Дело № 2-373/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гор. Кизилюрт 28 сентября 2020 г.
Кизилюртовский городской суд в составе:
председательствующего судьи Хамидова М.Ш.,
при секретаре Идрисовой П.М.,
с участием:
представителя истца-Кизилюртовской межрайонной прокуратуры- Дигдало Я.И.,
представителя ответчика-администрации ГО «Город Кизилюрт» Хабибулаевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по иску Кизилюртовского межрайонного прокурора к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 7 «Красная шапочка» города Кизилюрта и администрации городского округа «Город Кизилюрта» о возложении обязанности по обеспечению учреждения стационарным металлоискателем,
У С Т А Н О В И Л:
Кизилюртовский межрайонный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц обратился ив суд с иском к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Детский сакд № 7 «Красная шапочка» гор. Кизилюрта и администрации городского округа «Город Кизилюрт» о признании бездействия муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения и администрации ГО «Город Кизилюрт», выразившиеся в неисполнении требований Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и от 06 марта 20006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», не законными и обязать их администрацию ГО «Город Кизилюрт» профинансировать работы по оборудованию входа в здание МКДОУ, а МКДОУ «детский сад № 7» оборудовать вход в здание металлоискателем (металлодетектором) в срок до 01.02.2021 года, по следующим основаниям:
истцом проведена проверка образовательных учреждений города Кизилюрта на предмет соблюдения требований федеральных законов от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и от 06 марта 2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму». В соответствии с пп.2 п.6 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В п.З ст.З Конвенции о правах детей указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Согласно пунктам 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года. Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. Согласно пункту 4 статьи 3 указанного Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства по обеспечению безопасности в учреждениях образования, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в школьных учреждениях.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в муниципальном казенном дошкольному образовательном учреждении «Детский сад № 7» города Кизилюрта отсутствует система технического контроля - металлоискатель (металлодетектор), что существенно снижает антитеррористическую безопасность объекта образования. Поскольку МКДОУ «детский сад № 7» является образовательным учреждением с массовым пребыванием граждан, в указанном учреждении должны быть приняты меры по обеспечению безопасности образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе террористических актов. Между тем, в данном образовательном учреждении не приняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение защиты жизни и здоровья детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, и иных лиц, посещающих указанное учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, поскольку учреждение не оснащено металлоискателем (металлодетектором). Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие металлоискателя (металлодетектора) не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, поскольку способствует беспрепятственному проносу в общеобразовательное учреждение холодного и огнестрельного оружия и других запрещенных предметов. В этой связи установка металлоискателя (металлодетектора) при входе в образовательное учреждение является требуемой мерой упреждающего характера пресечения преступлений террористической направленности и направлено на обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с Уставом МКДОУ «Детский сад № 7» его учредителем является администрация городского округа «Город Кизилюрт» (далее - ГО «Город Кизилюрт»). Финансирование МКДОУ «Детский сад № 7» осуществляется через централизованную бухгалтерию администрации ГО «Город Кизилюрт». Таким образом, исполнение требований нормативно - правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления.
Основными причинами и условиями, способствующими этим нарушениям, являются, игнорирование требований федерального законодательства в части обеспечения антитеррористической защищенности образовательного учреждения. Подобным бездействием нарушаются конституционные права и интересы учащихся образовательных учреждений и иных лиц, то есть неопределенного круга лиц.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Представитель истица-помощник прокурора Дигдало Я.И. в суде полностью подтвердила исковые требования прокурора и просит суд их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика- администрации ГО «Город Кизилюрт» Хабибулаева М.А. в суде исковые требования истца не признала обоснованными по тем основаниям, что в бюджете администрации ГО «Город Кизилюрт» средства на указанные в исковом заявлении цели не предусмотрены. Принятие решения по данному вопросу она оставляет на усмотрение суда.
Заведующая МКДОУ «Детский сад № 7 «Красная шапочка» гор. Кизилюрта, обратилась в суд с письменным ходатайством о рассмотрении данного дела без ее участия.
Выслушав сторон и исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям:
согласно п.п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
согласно п. 8 ч.1 ст. 41 этого же Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года. Пунктом 11 Концепции к числу основных задач противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;
согласно п.п. 1.7 ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму», одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. Согласно п.4 ст. 3 указанного Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства по обеспечению безопасности в учреждениях образования, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в школьных учреждениях;
согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения;
согласно п. 7.1 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа. А согласно п. 3 ч.1 ст. 17 этого же Закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов;
согласно с п. 5 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии с Уставом МКДОУ «Детский сад № 7» его учредителем является администрация городского округа «Город Кизилюрт» (далее - ГО «Город Кизилюрт»). Финансирование МКДОУ «Детский скад № 7» осуществляется через централизованную бухгалтерию администрации ГО «Город Кизилюрт». Таким образом, исполнение требований нормативно - правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления;
проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено и сторонами не оспаривается тот факт, что в нарушение требований действующего законодательства в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №7» города Кизилюрта отсутствует система технического контроля - металлоискатель (металлодетектор), что существенно снижает антитеррористическую безопасность объекта образования. Поскольку МКДОУ «Детский сад № 7» является образовательным учреждением с массовым пребыванием граждан, в указанном учреждении должны быть приняты меры по обеспечению безопасности образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе террористических актов. Между тем, в данном образовательном учреждении не приняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение защиты жизни и здоровья детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, и иных лиц, посещающих указанное учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, поскольку учреждение не оснащено металлоискателем (металлодетектором). Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие металлоискателя (металлодетектора) не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, поскольку способствует беспрепятственному проносу в общеобразовательное учреждение холодного и огнестрельного оружия и других запрещенных предметов. В этой связи установка металлоискателя (металлодетектора) при входе в образовательное учреждение является требуемой мерой упреждающего характера пресечения преступлений террористической направленности и направлено на обеспечение безопасности обучающихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности;
основными причинами и условиями, способствующими этим нарушениям, являются, игнорирование требований федерального законодательства в части обеспечения антитеррористической защищенности образовательного учреждения. Подобным бездействием нарушаются конституционные права и интересы учащихся образовательных учреждений и иных лиц, то есть неопределенного круга лиц, а согласно ст. 45. ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворив исковые требования Кизилюртовского межрайонного прокурора:
признать бездействие муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7 «Красная шапочка» города Кизилюрта и администрации ГО «Город Кизилюрт», выразившееся в неисполнении требований федеральных законов от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и от 06 марта 2006 года №35-Ф3 «О противодействии терроризму», незаконным;
обязать администрацию городского округа «Город Кизилюрт» в срок до 01 февраля 2021 года профинансировать работы по оборудованию входа в здание МКДОУ «Детский сад № 7 «Красная шапочка» города Кизилюрта металлоискателем (металлодетектором);
обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение МКДОУ «Детский сад № 7 «Красная шапочка» города Кизилюрта в срок до 1 февраля 2021 года оборудовать вход в здание металлоискателем (металлодетектором).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан, в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий: