Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-574/2019 ~ М-71/2019 от 16.01.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2019 года

Азовский городской суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Акименко Н.Н.,

при секретаре Карпенко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым требованиям Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Обильненского сельского поселения <адрес>, Шаповал Н.В. о признании недействительным постановления о предоставлении в собственность земельного участка, признании ничтожным договора купли-продажи земельного участка, признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился Ростовский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Обильненского сельского поселения <адрес>, Шаповал Н.В. о признании недействительным постановления о предоставлении в собственность земельного участка, о признании ничтожным договора купли-продажи земельного участка, о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок.

В обоснование исковых требований указал, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законов при предоставлении в частную собственность земельного участка с кадастровым номером . В ходе проверки выявлено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>.м по адресу: <адрес>, из земель населенных пунктов, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. На основании протокола о результатах аукциона администрации Обильненского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и постановления администрации Обильненского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Обильненского сельского поселения и Шаповал Н.В. заключен договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , предметом которого указан земельный участок с кадастровым номером , государственная регистрация права собственности осуществлена ДД.ММ.ГГГГ за . Прокурор указывает, что нахождение в частной собственности земельного участка на территории второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения влечет за собой нарушение интересов Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на равный доступ к природных ресурсам. Кроме того, при предоставлении в частную собственность спорного земельного участка администрацией нарушен порядок проведения аукциона.

Просил признать постановление администрации Обильненского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Шаповал Н.В. в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» недействительным;

признать ничтожным договор купли-продажи от земельного участка с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ , заключенный между администрацией Обильненского сельского поселения и Шаповал Н.В;

признать отсутствующим зарегистрированное право собственности на земельный участок с кадастровым номером за ответчиком Шаповал Н.В.

В судебном заседании помощник прокурора Б исковые требования поддержала, указав на доводы искового заявления.

Представитель администрации Обильненского сельского поселения в судебное заседание не явился, уведомлялся о дне и времени судебного заседания.

Ответчик Шаповал Н.В. в судебное заседание не явилась, уведомлялась судом о дне и времени судебного заседания. Направила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и письменный отзыв, в котором возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика Шаповал Н.В. по доверенности Луговская И.С. исковые требования не признала.

В суд не явился представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотрение дела при такой явке.

Заслушав помощника прокурора Б, представителя Луговскую И.С., изучив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограниченные в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, и используемых для целей питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения.

В силу ч. 4 ст. 18 Закона "О санитарно-эпидемиологического благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Во исполнение указанных положений Закона Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. N 10 утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" СанПиН 2.1.4.1110-02", которые обязательны для исполнения.

В соответствии с п. 1.4. Правил на всех водопроводах, в не зависимости от ведомственной принадлежности подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов, при этом первой пояс (строго режима) включает территорию водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защиты места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения (п. 1.5. Правил).

П. 1.6. выше указанных правил предусматривает, что организация зон санитарной охраны должны предшествовать его проект, в который включаются определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режимы хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра Государственного Эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. п. 1.4 и 1.5 СанПин 2.1.4.1110-02).

Постановлением Совета депутатов трудящихся Ростовской области 1951 года и решением Ростовского областного совета народных депутатов N 692 от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении границ зон санитарной охраны Таганрогского Дон водопровода и Грунтового водопровода", в целях охраны источников водоснабжения утверждены границы зон санитарной охраны.

Согласно описанию границ зон санитарной охраны источника водоснабжения, в пределах территории второго пояса находятся следующие населенные пункты: Кумженский, Колузаево, Курганы, Городище, Елизаветинское, Обуховка, Дугино, Рогожкино, Усть-Койсуг, Калинин, Крым, Чалтырь, Хапры, Недвиговка, Синявка.

Законность решения исполнительного комитета Ростовского областного совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении границ зон санитарной охраны Таганрогского донводопровода и грунтового водопровода" в части отнесения ко второму поясу зоны санитарной охраны населенных пунктов, где расположен спорный земельный участок ответчика, подтверждена решением Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 3а-679/2017, принятому по исковым требованиям Администрации Елизаветинского сельского поселения. Решение оставлено без изменения Верховным Судом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ

Проектом зоны санитарной охраны водопроводных сооружений на реке Дон в районе х. Дугино Азовского района РО для г. Таганрога, разработанном в 1989 г., также предусмотрено, что во второй пояс санитарной охраны включаются населенные пункты по правому берегу реки Дон и реки Большая Каланча: х. Колузаево (частично), х. Курган, ст. Елизаветинская, х. Коса, х. Обуховка, х. Дугино, х. Казачий Ерик, х. Рогожкино, по левому берегу реки Дон и река Большая Каланча: х. Усть-Койсуг и х. Шмат.

Таким образом, населенный пункт х. Усть-Койсуг входит в границу второго пояса Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения согласно решению Исполнительного Комитета Ростовского областного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ N 692, утвердившего границы Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Поэтому предоставление в собственность земельных участков на территории данного населенного пункта после введения в действие требований пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ (ДД.ММ.ГГГГ) противоречит действующему законодательству.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Государственный Кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв. м, по адресу: <адрес>, образованного из земель населенных пунктов.

На основании постановления Администрации Обильненского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером с ответчиком Шаповал Н.В.

Из представленных в материалы дела доказательств, а именно информации Управления Роспотребнадзора по Ростовской области, схемы градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территорий, информации отдела архитектуры и градостроительства Администрации Азовского района усматривается, что спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны для источника водоснабжения, вследствие чего спорный земельный участок ограничен в обороте и не мог передаваться ответчику в собственность.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о недействительности постановления органа местного самоуправления о предоставлении в собственность земельного участка.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона "О кадастре" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона "О кадастре" сведений о границах зоны с особыми условиями использования территорий вносятся в Государственный кадастр недвижимости на основании документов, предоставленных в порядке информационного взаимодействия органами государственной власти или органами местного самоуправления, принявшими решение об установлении такой зоны.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 252-ФЗ "О внесении сведений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" установлен срок внесения сведения о местоположении границ с особыми условиями использования территорий - до 01.01.2022. Законом не предусмотрено, что зоны санитарной охраны считаются установленными со дня внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости.

Наличие или отсутствие сведений в кадастре недвижимости о нахождении спорного земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны не влияет на факт существования указанной охранной зоны в установленных границах, а также на отнесение земельного участка к землям ограниченным в обороте, поскольку в этих целях приняты документы территориального планирования, которые являются обязательными для исполнения.

Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Поэтому удовлетворяются требования о ничтожности заключенного между ответчиками договора купли-продажи и соответственно о применении последствий недействительности в виде признания отсутствующим государственной регистрации права собственности ответчика Шаповал Н.В. на спорный земельный участок.

Также, обоснованны доводы истца о нарушении порядка проведения аукциона.

Статья 39.18 Земельного кодекса РФ содержит особенности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, согласно которым в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года №909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в качестве официального сайта для размещения информационных сообщений определен сайт www.torgi.gov.ru.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года №909 на указанном сайте подлежит размещению информация о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В ходе рассмотрения дела установлено, что администрации не разместила на официальном сайте www.torgi.gov.ru информацию о предстоящем предоставлении спорного земельного участка.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 года №909 предусматривается размещение информации о предполагаемом предоставлении земельного участка на официальном сайте www.torgi.gov.ru, исходя из принципа ее доступности для максимального количества потенциальных участников, а на администрацию сельского поселения возлагался определенный контроль за ее размещением в порядке, установленном для официального опубликования и размещения на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который предусматривается положениями Земельного кодекса Российской Федерации и иными нормативными актами.

В силу требований п. 4 ч. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в извещении о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства указываются, в том числе, дата окончания приема заявлений, которая устанавливается с учетом требований п. п. 2 указанных части и статьи Земельного кодекса Российской Федерации о тридцатидневном сроке для подачи таких заявлений.

Подобные действия администрации Обильненского сельского поселения привели к ограничению доступа неопределенного круга лиц к участию а аукционе, в связи с чем, исковые требования следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из ч. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Поэтому, с администрации Обильненского сельского поселения в пользу Шаповал Н.В. взыскиваются денежные средства в размере <данные изъяты> рубля, внесенные в счет оплаты земельного участка.

Руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Обильненского сельского поселения <адрес>, Шаповал Н.В. о признании недействительным постановления о предоставлении в собственность земельного участка, признании ничтожным договора купли-продажи земельного участка, признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок.

Признать недействительным постановление администрации Обильненского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Шаповал Н.В. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>».

Признать ничтожным договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером , заключенный между администрацией Обильненского сельского поселения и Шаповал Н.В..

Признать отсутствующим зарегистрированное за Шаповал Н.В. право собственности на земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Взыскать с администрации Обильненского сельского поселения в пользу Шаповал Н.В. денежные средства в размере <данные изъяты> рубля.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 марта 2019 года

Судья

2-574/2019 ~ М-71/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Шаповал Наталья Вячеславовна
администрация Обильненского сельского поселения
Другие
Управление Роспотребнадзора по Ростовской области
Суд
Азовский городской суд Ростовской области
Судья
Акименко Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
azovsky--ros.sudrf.ru
16.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2019Передача материалов судье
18.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2019Судебное заседание
15.03.2019Судебное заседание
22.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2019Дело оформлено
26.04.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее