Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-4545/2020 от 17.03.2020

Судья: Грайвороновская О.В. адм. дело N 33а-4545/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                    

9 июня 2020 года                         г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Вачковой И.Г.,

судей Клюева С.Б. и Сивохина Д.А.,

при секретаре Петровой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Круглова А.Г., Сталина Д.И., Куколкина А.А., Коновалова А.С., Соловьева А.Ю., Барановой Н.П., Региональной общественной организации Самарской области «Коммунистический фронт большевиков» на решение Железнодорожного районного суда г.Самары от 29 января 2020 г. по делу N 2А-284/2020 по административному исковому заявлению Круглова А.Г., Сталина Д.И., Куколкина А.А., Коновалова А.С., Соловьева А.Ю., Барановой Н.П., Региональной общественной организации Самарской области «Коммунистический фронт большевиков» об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации общественной организации.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А. пояснения административных истцов Круглова А.Г., Барановой Н.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления Министерства юстиции по Самарской области Морозовой М.В., судебная коллегия

установила:

Круглов А.Г., Сталин Д.И., Куколкин А.А., Коновалова А.С., Соловьев А.Ю., Баранова Н.П., Региональная общественная организация Самарской области «Коммунистический фронт большевиков» (далее – административные истцы) обратились с административным исковым заявлением об оспаривании решения Управления Министерства юстиции по Самарской области об отказе в государственной регистрации Региональной общественной организации Самарской области «Коммунистический фронт большевиков», изложенным в уведомлении от 01 июля 2019 г., полагают, что оспариваемым решением нарушены их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Ссылаясь на нарушение своих прав и свобод, с учетом уточнений административные истцы просили признать незаконным решение Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации Региональной общественной организации Самарской области «Коммунистический фронт большевиков».

Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 29 января 2020 г. в удовлетворении требований было отказано.

В апелляционной жалобе административные истцы просят решение суда отменить как незаконное, постановленное при неправильном применении норм материального права и постановить по делу новое решение об удовлетворении завяленных требований.

В соответствии с п. 1 ст. 309 КАС РФ суд апелляционной инстанции, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия в соответствии с ч. 1 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее -КАС РФ), приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействии).

Согласно пункту 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В силу статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Согласно статье 5 вышеприведенного Закона под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных, или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подается, в том числе устав общественного объединения.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, если Устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области от Круглова А.Г. поступило заявление о государственной регистрации юридического лица - Региональной Общественной организации Самарской области «Коммунистический фронт большевиков» с приложением документов, необходимых для государственной регистрации Организации.

По результатам рассмотрения представленных документов административный ответчик направил истцам уведомление об отказе в государственной регистрации общественной организации N63/05-99-4374 от ДД.ММ.ГГГГ.

В оспариваемом уведомлении ответчик указывает на несоответствие отдельных положений Устава требованиям действующего законодательства.

Так, представленный для государственной регистрации устав организации не содержит сведения об образовании единоличного исполнительного органа организации, что не соответствует требованиям п. 4 ст. 52 ГК РФ, п. 2 ст. 123.7 ГК РФ, ст. 8, 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также не содержит сведений о компетенции, порядке формирования, сроке полномочий, порядке выступления от имени организации единоличного исполнительного органа, что не соответствует ст. 28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» является основанием для отказа в государственной регистрации.

Согласно ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», устав общественного объединения должен предусматривать: 1) наименование, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму; 2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность; 3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство); 4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа; 5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения; 6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом; 7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Согласно статьи 123.7 ГК РФ, в общественной организации образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).

Аналогичное положение содержит статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ, которая устанавливает, что в общественной организации образуется единоличный исполнительный орган, а в случаях, предусмотренных законом или уставом, в общественной организации образуется коллегиальный исполнительный орган.

Из устава Региональной Общественной организации Самарской области «Коммунистический фронт большевиков», утвержденным решением общего собрания учредителей протоколом в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 6.1 Устава Региональной Общественной организации Самарской области «Коммунистический фронт большевиков», органами управления Организации являются:

6.1.1 Высший орган управления Организации – Общее собрание членов…;

6.1.2 Постоянно действующий коллегиальный руководящий исполнительный орган Организации-Исполнительный комитет;

6.1.3. Контрольно-ревизионным органом Организации является Контрольно-Ревизионная комиссия либо Ревизор. Контрольно-ревизионная комиссия является коллегиальным органом управления.

Оспаривая отказ в регистрации общественной организации административные истцы указывают, что Уставом Организации предусмотрено наличие двух единоличных исполнительных органов п.п. 6.20-6.24 предусмотрено образование единоличного исполнительного органа - «Председатель Исполнительного комитета Организации» и п.п.6.25-6.28 предусмотрено образование другого единоличного исполнительного органа - «Секретарь Исполнительного комитета Организации». Вместе с тем, Устав не содержит указание на то, что данные органы являются единоличными исполнительными органами Организации. При этом судом не может быть приняты во внимание доводы административных истцов, что поскольку в Уставе был указан «Председатель Исполнительного комитета Организации», то исходя из содержания Устава и следовало, что указанный орган является именно единоличным исполнительным органом, даже без прямого на то указания в уставе.

Учитывая, что Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области при анализе представленного на регистрацию Устава Организации не наделено полномочиями устанавливать наличие в организации единоличного исполнительного органа на свое усмотрение исходя из общего смысла полномочий того или иного органа управления, указанного в Уставе, а также учитывая выявление при проведении правовой экспертизы, что представленный для государственной регистрации устав организации не содержит сведения об образовании единоличного исполнительного органа организации, что не соответствует требованиям п. 4 ст. 52 ГК РФ, п. 2 ст. 123.7 ГК РФ, ст. 8, 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» является основанием для отказа в государственной регистрации.

Истцы считают, что требования, предъявляемые административным ответчиком, носят формальный характер, указывают, что все положения Устава соответствуют нормам законодательства, при этом оспариваемым решением нарушены права и законные интересы истцом, предусмотренные ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», однако данные доводы не могут быть приняты судом, поскольку в соответствии с нормами действующего гражданского законодательства, а также ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», согласно которым Устав Организации должен соответствовать требованиям действующего законодательства, согласно п. 4 ст. 52 ГК РФ, ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», в том числе содержать сведения о порядке управления деятельностью юридического лица и предусматривать руководящие и контрольно-ревизионные органы общественного объединения.

Кроме того, суд первой инстанции принял во внимание, что административные истцы внесли в данной части исправления в устав Организации и ДД.ММ.ГГГГ вновь подали документы на регистрацию общественной организации. При этом ДД.ММ.ГГГГг., в связи с предоставлением исправленных документов и устава Региональной общественной организация Самарской области «Коммунистический фронт большевиков» в редакции от 22 сентября 2019 года, Управлением Министерства юстиции РФ по Самарской области осуществлена государственная регистрация указанной общественной организации, что опровергает доводы административных истцов относительно нарушения их прав и законных интересов, предусмотренных ст. 15 ФЗ «Об общественных объединениях».

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, не могут быть признаны незаконными.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством в данном случае является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав административный истцов, требования которых могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемым решением их прав и законных интересов.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемым решением возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

При недоказанности административным истцом нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав, свобод и законных интересов, требования административного истца удовлетворены быть не могут.

Вместе с тем, в данном случае совокупности условий необходимых для удовлетворения административного иска по настоящему делу не установлено.

В соответствии с абзацем 4 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Таким образом, права административных истцов на государственную регистрацию РОО СО «Коммунистический фронт большевиков» при создании Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области нарушены не были.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда, повторяющие правовую позицию административных истцов в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебном постановлении, не могут являться основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Иные доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда являются несостоятельными, не подтверждены надлежащими доказательствами и, соответственно, не могут повлечь отмену решения.

Обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия Самарского областного суда по административным делам

определила:

Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 29 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Круглова А.Г., Сталина Д.И., Куколкина А.А., Коновалова А.С., Соловьева А.Ю., Барановой Н.П., Региональной общественной организации Самарской области «Коммунистический фронт большевиков» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий –

    Судьи –

33а-4545/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Сталин Д.И.
Баранова Н.П.
Круглов А.Г.
Куколкин А.А.
Коновалов А.С.
Соловьев А.Ю.
Региональная общественная организация Самарской области Коммунистический фронт большевиков
Ответчики
Управление Министерства юстиции по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
17.03.2020Передача дела судье
07.04.2020Судебное заседание
08.06.2020Производство по делу возобновлено
09.06.2020Судебное заседание
26.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее