Дело № 2 –493/2023
УИД 33RS0010-01-2023-000925-58
Решение
именем Российской Федерации
30 августа 2023 года
Киржачский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Колокиной И.И.
при ведении протокола судебного заседания помощнике судьи Оглодиной Л.В.,,
с участием помощника прокурора Киржачского района Рыловой А.В.,,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Киржаче гражданское дело по иску прокурора Киржачского района в интересах защиты прав и свобод неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ № 6 им. С.Б. Белкина» г. Киржача Владимирской области, Управлению образования администрации Киржачского района об обязании Управление образования администрации Киржачского района профинансировать установку оборудования для оснащения лингафонного кабинета, обеспечивающего изучение иностранных языков в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, обязании МБОУ «СОШ № 6 им. С.Б. Белкина» г. Киржача Владимирской области установить оборудование для лингафонного кабинета и произвести его оснащение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом,
установил:
И.о. прокурора Киржачского района, с учетом уточненных требований, обратился в суд с иском в интересах защиты прав и свобод неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ № 6 им. С.Б. Белкина» г. Киржача Владимирской области, Управлению образования администрации Киржачского района об обязании Управление образования администрации Киржачского района профинансировать установку оборудования для оснащения лингафонного кабинета, обеспечивающего изучение иностранных языков в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, обязании МБОУ «СОШ № 6 им. С.Б. Белкина» г. Киржач установить оборудование для лингафонного кабинета и произвести его оснащение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование» в деятельности МБОУ «СОШ № 6 им. С.Б. Белкина» г. Киржача Владимирской области, в ходе которой установлено, что в МБОУ «СОШ № 6 им. С.Б. Белкина» г. Киржача Владимирской области отсутствуют надлежащим образом оборудованные лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков, что свидетельствует о ненадлежащей организации учебного процесса и, как следствие, нарушение прав несовершеннолетних в сфере образования.
Помощник прокурора Киржачского района в судебном заседании просила суд удовлетворить заявленные требования по указанным в иске основаниям.
Ответчики МБОУ «СОШ № 6 им. С.Б. Белкина» г. Киржача Владимирской области, Управление образования администрации Киржачского района, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей и письменных возражений в суд не направили.
В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела была размещена заблаговременно на интернет-сайте Киржачского районного суда Владимирской области.
Суд определил рассмотреть дело при установленной явке на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании в РФ») урегулированы общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.
На основании ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Согласно п.п. 7, 9 ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об образовании в РФ» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе, на следующих принципах: свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций.
В силу ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово- экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан паспорт национального проекта «Образование».
Одной из ключевых задач Национального проекта «Образование» является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
В частности, федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.
В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.
Среди разнообразных технических средств обучения важная роль отводится лингафонным кабинетам - специальным аудиториям, оснащенным звукотехнической и проекционной аппаратурой. Они создают для школьников оптимальные слуховые и зрительные условия для индивидуальной или групповой работы по изучению как иностранного, так и родного языка.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Согласно положениям п. 24 Стандарта организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должна иметь лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.
В соответствии с подразделом 9 Приказа Минпросвещения России от 23.08.2021 № 590 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 приложения № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и подпунктом «б» пункта 8 приложения № 27 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания», кабинет иностранного языка должен быть оснащен основным оборудованием и техническими средствами, включающие в себя программное обеспечение для лингафонного кабинета с возможностью организации сетевого взаимодействия и контроля рабочих мест учащихся учителем и обучения иностранным языкам; наушники с микрофоном и динамики для громкого воспроизведения; дополнительное вариативное оборудование в виде планшетного компьютера (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации).
С учетом положений п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Из материалов дела следует, что прокуратурой Киржачского района проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование» в деятельности МБОУ «СОШ № 6 им. С.Б. Белкина» города Киржача Владимирской области.
Установлено, что в МБОУ «СОШ № 6 им. С.Б. Белкина» города Киржача Владимирской области надлежащим образом оборудованные лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков, отсутствуют.
По сведениям МКУ «Централизованная бухгалтерия, обслуживающая муниципальные образовательные учреждения Киржачского района Владимирской области» в МБОУ СОЩ № 7 им. С.Б. Белкина г. Киржача Владимирской области числится комплект компьютерного лингафонного оборудования ЛКФ-102к на 16 мест.
В соответствии с п. 24 Стандарта организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования.
Вместе с тем, в образовательном учреждении до настоящего времени отсутствует оборудованный лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языков, что свидетельствует о ненадлежащей организации учебного процесса и, как следствие, нарушение прав несовершеннолетних в сфере образования.
На основании вышеизложенных норм права и установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Киржачского района в интересах защиты прав и свобод неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ № 6 им. С.Б. Белкина» города Киржача Владимирской области ИНН 3316005988, ОГРН 1033301004220, Управлению образования администрации Киржачского района ИНН 3316300655, ОГРН 1023300997477 удовлетворить.
Обязать Управление образования администрации Киржачского района профинансировать установку оборудования для оснащения лингафонного кабинета, обеспечивающего изучение иностранных языков в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Обязать МБОУ «СОШ № 6 им. С.Б. Белкина» города Киржача Владимирской области установить оборудование для лингафонного кабинета и произвести его оснащение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий судья И.И. Колокина
Мотивированное решение составлено 6 сентября 2023 года.