабе технического паспорта квартиры № 6 в доме № 18 по ул. Набережная в р.п. Охотск. Постановлением Правительства Хабаровского края от 09.02.2007 № 18-пр (диапазон действия редакции с 13.03.2007 по 14.04.2021) утвержден Порядок подготовки и оформления проектов переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения государственного жилищного фонда Хабаровского края, согласно которому перестановка нагревательных (отопительных) приборов (исключая перенос радиаторов в застекленные лоджии, балконы) разрешается по эскизному проекту. Согласно ч. 3 ст. 26 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме, документов установленных ч. 2 указанной статьи. Частью 2 ст. 27 ЖК РФ предусмотрено, что решение об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройства жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 указанной статьи. Межведомственной комиссией администрации городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края оснований для отказа в согласовании переустройства квартиры <адрес> не установлено, по результатам рассмотрения заявления и представленных к заявлению документов было выдано разрешение на переустройство квартиры от 25.06.2014 года № 15-14. Актом о завершенном переустройстве жилого помещения в МКД (система отопления) от 29.09.2014 года, составленным в соответствии с требованиями ст. 26 ЖК РФ, по результатам произведенного обследования жилого помещения, межведомственной комиссией подтверждено, что переустройство в квартире <адрес>, проведено в соответствии с разрешением от 25.06.2014 года № 15-14, указанная квартира пригодна к дальнейшей эксплуатации. В результате чего 29.09.2014 администрацией городского поселения «Рабочий посёлок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края выдано разрешение на ввод в эксплуатацию после переустройства. Акт о завершенном переустройстве жилого помещения в МКД (система отопления) от 29.09.2014 года был утвержден Постановлением администрации городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края от 17.10.2014 № 179. Согласование переустройства межведомственной комиссией администрации городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края проведено в соответствии с утвержденным Положением «О порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории городского поселения «Рабочий поселок Охотск», утвержденным постановлением главы городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края № 21 от 23.08.2007 года. В силу представленных действующим законодательством полномочий администрация городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского района Хабаровского края имела право самостоятельно принимать решение о выдаче либо отказе в выдаче разрешения о согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Кроме того, правомерность и законность принимать решения о выдаче либо отказе в выдаче разрешений о согласовании переустройства жилых помещений, расположенных в р. п. Охотск Хабаровского края в силу представленных действующим законодательством полномочий администрации городского поселения «Рабочий поселок Охотского муниципального района Хабаровского края, подтверждена решением арбитражного суда Хабаровского края от 16.07.2012 года по делу № А-73- 4944/2012, постановлением Шестого арбитражного суда Хабаровского края от 03.10.2012 № 06 АП-4100/2012, а так же Федеральным арбитражным судом по Дальневосточному федеральному округу от 17.12.2012 № Ф03- 566/2012. В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ по результатам произведенного переустройства 10.11.2014 года был изготовлен новый технический паспорт жилого помещения, в котором отражено наличие в квартире отопления от электрического котла. Таким образом, установленные ЖК РФ требования к согласованию и производству переустройства квартиры Ответчиком по гражданскому делу от 25.02.2022 № 2-59/2022 были полностью исполнены. Перейдя на использование индивидуального источника тепловой энергии, Ответчик по гражданскому делу от 25.02.2022 № 2-59/2022 регулярно производит оплату за потребленную электробойлером электроэнергию, задолженности перед ООО «Охотскэнерго» не имеет. Квартира используется для постоянно проживания, соответственно указанный температурный режим поддерживается постоянно и не нарушает теплого баланса многоквартирного дома. Доказательств того, что использование Ответчиком по гражданскому делу от 25.02.2022 № 2- 59/2022 индивидуального отопления в квартире <адрес> нарушает чьи-либо права либо создает угрозу безопасности жильцам дома, АО «Теплоэнергосервис» не представлено. Отношения теплоснабжения регулируются статьями 548, 539, 540, 544, 547 ГК РФ согласно положениям которых к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила регулирующие отношения энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, в том числе о заключении договора энергоснабжения с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии, а также праве гражданина, использующего энергию для бытового потребления расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. Обязательным условием исполнения договора теплоснабжения, в силу положений ст. 539 ГК РФ, является наличие у абонента энергопринимающего устройства - прибора отопления. Отсутствие в квартире на законном основании радиаторов, являющихся энергопринимающими устройствами, подтверждает факт отсутствия между Истцом и Ответчиком отношений по отоплению квартиры № 6, в доме № 18 по ул. Набережной в р. п. Охотск. Соответственно, в связи с отсутствием в квартире Ответчика по гражданскому делу от 25.02.2022 № 2-59/2022 обогревающих элементов централизованного отопления не возможно считать установленным факт оказания АО «Теплоэнергосервис» в период с 01.11.2020 по 15.06.2021 коммунальной услуги - отопление. Следовательно, у АО «Теплоэнергосервис» отсутствовали основания для начисления в отношении Манченко Д.Б. за отопление и направления квитанций, а у Манченко Д.Б. отсутствует обязанность по внесению платы за отопление в связи с тем, что ему не оказывается данная коммунальная услуга. В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ плата должна взиматься только за фактически потребленную тепловую энергию и не может взиматься за энергию, не потребленную независимо от оснований, по которым эта энергия не получена. Начисление оплаты за непредоставляемую услугу является необоснованной и противозаконной. В связи с принятием Правительством РФ, в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 10.07.2018 № 30-П, постановления от 28.12.2018 № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги в многоквартирном доме», вступившего в силу с 1 января 2019 года, которым внесены необходимые изменения в действующее законодательство и установлен порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД, отдельные помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких помещений лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД. Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии. На основании перечисленного Манченко Т.Н. просила в письме к АО «Теплоэнергосервис» от 01.04.2021 вход. № 30 о произведении перерасчета и начислении платы за отопление на общедомовые нужды по утвержденной формуле. Однако, АО «Теплоэнергосервис» письмо проигнорировал и продолжает начислять за отопление в полном объеме. В справке о задолженности, представленной к иску АО «Теплоэнергосервис» указано о поступившей в апреле 2021 года оплате в сумме 8040,0 рублей. Данная сумма внесена за отопление на общедомовые нужды. Кроме того, в процессе подготовки встречного искового заявления, представителем Ответчика по гражданскому делу от 25.02.2022 № 2-59/2022 произведена оплата за период с 01.11.2020 по 15.06.2021 за отопление на общедомовые нужды, в отсутствие возможности произвести расчет по утвержденной Правительством РФ формуле, из расчета 300,0 рублей в месяц, в общей сумме 2400,0 рублей. На основании всего выше перечисленного считает исковые требования по уплате задолженности за отопление в сумме 11430,88 руб., а так же начисление пени в сумме 894,11 руб. не обоснованными и неправомерными. На основании изложенного просит суд отказать АО «Теплоэнергосервис» в удовлетворении иска в полном объеме на основании представленных в настоящем встречном исковом заявлении доказательств неправомерного начисления за фактически не оказанные услуги; признать незаконными действия Истца по начислению оплаты за не оказываемые услуги и обязать произвести перерасчет платы за отопление только на общедомовые нужды в соответствии с утвержденной Правительством РФ формулой.
В судебное заседание представитель АО «Теплоэнергосервис» не прибыла, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В судебное заседание Манченко Д.Б., представитель не прибыли, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом.
Третьи лица - администрация Охотского муниципального района Хабаровского края, администрация городского поселения «Рабочий поселок Охотск», своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, своего мнению по существу заявленных исковых требований и встреченного иска не высказали.
Из предоставленного отзыва АО «Теплоэнергосервис» на встречное исковое заявление следует, что согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости № 99/2021/437418444 от 13.12.2021 Манченко Д.Б. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального фонда с момента заключения такого договора; у собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Из встречного искового заявления следует, что в 2014 году Манченко Д.В. произвел переустройство данного жилого помещения, которое выразилось в демонтаже энегопринимающих элементов системы центрального отопления и установке местного отопления (электроболера). Данное обстоятельство подтверждается решением о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения № 15-14 от 25.06.2014 года, актом о завершенном переустройстве жилого помещения в многоквартирном доме от 29.09.2014 года, разрешением № 101-12 на ввод объекта в эксплуатацию после переустройства и перепланировки, постановлением от 29.09.2014 года, постановлением Администрации городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края от 17.10.2014 № 179, техническим паспортом жилого помещения от 06.11.2014. Однако Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьями 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1-3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребленные этой услуги в жилом или нежилом помещении, с одной стороны, и, с другой-платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения в многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения подобного рода работ, перешли на отопления конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения. По смыслу положений, изложенных в п. 5 указанного постановления, возможность освобождения от оплаты за теплоснабжение жилого помещение не индивидуальным источником отопления, распространено данным постановлением только в отношении собственников и иных пользователей, которые соблюли порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действовавший на момент переустройства, обеспечивают нормальную температуру в жилом помещении. Действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства систем внутриквартирного отопления. В частности, на момент произведенного переустройства спорного жилого помещения, правовое регулирование отношений, возникающих в связи с этим переходом, осуществляется в первую очередь главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации о переустройстве жилого помещения, предусматривающий, в числе прочего, разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (ст. 26 Жилищного кодекса РФ). В р.п. Охотск указанным органом является администрация городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края. Последствия перехода на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии при отказе от системы централизованного теплоснабжения должны быть предметом оценки органа местного самоуправления при проверке в порядке ст. 25-27 Жилищного кодекса Российской Федерации проекта переустройства жилого помещения на предмет его соответствия требования законодательства. Доказательства чему не предоставлены. Выданные администрацией городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края решения о согласовании переустройства, акты о завершенном переустройстве, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и постановления об их утверждении не содержат какой-либо оценки соответствия планируемого и произведенного переустройства установленным нормам и правилам, а лишь констатируют факт производства таких работ. Таким образом, получение согласований на переустройство и разрешений на введение объекта в эксплуатацию после выполнения работ носит формальный характер, вопрос о соответствии произведенного переустройства проекту переустройства, равно как и его наличия (отсутствия), наличия (отсутствия) нарушения в результате выполненных работ прав и охраняемых законом интересов иных лиц, администрацией городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края по существу не разрешался. Вопросы сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях и нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения предметом оценки органа местного самоуправления при проверки в порядке ст. ст. 25-27 Жилищного кодекса Российской Федерации планируемого и произведенного переустройства не являлись. При этом, несмотря на демонтаж радиаторов отопления часть центральной системы отопления многоквартирного дома в виде контурной трубы продолжает использоваться для отопления жилых помещений, сохраняется возможность подключения в квартирах радиаторов отопления к внутридомовой системе отопления. В связи с чем, считают, что демонтаж радиаторов отопления в жилом помещении не может свидетельствовать о прекращении правоотношений по потреблению тепловой энергии и не освобождает его от обязанности производить оплату услуг по теплоснабжению. В соответствии ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснования своих требования и возражений. На основании вышеизложенного, во встречном исковом заявлении Манченко Д.Б., к АО «Теплоэнергосервис» о признании не законным действия по начислению оплаты за неоказанные услуги и обязанности произвести перерасчет платы за отопления просят отказать. Исковые требования АО «Теплоэнергосервис» о взыскании с Манченко Д.Б., задолженности за оказанные услуги теплоснабжения за период с 01.11.2020 по 15.06.2021 в размере 11430,88 руб.; пени в сумме 894,11 руб. и далее в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки по день фактической оплаты суммы основного долга, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 493,00 руб. - удовлетворить в полном объеме.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 201 ГК РФ и ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Так же, граждане согласно ст. 153 ЖК РФ обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 31, ч. 3 ЖК РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от принятого на себя обязательства недопустим.
В силу ст. 309, 314 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона в установленный срок.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 2, ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги жилого помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающего в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
При этом плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
Охотский филиал АО «Теплоэнергосервис», согласно Постановления главы Охотского муниципального района Хабаровского края № 274 от 18.07.2011 года осуществляет на территории р.п. Охотск деятельность по выработке и транспортировке тепловой энергии предприятиям и населению, водоснабжению, и иных услуг с 01.09.2011 года.
Согласно постановления Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края № 01 от 10.01.2013 «О выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию «Котельной МКУ 17,5 МВт в р.п. Охотск Хабаровского края»», актом от 15.11.2011 о подключении котельной № 3 к новой котельной МКУ 17,5 МВт, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> 6 подключено к сети истца.
Факт подключения дома <адрес> в котором расположено спорное жилое помещение к сети истца также подтверждается схемой теплоснабжения, утвержденной постановлением Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края от 01.07.2017 года № 268 «О схеме теплоснабжения муниципального образования городское поселение «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края до 2031 года.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела в результате неисполнения надлежащим образом обязательств по оплате коммунальных услуг, за должником, собственником образовалась задолженность за теплоснабжение за период с 01.11.2020 года по 15.06.2021 год в сумме 11430,88 руб.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение вышеуказанных норм закона доказательств подтверждающих уплату образовавшейся задолженности суду не представлено.
При таких обстоятельствах задолженность по оплате коммунальных услуг подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Кроме того, согласно ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Согласно п. 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7, сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам ст. 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня.
Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору.
Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (п. 3, ст. 395 ГК РФ).
При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Расчет процентов, начисляемых после вынесения решения, осуществляется в процессе его исполнения судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Учитывая, что положение ч. 14 ст. 155 ЖК РФ и ст. 395 ГК РФ имеют аналогичное содержание в части обязанности ответчика уплатить неустойку по день фактической оплаты, то положение п. 48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 об указании на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства, может быть применено по аналогии и к пени, предусмотренной ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, так как такое требование, по существу, соответствует нормам жилищного законодательства.
Таким образом, с Манченко Д.Б., следует взыскать пени в сумме 894,11 руб. и далее в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки по день фактической оплаты суммы основного долга.
Каких либо объективных доказательств подтверждающих, то обстоятельств, что сумма задолженности по оплате коммунальных услуг не соответствует объему предоставленных ответчику услуг суду так же не предоставлено.
Разрешая встречные исковые требования Манченко Д.Б., суд исходит из следующего.
Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (часть 1).
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (часть 1).
В силу ч. 4, ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 15, ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно Требованиям к схемам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 года № 154, в схему теплоснабжения включаются условия применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, определение условий организации централизованного и индивидуального отопления.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что содержащаяся в части 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» норма, направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (Определения от 17 ноября 2011 года № 1514-О, от 25 января 2012 года № 199-О-О, от 21 марта 2013 года № 457-О, от 17 июля 2014 года № 1681-О и другие).
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 года по делу № АКПИ15-198 об оспаривании нормативного правового акта, предусмотренный ч. 15, ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении» запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
При этом действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается лишь при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Вместе с тем, сведений о внесении изменений в схему теплоснабжения городского поселения «Рабочий поселок Охотск, предусматривающих условия перехода на индивидуальные источники теплоснабжения квартир в указанном многоквартирном доме в материалы дела не предоставлено.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 6 Правил поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством РФ о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования).
Согласно пункта 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019 г.) отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.
В силу пункта 35 Правил № 354 потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 № 46-П, переход на отопление жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.
Запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Таким образом, при разрешении встречного иска, истцу необходимо доказать надлежащее подключение квартиры к электроотоплению (бойлеру), ввода соответствующих установок в эксплуатацию с учетом действующей в многоквартирном доме системы теплоснабжения, а также перехода на индивидуальное теплоснабжение при соблюдении требований законодательства, регулирующих порядок такого перехода.
Кроме того, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491), посредством которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
В соответствии с ч. 1, ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота.
Соответственно, сам по себе демонтаж приборов отопления при сохранении стояков внутридомовой системы отопления не свидетельствует о переходе на индивидуальное отопление, и о том, что тепловая энергия истцом по встречному иску не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом, где распределяется, в том числе, через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая весь объект теплоснабжения в целом, а спорное помещение не лишено теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции многоквартирного дома.
Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно, соответствующий проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома в целом.
В материалы дела такой проект также не представлен.
Кроме того, отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального источника отопления предполагает изменение общедомовой инженерной системы отопления, на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме в установленном законом порядке (статьи 44 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации), что по делу так же не подтверждено.
Таким образом, суд не находит достаточных оснований для удовлетворения встречных исковых требований.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, суд присуждает стороне, в пользу которой состоялось решение суда, возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с вышеуказанной нормой закона в пользу истца подлежит возмещению государственная пошлина оплаченная при подаче искового заявления в суд в размере 493,00 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск акционерного общества «Теплоэнергосервис» к Манченко Дмитрию Борисовичу о взыскании задолженности удовлетворить.
Взыскать с Манченко Дмитрия Борисовича в пользу акционерного общества «Теплоэнергосервис» задолженность за оказанные услуги по теплоснабжению за период с 01.11.2020 по 15.06.2021 в размере 11430,88 руб., пени в сумме 894,11 руб., и далее в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки по день фактической уплаты суммы основного долга; расходы по оплате государственной пошлины в размере 493,00 руб.
Встречные исковые требования Манченко Дмитрия Борисовича к АО «Теплоэнергосервис» о признании незаконным действия по начислению оплаты за незаконные услуги и обязании произвести перерасчет платы за отопление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Хабаровский краевой суд через данный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение по делу изготовлено 03 июня 2022 года.
Судья Новосёлов А.С.