Мотивированное решение составлено 26.02.2024.
№ ***
№ ***)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 февраля 2024 года г. Железногорск
Железногорский городской суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Е.В.,
при секретаре ФИО3,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика Управления социальной защиты и охраны здоровья населения *** Курской области ФИО4,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Курской области ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования в Курской области об установлении факта постоянного проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом, признании права на предоставление и назначение ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте до трех лет,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты и охраны здоровья населения *** Курской области об установлении факта постоянного проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом, признании права на предоставление и назначение ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте до трех лет, в обоснование которого указано, что он является отцом несовершеннолетней ФИО2, **.**.** года рождения. **.**.** он обратился в Управление социальной защиты и охраны здоровья населения *** Курской области с заявлением на предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте до трех лет по основаниям Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Решением от **.**.** в назначении указанной выплаты было отказано по причине отсутствия непрерывного периода проживания непосредственно перед датой рождения ребенка в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом не менее 4 лет. С данным решением он не согласен. В г. Железногорске Курской области истец проживал и был зарегистрирован с **.**.**. Разрыв в регистрации с **.**.** по **.**.** обусловлен продажей квартиры и покупкой новой. Однако в данный период он за пределы г. Железногорска Курской области не выезжал. С **.**.** истец работает в ООО «АПК-Курск».
В иске ФИО1 просил об установлении факта постоянного проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом г. Железногорск Курской области с **.**.** по **.**.**, признании права на предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка ФИО2 в возрасте до трех лет, с момента возникновения права, с первого числа месяца рождения ребенка, отмене решения Управление социальной защиты и охраны здоровья населения *** Курской области от **.**.**, обязании ответчика принять решение о назначении вышеуказанной выплаты и передать данные сведения в Отделение фонда пенсионного и социального страхования в Курской области.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Управления социальной защиты и охраны здоровья населения *** Курской области ФИО4 полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, в связи с тем, что на момент рассмотрения дела у ответчика отсутствуют полномочия для принятия решения о назначении спорной выплаты, которые были переданы в ОСФР по Курской области, в связи с чем не имеется оснований и полномочий для назначения спорной выплаты и передачи данных сведений в ОСФР по Курской области, и в связи с тем, что решением от **.**.** истцу было отказано в назначении спорной выплаты. Требования об установлении юридического факта оставила на разрешение суда.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Курской области ФИО5 возражала относительно исковых требований о передаче ответчиком соответствующих сведений в ОСФР по Курской области, поскольку решением ответчика от **.**.** истцу было отказано в назначении спорной выплаты. Решение о назначении истцу спорной выплаты должен был принимать ответчик.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1) определена государственная политика в области социальной поддержки граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (ст. 1).
Статьей 7 вышеуказанного Закона установлено, что его действие распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 превышает 1 Ки/кв. км. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.
Статьей 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8).
*** Курской области внесен в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства РФ от **.**.** N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в связи с этим отнесен к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно пунктам 7, 10 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 право на ежемесячную денежную выплату имеют граждане, указанные в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона; дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно части 1 статьи 19 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 18 настоящего Закона.
Пунктом 7 части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 гарантируется ежемесячная выплата на каждого ребенка: до достижения возраста полутора лет - в размере 3 000 руб., в возрасте от полутора до трех лет - в размере 6 000 руб.
В соответствии со статьей 4 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 ежемесячная выплата, указанная в пункте 7 части первой статьи 18 настоящего Закона, осуществляется при условии постоянного проживания (работы) граждан непосредственно перед датой рождения ребенка, на которого назначается выплата: в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - не менее 4 лет.
Постановлением Правительства РФ от 28.06.2016 N 588 (в ред. от 10.07.2020 действующей на момент возникновения спорных правоотношений) утверждены Правила предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым определяется порядок назначения и выплаты такого пособия.
Согласно п.п. «в» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2016 N 588 (в ред. от 10.07.2020) "Об утверждении Правил предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации, действующего на момент возникновения спор правоотношений, ежемесячная выплата предоставляется гражданам, указанным в пунктах 7 - 9 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействие; радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее также - получатели), при условии их постоянного проживания и (или) работы непосредственно перед датой рождения ребенка, на которого назначается выплата, или установлением над ним опеки в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - не менее 4 лет.
Таким образом, условием реализации права на получение отдельных мер социальной поддержки, предусмотренных Законом от 15.05.1991 N 1244-1, является постоянное проживание (работа) в одной из зон, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в течение определенного периода непосредственно перед предоставлением указанных мер.
При этом указанные нормативные правовые акты не раскрывает понятие "постоянное проживание".
Согласно статье 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно статье 2 вышеуказанного Закона место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отсутствие такой регистрации не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (статья 3 указанного Закона).
Таким образом, регистрация является предусмотренным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.
Исходя из вышеизложенного, при решении вопросов реализации права на социальное обеспечение (в том числе ежемесячные денежные выплаты), обусловленное фактом постоянного проживания на соответствующей территории Российской Федерации, следует принимать во внимание, что регистрация, являясь административным актом, выступает в качестве одного из доказательств постоянного проживания по указанному адресу, но не может в качестве бесспорного подтверждения такого проживания браться за основу при наличии иных доказательств, с определенностью подтверждающих иное.
Между тем, представленные истцом в суд доказательства не свидетельствуют о постоянном проживании или работе в г. Железногорске Курской области.
Полномочия по предоставлению мер социальной защиты отдельным категориям граждан, в том числе ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, до **.**.** осуществлялись органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Правил от 28.06.2016 N 588 предоставление ежемесячной выплаты осуществлялось органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Данные выплаты являются расходными обязательствами Российской Федерации, имеющими целевое назначение, и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета.
В связи с чем принятие и исполнение обязательств по указанным выплатам осуществлялось в пределах доведенных бюджетных ассигнований на указанные выплаты.
Федеральным законом N 409-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2022 г., указанные полномочия переданы Пенсионному фонду Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.01.2022 N 24 "О предоставлении отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации" установлено, что ежемесячная выплата, предусмотренная Правилами предоставления ежемесячной выплаты на каждого ребенка до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 г. N 588, назначенная органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2022 г., предоставляется и выплачивается Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений, переданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке. (п. 3)
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, **.**.** года рождения, является отцом ФИО2, **.**.** года рождения.
**.**.** ФИО1 обратился в Управление социальной защиты и охраны здоровья населения *** Курской области с заявлением о назначении ежемесячной выплаты на дочь ФИО2, **.**.** года рождения.
Решением Управления социальной защиты и охраны здоровья населения *** Курской области № *** от **.**.** в предоставлении ежемесячной выплаты истцу было отказано по причине отсутствия права на основании ч. 3 абз. 5 ст. 4 Закона РФ от **.**.** N 1244-1.
При этом, уведомление об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты с приложением копии решения, было направлено ФИО1 и содержит ссылку на основание, послужившее отказу, а именно: не соблюдение условия постоянного проживания (работы) в зоне с социально-экономическим статусом не менее 4 лет непосредственно перед датой рождения ребенка, на которого назначается выплата.
Учитывая, что истцом данные уведомление и решение от **.**.** были приложены к иску, суд пришел к выводу, что факт их получения ответчиком не оспаривался.
Из представленных суду материалов усматривается, что к заявлению от **.**.** ФИО1 были приложены следующие документы: свидетельство о рождении ФИО2; справки ООО «Расчетно-кассовый центр» от **.**.** о том, что ФИО1 вместе с дочерью зарегистрирован по адресу: Курская область, г. Железногорск, *** **.**.** по момент выдачи справки **.**.**; копия паспорта ФИО1 с отметками о регистрации.
В паспорте ФИО1 имеются следующие отметки о регистрации по месту жительства: с **.**.** по адресу: Курская область, г. Железногорск, ***; **.**.** снят с регистрационного учета; с **.**.** по адресу: Курская область, г. Железногорск, ***; **.**.** снят с регистрационного учета; с **.**.** по адресу: *** ***.
Таким образом, представленные заявителем **.**.** документы свидетельствовали об отсутствии регистрации на территории г. Железногорска Курской области, имеющем статус зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, в период с **.**.** по **.**.** и с **.**.** по **.**.**.
В связи с этим, вопреки доводам истца, им не были предоставлены достаточные сведения, подтверждающие факт его постоянного проживания (работы) в зоне с социально-экономическим статусом не менее 4 лет непосредственно перед датой рождения ребенка, на которого назначается выплата.
В связи с чем, не имелось оснований для предоставления истцу мер социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты на ребенка в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом после достижения им возраста трех лет, по заявлению от **.**.**.
Не имеется оснований для вывода о том, что ответчик необоснованного не включил истцу в период проживания с **.**.** по **.**.**, на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
ФИО1, обращаясь с требованием об установлении в судебном порядке юридического факта постоянного проживания в г. Железногорске Курской области в период с **.**.** по **.**.** обуславливает его заинтересованность в установлении данного факта необходимостью реализации права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации от **.**.** № *** в виде ежемесячной выплаты на ребенка в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом до достижения им возраста трех лет, по заявлению от **.**.**.
В подтверждение фактического проживания ФИО1 предоставляет справку ООО «Расчетно-кассовый центр» от **.**.**, согласно которой он был зарегистрирован и проживал по адресу: Курская область, г. Железногорск, *** период с **.**.** по **.**.**, по адресу: *** период с **.**.** по **.**.**., по адресу: Курская область, г. Железногорск, *** период с **.**.** по настоящее время.
Данный населенный пункт отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Представлена справка ООО УК «Комфорт» от **.**.**, согласно которой ФИО1 был зарегистрирован и постоянно проживал по адресу: Курская область, г. Железногорск, *** период с **.**.** по **.**.**.
Из адресной справки МО МВД России «Железногорский» от **.**.** следует, что ФИО1 был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Курская область, г. Железногорск, *** **.**.** по **.**.**.
Доказательств, с определенностью подтверждающих постоянное проживание в г. Железногорске Курской области в период с **.**.** по **.**.** не представлено.
Наряду с указанным, из справки ООО «АПК – Курск» от **.**.** следует, что ФИО1 работает по адресу: Курская область, *** с **.**.** по момент выдачи справки, который не относится к населенным пунктам, находящимся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Из договора купли-продажи от **.**.** следует, что ФИО1 продал квартиру, расположенную по адресу: Курская область, г. Железногорск, ***. Акт приема-передачи квартиры составлен и подписан сторонами **.**.**.
Из договора купли-продажи от **.**.** следует, что ФИО1, ФИО6 (покупатели) приобрели в собственность квартиру, расположенную по адресу: Курская область, г. Железногорск, ***.
Доводы истца о наличии в собственности квартиры в г. Железногорске Курской области не влекут иного применения положений Закона РФ от **.**.** N 1244-1.
Представленные в суд сведения не свидетельствуют о постоянном проживании (работе) истца на территориях, отнесенных к зонам, подвергшимся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, учитывая, что представленные истцом доказательства получены им после обращения в Управление социальной защиты и охраны здоровья населения *** Курской области за получением пособия и отказа ответчика в его назначении ввиду отсутствия сведений о фактическом постоянном проживании истца на территориях, отнесенных к зонам, подвергшимся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Уже на момент обращения ФИО1 в суд **.**.** с рассматриваемым иском, несовершеннолетняя ФИО2, **.**.** года рождения, достигла трехлетнего возраста.
Истец не был лишен возможности реализовать свое право на получение ежемесячной денежной компенсации с момента возникновения такого права, при наличии подтверждения постоянного проживания и (или) работы непосредственно перед датой рождения ребенка, на которого назначается выплата, в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом - не менее 4 лет.
Действующим законодательством не предусмотрено предоставление ежемесячной выплаты на ребенка в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом после достижения им возраста трех лет.
Право на обращение за назначением ежемесячной выплаты в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в фиксированном размере на ребенка до достижения им возраста 3 лет в установленный законом срок истцом ФИО1 фактически реализовано не было.
Учитывая, что суд не усмотрел правовых оснований для установления факта постоянного проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом г. Железногорск Курской области в спорный период и признании права на предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте до трех лет, не имеется оснований и для удовлетворения исковых требований об отмене решения Управление социальной защиты и охраны здоровья населения *** Курской области от **.**.**, возложении обязанностей принять решение о назначении вышеуказанной выплаты и передаче сведений в Отделение фонда пенсионного и социального страхования в Курской области.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования в Курской области об установлении факта постоянного проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом, признании права на предоставление и назначение ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте до трех лет - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Курский областной суд через Железногорский городской суд Курской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В. Смирнова